|< в начало << назад к содержанию

Праздник Пятидесятницы.

96. Сошествие Святого Духа

  1. Иудейский праздник Пятидесятницы. Сошествие Святого Духа. Сильный ветер и огненные языки.
  2. Святой Дух освящает Церковь и каждого человека. Наш ответ на действия Святого Духа.
  3. Важность трех принципов: послушания, молитвы, духовности Креста.

96.1 Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, живущим в нас. Аллилуйя.1445

Пятидесятница – один из трех больших ветхозаветных праздников, во время которых множество израильтян совершало паломничество в Иерусалим, чтобы поклониться Богу в Храме. Корни этого обычая следует искать в седой древности: когда-то Пятидесятница была праздником благодарения после сбора урожая. Позднее этот праздник был связан с дарованием Богом Закона на горе Синай. Его отмечали на пятидесятый день после Пасхи. В конечном счете, в Новом Завете радость по поводу собранного урожая преобразилась в радость излияния Святого Духа и обретения Его даров.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились1446. Святой Дух нисходит под видом стихий, которые сопутствовали явлениям Бога в Ветхом Завете: ветра и огня.1447

Огонь в Священном Писании выступает в качестве символа всепроникающей любви и очищения. Образ огня помогает нам понять характер действия Святого Духа в наших душах: Ure igne Sancti Spiritus renes nostros et cor nostrum, Domine… Очисти, Господи, огнем Святого Духа сердце наше…

С другой стороны, огонь является источником света и указывает на свет Духа, благодаря которому мы можем познать учение Иисуса Христа: Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам1448. В другой раз Иисус сказал Своим ученикам: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам1449. Именно Святой Дух ведет нас к полному познанию истины, возвещенной Христом: и, наконец, ниспосланием Духа Истины завершает Откровение во всей полноте и подтверждает его Божественным свидетельством.1450

В Ветхом Завете действие Святого Духа часто описывалось словом “дыхание” или “дуновение”. Этот образ отражает деликатность, а, вместе с тем, силу Божественной любви. Нет ничего более стремительного, чем ветер. Он проникает везде и даже приводит в движение неодушевленные тела. Сильный ветер в день Пятидесятницы свидетельствует о том, с какой силой Любовь Божия входит в Церковь и в души отдельных людей.

Апостол Петр, увидев толпу людей, собравшихся возле Сионской горницы, приходит к убеждению, что все, что теперь происходит, представляет собой исполнение пророчеств1451: и будет в последние дни, говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть…1452 На этот раз Святой Дух сходит уже не на особо избранных людей – Моисея и его спутников1453 или пророков – но на всех, кто хочет стать учеником Христа1454. Действие Духа произвело такое впечатление на учеников и свидетелей, что все изумлялись и дивились, исполняясь любви и радости.

96.2 Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы не было изолированным явлением в жизни Церкви. Утешитель постоянно освящает каждого человека посредством бесчисленных дуновений. Это, по словам Святого Франциска Сальского, всякого рода порывы, внушения, духовные обличения и угрызения совести, просвещение и сознание того, что нас осенило – все это Бог производит в нас, одаряя нас благословениями, заботой и отцовской любовью, дабы пробудить нас, побудить, подвигнуть и привлечь к приобретению святых добродетелей, воздыханиям небесным, добрым намерениям; словом, ко всему тому, что ведет нас к жизни вечной1455. По словам Святого Кирилла Иерусалимского, действие Духа Святого в душе имеет деликатный, нежный и приятный характер (…); Он приходит, чтобы спасать, исцелять, наставлять, советовать, укреплять, утешать и просвещать.1456

Во время Пятидесятницы апостолы утвердились в своем посланничестве свидетелей Иисуса, они обрели силы, чтобы возвещать Благую Весть всем людям. Однако это не только их миссия – все верующие в Иисуса имеют приятную обязанность провозглашать, что Господь умер и воскрес ради нашего спасения. И будет в последние дни, говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать1457. Так проповедовал апостол Петр рано утром в день Пятидесятницы, которым началась эпоха последних дней, когда Святой Дух все вновь и вновь сходит на тех, кто верит, что Иисус – Сын Божий, и следует Его учению.

