Л


ЛАДАН благовония


ЛЕВИАФАН звери и Зверь


ЛЕВИТ Аарон - избрание ВЗ I 3 в - священство ВЗ I - учить ВЗ I 2


ЛЕНЬ бодрствовать 0 I - труд I 2


ЛИЦЕМЕР

Вслед за пророками (напр. Ис 29.13) и за Мудр. (напр. Сир 1.28 сл; 32.15; 36.20), но с несравненною силой, Иисус вскрыл корни и показал последствия лицемерия, в особенности имея при этом в виду тех, кто составляли тогда интеллигенцию: книжников, фарисеев и законников. Л. - прежде всего, те, чье поведение не выражает помышлений их сердца; но Иисус называет их также слепцами (ср Мф 23.25 и 23.26). Есть, по-видимому, определенная связь, обосновывающая переход от одного смысла к другому: стараясь обмануть других, Л. в конце концов обманывает себя самого и становится слепым в отношении своего собственного состояния, неспособным видеть свет.

1. Формализм лицемера. - Религиозное лицемерие - не просто ложь; Л. обманывает других с целью завоевать их уважение посредством действий внешне благочестивых, но не сопровождающихся чистотой (см простой) намерений. Л. как будто действует для Бога, в действительности же он действует для себя самого. Этим самые похвальные поступки, как милостыня, молитва, пост, извращаются старанием «показать себя людям» (Мф 6.2, 5,16; 23.5). Это постоянное разобщение сердца и уст приучает скрывать лукавые намерения за невинным видом, напр., когда под видом вопроса юридического характера Иисусу стараются поставить западню (Мф 22.18; ср Иер 18.18). Стремясь «сохранить лицо», Л. умеет выбирать те именно предписания, к-рые ему подходят, или приспособлять их посредством искусной казуистики: так, он способен оцеживать комара и проглатывать верблюда (Мф 23.24) или истолковывать божественные предписания в пользу своей жадности и невоздержания (23.25): «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия: народ этот устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня» (15.7).

2. Слепец, обманывающий себя самого. - От формализма можно излечить, но лицемерие близко ожесточению. «Побеленные гробницы» в конце концов принимают за истину то, в чем они хотят уверить других: почитают себя праведными (ср Лк 18.9; 20.20) и постепенно становятся глухими ко всякому призыву к обращению. Как театральный актер (греч. ύποхριτής, по - старорусски «лицедей»), Л. продолжает играть свою роль, особенно тогда, когда стоит высоко на общественной лестнице и его слову повинуются (Мф 23.2 сл). Братское увещание полезно, - но как может Л. удалить из собственного глаза бревно, мешающее ему видеть, когда он думает только о том, чтобы вынуть соломинку из глаза соседа (7.4 сл; 23.3 сл)? Духовные водители необходимы на земле, но если они заменяют Божий Закон ч-скими преданиями, не ставят ли они себя на место Самого Бога? Они - слепцы, претендующие вести других (15.3-14), и их учение - дурная закваска (Лк 12.1). Будучи слепы, они не в состоянии узнать знамения времени, т.е. увидеть в Иисусе Посланника Божия, и требуют «знамения с неба» (Лк 12.56; Мф 16.1 слл); ослепленные собственным лукавством, они не принимают благости Иисуса и ссылаются на закон субботы, чтобы помешать Ему делать добро (Л к 13.15); они осмеливаются даже помышлять, что чудеса Иисуса - от Веельзевула: из злого сердца не может изойти добрая речь (Мф 12.24,34). Чтобы сокрушить двери их сердец, Иисус разоблачает их перед другими (Мф 23.1 слл), показывая их основной грех, их тайное беззаконие (23.27 сл), ибо лучше быть обличенными в этой жизни, чем разделить судьбу нечестивых (24.51; Л к 12.46). Иисус применяет в данном случае по всей вероятности арамейское слово ханефа, обычно означающее в ВЗ «развращенный», «нечестивый»: Л. на пути к тому, чтобы стать нечестивым. В 4-ом еванг. Л. называются слепцами: грех Иудеев в том, что они говорят «мы видим», тогда как они слепы (Ин 9.40).

3. Постоянная опасность впасть в лицемерие. - Ошибочно думают, что лицемерие свойственно только фарисеям. Уже в синоптическом предании обвинение в лицемерии распространяется на толпу (Лк 12.56); в еванг. Ин. в лице « Иудеев» имеются в виду неверующие всех времен. Хр-ну, особенно если на нем лежит долг водительства, тоже грозит опасность стать Л. Сам Петр не избежал этой опасности, когда в Антиохии столкнулся с Павлом: там его поведение было «лицемерием» (Гал 2.13). Тот же Петр советует верующим жить в простоте, как новорожденные, зная о том, что их подстерегает лицемерие (1 Петр 2.1 сл), к-рое может ввергнуть их в отступничество (1 Тим 4.2).

XLD

гордость 1 - ложь - неверие II 1 - простой, чистый 2


ЛИЦО

1. Лицо и сердце. - «Как в воде лицо - к лицу, так сердце человека - к человеку» (Притч 27.19): в зеркале воды открывается парадокс ч-ского лица; оно у ч-ка в одно и то же время - то, что видит, и то, что видимо; встречи людей лицом к лицу символизируют и вызывают внутреннее обоюдное познание сердцем.

Лицо - зеркало сердца. На нем можно прочесть не только боль (Иер 30.6; Ис 13.8), усталость (Дан 1.10) или печаль (Неем 2.2), но и радость (Притч 15.13) празднично настроенного сердца (Сир 13.32; Пс 103.15), строгость, к-рую отец должен проявлять по отношению к своим дочерям (Сир 7.26), а также и беспощадную жесткость (Втор 28.50), замкнувшуюся в своей гордыне (Иез 2.4; Дан 8.23): «сердце человека изменяет Л. его или на хорошее, или на худое» (Сир 13.31). Но зеркало Л. может быть и обманчивым. И тогда как ч-к бывает расположен «поступать с лицеприятием» (Иак 2.9), Бог взирает только на сердца (1 Цар 16.7; Иак 2.9) и судит дела людей по намерениям сердец их (Иер 11.20; Сир 35.21; Мф 22.16).

2. Лицо царя. - Отношения между подданными и их государем выражаются в мимике Л.: Л. царя желают видеть (2 Цар 14.32), но в его присутствии склоняются ниц, «пав лицом своим на землю» (2 Цар 1.2; 14.33). Чрезвычайная честь - иметь возможность видеть Л. царя (Есф 1.14); увидеть на нем улыбку - значит получить ожидаемую милость (Иов 29.24 сл), так как «в светлом взоре царя - жизнь» (Притч 16.15).

