X


ХАНААН град ВЗ I - земля ВЗ II - Иисус Навин 1 - наследство


ХАОС море 1 - одежда I - пустыня 0 - сотворение ВЗ II 2,3


ХАРИЗМЫ

Слово X. греч. происхождения (χάρισμα). Оно того же корня, что и χάρις (благодать) и передается в русск. тексте НЗ выражением «дар благодати». Оно может означать все «непреложные дары Божий» (Рим 11.29), в частности, «дар благодати», получаемый нами от Христа (Рим 5.15 сл) и раскрывающийся в жизнь вечную (Рим 6.23). В самом деле, Бог нас «облагодатствовал» (Еф 1.6: χαριτόω) во Христе и «дарует нам все» (Рим 8.32: χαρίζω) Первый же из Его даров есть Сам Дух Св.: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5.5; см 8.15). Как специально богословский термин слово X. понимается главным обр. в перспективе этого присутствия Св. Духа, К-рый проявляет Себя в многообразных «дарах духовных» (1 Кор 12.1-4). Проявление этих даров в жизни ставит ряд вопросов, к-рые рассматриваются главным обр. в Посл. Павла.

I. ОПЫТ ДАРОВ СВ. ДУХА

Уже в ВЗ присутствие Духа Божия проявлялось в людях, вдохновляемых Им, чрезвычайными дарами: от пророческого ясновидения (3 Цар 22.28) до восхищения (Иез 3.12) и до таинственного унесения на небо (3 Цар 18.12). В более общем смысле Исаия связывал с Духом дары, обещанные Мессии (Ис 11.2), а Иезекииль - изменение сердец ч-ских (Иез 36.26 сл), тогда как Иоиль возвещал излияние Духа на всех людей (Иоил 2.28-32). Нужно иметь в виду эти эсхатологические обещания, чтобы понять опыт даров Духа в первоначальной Церкви, ибо она есть исполнение этих обетовании.

1. В Деяниях Апостольских Дух проявляется со дня Пятидесятницы, когда Апостолы говорят на всех языках о великих делах Божиих (Деян 2.4, 8-11), согласно Писаниям (2.15-21). Это знаменует, что Христос, будучи вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Св. Духа, излил Его на людей (2.33). В дальнейшем присутствие Духа проявляется многообразно: повторением знамений Пятидесятницы (4.31; 10.44 слл), особенно после крещения и возложения рук (8.17 сл; 19.6), действиями пророков (11.27 сл; 15.32; 21.10 сл), учителей (13.1 сл), провозвестников Евангелия (6.8 сл), Чудесами (6.8; 8.5 слл) и видениями (7.55). Эти особые X. даруются прежде всего Апостолам, но также и людям из их окружения, иногда в связи с некоторыми общественными обязанностями (Стефан, Филипп, Варнава) - всегда на благо общины, возрастающей под воздействием Духа.

2. В церквах, основанных Павлом, те же дары Духа нередко познаются на непосредственном опыте. Проповедь Апостола сопровождается явлением Духа и силы, т.е. чудесами (1 Фес 1.5; 1 Кор 2.4). Он сам «говорит языками» (1 Кор 14.18), у него бывают видения (2 Кор 12.1-4). Общины узнают, что им дарован Дух по чудесам, совершающимся среди них (Гал 3.2-5), из многоразличных даров, к-рые Он им посылает (1 Кор 1.7). С самого начала своего апостольского служения Павел высоко ценит эти дары Духа, заботясь лишь о том, чтобы различать подлинные: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес 5.19-22). Эти советы становятся более обстоятельными, когда перед Павлом встает пастырская проблема в связи с Х-ми.

II. ХАРИЗМЫ В ЦЕРКВИ

Проблема возникла в Коринфской общине по причине чрезмерного значения, придававшегося дару языков (см 1 Кор 12-14). Этот религиозный восторг, к-рый выражался речами «на иных языках» (см Деян 2.4), мог играть двусмысленную роль. Экстатическое состояние под действием Св. Духа может быть принято зрителями за опьянение от вина (Деян 2.13) и даже за беснование (1 Кор 14.23). Эти состояния бывали по виду похожи на порывы восторга язычников в нек-рых оргиастических культах; в них не всегда можно было отличить воздействие Св. Духа от болезненной экзальтации, способствовавшей беспорядку в общине и даже расколу (1 Кор 12). Павел решает этот вопрос не только практически; он ставит его на принципиальную высоту и придает ему доктринальное значение.

1. Единство и разнообразие харизм. - Дары Св. Духа весьма разнообразны, как разнообразны служения в Церкви и действия людей. Глубокое единство их объясняется тем, что они проистекают от Единого Духа, как служение от Единого Господа и действие от Единого Бога (1 Кор 12.4 слл). Люди, каждый соответственно своей X., - «домостроители» единой и многоразличной благодати Божией (1 Петр 4.10). Сравнение с телом ч-ским дает возможность легче понять направленность всех даров Божиих к единой цели: они даются на общую пользу (1 Кор 12.7). Они совместно действуют на пользу Церкви, Тела Христова, как все члены содействуют благу ч-ского тела, каждый по-своему (12.12-27). Распределение даров - одновременно дело Духа (12.11) и дел о Христа, К-рый дает благодать Божию по Своему произволению (Еф 4.7-10). Применяя эти дары, каждый прежде всего должен думать об общем благе.

2. Классификация харизм. - Павел не дал нам систематической классификации X., хотя и перечисляет их несколько раз (1 Кор 12.8 слл,28 слл; Рим 12.6 слл; Еф 4.11; см 1 Петр 4.11). Все же возможно определить различные области применения даров Духа. Прежде всего, некоторые X. Относятся к исполнению служения (см Еф 4.12) апостолов, пророков, учителей, благовестников, пастырей (1 Кор 12.28; Еф 4.11). Другие X. относятся к различным родам деятельности, полезным для общины, как, напр.: служение, учение, увещевание, дела милосердия (Рим 12.7 сл), слово мудрости или знания, исключительная вера, дар исцеления или чудотворения, дар языков, дар различения духов )1 Кор 12.8 слл)...

