|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Шестая неделя после Пасхи – Пятница.

87. Дар разума

1. Имея дар разума, мы глубже познаем истины веры. Дар разума необходим для полноты христианской жизни.

  1. Дар разума дан всем христианам, однако его проявление зависит оттого, живем ли мы в благодати и стремимся ли к личному освящению.
  2. Необходимость духовного очищения. Дар разума и созерцательная молитва.

87.1 Любая страница Священного Писания свидетельствует о том, как Бог любит нас и снисходит к нам, дабы повести нас путем святости. В Ветхом Завете Господь открылся как истинный свет Израиля, не имея которого, народ обречен сбиться с пути и блуждать во тьме. Великие праведники Ветхого Завета постоянно взывают к Яхве, ожидая от Него помощи в трудную минуту. Открой мне путь Твой, – молится Моисей1319, возглавлявший народ на его пути в Землю Обетованную. Не имея четких указаний со стороны Бога, он чувствует себя растерянным. А царь Давид вопиет к Богу: Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить Его всем сердцем.1320

Иисус предрекает появление Духа истины, миссией Которого будет наставлять всю Церковь1321. Именно Иисус, посылая Духа Святого, завершил Откровение во всей полноте и подтвердил его Божественным свидетельством1322. Лишь позднее апостолы осознают насколько важен этот дар.

Святой Дух ведет нас от первых проблесков веры ко все более глубокому уразумению Откровения1323. Он – Дух истины, а истина не может не быть привлекательной для любого человека, в особенности же – для молодых сердец1324. Благодаря дару разума, христианин получает возможность более глубокого проникновения в смысл Богооткровенных истин. Святой Дух просвещает разум и дает ему возможность “видеть” с небывалой отчетливостью. Мы уже давно знаем об этих тайнах, мы много раз слышали эти слова, много раз размышляли о них, однако в определенный момент мы испытываем духовное потрясение. Тогда нам кажется, что до сих пор мы не знали истины1325. Благодаря помощи, полученной от Святого Духа, христианин обретает большую веру, все является ему в ясном свете, и, просвещаемый свыше, он переживает неописуемую радость, предвкушение вечного блаженства.

Согласно учению Святого Фомы Аквинского, преподавая дар разума, Бог позволяет познавать Себя на земле. Познание Бога доступно тем, кого вдохновляет Утешитель, хотя истины веры по-прежнему остаются тайной.

Чтобы иметь Божественное знание, недостаточен обыкновенный свет веры. Необходимо особое вдохновение Святого Духа, которое приходит к нам по мере того, как мы отвечаем на благодать Божию, очищаем наши сердца и стремимся к святости. Дар разума побуждает нас увидеть многие вещи в ином свете, дать им правильную оценку, прославлять Бога и дарить Его сердечной любовью. Постепенно, по мере того, как душа наполняется любовью, разум просвещается светом Самого Бога1326 и, таким образом, мы становимся участниками самых сокровенных Его тайн.

Нам следует задуматься, стремимся ли мы очистить свою душу и хорошо ли используем в этой связи те возможности, которые предоставляет нам каждая исповедь? Приступаем ли мы к исповеди регулярно? Тщательно ли совершаем испытание совести? Просим ли мы Утешителя помочь нам пробудить в душе чувство глубокого раскаяния, избегать любого греха и всего, что ко греху приводит?

87.2 Посредством дара разума Святой Дух дает человеку возможность постижения тайн веры. Глубочайшие истины открываются нам свыше. По словам Святой Терезы Авильской, все происходит так, как если бы некто, не умея читать, и не стремясь научиться этому, более того, вообще ничего не читая, вдруг заявил бы, что он имеет все возможное знание, не подозревая, откуда оно вообще могло взяться: ведь он не знает даже алфавит. Это сравнение позволяет в некотором смысле уразуметь тот небесный дар, благодаря которому душа в одно мгновение постигает тайну Пресвятой Троицы и другие возвышеннейшие тайны с такой отчетливостью, что нет на свете теолога, с которым бы я не отважилась бы дискутировать о них.1327

Дар разума позволяет проникнуть в сокровенный смысл Священного Писания и действий благодати. Он делает очевидным присутствие Христа в каждом Таинстве, а особенно – Его сущностное и действительное присутствие в святой Евхаристии. Этот дар лежит в основе своего рода “Божественного инстинкта”, позволяющего находить следы присутствия Бога в мире. Верующий, просвещенный Святым Духом, становится жителем новой вселенной. Тайны Святой Троицы, Воплощения, Искупления, Церкви становятся для него живой и актуальной реальностью, проникающей всю его жизнь. Христианин говорит об этом со своими сослуживцами, друзьями, членами семьи. Его молитва становится простой и глубокой.