3. Искать лица Божия. - Хотя Бог - не ч-к (Числ 23.19), и никакая тварь не может дать представления о Его славе (Ис 40.18; 46.5), у Него все же, как и у ч-ка, имеются замыслы и цели, и Ему угодно вступить с ч-ком в общение; значит, и у Него есть Л. Оно может поочередно показываться в Его благоволении (Пс 4.7; 79.4,8,20) или скрываться в Его гневе (Ис 54.8; Пс 29.8; 103.29).

Это Л. Божие обитает среди Израиля. Оно, хотя и невидимо, полно несравненной жизненности Бога живого и это Присутствие Л. Божия составляет силу Его народа (Исх 33.14 евр; 2 Цар 17.11; Втор 4.37 евр.; Ис 63.7). Оно сообщает смысл желанию, выражаемому в культе, видеть лицо Божие (Пс 41.3), « искать лица Божия» (Ам 5.4; Пс 26.8; Пс 104.4). Но только правые сердцем узрят его (Пс 10.7 евр.), оттого что Л. Ягве есть Л. Бога святого и праведного.

4. Лицом к лицу с Богом. - Л. Божие внушает смертельный страх ч-ку (Суд 13.22; Исх 33.20), ибо он греховен (Ис 6.5; Пс 50.11); между тем оно - жизнь и спасение ч-ка (Пс 50.13 сл). Как исключение «Ягве говорил с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33.11), но когда Моисей выразил желание видеть славу Господню, он мог видеть Ягве только сзади после Его прохождения (Исх 33.18-23). «Следовать за кем-либо значит видеть его сзади. Так Моисей, горевший желанием видеть Л. Божие, узнал, как можно видеть Бога: следовать за Богом всюду, куда Он ведет, - это и есть видеть Бога» (св. Григорий Нисский).

5. На лице Христа Бог дал воссиять Своему собственному Л. и помиловал нас (ср Числ 6.25). Действительно, на этом Л. сияет слава Божия (2 Кор 4.6); слава Преображения (Мф 17.2 п) является знаком того, что в Христе Бог Сам дал Себе Л. (ср Откр 1.16) и что в Нем открылось Л., к-рого «никто не видел никогда» (Ин 1.18): «Кто Меня увидел, увидел Отца» (Ин 14.9). Это лицо ч-ское, поруганное, закрытое (Мк 14.65), обезображенное (ср Ис 52.14), но оно - «образ ипостаси Его» (Евр 1.3).

Узрев славу этого Л., хр-н, благодаря обитающему в нем Св. Духу, остается постоянно просветленным и преображенным, не преходящей славой, как лицо Моисея (2 Кор 3.7 сл), но сиянием жизни и спасения: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Духа Господня» (3.18). Проповедь Евангелия и распространяет на «совесть всякого человека» отблеск этой «славы Божией в лице Иисуса Христа» (4.2-6).

Преображенные т. обр. в Духе славой Господней, хр-не имеют уверенность в том, что однажды они увидят «лицом к лицу» Того, Кого теперь видят лишь «как бы сквозь тусклое стекло», и познают подобно тому, как они познаны (1 Кор 13.12), - т.е. «увидят Бога» (Мф 5.8). Так будет исполнено желание, влекшее Израиля ко Храму: «Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему, и узрят лицо Его» (Откр 22.3 сл).

FG & JG

благодать II 3 - Бог НЗ III - видеть - искать 1 - присутствие Божие - свет и тьма ВЗ II 2 - сердце I 1 - слава IV


ЛИЧНОСТЬ душа I 3 - Иисус (имя) I - имя - лицо - одежда 11 - посещение ВЗ 2 - сердце 0 - тело 0, I 1


ЛИШЕНИЯ бедные НЗ III 1 - вино I 2 - пост


ЛОГОС Слово Божие


ЛОЖЬ

Слово «ложь» применяется в Библии в двух различных смыслах, в зависимости от того, имеются ли в виду отношения ч-ка к ближнему или к Богу.

I. ЛОЖЬ В ОТНОШЕНИЯХ С БЛИЖНИМ

1. В ВЗ. - Запрещение Л. в Законе первоначально имеет в виду определенную социальную обстановку, а именно, оно касается ложного свидетельства на суде (десять заповедей: Исх 20.16 и Втор 5.20; повторено в Исх 23.1 слл,6 слл; Втор 19.16-21; Лев 19.11); такая Л., утверждаемая под клятвой, является также и кощунством в отношении имени Божия (Лев 19.12). Этот узкий смысл сохраняется в нравственном учении пророков и Мудр. (Притч 12.17; Зах 8.17). Но в нем грех Л. понимается уже и гораздо шире: это - ухищрение, обман, несогласие между мыслью и языком (Ос 4.2; 7.1; Иер 9.7; Наум 3.1). Все это - мерзость перед Ягве (Притч 1.22), К-рый не может быть обманут (Иов 13.9); потому лжец и идет к своей погибели (Пс 5.7; Притч 12.19; Сир 20.25). Даже Иаков, хитростью присвоивший себе отцовское благословение, в свою очередь обманут своим тестем Лаваном (Быт 29. 15-30).

2. В НЗ долг полнейшей искренности ясно высказан Христом: «Да будет же слово ваше: да, да; нет, нет» (Мф 5.37; Иак 5.12) и Павел делает это правилом своего поведения (2 Кор 1.17 сл). Поучения ВЗ т. обр. повторяются, но уже с более глубоким обоснованием: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого ч-ка с делами его и облекшись в нового» (Кол 3.9 сл); «говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф 4.25). Л. - уступка испорченной природе, она - препятствие нашему единению во Христе. Согласно кн. Деян., Анания и Сапфира, солгав ап. Петру, солгали в действительности Духу (Деян 5.1-11); здесь дело не столько в нарушении порядка общины, а в подрыве самой ее духовной сущности.

II. ЛОЖЬ В ОТНОШЕНИЯХ С БОГОМ

1. Пренебрежение истинным Богом. - Ягве - Бог истины. Пренебрегать Им, обращаясь к обманчивым идолам - вот самая настоящая Л., Л. уже не устами, но жизнью. Свящ. писатели постоянно изобличают этот обман, иногда в очень иронической форме (Иер 10.1-16; Ис 44.9-20; Пс 113. 13 слл), приводя сатирические примеры из жизни (Дан 14), не скупясь на бичующие эпитеты: пустота (Иер 10.8), мерзость (4.1), суета (2.5), бессилие (2.11)... В их глазах всякое обращение к Богу предполагает сначала открытое признание ложности идолов, к-рым служили прежде (16.19). Так это понимает и Павел, когда он убеждает язычников отвратиться от Л. идолов (Рим 1.25), чтобы служить Богу живому и истинному (1 Фес 1.9).

