|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Седьмая неделя после Пасхи – Суббота.

95. Святой Дух и Мария

1. Ожидание Утешителя вблизи Девы Марии.

  1. Святой Дух в жизни Марии.
  2. Дева Мария – “сердце рождающейся Церкви” – участвует в посланничестве Святого Духа.

95.1 В ожидании сошествия обетованного Святого Духа все единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса1425. Все находились в одном месте – в Сионской горнице – будучи воодушевлены одной надеждой, охваченные одним порывом любви. Среди них – Матерь Божия. Древняя традиция видит в этой сцене символ духовного материнства Марии по отношению ко всей Церкви. “Время Церкви” началось с момента “сошествия”, т.е. ниспослания Святого Духа на апостолов, собравшихся в Иерусалимской горнице вместе с Марией, Матерью Господа.1426

Пресвятая Дева Мария переживает теперь как бы еще один Адвент: период ожидания даров для рождающейся Церкви. Этот “другой Адвент” в чем-то похож на первый, подготовивший Рождество Христово, а в чем-то отличается от него. Общие черты первого и второго Адвента – это молитвенный дух, сосредоточение, вера в обетования и страстное ожидание их осуществления. Мария, носившая в Своем лоне Иисуса, пребывала в молитвенном сосредоточении. Теперь Она живет в глубоком единении со Своим воскресшим Сыном.

Однако второе ожидание значительно отличается от первого. Во время первого Адвента лишь Мария ждала исполнения обетования. Тогда обетование исполнилось в Ее лоне. В Сионской же горнице Она ожидает вместе с апостолами и святыми женами. Это – общее ожидание, ожидание Церкви, которая вскоре воочию заявит о своем присутствии вблизи Марии. Мария, Которая зачала Христа от Святого Духа, силою Божественной любви, играет первостепенную роль в рождении Церкви в день Пятидесятницы, в который Сам Дух снисходит на учеников, оживляет любовью и созидает в единстве Мистическое Тело христианства.1427

Цель нашего сегодняшнего размышления – размышления в канун великого торжества Пятидесятницы – ожидание пришествия Утешителя в глубоком единении с нашей Матерью, призывающей Своими молитвами дар Духа, Который уже осенил Ее в Благовещении1428 и соделал подлинной Дарохранительницей – местопребыванием Бога. Ранее, в начале исполнения замысла Искупления, Она даровала нам Своего Сына; ныне, посредством эффективнейшего ходатайства испрашивает дар Духа Божественного Искупителя, уже преданного на Кресте, со всеми Его харизмами, для Церкви, родившейся в день Пятидесятницы.1429

Заметьте, что сообщивший нам об этом святой Лука и о детстве Иисуса говорит больше, чем другие евангелисты. Кажется, он хочет показать нам, что Мария, одна из главных участников Воплощении Слова, играла важную роль и при начале Церкви, которая есть Тело Христово.1430

Чтобы должным образом подготовиться ко встрече с Утешителем, чтобы стать более послушными Его велениям, нам следует прибегнуть к помощи Марии. Так понимали суть дела апостолы. Поэтому мы видим их в Сионской горнице, собравшихся вокруг Марии.

Обдумаем наше отношение к Пресвятой Богородице; наметим благочестивое дело на сегодняшний день: например, прочитаем молитву Розария и поразмышляем о его тайнах, подарим Марии воздержание, отличное от тех, которые мы совершаем постоянно, выразим Ей свое особое почтение, преклоняя колени пред Ее святым образом…

95.2 Пресвятая Дева Мария приняла Святого Духа в день Пятидесятницы во всей Его полноте: ведь Ее сердце было совершенно свободно от греховных склонностей и земных привязанностей; оно несравненным образом исполнялось любовью к Пресвятой Троице. Утешитель сошел в душу Марии и по-новому наполнил ее. Он – Светлый Гость души Марии. Чуть раньше Господь обещал всем любящим Бога: Мы придем к нему и обитель у него сотворим1431. Это обетование исполнилось, прежде всего, в лице Пресвятой Девы Марии.