Христиане, послушные внушениям Святого Духа, очищают свои души, утверждаются в вере, открывают присутствие Божие во всех сотворенных вещах и в ежедневно происходящих событиях. Наоборот, человек духовно ленивый не способен услышать призыв благодати, нечувствителен к делу Божьему, утратил интуицию веры, не понимает ее требований и связанного с нею утешения.

Дар разума помогает нам находить Бога в ежедневных событиях, приятных и неприятных. Путь к обретению этого дара – личная молитва, во время которой мы размышляем о тайнах веры, духовная брань, проводимая с радостью и любовью, цель которой – быть как можно ближе к Богу, а также способность к глубокому раскаянию, если мы отдалимся от Бога. Здесь нет речи о каком-то чудесном вторжении благодати, предназначенной лишь для исключительных личностей. Дар разума предназначен для всех, кто хочет сохранить верность Господу в повседневных обстоятельствах своей жизни, всех тех, кто освящает и посвящает Богу свои радости и страдания, свою работу и отдых.

87.3 Чтобы делать успехи на пути к святости необходимо внутреннее сосредоточение (следует избегать чувственности, рассеянности, забвения о присутствии Бога…), а также самоограничение духовное (контроль над воображением, памятью, мыслями…) и физическое. Необходимо также выработать в себе ощущение постоянного присутствия Божия на протяжении всего дня.

Необходимо и очищение сердца, поскольку лишь “чистые сердцем Бога узрят”1328. Нечистота, привязанность к земным вещам, следование вожделениям плоти делают человека слепым и глухим ко всему, что связано с Богом. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно1329. Человек духовный – это христианин, который, будучи в состоянии благодати, имеет Святого Духа и обращает свои мысли ко Христу. Жизнь в чистоте, воздержании и умерщвлении плоти является наилучшей подготовкой к тому, чтобы душа стала достойным жилищем Святого Духа, Который войдет в нее со всеми Своими дарами.

Найдя душу, должным образом расположенную, Святой Дух поселяется в ней и ведет ее ко все более углубленной молитве, когда слова уже не в силах передать твои духовные переживания... Перед тобой открывается путь интимного общения с Богом. Ты созерцаешь Его без отдыха, но и без устали. Твоя душа живет в теле, как в заточении, как в оковах. Пока ты с максимальным совершенством, преодолевая собственную ограниченность, выполняешь свои обязанности в миру, она, жаждущая свободы, устремляется к Богу, как железо, притянутое магнитом. Так ты начинаешь любить Иисуса действенно, со сладостным потрясением души.1330

Таким образом святой Хосемария Эскрива описал путь, ведущий к созерцательной молитве, которую можно совершать, не оставляя обычных повседневных занятий, молитве, доступной всем верующим, независимо от уровня их образования, рода занятий и социального положения. Многие люди начинают с размышлений о пресвятом человечестве Христа, к которому приходят через Пресвятую Деву Марию, затем неизбежно поднимаются на Голгофу, после чего восходят к созерцанию Святой Троицы. Мы понимаем, как важно умение сердцем различать Божественные Ипостаси и поклоняться каждой из них в отдельности. Совершая это открытие в духовной жизни, мы уподобляемся малым детям, постепенно постигающим законы жизни материальной. Мы учимся разговаривать любовно с Отцом и Сыном и Святым Духом. Мы легко подчиняемся действию животворящего Утешителя, Который изливает на нас свои Божественные дары и отдает нам Себя с радостью – хоть мы этого и не заслуживаем.1331

В заключение обратимся к Пресвятой Деве Марии, имеющей полноту веры и даров Святого Духа, и попросим Ее научить нас общаться с Утешителем и любить Его всегда. Мы будем усердно молиться к Ней, чтобы нам не остановиться на полпути к святости, к которой мы все призваны.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|