Эти харизматические действия, к-рые знаменуют действующее присутствие Духа, разумеется не составляют особых церковных служений. Они даются и носителям других служений. Так, Павел говорит на языках и совершает чудеса. О пророчестве говорится то как о деятельности открытой для всех (1 Кор 14.29 слл, 29 слл), то как об особом служении (1 Кор 12.28; Еф 4.11). Личная жизнь хр-н также основывается на X.: одни призваны к безбрачию, другие получают иной дар (1 Кор 7.7). Наконец, сама действенная любовь - эта первая хр-ская добродетель - есть дар Духа Св. (1 Кор 12.31-14.1). Мы видим, что X. не представляют собой чего-либо исключительного, даже если нек-рые из них - дары необычайные, как власть творить чудеса. От них вполне зависит вся жизнь хр-н и деятельность церковных учреждений. Т. обр. Дух Божий руководит новым народом, на к-рый Он обильно изливается, давая одним силу и благодать для совершения их назначений, другим силу и благодать, чтобы следовать своему личному призванию на пользу общине, «для созидания Тела Христова» (Еф 4.12).

3. Правила применения харизм. - Нельзя «угашать Духа», но все же необходимо испытывать подлинность X. (1 Фес 5.19 сл) и «испытывать духов» (1 Ин 4.1). Это различение духов, к-рое также есть плод благодати, существенно (1 Кор 12.10). Павел и Иоанн устанавливают здесь первое правило, дающее безошибочный критерий: подлинные дары Духа узнаются в исповедании Иисуса как Господа (1 Кор 12.3). «Всякий дух, к-рый исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1 Ин 4.1 слл). Это правило дает возможность исключить всех лжепророков, к-рых одушевляет дух Антихриста (1 Ин 4.3; см 1 Кор 12.3). Кроме того, пользование X. должно быть подчинено служению общему благу. Поэтому следует уважать его иерархичность. Церковные назначения распределяются по степени их важности. Во главе стоят апостолы (1 Кор 12.28; Еф 4.11). Виды деятельности, к к-рым могут стремиться все верующие, оцениваются не по их внешней эффектности, но по их подлинной эффективности. Все должны прежде всего искать любовь, а затем - другие духовные дары. Среди них на первом месте стоит пророчество (1 Кор 14.1). Павел пространно доказывает превосходство этого дара над глоссолалией, ибо, доколе религиозный восторг выражается невразумительным образом, община не назидается, а как раз это назидание всех является самым главным (1 Кор 14.2-25; см 1 Петр 4.10 сл). Даже подлинные X. должны подчиняться практическим правилам, чтобы на церковных собраниях был порядок (1 Кор 14.33). По этому поводу Павел дает Коринфской общине предписания, к-рые должны строго исполняться (1 Кор 14.26-38).

4. Харизмы и церковная власть. - Эти руководящие указания Апостола в области действия Св. Духа дают понять, что X. всегда остаются в подчинении церковной власти (см 1 Ин 4.6). При жизни апостолов их власть в этой области проистекала из того, что апостольство есть первая из X. Но и после них их уполномоченные причастны к той же власти, что видно из указаний, к-рые мы находим в пастырских посланиях в частности (см 1 Тим 1.18-4.16). Ведь эти уполномоченные сами получили особый дар Духа через рукоположение (1 Тим 4.14; 2 Тим 1.6). У них нет апостольской X., но есть X. управления, дающая им право предписывать и учить (1 Тим 4.11). Этим правом никто не должен пренебрегать (1 Тим 4.12). Т. обр., в Церкви все остается подчиненным иерархичности управления, к-рая сама есть X.

AG & PG

Апостолы - благодать IV - болезнь НЗ II 1 - девство НЗ 3 - Дух Божий НЗ V 2 - пророк ВЗ I, НЗ II 3 - Пятидесятница II 1 - раскол НЗ 1 - служение - увещевать 0 - учить НЗ II 3 - Церковь VI 1,2; VI - чудо III 3 б


ХВАЛА

Принято различать в молитве X., прошение и благодарение. Фактически в Библии X. и благодарение часто соединяются в одном движении души, в одних и тех же словах. Действительно, Бог достоин X. за Свои благодеяния, оказываемые ч-ку и X. естественно становится благодарностью и благословением. Примеров много (Пс 34.18; 68.31; 108.30; Езд 3.11). X. и благодарение вызывают одинаковые внешние проявления радости, особенно в культе. И X. и благодарение воздают Богу славу (Ис 42.12; Пс 21.24; 49.23; 1 Пар 16.4; Лк 17.15-18; Деян 11.18; Флп 1.11; Еф 1.6,12,14), исповедуя Его величие.

В той мере, в какой такие тексты и слова поддаются различению, можно сказать, что X. Больше относится к Самому Богу, чем к дарам Его. Она более теоцентрична, больше растворяется в Боге, она ближе к поклонению, на пути к экстазу. Хвалебные гимны обычно не имеют конкретного содержания. Бог воспевается, потому что Он Бог.

I. БОГ ХВАЛЫ

Гимны восхваления возникают в порыве восторга, слова умножаются в попытке дать образ Бога и Его величия. В них воспевается благость Ягве, Его правда (Пс 144.6 сл), Его благодеяния (Пс70.15), Его спасение (1 Цар 2.1), Его милость и истина (Пс 88.2; 116.2), Его слава (Исх 15.21), Его сила (Пс 28.4), Его дивные предопределения (Ис 25.1), Его суд, освобождающий узников (Пс 145.7). Все это блистает в чудесах Господа (Пс 95.3), в подвигах Его (Пс 104.11 слл; 105.2), во всех делах Его (Пс 91.5 сл), включая чудеса Христа (Лк 19.37).