2. Грех лжи и религиозная жизнь

а) В ВЗ говорится также о более утонченном способе пренебрегать истинным Богом: вводить в свою жизнь привычку ко Л. как нечто постоянное. Так поступают нечестивые, враги честного ч-ка: они - обманщики (Сир 5.16), у к-рых на устах одна Л. (Пс 58.13; Сир 51.3; Иер 9.2); они полагаются на Л. (Ос 10.13), держатся за нее так, что отказываются обратиться (Иер 8.5), и даже их кажущиеся обращения лживы (3.10). Не следует поддерживать иллюзии относительно ч-ка, предоставленного самому себе: он сам по себе - лжив (Пс 115.2). В полной противоположности этому, истинный верующий изгоняет из своей жизни Л., чтобы быть в общении с Богом истины (Пс 14.2 слл; 25.4 сл). Так в последние времена будет поступать и Отрок Ягве (Ис 53.9), как и тот малый Остаток, к-рый Бог тогда сохранит Своему народу (Соф 3.13).

б) В НЗ идеал этот осуществлен во Христе (1 Петр 2.22). Поэтому освобождение от всякой Л. является первоочередным требованием хр-нской жизни (1 Петр 2.1). Понимать под этим надо не только Л. устами, но и ту, к-рая содержится во всяком пороке (Откр 21.8). Избранные, последователи Христа, не знали никогда этой Л. (14.5). Наименования лжеца в особенности заслуживает тот, кто отвергает божественную истину, открытую в Иисусе: это Антихрист, отрицающий, что Иисус есть Христос (1 Ин 2.22). У него ложь уже не нравственного порядка, а религиозного по самому существу, так же, как в идолопоклонстве.

3. Сеятели лжи

а) Во все времена появляются водители-обманщики, чтобы ввергать людей в этот мир Л., вызывающе противостоящий Богу. В ВЗ известны пророки Л., к-рыми Бог иногда пользуется для своих целей (3 Цар 22.19-23), но чаще всего их строго изобличают истинные пророки, напр., Иеремия (5.31; 23.9-40; 28.15 сл; 29.31 сл), Иезекииль (13) и Захария (13.3). Вместо Слова Божия они приносят народу подделку.

б) В НЗ Христос так же обличает слепых вождей иудейского народа (Мф 23.16...). Эти лицемеры, отказывающиеся веровать в Него, - лжецы (Ин 8.55). Они являются предшественниками других лжецов, к-рые будут появляться во все века, чтобы отвращать людей от Евангелия: антихристы (1 Ин 2.18-28), лжеапостолы (Откр 2.2), лжепророки (Мф 7.15), лжемессии (Мф 24.24; ср 2 Фес 2.9), лжеучители (2 Тим 4.3 сл; 2 Петр 2.1 слл; ср 1 Тим 4.1 сл), не говоря уже об Иудеях, препятствующих проповеди Евангелия (1 Фес 2.14 слл), и о лжебратьях, являющихся врагами истинного Евангелия (Гал 2.4)... Все они - сеятели Л., к-рым хр-не должны противостоять, как это сделал Павел по отношению к волхву Элиме (Деян 13.8 слл).

III. САТАНА - ОТЕЦ ЛЖИ

Мир т. обр. делится на два лагеря: Добра и Зла, Истины и Лжи в обоих смыслах: нравственном и религиозном. Первый лагерь - конкретно Божий. У второго также есть свой возглавитель: Сатана, древний Змей, обольщающий весь мир (Откр 12.9) с того дня, как обольстил Еву (Быт 3.13); он отторг ее от древа жизни, ибо он «человекоубийца от начала» (Ин 8.44). Он подстрекает Ананию и Сапфиру солгать Духу Св. (Деян 5.3), а волхв Элима - его « сын» (Деян 13.10). Ему же повинуются Иудеи, отказывающиеся уверовать во Христа: они - сыны диавола, лжеца и отца лжи (Ин 8.41-44); потому и хотят они убить Иисуса за то, что Он «сказал им истину» (Ин 8.40). Он возбуждает лжеучителей, врагов евангельской истины (1 Тим 4.2); чтобы вести брань с хр-нами (Откр 12.17), он передает свою власть 3верю из моря, «тоталитарному» царству с полными богохульства устами (13.1-8); и Зверь из земли, пользующийся лжепророками, чтобы обманывать людей и привести их к поклонению образу зверя, зависит от него же (13.11-17). Ось мира проходит между этими двумя лагерями, и важно, чтобы хр-не не давали себя обмануть ухищрениями диавола и чтобы их вера не повредилась (2 Кор 11.3). Поэтому, дабы пребывать в истине, они должны просить Бога избавить их от Лукавого (Мф 6.13).

JCa & PG

Антихрист НЗ 2 - бесы НЗ 2 - грех IV 2 б - заблуждение - идолы - истина - лицемер - разочарование I 1 - Сатана I 2, III - свидетельство ВЗ I, НЗ I - сердце I 2 - слово ч-ское 1 - уста 1 - язык 1


ЛОЯЛЬНОСТЬ истина ВЗ 2, НЗ 1 - ложь - уста 1


ЛУНА время ВЗ I - седмица 1 - светила


ЛЮБОВЬ

«Бог есть любовь» - «Любите друг друга». Прежде чем достигнуть этой вершины НЗ-ого откр., ч-к должен очистить свое узкоч-ское представление о Л., дабы принять тайну Л. Божией - тайну, явленную крестной смертью Христа. Словом «любовь» обозначается множество различных явлений, плотских и духовных, эмоциональных и интеллектуальных, серьезных и легкомысленных, созидательных и разрушительных. Любят приятную вещь, животное, товарища по работе, друга, родителей, детей, женщину. Библ. ч-к знал все это на опыте. О чувствах такого рода говорится и в Бытии (ср Быт 2.23 сл; 3.16; 12.10-19; 22; 24; 34), в истории

Давида (ср 1 Цар 18.1 слл; 2 Цар 3.16; 12.15-25; 19.1-5), в Песне Песней и в ряде др. книг. Нередко эти чувства принимают греховную окраску, но чаще они отличаются прямотой, глубиной и искренностью, высказанными обычно в сдержанных и кратких выражениях.

Для Израильтян, мало склонных к отвлеченному мышлению, слова имели часто эмоциональную окраску: познать уже значило и любить; их верность общественным и семейным связям (хесед) была порывиста, непосредственна, великодушна (ср Быт 24.49; Ис Нов 2.12 слл; Руф 3.10; Зах 7.9). На языке ВЗ «любить» (евр. ахаб; греч. άγαπάν; между греч. словами, означавшими Л. LXX выбрали этот мало употребительный глагол, к-рый в НЗ получил исключительно религиозный смысл) по своему значению столь же многогранно, как наше «любить».

