|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Торжество Вознесения Господня.

86. Иисус ожидает нас на небесах

1. Прославление Христа достигает своей кульминации в событии Вознесения.

  1. Вознесение утверждает нас в желании быть на небесах. Следует пробуждать в себе эту надежду.
  2. Вознесение и апостольская миссия христианина.

86.1 Согласно Евангелию от Луки, последним жестом Иисуса на земле было благословение1301. Одиннадцать апостолов по указанию Иисуса отправились из Галилеи на Елеонскую гору вблизи Иерусалима. Снова увидев Воскресшего, ученики поклонились Ему1302, пали перед ним ниц, как перед своим Учителем и Богом. Ныне они были гораздо более уверены в том, что прежде ощущалось ими в глубине сердца: их Учитель – это Мессия1303. Обнаружив, что их Господь и Бог столь близок к ним, они испытали радость, граничащую с восторгом. Имея возможность в течение сорока дней общаться с Воскресшим, они с полным правом смогут свидетельствовать о том, что слышали и видели. В этом им поможет Святой Дух, Который напомнит им учение Христа и наставит их на всякую истину.

Учитель обращается к ним с величавостью Бога: Дана Мне всякая власть на небе и на земле1304. Иисус утверждает Своих учеников в вере, дает им понять, что сила, которую они получат, исходит непосредственно от Бога. Право отпускать грехи и возрождать к новой жизни, совершая таинство Крещения, происходит от Самого Христа, Который продолжает жить в Своей Церкви. Миссия Церкви – продолжать дело Христа, пока существует этот мир, наставлять людей в истине о Боге, учить их Божиим заповедям, поддерживать их благодатью Таинств…

Господь говорит Своим ученикам: сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их1305. Так евангелист Лука описывает Вознесение Господне.

Апостолы долгое время не сходили с места, наблюдая за вознесением Господа и принимая от Него последнее благословение, пока, наконец, облако не взяло Его из вида их. Облако часто сопутствовало явлениям Бога1306. В данном случае оно стало знамением того, что Иисус отныне – на небесах.

Земная жизнь Иисуса заканчивается не смертью на Кресте, но Вознесением. Вознесение – последняя из тайн нашего спасения, которая, вместе со Страстями, Смертью и Воскресением составляет одну тайну Христовой Пасхи. Тем, кто видел, как Иисус умирал на Кресте, осыпаемый оскорблениями, насмешками и издевательствами, было суждено стать свидетелями Его возвышения. Ныне на их глазах сбываются слова Христа: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему1307, а также: Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый.1308

Вознесению Господню посвящена вторая славная тайна святого Розария. Иисус возвратился к Отцу. – Два ангела в белых одеждах приблизились к ним и говорят: мужи Галилейские, что вы стоите, глядя в небо? (ср. Деян 1,11). Петр и другие возвращаются в Иерусалим ”cum gaudio magno – с великой радостью” (Лк 24,52). – Справедливо, что пресвятое человечество Христа ждет поклонения, величания и прославления чинами ангельскими и легионами блаженных в раю.1309

86.2 Предоставленное своим естественным силам, человечество не имеет доступа в “дом Отца”, к жизни и счастью Божиим. Только Христос мог открыть человеку этот доступ, и дал нам, членам Его Тела, надежду следовать туда, куда предшествует Он Сам, Глава наша и Начало.1310

Ныне мы не только стали обладателями рая, но также и вознеслись вместе со Христом, хоть и мистически, но и реально, на высоту небес и через Христа вновь обрели неисследимую благодать, которую прежде утратили.1311

Вознесение подкрепляет нашу надежду когда-нибудь жить на небесах, оно побуждает нас искать горнего. Возглас перед Префацией святой Мессы призывает нас: Ввысь сердца. Мы имеем надежду пребывать с Богом, потому что Сам Христос пошел приготовить нам место.1312

Иисус пребывает в небе в Своем прославленном Теле, со следами Своей искупительной Жертвы, со следами Страстей, к которым мог прикоснуться Фома. Раны Христовы принесли нам спасение. Пресвятое человечество Христа естественным образом занимает некое “место” на небесах. Христос также ожидает встретить там нас, за которых Он отдал Свою жизнь. Нас ждет Христос. ”Наше жительство – на небесах” (Флп 3,20). Но в то же время мы полноправные граждане земли, которые в несправедливости, трудностях и непонимании сохраняют спокойствие и радость, ибо знают, что они возлюбленные дети Божии. А если Вознесение Христа оставило в душах привкус печали – направимся к Его Матери, по примеру Апостолов, которые, возвратившись в Иерусалим, единодушно пребывали в молитве и молении с Мариею, Матерью Иисуса (Деян 1,12-14). 1313