От дел мы восходим к их Творцу. «Велик Ягве и достохвален и величие Его неисследимо» (Пс 144.3). «Ягве, Боже мой! Ты дивно велик, и облечен славою и величием» (Пс 103.1; см 2 Цар 7.22; Иф 16.13). В песнопениях воспевается великое Имя Божие (Пс 33.4; 144.2; Ис 25.1). Восхвалять Бога - это значит превозносить величие Его (Лк 1.46; Деян 10.46), признавать Его несравненное превосходство, ибо Он Тот, Кто пребывает в вышних (Лк 2.14), ибо Он свет. X. вдохновляется восторгом сознания этой святости Бога (Пс 29.5 = 96.12; 98.5; 104.3; см Ис 6.3). И этот восторг - чистейший и благочестивейший - соединяет с Богом.

II. СОДЕРЖАНИЕ ХВАЛЫ

1. Хвала и исповедание. - X. - это прежде всего исповедание величия Божия. В различных и многообразных формах X. почти всегда предваряется торжественным провозглашением (см Ис 12.4 сл; Иер 31.7; Пс 88.2; 95.1 слл; 104.1 сл; 144.6...; см 78.13). Такое провозглашение предполагает слушателей, способных к благоговейному трепету, к полному единению. Это - собрание праведных (Пс 21.23,26; см 32.1). Это - чистые сердцем, смиренные, к-рые способны понять величие Бога и воспеть Ему X. (Пс 29.5; 33.3; 65.16 сл). Это - не люди несмысленные (Пс 91.7).

Внезапно рожденная от прикосновения Бога Живого X. всецело пробуждает ч-ка (Пс 56.8; 107.2-6) и устремляет его к обновлению его жизни. Ч-к весь отдается X. Бога и если X. эта подлинна, то она - непрестанна (Пс 144.1 сл; 145.2; Откр 4.8). Она есть как бы взрыв всех жизненных сил, ибо не мертвые, сошедшие в шеол, могут славить Бога, но только живые (Пс 6.6; 29.10; 87.11 слл; 113.25 сл; Ис 38.18; Вар 2.17; Сир 17.24 сл).

НЗ сохраняет первое место в X. за исповеданием: восхвалять Бога значит всегда и прежде всего провозглашать Его величие повсюду вокруг себя (Мф 9.31; Лк 2.38; Рим 15.9 = Пс 17.50; Евр 13.15; см Флп 2.11).

2. Хвала и песнопение. - X. рождается от восхищения и изумления перед Лицом Божиим в душе раскрывшейся и охваченной восторгом. Она может выразиться в кликах, в восклицании, в радостном славословии (Пс 46.2,6; 80.2; 88.16 сл; 94.1 ...; 97.4). Так как X. должна быть, как правило, понятна народу, она легко становится в своем развитии песнью, гимном, чаще всего в сопровождении музыки и даже пляски (Пс 32.2 сл; см Пс 97.6; 1 Пар 23.5). Призыв петь часто встречается в начале X. (Исх 15.21; Ис 42.10; Пс 104.1...; см Иер 20.13).

Одно из слов X. наиболее характерных и насыщенных содержанием - это хиллел (евр), к-рое по-русски обычно переводится словом: хвалить (см начало псалмов: Пс 99.1; 112; 116; 134). Повод к X. в них определенно указан. Иногда этого указания нет и X. исходит в таком случае как бы сама из себя (Пс 62.6; 112.1). Таково восклицание аллилуйя = Халлелу - Ях: Хвалите Я(гве).

В НЗ имеется несколько разных терминов для выражения песенной X., к-рые указывают нам на песнь (греч άδω: Откр 5.9; 14.3; 15.3), на содержание гимна (греч ύμνέω: Мф 26.30; Деян 16.25) или на музыкальное сопровождение (греч ψάλλω: Рим 15.9 = Пс 17.50; 1 Кор 14.15). Однако в таком тексте, как Еф 5.19, Павел пользуется одинаково всеми этими словами. С другой стороны, у LXX хиллел чаще переводится словом αίνέω, к-рое мы находим и в НЗ, в особенности у Лк (Лк 2.13,20; 19.37; 24.53; Деян 2.47; 3.8 сл).

3. Хвала и эсхатология. - В Библии X. является прежде всего уделом Израиля: избранный народ получил откр., и он один знает истинного Бога. Позднее X. приобретает все более всемирный характер. Язычники тоже видят славу и силу Ягве и приглашаются слить свой голос с голосом Израиля (Пс 116.1). В этом отношении знаменательны «Псалмы Царства» (Пс 95.3,7 сл; 96.1; 97.3 сл). Не только все народы земли приглашаются уразуметь победы Бога (как, напр., возвращение из Плена Вавилонского), но и сама природа приобщается к этому хвалебному хору (Ис 42.10; Пс 97.8; 148; Дан 3. 51-90).

Вселенскость приуготовляет эсхатологию. Эта X. всех народов, впервые зазвучавшая по возвращении из Плена Вавилонского, лишь предваряет грядущую великую X., к-рая будет звучать «во веки веков». Гимны ВЗ прообразуют вечный гимн Дня Господня, уже звучащий и всегда ожидаемый. «Новые песни» Псалтири найдут свой последний отклик в «новой песне» Откр Ин (Откр 5.9; 14.3).