Библ. ч-к знает и ценность эмоционального влечения (ср Притч 15.17), и связанные с ним опасности (Притч 5; Сир 9.1-9). Когда понятие Л. проникает в его религиозную психологию, оно уже насыщено богатым и конкретным ч-ским опытом. В то же время у него возникает множество вопросов. Может ли Бог, столь великий и столь чистый, снизойти до того, чтобы любить ч-ка, столь ничтожного и грешного? И если Бог все же любит его, как может ч-к ответить на такую Л.? Каково соотношение между Л. Божией и Л. ч-ской? Каждая религия старается по-своему ответить на эти вопросы, обычно впадая при этом в одну из двух противоположных крайностей: или относя Л. Божию в область недоступного, чтобы сохранить расстояние между Богом и ч-ком, или принижая Л. Божию до уровня Л. чисто ч-ской, чтобы дать ч-ку ощущение присутствия Бога. На эти тревожные религиозные искания ч-ка в Библии дается ясный ответ: Бог благоизволил начать диалог Л. с людьми и во имя этой Л. Он обязывает и учит их любить друг друга.

ВЗ

I. ДИАЛОГ ЛЮБВИ МЕЖДУ БОГОМ И ЧЕЛОВЕКОМ

Повествования о сотворении мира, хотя само слово любовь не встречается в них (Быт 1; 2-3), дают первое откровение о Л. Божией, говоря о благости, проявленной Богом к Адаму и Еве. Бог желает дать им полноту жизни; но этот дар предполагает с их стороны свободное единение с Его волей; Бог начинает этот диалог Л. заповедью. Но Адам захотел силой овладеть тем, что предназначалось ему в качестве дара: он согрешил. Тогда тайна благости углубляется, переходя в "милосердие, выраженное к грешнику в обетованиях спасения; итак, узы Л. между Богом и ч-ком постепенно восстанавливаются. История пребывания в раю и изгнания из него представляет как бы краткое предвестие всей свящ. истории.

1. Друзья и наперсники Божии. - Призывая Авраама, избранного среди язычников (Ис Нов 24.2 сл), стать Его другом (Ис 41.8), Бог выражает Свою Л. в форме дружбы: Авраам становится доверенным Его тайных намерений (Быт 18.17). Объясняется это тем, что Авраам ответил требованиям Божией Л.: следуя призыву Божию, он покинул свое отечество (12.1); и он должен дальше проникнуть в тайну страха Божия, к-рый есть Л.: ему повелевается принести в жертву своего единственного сына, а значит и свою Л.: «Возьми сына твоего, к-рого ты любишь» (Быт 22.2).

Моисей не подвергся этому испытанию: перед ним не стоял вопрос о принесении в жертву своего сына; но зато стояло под вопросом существование всего народа вследствие конфликта между святостью Божией и грехом. Душа его как бы раздирается между Богом, пославшим его, и народом, к-рый он представляет (Исх 32.9-13). Он остается верным, ибо с момента призвания (3.4) и до самой смерти он неустанно идет по пути все большей близости с Богом, беседуя с Ним «как с другом» (33.11); ему открылась безмерная благость Божия такая Л., к-рая, ни в чем не поступаясь своей святостью, есть милосердие (34.6 сл).

2. Откровение пророков. - пророки тоже наперсники Божий (Ам 3.7), возлюбленные Богом по избранию, «взятые в удел» (Ам 7.15; ср 1 Петр 2.9) в силу этого избрания, к-рое иногда даже раздирает их душу (Иер 20.7 слл), но и преисполняет ее радостью (20.11 слл): пророки - свидетели Л. и гнева Ягве (Ам 3.2). Осия, затем Иеремия и Иезекииль приносят откр. о том, что Бог - Супруг Израиля, хотя Израиль постоянно неверен и платит только неблагодарностью и изменой за эту сильнейшую и ревностную (ревность) Л. Но Л., даже отвергнутая, сильнее греха (Ос 11.8); она прощает и дает Израилю новое сердце, способное любить (2.21 сл; Иер 31.3,20,22; Иез 16.60-63; 36.26 сл). Другие образы, как, напр., Пастыря (Иез 34) или Виноградника (Ис 5; Иез 17.6-10), выражают ту же ревность Божией любви и ту же драму.

Второзаконие, вновь провозглашенное (4 Цар 22) в условиях, когда народ, казалось, окончательно предпочел Л. Божией поклонение идолам, - напоминает непрестанно о том, что Л. Божия дается Израилю не по заслугам (Втор 7.7 сл) и что Израиль должен «любить Бога всем сердцем своим» (6.5). Эта Л. выражается поклонением и послушанием (11.13; 19.9), предполагающими решительный выбор, отрыв от зла, чего бы это ни стоило (4.15-31; 30.15-20). Но такая Л. возможна только, если Бог Сам приходит "обрезать сердце Израиля и сделать его способным любить (30.6).

3. Путь к личному диалогу. - После пленения Израиль, очищенный испытанием, постепенно открывает, что жизнь с Богом есть не что иное, как диалог Л. По всей вероятности, с этой точки зрения он перечитывает и Песню Песней; в ней чередуются мотивы обладания и искания, приводя к тому, что Супруг и супруга любят друг друга «крепкой, как смерть, любовью» (8.6).

В период после пленения отдают себе больший отчет о том, что Бог обращается к сердцу каждого: Он любит не только народ в целом (Втор 4.7) или его вождей (2 Цар 12.24 сл), но каждого Иудея, и особенно праведного (Пс 36.25-29; 146.8), "бедного и нищего (112.5-9). Постепенно намечается даже та мысль, что Л. Ягве распространяется не только на иудеев, но и на язычников (Ион 4.10 сл) и даже на все сотворенное (Прем 11.23-26).

Т. обр. в эпоху, предшествовавшую приходу Христа, благочестивые иудеи (евр. хасид: Пс 4.4; 131.9,16) размышляющие над содержанием Библии, начинают сознавать, что их любит тот Бог, милосердную верность К-рого союзу с Израилем (Пс 135; Иоил 2.13), благость (Пс 33.9; 99.5) и милость (Быт 6.8; Пс 85.15; Ис 30.18) они славят. В свою очередь они непрестанно говорят о своей Л. к Богу (Пс 30.24; 72.25; 115.1) и ко всему, что с Ним связано: к Его Имени, Его закону, Его Премудрости (Пс 33.13; 118.127; Ис 56.6; Сир 1.10; 4.14)-Эта Л. часто доказывается, вопреки примеру и давлению нечестивых (Пс 10; 39.14-17; 72; Сир 2. 11-17), вплоть до мученичества, как это было в эпоху Маккавеев (2 Макк 6-7) и впоследствии - с Равви Акибой, погибшим за свою веру в 135 г. по Р. X.: «Всем сердцем возлюбил я Его, - сказал он, - и всем, что имею; но у меня не было случая возлюбить Его всем моим существом ( душа). Теперь это время пришло». Эти возвышенные слова прозвучали в ту эпоху, когда полнота откр. уже была дана людям Иисусом Христом.

