|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Шестая неделя после Пасхи – Суббота.

88. Дар премудрости

1. Этот дар позволяет нам видеть мир в свете Божия замысла спасения и его призвания к жизни с Богом.

  1. Дар премудрости и освящение земной реальности.
  2. Истинная ценность этого мира и его смысл. Чтобы иметь дар премудрости, необходимо избавиться от привязанности к вещам и обрести смирение.

88.1 Творения – это своего рода следы прошедшего Бога, запечатленные Его величием, могуществом, мудростью и иными Его атрибутами, – сказал некогда Святой Иоанн Креста1332. Они – зеркало, в котором отражается великолепие Его красоты, благости и мощи: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.1333

Часто, однако, вследствие первородного греха и многих личных грехов, люди не способны различить знамений присутствия Бога в мире и не приходят к познанию Того, Кто является источником всех благ: из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника. (…) Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были познать, сколь лучше их Господь: ибо Он, Виновник красоты, создал их. А если удивлялись силе и действию их, то должны были узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их, – говорит нам Священное Писание.1334

Дар премудрости учит человека интерпретировать сотворенные вещи в качестве знамений, ведущих к Богу. Таким образом, тварный мир включается в порядок благодати. Святой Дух посредством мира природы и благодати приводит нас к постижению бесконечной премудрости, всемогущества, благости – всего того, что характеризует сокровенную сущность Бога. Это – дар созерцания, который, как и дар разума и ведения, делает возможным проникновение в тайну Божию.1335

Благодаря ему христианин со всей отчетливостью видит и понимает, что все творение, все движения земли и светил, все честные деяния людские – все от Бога. И восходит к Богу1336. Это – благодать свыше, благодаря которой душа становится сопричастной к знанию Самого Бога, открывает связь всего творения с Творцом, а также то, как творение может помочь человеку достичь его окончательной цели.

Выражением дара премудрости является Песнь трех отроков из Книги пророка Даниила1337, которую многие христиане читают как благодарственную молитву после святой Мессы. В ней содержится призыв ко всем сотворенным вещам включиться в гимн славословия Творцу: Benedicite, omnia opera Domini, Domino – Благословите, все дела Господни, Господа; пойте и превозносите Его во веки. Благословите, Ангелы Господни, Господа. Небеса… Все воды, которые превыше небес… Солнце и луна… Звезды небесные… Дождь и роса… Все ветры… Холод и зной… Иней и снег… Ночи и дни… Свет и тьма… Горы и холмы… Все произрастания на земле… Источники… Моря и реки… Киты и все, движущееся в водах… Птицы небесные… Звери и весь скот… Священники Господни… Духи и души праведных… Праведные и смиренные сердцем… Пойте и славьте, ибо вовек милость Его.

Этот прекрасный гимн всего творения, одушевленного и неодушевленного, воздает хвалу Творцу. Славословие Богу от имени небес и всего творения – это ярчайшее и чистейшее проявление дара премудрости1338. Мы также можем взывать к Богу словами этого гимна, особенно когда исполним то, что наиболее угодно Богу – примем участие в святой Мессе.

88.2 Дух подготавливает людей, предваряет их Своей благодатью, чтобы привлечь ко Христу1339. Послушный Святому Духу христианин, располагая даром премудрости, сможет со всей отчетливостью различить, что приближает его к Богу, а что отдаляет от Него. Это касается сфер искусства, политики, моды, идеологии… Праведного она наставляла на правые пути и даровала ему познание святых1340. Утешитель также показывает нам тот момент, начиная с которого вещи, сами по себе благие и дозволенные, могут представлять угрозу для человека. Это происходит, если они отвлекают его от конечной цели, становясь причиной неумеренной жажды обладания и привязанностей в ущерб исполнению воли Божией.

Христианин, живущий в миру и при этом стремящийся к святости, особенно нуждается в даре премудрости. С его помощью он сможет направить к Богу всю свою земную деятельность и превратить ее в средство освящения и апостольского служения. Благодаря дару премудрости мать семейства поймет, что ее домашние хлопоты – это путь, ведущий к Богу, если только она руководствуется намерением быть Ему угодной; подобным образом учащийся расценит свою учебу как форму любви к Богу, как средство апостольского служения и служения обществу; таким средством для архитектора будут его планы и проекты, для медсестры – забота о больных и т.д. Благодаря этому дару мы знаем, почему должны любить мир и преходящую реальность и сколь много правды заключается в словах Святого Хосемарии Эскрива, который однажды сказал: что-то есть божественное и сокровенное в самых простых вещах, и каждый из вас должен открыть это “что-то”(...) Таким образом, даже самое незначительное из дел, будучи исполнено с любовью, обретает свое духовное измерение. Поэтому я и повторяю с настойчивостью молота, ударяющего в скалу, что христианское призвание состоит в том, чтобы создавать поэму из повседневной прозы1341. Эту героическую поэму, посвященную Богу, мы составляем из наших повседневных занятий, из радостей и горестей, переживаемых нами.

