|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Седьмая неделя после Пасхи – Пятница.

94. Плоды Духа Святого

1. Плоды Святого Духа – это знамения славы Божией в душе человеческой. Любовь, радость и мир.

  1. Терпение и настойчивость. Их значение для апостольского служения.
  2. Плоды, служащие благу ближнего: благость, милосердие, кротость, верность, скромность, воздержанность и целомудрие.

94.1 Душа, послушная внушениям Святого Духа, становится “добрым древом”, которое познается по плодам его. Эти плоды украшают христианскую жизнь и являются знамениями Божественной славы: Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками1412, – сказал Господь во время Тайной Вечери.

Плодов Духа очень много. Апостол Павел в качестве примера называет девять из них: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верность, кротость, воздержание.1413

Первой названа любовь – главнейшее знамение нашего единения с Господом. Она – прекраснейший из духовных плодов. Любовь рождает в нашей душе ощущение близости Бога и побуждает нас спешить на помощь людям. Тактичная и действенная любовь к тем, кто нас окружает дома и на работе, – это первое из проявлений пребывающего в нас Святого Духа. Ничто так не выделяет христианина и человека, который любит Христа, как забота о братьях и ревность о спасении душ.1414

На втором месте – радость, потому что тот, кто любит, радуется вместе с возлюбленным. Радость является следствием любви, поэтому христианина можно узнать по той радости, которая отличает его даже среди страданий и бедствий. Как же многим обязан мир радости христиан! Быть счастливым, претерпевая испытания, улыбаться, испытывая страдания, радостно восклицать от всего сердца, несмотря на саднящие раны… И все это – из-за любви! Именно такой урожай Божественный Хозяин хочет собрать в Своем мистическом Винограднике. Эти плоды может вырастить в нас лишь Святой Дух.1415

Благодаря любви и радости в душе водворяется мир, который превыше всякого ума1416. Блаженный Августин определил его как покой благодаря порядку. Существует и ложный мир, основанный на беспорядке. Это – лжемир в семье, где родители всегда уступают капризам детей “лишь бы все было спокойно”, или лжемир в государстве, в котором преступников освобождают от ответственности под предлогом сохранения социальной стабильности. Мир же, приходящий от Святого Духа, предполагает отдых воли, обретшей истинное благо. Его предпосылкой является борьба с неупорядоченными влечениями, свойственными нашей натуре.

94.2 Полноту радости, любви и мира мы обретем лишь на небесах. Однако уже в земной жизни мы можем иметь предвкушение вечного блаженства, если только сохраним верность Богу. Люди, которые позволяют Святому Духу руководить собой, приносят плод долготерпения. Благодаря этому они оказываются способными без напрасного ропота и сетований переносить физические и нравственные страдания, которые случаются в жизни. Подлинная любовь всегда отличается терпением, а терпение поддерживает любовь. Любовь, – писал Святой Киприан, – это узы братства, основание мира, сочленение, связывающее воедино… Однако, лишенная долготерпения, она рассыплется; если на нее не возложить ярма страдания и самоотречения, она лишится корней и жизненной силы1417. Христианин должен стать рукой милосердного Бога, Который использует боль и страдания, чтобы очистить и освятить тех, кого Он больше всего любит. Поэтому верующий не должен терять присутствия духа в болезни, при наступлении неудач, при виде чужих недостатков, в случае нападок извне и перед лицом отсутствия видимого прогресса в духовной жизни.

Долготерпению подобна настойчивость. Благодаря ей мы без ропота и жалоб принимаем отсрочку в достижении целей, к которым мы стремимся, будь то в духовной жизни или в апостольском служении, но, вместе с тем, не прекращаем усилий, чтобы этих целей в конце концов достичь.

Этот дар Святого Духа приносит нам полную уверенность в том, что мы достигнем поставленных целей, несмотря на объективные трудности, а также на возможные ошибки и падения. Но при этом необходимо соблюсти одно условие: вести непрерывную духовную брань и иметь решимость начать с начала в случае поражения.