НЗ

Л. между Богом и людьми открывалась в ВЗ через целый ряд событий: то были Божии благоизволения и ч-ские отказы, страдания отверженной Л. и мучительного преодоления себя, чтобы достичь уровня подлинной Л. и принять ее как благодатный дар. В НЗ Божия Л. выражена в едином событии, сама природа к-рого коренным образом преображает все положение вещей: Иисус приходит, чтобы как Богочеловек пережить драму диалога Л. между Богом и ч-ком.

1. Дар Отца. - Пришествие Иисуса есть прежде всего дело Отца. После пророков и обетовании ВЗ Бог, «в память о милости Своей» (Лк 1.54 сл; Евр 1.1), открыл Себя (Ин 1.18); Он являет Свою Л. (Рим 8.39; 1 Ин 3.1; 4.9) в Том, Кто не только есть ожидаемый Мессия-Спаситель (Лк 2.11), но Его собственный Сын (Мк 1.11; 9.7; 12.6), возлюбленный Им (Ин 3.35; 10.17; 15.9; Кол 1.13).

Л. Отца выражается здесь с ничем не превосходимою силою. Осуществляется новый 3авет, заключается вечный брачный союз Жениха с ч-ством. Щедрость Божия, уже проявленная при возникновении Израиля как народа (Втор 7.7 сл), достигает теперь своей полноты: принимая Сына, ч-к тем самым отказывается от всякой гордыни, от всякой гордости, основанной на собственных заслугах: дар Л. Божией совершенно безвозмезден (Рим 5.6 сл; Тит 3.5; 1 Ин 4.9-19). Это дар окончательный, выходящий за пределы земной жизни Христа (Мф 28.20; Ин 14.18 сл); он доведен до самого крайнего предела, ибо Отец согласен даже на смерть Сына, чтобы мир имел жизнь (Рим 5.8; 8.32) и чтобы мы стали детьми Божиими (1 Ин 3.1; Гал 4.4-7). «Так возлюбил Бог мир, что дал Сына Своего Единородного» (Ин 3.16), чтобы люди имели жизнь вечную; но осуждают сами себя те, к-рые отказываются уверовать в Посланного и «возлюбили больше тьму, чем свет» (3.19). Выбор неизбежен: или Л. верою в Сына, или гнев за отказ в вере (3.36).

2. Совершенная любовь, открывшаяся в Иисусе. - Эта драма Л. отныне развертывается не только при контактах людей с Иисусом, но посредством Самой Его личности. Уже самим Своим существованием Иисус есть конкретное откр. Л. Он - Человек, осуществляющий сыновний диалог с Богом и свидетельствующий о нем перед людьми. Иисус есть Бог, пришедший жить среди людей в полноте Своей Л. и возвестить ее пламенный зов. В Его лице ч-к любит Бога и Бог любит ч-ка.

а) Вся жизнь Иисуса свидетельствует об этом двойном диалоге. От начала предавшийся Отцу (Лк 2.49; ср Евр 10.5 слл), живущий в молитве и благодарении (ср Мк 1.35; Мф 11.25), а главное в полной согласованности с волей Божией (Ин 4.34; 6.38), Он все время слушает Бога Отца (5.30; 8.26,40), зная, что и Его слышит Отец (11.41 сл; ср 9.31). Что же касается Его отношения к людям, вся Его жизнь отдана не только нек-рым друзьям (ср Мк 10.21; Лк 8.1 слл; Ин 11.3,5,36), но всем (Мк 10.45); Он ходил, делая добро (Деян 10.38; Мф 11.28 слл), совершенно бескорыстно (Лк 9.58),

внимательный ко всем, а в особенности к наиболее презираемым и недостойным (Лк 7.36-50; 19.1-10; Мф 21.31 сл); из этой же среды Он избрал тех, кого хотел (Мк 3.13), чтобы сделать их Своими друзьями (Ин 15.15 сл).

Такая Л. призывает к ответной Л.; заповедь Второзакония остается в силе (Мф 22.37; ср Рим 8.28; 1 Кор 8.3; 1 Ин 5.2), но отныне ее исполняют, любя Иисуса, ибо любя Его, любят и Отца (Мф 10.40; Ин 8.42; 14.21-24). В конечном итоге, любить Христа означает полностью соблюдать Его слово (Ин 14. 15,21,23) и следовать за Ним, отрешаясь от всего (Мк 10.17-21; Лк 14.25 слл). Итак, на всем протяжении Евангелия происходит разделение (Лк 2.34) между теми, кто принимает и теми, кто отвергает эту Л., к к-рой оставаться нейтральным нельзя (Ин 6.60-71; ср 3.18 сл; 8.13-59; 12.48).

б) На кресте Л. окончательно открывает свою силу и трагизм. Христу должно было пострадать (Лк 9.22; 17.25; 24.7,26; ср Евр 2.17 сл), чтобы полностью открылись Его послушание Отцу (Флп 2.8) и Его Л. к Своим (Ин 13.1). Совершенно свободно (ср Мф 26.51-54; Ин 10.18), проходя через искушение и претерпевая кажущееся молчание Отца (Мф 26.39-44; 27.46; ср Евр 4.15), в полнейшем одиночестве по Своему ч-скому естеству (Мк 14.50; 15.29-32), однако продолжая прощать оскорбляющих Его и принимать приходящих к Нему (Лк 23.28,34,43; Ин 19.26), Иисус приближается к часу той Л., больше к-рой «никто не имеет» (Ин 15.13). Он все, без остатка, отдает Богу (Лк 23.46) и всем людям без исключения (Мк 10.45; 14.24; 2 Кор 5.14 сл; 1 Тим 2.5 сл). Крестною смертью окончательно прославляется Отец (Ин 17.4); «Человек Иисус» (1 Тим 2.5), а с Ним и все ч-ство удостаиваются безграничной Л. Божией (Ин 10.17; Флп 2.9 слл). Бог и ч-к «совершены воедино» ( единство), согласно первосвященнической молитве Христа (Ин 17.23). Нужно, однако, свободное принятие ч-ком такой полнейшей и требовательной любви, к-рая должна его вести к самопожертвованию по примеру Христа (17.19). На этом своем пути ч-к встречает соблазн креста, и это не что иное, как безумие Л. В этом и проявляется полнота дара Мужа жене (Еф 5.25 слл; Гал 2.20), но для людей также возникает и крайнее искушение быть неверными.