Будем же любить все земное, но, вместе с тем, будем оценивать его в истинном свете – как его оценивает Бог. Больше всего нам следует стремиться стать храмом Духа Святого, ибо если Господь живет в нашей душе, то все остальное – второстепенно, преходяще – даже если кажется очень важным. Мы же в Боге – вечны1342. Будем же считать нашу веру величайшим из благ, более ценным, чем материальные блага, более ценным, чем даже сама жизнь. Просвещенные верой и даром премудрости, мы начинаем сознавать значение молитвы и аскезы, получаем возможность оценить их благотворное влияние на нашу жизнь и обретаем стимул никогда не пренебрегать ими.

88.3 В свете дара премудрости христианин может увидеть, сколь ничтожным является все земное, если оно не ведет к Богу; сколь краткой является земная жизнь в сравнении с вечностью; сколь хрупким является счастье, которое в состоянии предоставить этот мир, в сравнении со счастьем, которое обещал Бог любящим Его; сколь бесполезны наши усилия, если они не подкреплены помощью благодати… Вспоминая о своей прошлой жизни, в которой Бог еще не занимал первого места, человек испытывает глубокое раскаяние: ведь он сделал столько зла и упустил столько возможностей делать добро. Тогда возникает желание наверстать упущенное.

В свете дара премудрости мы со всей отчетливостью замечаем, что все в этом мире, – который мы любим и который обязаны освящать, – отмечено печатью бренности. Зато мы начинаем различать конечную цель человека, достижению которой должна быть подчинена вся наша земная жизнь.

Видение мира, людей и событий под углом зрения веры может быть затемнено тем, что апостол Иоанн назвал похотью очей1343. Тогда разум отворачивается от источника света и уже не в состоянии подчинить Богу земную реальность, которую он начинает рассматривать как цель саму по себе. Дар премудрости исключает неупорядоченное стремление к обладанию земными благами, не связывает надежд на счастье исключительно с земной жизнью. Если же этот дар отсутствует, душу поражает разновидность слепоты, из-за чего она теряет способность видеть духовные блага и вкушать их, а надежда на жизнь вечную мало помалу превращается в стремление к материальному благополучию. Кроме того, возникает инстинктивное отвращение ко всему, что связано с аскетическим воздержанием и самопожертвованием.

Восприятие окружающего мира с чисто человеческой точки зрения приводит к пренебрежению заповедями Божьими и основными истинами вероучения. Они теряют свое значение для повседневной жизни и более не определяют ее. Грехи против дара премудрости лишают нас света. Этим можно объяснить великое невежество, связанное со всем, что касается Бога, которое столь характерно для нашего мира. Иногда складывается впечатление, что многие наши современники органически неспособны понять и принять свое призвание к вечной жизни, естественным образом “обречены” на жизнь в этом мире и от рождения глухи ко всему духовному.

Чтобы подготовить себя к принятию дара премудрости, помолимся Духу Святому, дабы Он помог нам стать свободными, порвать с неупорядоченными привязанностями и научиться смирению, которое поможет нам видеть вещи в их истинном свете. Пробудим в себе сознание присутствия Божия, и, таким образом, увидим, как Он действует в нашей повседневной жизни. Примем решение ежедневно совершать вечернее испытание совести, сопряженное с молитвой. Его предметом должны стать наши семейные дела, дела на работе, проблемы наших близких и знакомых и наши собственные проблемы… Именно молитва является тем мощным прожектором, в свете которого проступают все контуры вещей и событий.

Чтобы получить этот дар и научиться пользоваться им, будем взывать к Пресвятой Деве Марии, Владычице нашей, насыщающей мудростью, наполняющей разумом и разливающей учение, как свет.1344

Мария – Матерь премудрости, ибо Она помогает выучить самый главный урок: если мы не рядом с Господом, то все остальное не имеет значения. Если в наших сердцах не горит огонь любви живой, не светит свет святой надежды, которая есть преддверие безграничной любви к нашей истинной Родине, то тщетны все чудеса земные и все человеческие устремления.1345

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|