III. ХВАЛА И БОГОСЛУЖЕНИЕ

X. в Израиле всегда была связана с богослужением, но эта связь стала еще более реальной, когда, после построения храма, культ стал более структурным. Участие народа в культе в Храме было живым и радостным. Там, в особенности на ежегодные праздники или в важные дни жизни народа (помазание на царство, празднование победы, освящения Храма и т.д.), соединялись все элементы X.: стечение народа, восторг, выражаемый кликами: Аминь! Аллилуйя! (1 Пар 16.36; Неем 8.6; см 5.13), припевы: «Ибо вовек милость Его!» (Пс 135.1...; Езд 3.11), благовоние ладана, музыка и пение. По всей вероятности многие псалмы составлены для нужд культовой X. Эти песнопения рассеяны в нашей Псалтири, но мы находим их объединенными по крайней мере в три традиционные группы: «Малый Халлел» (Пс 112-117), «Большой Халлел» (Пс 135), «Заключительный Халлел» (Пс 145-150). В Храме пение псалмов сопровождает плодах, т.е. «жертву хвалебную» (см Лев 7.12 ...,22,29 сл; 2 Пар 33.16), мирную жертву, за к-рой следует очень радостная священная трапеза при храме.

В хр-ской среде тоже часто прибегают к культовой X. В Деян. и Посл. (Деян 2.46 сл; 1 Кор 14.26; Еф 5.19) упоминаются литургические собрания первых христиан, а в Откр. Ин. имеется описание небесного культа и хвалений.

IV. ХРИСТИАНСКАЯ ХВАЛА

В своем основном стремлении X. одинакова в обоих Заветах (в ВЗ и НЗ). Тем не менее, отныне это X. хр-ская, прежде всего потому, что она вызвана даром Христа, искупительной силой, проявленной во Христе. Таков смысл X. ангелов и пастухов на Рождество Христово (Лк 2.13 сл,20) и X. народа после совершения чудес (Мк 7.36; Л к 18. 43; 19.37). Таков же основной смысл кликов Осанна при входе Господнем в Иерусалим (см Мф 21.16 = Пс 8.2 сл), а также Песни Агнца в Откр. Ин. (см Откр 15.3).

В нескольких отрывках первохр-ских гимнов, сохраненных в Посланиях, встречаются отклики хр-ской X., обращенной к Богу Отцу, К-рый открыл «великую тайну благочестия» (1 Тим 3.16) и К-рый в грядущем откроет явление Христа (1 Тим 6.14 сл). В этой X. исповедуется Тайна Христа (Флп 2.5...; Кол 1.15...) или Тайна Спасения (2 Тим 2.11 сл). Т. обр. X. становится подлинным исповеданием хр-ской веры и жизни (Еф 5.14).

X. НЗ-ная, основанная на даре Христа, есть X. хр-ская еще в том смысле, что она восходит к Богу со Христом и во Христе (см Еф 3.21); она есть X. сыновняя, ибо следует собственной молитве Христа (см Мф 11.25); иногда эта X. обращена непосредственно ко Христу (Мф 21.9; Деян 19.17; Евр 13.21; Откр 5.9). Во всех смыслах правильно утверждать: отныне наша X. - Господь Иисус.

Так, как бы расцветая из Св. Писания, X. всегда сохраняет первостепенную роль в хр-стве. Она ритмично соразмеряет литургическую молитву пением Аллилуйя и Слово Отцу..., животворя души, пребывающие в молитве, преисполняя их и претворяя в «похвалу славы» (ср Еф 1.12).

АR

благовония 2 - благодарение - благословение II 3, III 5 - благочестие ВЗ 2 - богохульство - дела ВЗ I - Евхаристия I 1,2 - исповедовать - культ - молитва II 3, V 2 - слава V - уста 2 - язык 1


ХВАЛИТЬСЯ хвала


ХЕРУВИМЫ ангелы ВЗ 1 - ковчег Завета 0


ХЛЕБ

X. есть дар Божий. Он для ч-ка источник сил (Пс 103.14 сл), средство к существованию настолько необходимое, что недостаток хлеба значит недостаток всего (Ам 4.6; см Быт 28.20); в молитве, преподанной Христом Своим ученикам, X. как бы заключает в себе все дары, необходимые нам (Лк 11.3). Но X. означает еще больше: он есть знамение величайшего из даров (Мк 14.22).

I. ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ

1. В повседневной жизни определяют положение, говоря о вкусе, придаваемом им хлебу. Когда ч-к страдает и кажется, что Бог его оставил, он ест «хлеб слезный», «хлеб горести», «пепел, как хлеб» (Пс 41.4; 79.6; 101.10; Ис 30.20). Тот, кто радостен, ест X. «с веселием» (Екк 9.7). О грешнике говорят, что он ест «хлеб беззакония» или лжи (Притч 4.17), а лентяй - хлеб праздности (Притч 31.27). Однако X. есть не только средство к существованию: он предназначен к братскому разделению. Каждая трапеза предполагает собрание и приобщение. Постоянно есть свой хлеб вместе с кем-нибудь, - значит быть его другом, почти наперсником (Пс 41. 10 = Ин 13.18). Долг гостеприимства священен, оттого X. каждого становится X. путника, посланного Богом (Быт 18.5; Лк 5.11). Со времени Плена все больше подчеркивается необходимость делить свой X. с голодным: евр. благочестие находит в этом лучшее выражение братской любви (Притч 22.9; Иез 18.7,16; Иов 31.17; Ис 58.7; Тов 4.16). Предписывая Коринфянам сбор в пользу «святых», Павел напоминает, что все дары от Бога, начиная с X. (2 Кор 9.10). В хр-ской Церкви «преломление хлеба» обозначает евхаристический обряд, творимый на благо всем: Тело Христово становится источником единства Церкви (Деян 2.42; 1 Кор 10.17).