3. Вселенская любовь в Духе. - Голгофа - место совершенной любви и форма, в к-рой эта Л. проявляется, есть решающее испытание: друзья Распятого ""оставляют Его (Мк 14.50; Лк 23.13-24), ибо для принятия Божией Л. недостаточно личного контакта или ч-ского рассуждения, одним словом «знания по плоти» (2 Кор 5.16): необходим дар Духа, создающего в ч-ке « новое сердце» (ср Иер 31.33 сл; Иез 36.25 слл). Дух Св., излитый в день 'Пятидесятницы (Деян 2.1-40), согласно обетованию Христову (И н 14.16 слл; Л к 24.49), стой поры присутствует в мире (Ин 14.16) через Церковь (Еф 2.21 сл) и научает людей тому, что сказал им Иисус (Ин 14.26), давая им усвоить это изнутри, подлинным религ. знанием; будь или нет они Свидетелями земной жизни Иисуса, все люди в этом равны между собою без различия времени и расы. Каждый ч-к нуждается в Духе, чтобы быть в состоянии сказать «Отче!» (Рим 8.15) и прославлять Христа (Ин 16.14). Так изливается в нас Л. (Рим 5.5), к-рая нас «объемлет» (2 Кор 5.14), так что ничто больше не может нас от нее отлучить (Рим 8.35-39), и она готовит нас к окончательной встрече в Л., когда мы «познаем, подобно тому, как мы познаны» (1 Кор 13.12).

4. Бог есть любовь. - Ведомый т. обр. Духом, дабы жить со Своим Господом в диалоге Л., хр-н приближается к самой тайне Бога. Ибо Бог не сразу открывает, Кто Он, а говорит, призывает, действует, и ч-к этим путем восходит к познанию более глубокому. Отдав Своего Сына, Бог открывает, что Он Тот, К-рый дарует Себя из Л. (ср Рим 8.32). Пребывая со Своим Отцом в абсолютном диалоге Л. и открывая этим, что Отец и Он «одно» от вечности (Ин 10.30; ср 17.11,21 сл) и что Он Сам - Бог (Ин 1.1; ср 10.33-38; Мф 11.27), «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» являет нам Бога, «К-рого никто никогда не видел» (Ин 1.18). Бог этот - Он и Его Отец в единстве Духа. И «ученик, к-рого любил Иисус», познавший на опыте Л. и веру, сформулировал то, что есть очевидно последнее слово всего: «Бог есть любовь» (1 Ин 4.8,16). Из всех ч-ских слов, со всем их богатством и всеми их пределами, именно слово «любовь» может лучше всех дать нам прозрение тайны Бога-Троицы, взаимного и вечного дара Бога Отца, Сына и Духа.

ВЗ

II. БРАТСКАЯ ЛЮБОВЬ

Уже в ВЗ заповедь Л. к Богу дополнена «второю заповедью»: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19.18), хотя эта заповедь представлена менее торжественно, чем первая (ср Лев 19.1-37 и Втор 6.4-13), и слово ближний берется здесь несомненно в довольно узком смысле. Но Израильтянин уже призван внимательно относиться к «другому». Начиная с древнейших текстов, равнодушие или вражда к ближним представлена как оскорбление Самого Бога (Быт 3.12; 4.9 сл), и Закон к требованиям, касающимся отношений к Богу, добавляет другие, касающиеся отношений между людьми: и в Десяти Заповедях (Исх 20.12-17) и в «Своде Завета», содержащем множество предписаний оказывать внимание бедным и убогим (Исх 22.20-26; 23.4-12). Все пророческое предание (Ам 1-2; Ис 1. 14-17; Иер 9.2-5; Иез 18.5-9; Мал 3.5) и все предание кн. Мудр. (Притч 14.21; 1.8-19; Сир 25.1; Прем 2.10 слл) имеют ту же направленность: нельзя угодить Богу, не уважая других людей, особенно самых покинутых, наименее «заслуживающих внимания». Никогда не считалось, что можно любить Бога без внимания к людям: «Отец твой производил суд и правду... Он разбирал дело бедного и нищего... Не это ли значит знать Меня?» (Иер 22.15 сл). Это изречение относится непосредственно к царю Иосии, но касается всего Израиля (ср Иер 9.4).

Обязанность эта не всегда называется Л. (Лев 19.18; 19.34; Втор 10.19). Однако, когда предписывается любить пришельцев, заповедь обоснована обязанностью поступать, как Сам Ягве во время исхода: Ягве «любит пришельца и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца; ибо сами были пришельцами в земле Египетской» (Втор 10.18 сл). Следовательно, основанием здесь служит не просто естественная солидарность, а сущность истории спасения.

Незадолго до пришествия Христа в Л. к ближнему включают противника-иудея или даже врага-язычника; Л. становится более вселенской, хотя Израиль сохраняет за собой центральное положение. «Люби мир, - говорит Гиллел. - Желай мира. Люби тварей, приводи к Закону». Начинают постигать то, что любить значит продолжать действие Самого Бога: «Как Святый - да будет Он благословен! - одевает нагих, утешает скорбящих, погребает умерших, так и ты одевай нагих, посещай больных» и т.д. После этого уже было легко установить связь между обеими заповедями - Л. к Богу и к ближнему; настал день, когда это и сделал книжник, пришедший к Иисусу (Лк 10.26 сл).

НЗ

Если в иудейском понимании оставалась возможность считать, что братская Л. стоит в ряду других заповедей на равных основаниях, то в хр-ском мировоззрении ей отводится уже центральное, даже в своем роде единственное место.

1. Два вида любви. - От начала и до конца НЗ Л. к ближнему представляется неотделимой от Л. к Богу: обе заповеди являются вершиной Закона и ключем к нему (Мк 12.28-33 п); братская Л. есть исполнение всех нравственных требований (Гал 5.14; 6.2; Рим 13.8 сл; Кол 3.14); она в конечном итоге единая заповедь (1 Ин 15.12; 2 Ин 5), единственное и вместе с тем многообразное дело всякой живой веры (Гал 5.6.22): «Не любящий брата своего, к-рого видит, как может любить Бога, К-рого не видит?... Мы любим детей Божиих, когда любим Бога» (1 Ин 4.20 сл; 5.2). Невозможно лучше выразить, что в сущности есть только одна Л.

Итак, Л. к ближнему религиозна по существу: ее нельзя смешивать с простой филантропией. Она религиозна и по своему образцу, к-рый есть Л. Самого Бога (Мф 5.44 сл; Еф 5.1 сл,25; 1 Ин 4.11 сл). И наконец она религиозна по своему источнику, ибо она является действием Божиим в нас: как могли бы мы быть милосердными, подобно Отцу небесному (Лк 6.36), если бы Сам Господь не научил нас этому (1 Фес 4.9) и Дух не изливал любви в наши сердца (Рим 5.5; 15.30)? Л. эта - от Бога и пребывает в нас оттого именно, что Бог усыновляет (сын) нас (1 Ин 4.7). Придя к нам от Бога, она к Нему и возвращается: любя братьев своих, мы любим Самого Господа (Мф 25.40), ибо все вместе составляем Тело Христово (Рим 12.5-10; 1 Кор 12. 12-27). Такова данная нам возможность ответить на ту любовь, к-рой Бог прежде нас возлюбил нас (1 Ин 3.16; 4.19 сл).