Надежда, связанная с жизнью на небесах, исполнит радостью нашу повседневную жизнь. Как отметил Святой Лев Великий, то, что прежде повергало апостолов в страх, теперь стало источником радости. С этого момента их души погрузились в созерцание Божества Иисуса, воссевшего одесную Отца. Опыт общения с Христом по плоти отныне уже не был препятствием для того, чтобы просвещенный верой разум исповедал, что Христос, сошедший с небес, не отделился от Отца, а, взойдя на небеса, не отделился от Своих учеников1314. Нам же следует верить и мыслить так, как верили и мыслили апостолы.

86.3 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо1315.

Подобно апостолам, мы ликуем и печалимся, видя, как Он от нас уходит. И впрямь: трудно примириться с Его физическим отсутствием в этом мире. Я растроган, когда думаю об этом высшем проявлении любви: Он ушел, чтобы остаться. Ушел на Небеса и питает нас Собою, Своим Телом в Евхаристии. И тем не менее нам не хватает Его слов и дел, Его взгляда, Его улыбки. Мы хотели бы снова и снова видеть, как Он, утомленный, садится у колодца (ср. Ин 4,6), плачет о Лазаре (ср. Ин 11,35), долго молится (ср. Лк 6,12), жалеет народ (ср. Мф 15,32; Мк 8,2). Мне всегда казалось естественным, что пресвятое человечество Иисуса вознеслось в славу Отца. И я всегда этому радовался, в то же время полагая, что в день Вознесения также естественна и печаль – знак той любви, которую мы испытываем к нашему Господу Иисусу Христу. Будучи Богом, Он стал человеком – совершенным человеком, плотью от нашей плоти и кровью от нашей крови. А потом Он нас оставил, чтобы идти на Небеса. Нам так Его не хватает, но может ли быть иначе?1316

Ангелы возвещают апостолам наступление нового времени. Это – время миссии, которую нужно начинать, не теряя ни минуты.

В день Вознесения заканчивается земная миссия Иисуса и начинается миссия Его учеников – наша миссия. Во время сегодняшнего размышления вдумаемся в смысл слов первосвященнической молитвы Иисуса, возносимой Им Отцу за всех нас: Не молю, чтобы Ты взял их от мира, (т.е. от их социальной среды, семейного окружения, профессиональных занятий…), но чтобы сохранил их от зла1317. Господь хочет, чтобы каждый из нас на своем месте продолжал служение, цель которого – освятить мир, усовершенствовать его и повергнуть к стопам Господа. Это относится как к отдельным людям, так и ко всем мирским установлениям: семье, общественной жизни, работе и учебе… Только таким образом наш мир станет территорией, где человека ценят по достоинству и уважают его права, где между людьми и народами существуют отношения взаимопонимания и согласия, которые невозможны без подлинного примирения с Богом.

Сегодняшний праздник напоминает нам о том, что попечение о душах является любящим заветом Господа, Который, вознесясь во Славу, посылает нас, как Своих свидетелей, во все концы света. Наша ответственность велика, ибо быть свидетелем Христа – это прежде всего вести себя по Его учению и бороться за то, чтобы наши дела были подобны Его делам и столь же привлекательны.1318

Люди, вместе с которыми мы живем и работаем, должны постоянно видеть нашу благожелательность, искренность, оптимизм, трудолюбие и исполнительность. В любой ситуации мы должны вести себя так, как это пристало детям Божиим. Обычные проявления вежливости, приветливости, предупредительности, которые для большинства являются лишь необходимой в общественной жизни формальностью, у нас должны превратиться в выражение нашей заинтересованности людьми, стать свидетельством нашей любви к ним.

Иисус уходит, но, вместе с тем, Он предельно близок каждому из нас. Особым образом Он присутствует в дарохранительнице, которая, быть может, находится лишь в нескольких сот метрах от нашего дома или места работы. Постараемся же как можно чаще посещать Его, по крайней мере, мысленно. Попросим Его помочь нам в наших апостольских трудах, а одновременно заверим Его в нашем горячем стремлении распространять истины веры в нашем окружении.

Апостолы отправились в Иерусалим в сопровождении Марии. Вместе с Ней они ожидали сошествия Святого Духа. Будем же и мы готовиться к грядущему торжеству Ниспослания Духа Святого вместе с Пресвятой Девой.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|