2. Хлеб - дар Божий. - Бог после сотворения ч-ка (Быт 1.29) и снова после потопа (9.3) указывает ч-ку, что он может есть. Только ценой тяжкого труда греховный ч-к сможет обеспечить себя необходимым: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (3.19), С тех пор обилие или недостаток X. обретают значение знамения: обилие - это благословение Божие (Пс 36.25; 131.15; Притч 12.11), а недостаток X. - наказание за грех (Иер 5.17; Иез 4.16 сл; Плач 1.11; 2.12). Следовательно, ч-к должен смиренно испрашивать свой X. у Бога и ожидать его с упованием. В этом отношении очень показательны повествования об умножении Х-в. Чудо, совершенное Елисеем (4 Цар 4.42 слл), показывает изобилие Божиих даров: «насытятся и останется». Евангельские повествования об умножении X. тоже являются в первую очередь призывом к смиренному упованию. Позаимствовав из псалма (77.25) фразу «и ели все и насытились» (Мф 14.20 п; 15.37 п; см Ин 6.12), эти повествования напоминают о «хлебе сильных», к-рым Бог насытил Свой народ в пустыне. В таком же смысле Иисус призывает Своих учеников молиться о «хлебе насущном» (Мф 6.11), подобно сыновьям, с доверием ожидающим всего от своего Отца Небесного (см Мф 6.25 п).

X. есть, наконец, высший дар эсхатологического времени как для каждого в отдельности (Ис 30.23), так и на мессианском пиршестве, обещанном избранным (Иер 31.12). Трапеза Иисуса со Своими учениками (Мф 11.19 п), в особенности Тайная Вечеря (см Евхаристия), когда хлеб, данный Христом Своим ученикам, стал Его Телом, истинным даром Божиим (Лк 22.19), прообразует эсхатологическое пиршество.

II. ХЛЕБ В КУЛЬТЕ

1. Священническое законодательство придает большое значение «хлебам предложения», находившимся в Храме на столе рядом с чашей для возлияний (3 Цар 7.48; 2 Пар 13.11; см Исх 25.23-30). Вероятно этот обряд весьма древнего происхождения (1 Цар 21.5 слл). Возможно, что это отголосок примитивных религиозных представлений, согласно к-рым божеству надо было предлагать пищу. Для Израиля, Бог к-рого отвергает всякую пищу (Суд 13.16), эти X. становятся символом общения между Богом и Его верными; их должны были съедать священники (Лев 24.5-9).

2. Хлеб Начатков входил в приношения на празднике Седмиц (Лев 23.17). Слова «приношение возношения» показывают, что этот X. обозначает признание дара Божия, как каждый обряд Начатков (см Исх 23.16,19). Он, естественным образом, достается священнику, представителю Бога (Лев 23.20; см Иез 44.30; Числ 18.13). Царь-священник Мелхиседек также приносит Богу Творцу хлеб и вино в знак признания Его дара (Быт 14.18 слл).

3. Уже согласно наиболее древним законам при жертвоприношениях должны были употребляться опресноки (Исх 23.18; 34.25); они же составляли пищу Израиля во время Весеннего Праздника (23.15; 34.18). Квасное исключалось из культовых приношений (Лев 2.11); возможно, что в нем видели символ испорченности. Во всяком случае, когда земледельческий праздник опресноков соединялся с жертвой Пасхи, употребление X. без закваски ставилось в связь с Исходом из Египта: это должно было напоминать поспешный уход, не давший времени хлебу взойти (Исх 12.8,11,39). Возможно, что происхождение этого обряда только обычай кочевой жизни, оставленный при оседлой жизни в Ханаане. Позднее к нему прибавилась идея некоего обновления: старая закваска должна исчезнуть (12.15). Павел пользуется этим образом, чтобы убеждать принявших крещение жить новою жизнью (1 Кор 5.7 сл). Употребление X. в богослужении нашло свое завершение в Евхаристии: уже умножение хлебов Иисус сопровождал литургическими жестами (Мф 14.19), а во время Тайной Вечери Он повелел возобновлять это действие, к-рым Он претворил X. в Свое Тело, приносимое в жертву и являющееся таинством единства верных (1 Кор 10. 16-22:11.23-26).

III. ХЛЕБ СЛОВА

Пророк Амос, возвещая голод слышания Слов Господних (Ам 8.11), сравнивает X. со словом (см Втор 8.3 по поводу манны). Позднее, говоря о мессианском пире, пророки и мудрецы Израиля упоминают о X., означающем живое Слово Божие (Ис 55.1 слл), олицетворение Премудрости Божией (Притч 9.5 сл; Сир 24.19-22; см 15.1 слл). И для Иисуса X. есть символ Слова Божия, к-рым должно питаться ежедневно (Мф 4.4). На желание вкусить X. в Царстве Божием (Лк 14.15) Иисус отвечает притчей о званых, в к-рой имеется в виду прежде всего признание Его Божественной личности и принятие Его откр. Сопоставляя рассказ об умножении X. с поучениями Иисуса, Марк может быть хочет показать, что хлебы - это символ Слова Иисуса и одновременно Его Тела, отданного в жертву (Мк 6.30,34). У Иоанна Иисус открывает смысл этого чуда, говоря, что Он Сам есть истинный X. (Ин 6.32-35). Сперва Он говорит о Себе как о Слове, в К-рое надлежит верить (6.35-47). Это воплотившееся Слово отдает Себя в жертву, и поэтому обращение к вере непременно должно заключать в себе приобщение к этой жертве в таинстве Евхаристии (6.49-58). X., испрашиваемый ежедневно верующими у Бога, есть насущная пища и дар Божий даже в своей вещественности; по мере того как вера ширится и углубляется, он становится символом Слова Божия и Самой Личности закланного Спасителя, К-рый есть истинный X. небесный, X. жизни, живый и животворящий (6.32,35,51).

DS

голод и жажда - Евхаристия - жизнь VI 2 - манна - пища - приобщение НЗ - трапеза


ХОДИТЬ бегать - добродетели и пороки 1 - пребывать 0 - путь - следовать


ХОРИВ (гора) гора II 1 - Илия ВЗ 1 - имя ВЗ 2 - огонь ВЗ I 1 - Союз-Завет ВЗ I 1


ХРАБРОСТЬ, МУЖЕСТВО гонение II - гордость - сила

ХРАМ

Во всех религиях X. считается свящ. местом, где божество являет свое присутствие людям, чтобы принимать их поклонение, выражаемое в культе, и делать их причастниками своей милости и жизни. Правда, его обычное местопребывание не принадлежит земному миру, но X. до нек-рой степени отождествляется с ним, так что благодаря X. ч-к вступает в связь с миром богов. Такую первоначальную символику мы находим в ВЗ. Иерусалимский X. знаменует Присутствие Бога среди людей. Но это всего лишь знамение временного характера, к-рое заменится в НЗ знамением иного рода: Телом Христа и Его Церковью.