В ожидании второго пришествия Господня Л. есть основное требование, по к-рому люди будут судимы (Мф 25.31-46). Таково завещание, оставленное Иисусом: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13.34 сл). Христово дело любви продолжает выражаться через действия Его учеников. Эта заповедь, хотя и древняя, потому что она связана с самыми истоками откр. (1 Ин 2.7 сл), - в то же время новая; Иисус своей жертвой положил начало новой эре, основав новое общество, возвещенное пророками, и даруя каждому Духа, творящего новые сердца. Т. обр., обе заповеди соединяются воедино, ибо Л. Христа продолжает выражаться в любви, проявляемой друг к другу Его учениками.

2. Любовь есть дар. - Л. хр-ская, особенно у синоптиков и у Павла, представлена по образу Бога, безвозмездно отдающего Сына Своего за спасение всех грешных людей без всякой заслуги с их стороны (Мк 10.45; Рим 5.6 слл). Эта Л. вселенская, не оставляющая места никаким социальным или расовым преградам (Гал 3.28), не презирающая никого (Лк 14.13; 7.39); более того, она повелевает любить врагов (Мф 5.43-47; Лк 10.29-37). Л. не может поддаться унынию: ее закон - безграничное прощение (Мф 18.21 сл; 6.12,14 сл), естественно оказываемое благодеяние сопернику (5.23-26), терпение, воздаяние добром за зло (Рим 12.14-21; Еф 4.25-5.2). В браке она проявляется как полная отдача себя по образу жертвы Христа (Еф 5.25-32). Для всех она в конечном итоге - служение друг другу ( раб) (Гал 5.13), при к-ром ч-к, вместе с распятым Христом, отказывается от самого себя (Флп 2.1-11). В «гимне любви» (1 Кор 13) Павел объясняет ее сущность и величие. Не пренебрегая ее требованиями в повседневной жизни (13.4 слл), он утверждает, что без любви ничто не имеет цены (13.1 слл) и что только она переживет все: любя, как Христос, мы уже живем в божественной и вечной реальности (13.8-13). Любовью созидается Церковь (1 Кор 8.1; Еф 4.16); ею ч-к становится совершенным для Дня Господня (Флп 1. 9 слл).

3. Любовь есть общение. - Хотя Иоанн и говорит о вселенскости и изначальности Божией любви (Ин 3.16; 15.16; 1 Ин 4.10), его душе ближе другой ее аспект: общение Отца с Сыном в Духе. Он подчеркивает следствия этого общения для взаимной Л. хр-н. Их братство должно быть полным взаимным общением, в к-рое каждый включается со всей своей способностью любить и веровать. Перед лицом мира, в к-ром он не может любить царство «лукавого» (1 Ин 2.14 сл; ср Ин 17.9), хр-нин должен любить своих братьев Л. требовательной и деятельной (1 Ин 3.11-18), в к-рой действует закон самоотречения и смерти, без чего не может быть настоящей плодотворности (Ин 12.24 сл). Этой Л. верующий пребывает в общении с Богом (1 Ин 4.7- 5.4). Такова была первосвященническая молитва Иисуса: «Любовь, к-рой Ты возлюбил Меня, до будет в них и Я в них» (Ин 17.26). Переживаемая учениками среди мира, к к-рому они не принадлежат (17.11,15 сл), эта братская Л. есть Свидетельство, через к-рое мир может уверовать во Христа как в Посланного Отцом (17.21): «По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (13.35).

CW

благовония 1 - благочестие ВЗ 2, НЗ 2 - благодать - ближний - Бог НЗ II 4, III - брак - брат - верность - воздаяние III 2 - воля Божия - враг II 3, III - гнев - голубь III - гостеприимство - дар - девство - дела НЗ II 2 - добродетели и пороки - доверие 3 - единство - Закон Б II 3, Г - желание - жертва НЗ II 1 - избрание ВЗ II 1 - искать III - Искупление НЗ 5 - кротость 3 - милосердие - милостыня - надежда - насилие IV 2,3 - ненависть - огонь ВЗ II 3 - отцы и Отец - пастырь и стадо - пол - право НЗ - предопределять - прелюбодеяние 1 - пример НЗ - провидение - прощение - раскол НЗ - сердце - смирение - совершенство - Союз - страх Божий 0,3 - супруг(а) - терпение - чудо


ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

Наше слово «любостяжание» больше всего соответствует греч. слову πλεονεξία (от πλέον-έχείν: иметь больше), к-рое в Библии LXX и в НЗ означает жажду обладать все большим, не заботясь о других и даже в ущерб им. Л. в большой мере совпадает с вожделением, т.е. извращением желания (έπίθυμία), но как бы усиливает нек-рые его особенности: это вожделение неистовое и почти ненасытное (Еф 4.19), совершенно противоположное любви к ближнему, в особенности к бедным, и устремленное преимущественно к земным благам, богатству, деньгам.

Как и у греч. философов, в Библии приводится много примеров зла, порождаемого Л.; рассматривая его в плане религиозном, недоступном язычеству, библ. авторы проникают до самой сущности этого зла: Л. не только наносит ущерб ближнему, но оскорбляет Бога Завета, являясь настоящим идолопоклонством.

1. Проявления и последствия любостяжания. - Библ. повествователи, пророки и мудрецы обличают посягательства на права ближнего, вызванные Л. Именно оно толкает купца, к-рому при его профессии трудно оставаться вполне добросовестным (Сир 26.27-27.2), обвешивать, обсчитывать и на всем наживаться (Ам 8.5 сл), богача заставляет брать взятки (Ам 5.12), захватывать чужое имущество (Ис 5.8; Мих 2.2,9; ср 3 Цар 21), эксплуатировать бедных (Неем 5.1-5; ср 4 Цар 4.1; Ам 2.6), даже отказывать в заработанной плате (Иер 22.13), а вождя и судию - требовать взятки (Ис 33.15; Мих 3.11; Притч 28.16), чтобы извращать правосудие (Ис 1.23; 5.23; Мих 7.3; 1 Цар 8.3).

Л. т. обр. прямо противоположно любви к ближнему, в особенности к бедным, к-рых закон должен защищать от него (Исх 20.17; 28.24 сл; Втор 24.10-21). В то время как Ягве предписывает: «не ожесточи сердца твоего» (Втор 15.7), любостяжатель остается безжалостным злодеем с иссохшей душой (Сир 14.8 сл; 27.1). Начальники любостяжатели поглощены только своей выгодой, «как волки, раздирающие добычу», они прибегают даже к насилию, чтобы повысить свою «прибыль» (евр. беса, греч. πλεονεξία, как у Авв 2.9; Иер 22.17) и удовлетворить свою корысть (Иез 22.27).