Отныне миссия говорить о великих делах Божиих1458, совершившихся через Иисуса и Его учеников, доверена всем без исключения христианам. Мы – народ святой, а потому обязаны возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет.1459

Если мы сумеем понять, что наше личное освящение и эффективность нашего апостольского служения прямо зависят от нашего отклика на призыв Святого Духа, то ощутим настоятельную потребность взывать к Нему, дабы Он омывал нечистое, орошал иссохшее, исцелял болящее, пробуждал застывшее, согревал озябшее, направлял заблудшее1460. Мы хорошо знаем, что наша духовная жизнь отмечена многими недостатками. Это – пятна, омертвевшие или пораженные тлением участки души, леность и всевозможные уклонения, нуждающиеся в исправлении.

Нам следует просить о даре послушания: активного послушания, которое позволит нам принять всем сердцем веления и внушения Святого Духа.

96.3 Если мы на самом деле хотим быть верны велениям Святого Духа, нам следует строить свою жизнь на трех принципах. Это – послушание, жизнь в молитве и единение с Крестом. Во-первых – послушание, ибо Святой Дух есть Тот, Кто Своими внушениями привносит сверхъестественный оттенок в наши помыслы, желания и поступки. Это Он побуждает нас принять и глубоко усвоить учение Христово. Это Он дает нам свет – чтобы мы осознали наше личное призвание, и дает силу – чтобы осуществить все то, чего ожидает от нас Бог.1461

Утешитель непрестанно действует в нашей душе: не имея вдохновения от Духа, мы не сможем произнести даже самого краткого молитвенного воззвания. Об этом свидетельствует апостол Павел во втором чтении сегодняшней Литургии1462. Святой Дух руководит нашей молитвой, присутствует во время чтения Евангелия и дает нам новый свет понимания уже давно знакомых нам нравственных положений и истин веры. Мы отдаем себе отчет, что этот новый свет приходит к нам извне, не от нас самих, но от Бога.

Святой Дух деликатно приводит нас к покаянию и исповеданию своих грехов, возносит наши сердца к Богу, вдохновляет на совершение добрых поступков. Он внушает нам мысль о необходимости конкретных актов воздержания, помогает найти подходящее слово, чтобы засвидетельствовать нашу веру в Бога.

Не менее важна и молитва, поскольку самоотдача, послушание и доброта христианина рождаются от любви и к любви устремляются. А любовь ведет к общению, к беседе, к дружбе. Христианская жизнь требует постоянного диалога с Триединым Богом – и приводит нас к этой близости Дух Святой. (…) Будем привыкать к общению с Духом Святым – ибо Им освятимся. Будем доверять Ему, просить Его о помощи и чувствовать Его близость. Наше бедное сердце постепенно расширится – и будет возрастать с каждым днем наше желание любить Бога, а через Него – и все творение1463.

Мы также ощущаем себя “сораспятыми Христу”, ибо в жизни Христа Голгофа предшествует Воскресению и Пятидесятнице. Так же должно быть и в жизни каждого христианина. (…) Принятие Духа Святого – плод Креста, всецелой самоотдачи Богу, стремления к Его Славе и полного отказа от себя самого.1464

Мы завершим наше размышление словами Секвенции Мессы Сошествия Святого Духа: О приди к нам, Дух Святой, и небесный луч пошли света незакатного. О приди, Отец сирот, о приди, Податель благ, о приди сердечный свет. Утешитель истинный, Светлый Гость смиренных душ, и отрада нежная. Тихий отдых от трудов, свежий ветер в знойный день, в плаче утешение. О приди, блаженный Свет, озаряй сердца людей, проникай в глубины душ. (…) Дай всем почитающим упованье твердое, святость семикратную. Дай награду дивную, дай исход спасительный, дай блаженство вечное.1465

Если мы и в самом деле стремимся к тесным отношениям со Святым Духом, нам лучше всего обратиться к Пречистой Деве, Которая наиболее полным образом откликнулась на Его призыв. По этой же причине апостолы, при наступлении дня Пятидесятницы, единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса.1466

|< в начало << назад к содержанию