В3

I. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ

1. Древнее святилище Израиля. - Евреи патриархальных времен не знали X. У них были свящ. места, где они «призывали имя Ягве», как напр., Вефиль (= Дом Божий: Быт 12.8; 28.17 сл), Вирсавия (26.25), Сихем (33.18 слл). Синай времени Исхода - место такого же рода, освященное явлением Бога (Исх 3; 19.20). Затем у Израиля появляется переносное святилище, благодаря к-рому Бог может постоянно пребывать среди Своего народа, ведомого Им через пустыню. Скиния Завета, идеализированное описание к-рой, отчасти внушенное будущим X., мы видим в Исх 26-27, есть место встречи народа с Богом (Числ 1.1; 7.89...). Бог обитает в ней между херувимами, над очистилищем, покрывающим ковчег Завета. Бог там прорицает: отсюда имя, данное скинии: «Скиния свидетельства» (в русском тексте: «Ковчег откровения» (Исх 38.21; см 25.22; 26.33). Присутствие Божие там одновременно ощутимо и скрыто: за облаком (Исх 33.7-11; 40.36 слл) скрывается Его сияющая слава (Числ 14.10; 16.19). Т. обр. память о Синайском Завете поддерживается в центральном святилище всего Израильского союза. Когда же он утвердился в Ханаане, то святилище, общее коленам Израилевым, устанавливается последовательно на Гевале, в Сихеме (Ис Нов 8.30-35; 24.1-28), в Силоме (1 Цар 1-4). Святилище это сохраняло с самого начала древний характер, что резко отличало его от хананейских святилищ, обычно представлявших собою каменные X.: Бог Синая не хочет никакого соприкосновения с языч. культурой Ханаана.

2. Проект Давида. - Это святилище, общее всем коленам Израилевым, Давид устанавливает в Иерусалиме, после того как он перенес туда Ковчег Завета, захваченный и возвращенный Филистимлянами (2 Цар 6). Завоеванный им Иерусалим стал не только столицей политической, но и религиозным центром народа Ягве. Организовав монархию по образцу соседних царств, хотя и не поступаясь своеобразием Израиля, Давид задумал сделать более современным и место традиционного культа. Построив себе дворец, он мечтал воздвигнуть X. Ягве (2 Цар 7.1-4). Но на то не было изволения Божия: не Давиду дано строить Дом (т.е. X. Ягве), а Сам Ягве берет на Себя построить Дом Давиду (т.е. династию) (2 Цар 7.5-17). Это решение можно объяснить двояко. Для народа Завета идеальным святилищем продолжала быть скиния, наглядно напоминавшая пребывание в пустыне (2 Цар 7.6 сл). С другой стороны, подлинный культ единого Бога был несовместим с рабским подражанием языч. культам, X. к-рых символизируют обладание божеством (таковы вавилонские зиккураты, см Быт 11.1-9) и оскверняются магическими или безнравственными идолопоклонническими обрядами.

3. Осуществление Соломоном. - Однако в царствование Соломона проект Давида осуществляется без всякого противодействия со стороны пророков (3 Цар 5.15-7.51). Религия Ягве настолько сильна, что она может обогатиться даже достижениями ханаанской культуры, не изменяя Синайской традиции, тем более, что центр X. представляет символ этой традиции. Эта традиция явно утверждается в X. (8.1-9); так обр. Иерусалимское святилище является преемственным центром поклонения колен Израилевых. Кроме того, являя там Свою славу в облаке (8.10-13), Бог явно показывает, что X. угоден Ему как местопребывание, где Он «дает пребывать имени Своему» (8.16-21). Разумеется, Сам Бог не связан с этим видимым знаком Своего присутствия: небо небес не вмещает Его, а тем более земной дом (8.27); но, чтобы дать возможность Своему народу более ощутимо встречать Его, Он избрал это местопребывание, о к-ром сказал: «Мое Имя будет там» (8.29).

4. Роль X. в народе Божием. - Отныне, не отменяя еще все другие святилища, Иерусалимский X. становится центром поклонения Ягве. Туда стекаются паломники со всех концов страны, «чтобы явиться пред лице Божие» (Пс 41.3), и для верных X. есть предмет трогательной любви (см Пс 83; 121). Всем известно, что Бог пребывает «на небесах» (Пс 2.4; 102.19; 113.11; и т.д.). X. есть как бы подобие Его небесного дворца (см Исх 25.40), к-рый т. обр. в какой-то мере находится в мире сем. Следовательно, поклонение, происходящее в X., приобретает значение официального культа: именно в нем царь и народ совершают служение национальному Богу.

II. ОТ КАМЕННОГО ХРАМА К ХРАМУ ДУХОВНОМУ

1. Двойственность знамения храма. - Во времена царей, при всей своей важности для культа Израиля, знамение X. носило несколько двойственный характер. Для людей с поверхностным религиозным чувством обряды, совершаемые в X., могут стать жестами, лишенными смысла. С другой стороны, их привязанность к X. может принять характер настоящего суеверия. Повторяют: «Здесь X. Ягве, X. Ягве, X. Ягве!» (Иер 7.4), будучи уверены, что Бог должен их защищать при любых обстоятельствах, даже если народ, посещающий X., на этом основании не исполняет Закона. Этими уклонениями объясняется сложность отношений пророков к X. Правда, Ягве являет Себя Исайи именно в X. в начале его пророческого служения (Ис 6). Тот же пророк возвещает, что место это не будет разрушено нечестивым Сеннахиримом (Ис 37.16-20,33 слл). Но тот же Исаия, как и Иеремия, и Иезекииль обличают поверхностность культа, совершаемого во X. (Ис 1.11-17; Иер 6.20; 7.9), и даже идолопоклоннические обряды, проникшие туда (Иез 8.7-18). Наконец, они предвидят, что Ягве покинет избранное Им Свое местопребывание, и возвещают разрушение X. в наказание за грехи народа (Иер 7.12-15; Мих 3.12; Иез 9-10). Действительно, подлинный характер культа Израиля имеет большее значение, чем знамение материального характера, с к-рым Ягве временно связал Свое присутствие.