2. Сущность любостяжания в плане религиозном. - Но и овцы, и волки, их раздирающие, одинаково принадлежат Ягве, Богу Завета (Иез 34.6-16). Значит, в конце концов, Л. наносит ущерб Ему, оно - «пренебрежение Господом» (Пс 9.23-25). В ВЗ уже намечается его родство с идолопоклонством и ягвистское предание рассматривает грехопадение Адама и Евы как вожделение (Быт 3.6): чтобы «стать как боги» (3.5), они отказываются от доверия к Богу и не признают своей зависимости от Него в качестве твари. Кн. Быт. как бы указывает т. обр., что Л. - начало всякого греха (ср Иак 1.14 сл): желая наслаждений только для себя, желая получать лишь от себя самого то, что дается любовью Божией за служение Ему, грешник ставит на место Бога некое тварное благо и наконец самого себя. Вот почему в таргуме, комментирующем заповедь «не пожелай» (Исх 20.17; Втор 5.21), язычники-грешники отождествляются (Гал 2.15) с теми, «кто вожделеет», и Павел, имея в виду вероятно рассказ Бытия, сводит к тому же правилу весь Закон (Рим 7.7), так же как относит все грехи поколения пустыни (1 Кор 10.6) к вожделению (см Числ 11, 4,34), как к выражению отказа от духовного опыта, предписанного Богом (Втор 8.3; см Мф 4.4). Гоняясь за непрочными благами (Екк 6.2; Притч 23.4 сл; 28.22), вечно ненасытный (Притч 27.20; Екк 4.8) любостяжатель понесет кару за свое небрежение к Богу и за ущерб, нанесенный ближнему: чужое имущество «отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч 1.19), тогда как «ненавидящий корысть продолжит дни» (Притч 28.16).

НОВЫЙ ЗАВЕТ

НЗ углубляет учение ВЗ в трех главных пунктах. В нем раскрываются все значения любви, антитезой к-рых является Л. и т. обр. разоблачается скрытое в нем идолопоклонство. Л. представляется нам во всей глубине своей злокозненности.

1. Проявления и последствия любостяжания. - В Евангелиях слово πλεονεξία (любостяжание) употребляется только у Марка (7.22), в перечне грехов, внутренний источник к-рых открывает Христос, и у Луки (12.15): «берегитесь любостяжания». Этот краткий итог поучения, к-рое особенно дорого Луке, является переходной ступенью между отказом Господа разрешить тяжбу о наследстве между двумя братьями (13 сл) и притчей о беспечном богаче, спокойном за завтрашний день, к-рый как будто ему принадлежит (15-21). Т. обр. у Луки Л. является одновременно и желанием увеличить свои богатства, даже в ущерб ближнему, и привязанностью по «скупости» (см 2 Кор 9.5) к уже приобретенному богатству.

Павел чаще упоминает о Л. в сочетании его с блудом (1 Кор 5.10 сл; 6.9 сл; Рим 1.29; Кол 3.5; Еф 5.3,5; 1 Фес 4.6: πλεονεхτείν - эксплуатировать в связи с нечистотой). Многозначительное сопоставление: касается ли это материальной выгоды или чувственных удовольствий, своим ближним пользуются, а не служат ему. В обоих случаях дело идет о греховном вожделении, к-рое заглушает Слово Божие (Мк 4.19) и толкает грешника на сторону язычества (Рим 1.24.29), мира (Тит 2.12; 1 Ин 2.16 сл; 2 Петр 1.4), зла (Кол 3.5), плоти (Гал 5.16; Рим 13.14; Еф 2.3; 1 Петр 2.11), ветхого ч-ка (Еф 4.22), смертного тела (Рим 6.12). Любостяжатель приносит других себе в жертву, если надо, то и насилием: «Желаете и не имеете; убиваете и завидуете...» (Иак 4.2).

Иисус Христос, будучи равен Богу, уничижил Самого Себя, приняв образ раба (Флп 2.6,7); любостяжатель же вожделеет все большего, похищает чужое и ревниво бережет захваченное. В противоположность Христу, К-рый «будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетой» (2 Кор 8.9), любостяжатель эксплуатирует бедных (Иак 5.1-6; Л к 20.47 п).

Недостойное всякого христианина Л. было бы великим соблазном, если бы ему поддался Апостол, чье призвание быть «всем рабом» (Мк 10.44; 1 Кор 9.19). Вот почему Павел так подчеркивает, что его действиями никогда не руководила корысть (1 Фес 2.5); он не только не желал от верных серебра, золота или одежды (Деян 20.33), но работал своими руками, чтобы не жить на их средства, хотя он имел на это право (Деян 20.34; 1 Фес 2.9; 1 Кор 9.6-14; 11.9 сл; 2 Кор 12.16 и сл), и чтобы не подавать никакого повода к каким-либо подозрениям в стяжательстве (1 Кор 9.12; ср Флп 4.17). Такое поведение Апостола должно служить примером и для меньших служителей Божиих (Деян 20.34 сл). Да не будут ни епископ (1 Тим 3.3; Тит 1.7), ни диаконы (1 Тим 3.8) привержены к деньгам и к постыдной наживе!

Напротив, Л. - свойство лжеучителей (Тит 1.11; 2 Тим 3.2). Под видом благочестия они ищут наживы, не довольствуясь тем, что имеют (1 Тим 6.5 сл). Петр говорит, что из Л-я они спекулируют льстивыми словами с целями далеко не возвышенными (2 Петр 2.2,10,18; 3.3; см Иуд 16).

Идеал истинных служителей Евангелия - ничего не иметь, но всем обладать (2 Кор 6.10).

2. Сущность любостяжания в плане религиозном. - Павел придает греху Л. особое значение, ясно понимая то, что в ВЗ лишь намечалось: «любостяжание есть идолослужение» (Кол 3.5). Т. обр. он следует Иисусу, согласно К-рому быть сребролюбцем (Л к 16.14) -значит отдать земным сокровищам сердце, принадлежащее только Богу (Мф 6.21 сл), сделать богатство своим господином, пренебрегая единым подлинным Господом: Богом (6.24 п). Т. обр. изречение «ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим 6.10) принимает трагическую глубину; избирая себе ложного бога, люди отторгают себя от Единого Истинного и обрекают себя на погибель (6.9), подобно Иуде, корыстолюбивому предателю (Ин 12.6; Мф 26.15 сл), сыну погибели (Ин 17.12). С другой стороны, преходящие блага теперь теряют ценность по сравнению с будущей жизнью (Лк 6. 20,24), о к-рой древние мудрецы имели лишь смутное представление. Оттого НЗ может лучше, чем они, показать, до какой степени безумно поведение любостяжателя (Лк 12.20; Еф 5.17; ср Мк 8.36 п): «богатство - неправедно» (Лк 16.9-11; ср 13: Маммона), т.е. вероятно по первичному арамейскому значению - ложно и обманчиво (ср Мф 6. 19 сл), ибо смерть - переход к вечной жизни, о к-рой богатство заставляет забывать, - приводит к полному изменению положений (Лк 16.19-26; 6.20-26).

РТ

бедные ВЗ II, III - безумие - богатство II, II - грех - добродетели и пороки - желание II - идолы II 3 - насилие II - плоть II 1,2 б - правда А I, ВЗ 1