Ее, начало пути Божия1432, Святой Дух приготовил с особой тщательностью: ведь Ей надлежало стать живой Дарохранительницей, несущей в Себе Сына Божия. Благодать, понятая как ”освящающая благодать” – предпосылка личной святости – вполне реализовалась в Марии и соделала Ее новым творением в соответствии с замыслом Божиим.1433

По этой причине, Ангел обратился к Ней: Радуйся, благодатная1434. Охваченная Святым Духом и полная благодати, Она приняла ее новую, особенную полноту: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя1435. Удостоенная особо возвышенного искупления, ради заслуг Своего Сына соединенная с Ним тесными и нерасторжимыми узами, Она облечена высшим долгом и честью быть Родительницей Сына Божия, а потому – возлюбленной Дщерью Отца и святилищем Святого Духа, и этим даром исключительной благодати Она значительно превосходит все прочие тварные существа: и небесные, и земные.1436

На протяжении всей Своей жизни Пречистая Дева возрастала в любви к Богу Отцу, Богу Сыну (Своему Сыну Иисусу) и Богу Святому Духу. Она отвечала на призыв Утешителя и, будучи всегда послушна Его внушениям, получала все новые дары благодати. Она никогда не создавала никаких препятствий Богу, никогда и ни в чем Ему не отказывала. Под прямым воздействием благодати, Она возрастала в естественных и божественных добродетелях.

Все, водимые Духом Божиим, суть Сыны Божии1437. Ни одно творение не позволяло Святому Духу руководить собой в той мере, как Дева Мария; никто так не переживал своего Богосыновства, как Она.

Святой Дух, пребывающий в Марии с момента Ее Непорочного Зачатия, по-новому водворился в Ее душе, начиная со дня Пятидесятницы. В лице Девы Марии до конца исполнились все обетования Иисуса, связанные со Святым Духом: Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам1438. Он наставит вас на всякую истину.1439

Пресвятая Дева возлюблена Богом более, чем другие творения. Если Бог принимает нас как отец – блудного сына, несмотря на все наши грехи, если Он любит нас бесконечной любовью, несмотря на то, что мы грешники, если Он наполняет нас Своими дарами, лишь только мы откликнемся на Его призыв, если так поступает Он со Своим обидчиком – то что сделает, чтобы почтить Свою Мать, Пречистую, “Virgo fidelis”, Пресвятую Деву, всегда верную? – восклицает Святой Хосемария Эскрива. – Если так велика любовь Божия к человеку, чье сердце часто бывает изменником, – что будет с Сердцем Марии, которое никогда не препятствовало воле Божией?1440

95.3 Все, что происходило в Церкви с момента ее рождения и до сего дня, – евангелизация мира, многочисленные обращения, мужество мучеников, самопожертвование святых, – все это – дело Святого Духа. Святой Дух имеет для Тела Иисуса Христа, которым является Церковь, то же значение, что душа для тела человека, – учит нас Блаженный Августин1441. – Святой Дух производит в Церкви те же действия, что и душа в членах тела, т.е. животворит и является принципом единства и развития. Благодаря Святому Духу мы становимся причастными жизни Господа Иисуса Христа в единении с Марией, всеми ангелами и святыми в небе, душами в чистилище и теми, кто еще продолжает свое земное странствие.

Святой Дух также освящает наши души. Все наши добрые дела и побуждения, решимость реализовать наши благие намерения и помощь в их реализации происходят от Святого Духа. Этот Божественный Наставник открывает свою школу в глубинах человеческой души, особенно в душах тех, кто хочет, чтобы Он был их Наставником и просят Его об этом1442.

Его действия в душе весьма деликатны, нежны и приятны, а Его бремя легко. Его пришествию предшествуют сияющие лучи света и мудрости. Он приходит, как истинный наш Заступник. Он приходит, чтобы спасать, исцелять, наставлять, советовать, укреплять, утешать, просвещать: в начале, ум того, кто Его приемлет, а затем, посредством дел просвещенного, умы других людей.1443

Подобно тому, как человек, прежде погруженный во тьму, с восходом солнца отчетливо видит то, чего раньше не видел, так и тот, кто удостоился дара Святого Духа, ходит во свете и, выходя за пределы возможностей естественного разума, видит в мире духовном то, чего раньше не замечал.

После событий Пятидесятницы Пресвятая Дева Мария стала как бы сердцем рождающейся Церкви. Тот же Святой Дух, Который подготовил Ее к роли Матери Божией, теперь соделал Ее Матерью Церкви и каждого из нас.

Святой Дух не перестает действовать в Церкви. Он пробуждает все новые призвания к святости и побуждает нас все более уподобляться Иисусу Христу – Первородному между многими братьями. Пресвятая Дева Мария активно содействует миссии Святого Духа в человеческих душах, и таким образом исполняет свою материнскую роль по отношению ко всем Своим детям. Поэтому Она и была названа Матерью Церкви папой Павлом VI: Она – Матерь всего народа Божия, как верующих, так и пастырей, называющих Ее Матерью Милосердия. И мы хотим, чтобы отныне все христиане взывали к Ней и почитали Ее под этим именем, выражающим всю меру нашей благодарности.1444

Пресвятая Дева Мария, Матерь Церкви, молись о нас и помоги нам хорошо подготовиться к дню излияния Утешителя в наши сердца.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|