2. От первого до второго храма. - Иерусалимский X. как бы сам принимает участие в превратностях судеб Израиля. Попытки религиозной реформы сперва увеличивают значение X. - как при Езекии (4 Цар 18.4; 2 Пар 29-31), так и особенно при Иосии, к-рый осуществляет в свою пользу единство святилища (4 Цар 23.4-27). Но в конце концов угрозы пророков осуществляются (25.8-17): слава Ягве покидает Его оскверненное жилище (см Иез 10.4,18) Конец ли это знамения X. ? Отнюдь нет, ибо эсхатологические прорицания пророков отводят X. большое место в своих прозрениях будущего. Исаия узрел в нем будущий религиозный центр всего ч-ства, примиренного в поклонении истинному Богу (Ис 2.1-4). Иезекииль провидел во всех подробностях восстановление X. в час национального возрождения (Иез 40-48). И первой заботой Евреев по возвращении из Плена было восстановление X., что поощряли пророки Аггей и Захария (Езд 3-6). В новых прорицаниях воспевается грядущая слава X. (Агг 2.1-9; Ис 60.7-11). Т. обр., в этом втором X. возобновляется прежний культ: X. снова стал центром иудаизма, вернувшегося к своему исконному теократическому устройству, и знамением присутствия Божия среди людей. Туда отправляются в паломничество, и сын Сирахов восторженно прославляет великолепие обрядов, там происходивших (Сир 50.5-21). И когда царь Антиох оскверняет X. и устанавливает в нем языческий культ, Иудеи встают на защиту X. Главная цель их свящ. войны - очищение X. для восстановления в нем традиционного культа (1 Мкк 4.36-43). Через несколько десятилетий Ирод Великий перестраивает X. с большим великолепием. Но искреннее благочестие, свободно проявляемое во время богослужений в X., гораздо важнее этого внешнего блеска.

3. К храму духовному. - После конца эпохи пророков, несмотря на такую привязанность к X. каменному, начало утверждаться новое течение мысли. Грозные предсказания, относящиеся к X. (Иер 7), а затем и его разрушение и, в особенности, опыт Плена наглядно показали необходимость более духовного культа, соответствующего требованиям религии сердца, возвещаемой Второзаконием и Иеремией (Втор 6.4 слл; Иер 31.31...). В земле изгнания лучше поняли, что Бог всюду, где Он царствует, всюду, где поклоняются Ему (Иез 11.16). Ведь слава Его открылась Иезекиилю в Вавилоне (Иез 1). И вот, к концу Плена, некоторые пророки предупреждают Иудеев против чрезмерной привязанности к X. из камня (Ис 66.1 слл), как если бы духовное поклонение, требуемое Богом, поклонение «смиренного (см бедный) и сокрушенного духом» (66.2) лучше сочеталось с духовным Присутствием Божиим, отрешенным от внешних знаков. Ягве пребывает на небе и оттуда внемлет молитвам Своих верных, откуда бы ни возносились они (см Тов 3.16). Наличие такого течения делает понятным, что, незадолго до пришествия Христа, секта ессеев могла порвать с культом X. Ессеи считали этот культ оскверненным незаконным священством, а свою общину духовным X., где Богу воздается поклонение, достойное Его. В эти времена апокрифические апокалипсисы описывали X. небесный, X. нерукотворный. Там пребывает Бог, а X. земной есть лишь несовершенный образ (см Прем 9.8), и этот X. небесный снизойдет на землю в конце времен, чтобы стать местопребыванием Божиим в «грядущем мире».

НЗ

I. ИИСУС ХРИСТОС, НОВЫЙ ХРАМ

1. Иисус и прежний X. - Иисус, как и пророки, глубоко почитает X. Дева Мария приносит Его в X. (Лк 2.22-39). Он приходит туда на торжества как на место встречи со Своим Отцом (Лк 2.41-50; Ин 2.14 и т.д.). Он одобряет богослужения, но осуждает формализм, искажающий их значение (Мф 5.23 сл; 12.3-7 п; 23.16-22). X. для Него - Дом Божий, дом молитвы, Дом Отца Его. Он негодует, ибо его превращают в дом торговли, и пророческим жестом изгоняет торгующих голубями из X., чтобы очистить его (Мф 21.12-17 п; Ин 2.16 слл; см Ис 56.7; Иер 7.11), и в то же время Он возвещает разрушение этого великолепного здания, от к-рого не останется камня на камне (Мф 23.38 сл; 24.2 п). Когда Его судили, Ему даже поставили в вину слова о том, что Он разрушит это святилище, созданное руками людей, X. рукотворный, и через три дня воздвигнет другой, нерукотворный (Мк 14.58 п); это же обвинение насмешливо повторяется во время Его предсмертных мук на кресте (Мф 27.39 сл]п). Между тем, здесь дело идет о таинственных словах, смысл к-рых разъяснится лишь в будущем. Но при последнем Его вздохе завеса X. разодралась на двое, и это значит, что древнее святилище потеряло свой свящ. характер: иудейский X. перестал выполнять свое назначение, т.е. быть знамением присутствия Божия.