Настойчивый человек сам предъявляет высокие требования к своему апостольскому служению и со святым упрямством идет к цели, несмотря на кажущееся отсутствие впечатляющих результатов. Вера необходимая в апостольском служении, часто проявляется в том, что хочется постоянно говорить о Боге, хотя плодов еще нет. Если мы упорствуем, твердо веря, что Господь этого хочет, то повсюду (и в твоем окружении) появятся признаки христианского переворота: одни отдадут себя, другие всерьез займутся своей внутренней жизнью, а третьих – самых слабых, – ты, по крайней мере, предупредишь.1418

Господь требует от нас ежедневных непрекращающихся усилий: лишь в этом случае наши апостольские труды принесут свой плод. Если же иногда эти плоды созревают позднее, чем ожидалось, если наши усилия привести к Богу кого-то из наших родственников или сослуживцев кажутся бесплодными, Святой Дух пояснит нам, что никакие труды, совершенные для славы Божией с чистым намерением, не являются напрасными: избранные Божии не будут трудиться напрасно1419. Можно утверждать, что настойчивость – это одно из проявлений добродетели надежды.

94.3 Перечислив плоды Святого Духа, непосредственно связывающие человеческую душу с Богом, апостол Павел называет добродетели, служащие благу ближнего: облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно.1420

Благость, о которой говорит апостол, – это постоянное расположение воли, желающей добра всем без исключения людям: друзьям, врагам, родственникам и чужим, близким и далеким. Человек, который чувствует себя возлюбленным Богом, не может быть недоброжелательным и завистливым: он видит во всех людях чад Божиих, за которых пролил Свою Кровь Иисус Христос.

Однако лишь теоретически желать блага недостаточно. Истинная любовь действенна и выражает себя в делах. Любовь милосердствует, – сказал апостол Павел1421. Милосердие – это расположение сердца, побуждающее нас делать добро людям, предоставлять им материальную помощь и нравственную поддержку, что выражается в тех малых услугах, которые мы оказываем окружающим. Милосердие побуждает нас нести мир и радость в ту среду, в которой мы находимся, учит нас быть предупредительными и снисходительными.

Милосердие тесно связано с благостью и любовью и противостоит бессмысленному гневу, который на самом деле является признаком слабости. Любовь не бесчинствует…, не раздражается1422, но всегда действует тактично и деликатно. В ее основе – духовная крепость и мужество. Человек, имеющий этот дар Духа, не впадает в нетерпение и не помнит обид, хотя и чувствует себя время от времени – во многом благодаря душевной чуткости, обретенной в общении с Богом, – униженным, оболганным, непонятым. Однако он знает, что Бог использует все это для очищения душ.

За милосердием следует верность. Верным мы называем человека, который добросовестно исполняет свои обязанности и на которого можно положиться. Верному другу нет цены, – говорит нам Священное Писание1423, – и нет меры доброте его. Верность – это форма выражения справедливости и любви. В ней словно бы дан синтез всех даров Святого Духа, важных для общения с ближними.

Три последние добродетели, названные апостолом Павлом, имеют прямое отношение к добродетели самообладания, которая, под воздействием Святого Духа, расцветает смиренномудрием (скромностью), воздержанностью и целомудрием.

Скромным является человек, действующий в любой ситуации адекватным образом и трезво оценивающий при этом свои возможности, не преувеличивая, но и не приуменьшая их: ведь он знает, что все, чем он располагает, дано ему от Бога для служения другим людям. Скромность находит свое выражение в манере держать себя, говорить, одеваться, общаться с людьми. Скромность – это зеркало внутренней простоты и гармонии – всегда привлекательна.

Два последних плода Святого Духа по апостолу Павлу – это воздержанность и целомудрие. Отличающийся этими добродетелями человек почти инстинктивно избегает всего, что может повредить столь угодной Богу духовной и физической чистоте. Плоды целомудрия, украшающие жизнь христианина и делающие его более чувствительным ко всему, что касается Бога, могут созревать даже среди великих искушений, если их носитель избегает всего, что ведет ко греху и решительно противостоит соблазнам, черпая силы в уповании на Бога.

Заканчивая наше размышление, обратимся к Пресвятой Деве Марии, посредством Которой Господь преподает нам все блага. Я распростерла свои ветви, как теревинф, и ветви мои – ветви славы и благодати. Я – как виноградная лоза, произращающая благодать, и цветы мои – плод славы и богатства. Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими; ибо воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота.1424

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|