2. Новый храм. - Это назначение исполняется Теперь другим знамением - самим Телом Иисуса. В Еванг. от Ин. таинственные слова о разрушенном и вновь воздвигнутом в три дня X. приводятся в рассказе об очищении X. (Ин 2.19). Но Ин. добавляет: «Он говорил о X. Тела Своего» (2.21 сл), и ученики после Его воскресения поняли это. Вот новый и окончательный X., X. нерукотворный, где Слово Божие обитает с людьми (1.14), как некогда в скинии Израиля. Но для того, чтобы X., созданный из камня, потерял свое значение, нужны были смерть и воскресение Иисуса: X. Тела Его был разрушен и вновь воздвигнут - такова воля Его Отца (10.17 сл; 17.4). После Воскресения Христова Тело это, знамение присутствия Божия в мире сем, преобразилось так, что Ему возможно повсюду и во все времена пребывать в таинстве Евхаристии. Древнему X. осталось лишь исчезнуть. Разрушение Иерусалима в 70-ом г. знаменует окончательно, что роль X. отныне закончена.

II. ЦЕРКОВЬ - ХРАМ ДУХОВНЫЙ

1. Христиане и храм иудейский. - В переходное время после Пятидесятницы Апостолы и верные, верующие в Слово, продолжают ходить в Иерусалимский X. (Деян 2.46; 3.1-11; 21.26). До тех пор пока иудаизм, в лице своих вождей и масс, еще окончательно не отверг Благой Вести, старое место культа еще не потеряло связи с новым культом, начало к-рому положил Иисус; если бы еврейский народ обратился, он мог бы сыграть роль в обращении всего мира. Но уже явственны были признаки разрыва. Стефан, восхваляя поклонение Богу в духе, как бы предвещает гибель X. рукотворного (Деян 7.48 слл), и слова эти почитаются богохульными и приводят к смерти Стефана. Через несколько лет разрушение Иерусалима, во время к-рого был разрушен и X., повлекло еще большее окостенение иудаизма.

2. Храм духовный, - Но еще до того хр-не осознают, что они сами составляют новый X., X. духовный, продолжение Тела Христова. Павел ясно учит: Церковь есть X. Божий, воздвигнутый на Христе, основании и краеугольном камне (1 Кор 3.10-17; 2 Кор 6.16 слл; Еф 2.20 слл), славный X., где «имеют доступ к Отцу, в одном Духе», равно Иудеи и язычники (Еф 2.14-19).

Каждый хр-нин сам является X. Божиим, ибо он член Тела Христова (1 Кор 6.15; 12.27), и тело его есть X. Духа Св. (1 Кор 6.19; см Рим 8.11). Оба утверждения взаимно связаны: Тело воскресшего Иисуса, в К-ром «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2.9), есть X. Божий по преимуществу, а хр-не, члены этого Тела, составляют с ним вместе духовы и X. В вере и любви они должны сотрудничать для созидания его (Еф 4.1-16). Итак, Христос есть камень живой, отвергнутый людьми, но избранный Богом. Верные, будучи тоже «камнями живыми», составляют с Ним вместе духовное здание для святого священства, чтобы приносить духовные жертвы (1 Петр 2.4 сл; см Рим 12.1). Это окончательный X. - X. нерукотворный. Это Церковь, Тело Христово, место встречи Бога с людьми, знамение присутствия Божия в мире сем. Древнее святилище было лишь прообразом этого X., ярким, но несовершенным, временным и отошедшим в прошлое.

III. ХРАМ НЕБЕСНЫЙ

1. Послание к Евреям. - В НЗ символика древнего X. применяется и по-иному и в другом направлении. Уже иудаизм видел в нем как бы воспроизведение небесной обители Божией, к-рая в апокалипсисах стала представляться по образцу X. земного. В таком смысле описывается в Посл., к Евр. жертва Христа-Священника через Его смерть, воскресение и вознесение. По завершении Своей земной жизни Он вошел в святилище небесное, обагренный не кровью животных, приносимых в жертву, как в символическом культе, но Своею собственной кровью (Евр 9.11-14,24). Он вошел туда, как Предтеча, чтобы мы могли приступать к Богу (4.16; 10.19 сл). Соединенные с этим единственным Священником, мы можем, в свою очередь, радоваться Присутствию Божию, проникая верою в это Святое Святых, где пребывает Бог (6.19 сл).

2. Апокалипсис Иоанна. - В Апокалипсисе образ X. небесного сопоставляется с образом X. земного, т.е. Церкви, где верные приносят поклонение Богу. Язычники попирают внешний двор X.: это образ ожесточенного гонения на Церковь (Откр 11.1 сл). Но и на небесах есть X., где пребывает на престоле закланный Агнец, и где совершается служение молитвы и хвалы (5.6-14; 7.15). В конце же времени этой двойственности больше не будет. Когда небесный Иерусалим - невеста Агнца, украшенная для брака вечного - снизойдет с неба, не будет больше нужды в X., ибо Сам Бог и Агнец будут X. (21.22). Тогда верные будут иметь доступ к Богу, не нуждаясь ни в каком знамении или, вернее, они будут видеть Его лицом к лицу, чтобы быть всецело причастными к Его жизни.

FA

вода III - глава 1,4 - голубь 1 - Давид 2,3 - дом - Дух Божий НЗ V 4 - жертва ВЗ I 1 - жертвенник 2 - Иерусалим - камень 4 - ковчег Завета - культ - облако 2 - паломничество - посредник II 1 - пребывать II 1 - присутствие Божие ВЗ III 1; НЗ III, - пророк НЗ II 2 - святой НЗ I 1 - священство ВЗ I 3,4; III 1 - созидать - Союз-Завет ВЗ I 3. II 1 - Тело Христа I 3, III 3 - умилостивление 2 - хвала III - Церковь


ХРИСТИАНИН новый III 3 б - образ V - призвание III - святой НЗ II, IV - ученик НЗ - Церковь


ХРИСТОС Иисус Христос II - Мессия - помазание III 5 - тайна НЗ II


ХУЛА богохульство