|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Пятая неделя после Пасхи – Вторник.

77. Мир оставляю вам

1. Господь дает мир Своим ученикам.

2. Подлинный мир – это плод действия Святого Духа. Миротворческая миссия в мире: начинать следует с нашей души, нашей семьи, нашего рабочего коллектива…

3. Сеятели мира и радости.

77.1 Евангелие сегодняшней Литургии говорит нам об одном из обетований Иисуса, данном Им ученикам во время Тайной Вечери. Это обетование осуществилось после Воскресения: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам1158. Несколько позднее, ближе к концу Вечери, Господь вновь повторит: Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир1159. А после Воскресения, Иисус, встав посреди учеников, сказал им: Pax vobis! Мир вам!1160. Господь наверняка произнес эти слова тем сердечным тоном, который так хорошо был знаком апостолам. Дружеское приветствие рассеяло страх учеников и тот стыд, который они испытывали за свое трусливое поведение во время Страстей. Таким образом – благодаря сердечному приветствию – вновь водворились доверие и мир. Пожелание мира в иудейской среде было формой приветствия. Подобный обычай существовал и в среде христиан. Об этом свидетельствуют Апостольские Послания1161 и многочисленные надписи, относящиеся к первым векам нашей эры. Приветствие мира используется и в литургии: перед Причастием предстоятель обращается к присутствующим со словами “мир вам”. Именно мир является необходимым условием достойного участия в Святой Жертве1162. Pax Domini, Мир Господень.

Со временем, христианские приветствия обогатились духовным содержанием и приобрели благодатное значение. Они глубоко проникали в жизнь верующих и оказывали влияние на целые поколения. Они помогали творить добро и были отличительной чертой христианского общества.

В наше время религиозный аспект общеобязательных приветствий фактически утрачен. Как раз поэтому, очень важно сберечь духовное значение христианского приветствия, поздравления и прощания, что будет способствовать переживанию присутствия Бога, а потому может стать весьма полезным для нашей религиозной жизни.

К примеру, встречаясь с другим человеком и приветствуя его, мы можем представить себе, что приветствуем не только человека, но и его Ангела-Хранителя. Таким образом, наши отношения с людьми несомненно углубятся, что станет следствием присутствия Божия в нашей душе. Не будем, поэтому, забывать о духовном значении наших ежедневных приветствий: И сказал: Мир вам.

Мы не должны стыдиться, – говорил святой Григорий Назианский, – приветствия мира, оставленного нам Господом, когда Он покидал этот мир1163. Приветствия весьма полезны для поддержания братских отношений с нашим окружением, предрасполагают нас к молитвам за других людей, побуждают нас нести им мир и радость, как это делал Господь по отношению к Своим ученикам.

Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк 1,44) (…) Прилив радости, испытанный Елизаветой свидетельствует о том, что обычное приветствие может стать настоящим даром, если оно исходит из сердца, в котором живет Бог. Светлый лучик улыбки или доброго слова может рассеять кошмар одиночества, переживаемого каким-либо человеком.1164

77.2 В устах Господа нашего обычное иудейское приветствие приобретает совсем иное значение именно потому, что мир – это один из главных мессианских даров1165. Господь очень часто говорил на прощание людям, которым Он сделал какое-либо добро: Иди с миром1166, а Своим ученикам Он предписал быть вестниками мира: В какой дом войдете, сперва говорите: “мир дому сему”.1167

Пожелать мира иным людям, утверждать в мире мир – это высокогуманное дело. Если же это дело совершается в духе любви, то можно говорить и об его религиозном измерении. Условием нашей миротворческой деятельности является присутствие мира в нашем сердце. Мир в сердце, в свою очередь, является плодом Святого Духа1168 и знамением того, что Бог пребывает с нами. Апостол Павел часто призывал первых христиан жить в мире и радости: радуйтесь (…), будьте мирны: и Бог любви и мира будет с вами.1169

Подлинный мир – это плод святости, любви к Богу и длительных усилий, цель которых – не допустить, чтобы эту любовь уничтожили наши грехи и неупорядоченные влечения. Если человек любит Бога, его душа становится “деревом добрым”, которое можно познать по плодам его. Поступки такого человека указывают на присутствие Утешителя, а поскольку они приносят духовное блаженство, их можно назвать плодами Святого Духа. Одним из таких плодов является мир Божий, который превыше всякого ума1170 – тот самый мир, который Иисус Христос преподал апостолам и христианам всех времен. Отвергни сомнения, нарушающие твой покой, – говорит Святой Хосемария Эскрива. – Не от Бога то, что нарушает мир душевный. Как только посетит тебя Господь – почувствуешь всю истину Его слов: “Мир оставляю вам…, мир Мой даю вам…” И это – среди тяжелейших испытаний”.1171

По выражению Блаженного Августина, истинный мир – это мир вследствие порядка1172, порядка в отношениях между нами и Богом, нами и людьми. Если мы соблюдем этот порядок, то и сами будем иметь мир, и сможем преподавать его другим. Порядок в наших отношениях с Богом предполагает отказ от какого бы то ни было греха и предоставление Иисусу главного места в нашей жизни. Что же означает сей мир?, – задается вопросом святой Максимилиан Кольбе. И отвечает: Это, прежде всего, мир чистой совести. Мир очень часто ищет мира, но никогда не имеет его. Только Господь Иисус, как победитель смерти, может даровать истинный мир. Если же наша совесть неспокойна, мы всегда можем очиститься в таинстве покаяния1173. Порядок в наших отношениях с другими людьми означает, прежде всего, безукоризненное следование требованиям долга и справедливости, поскольку мир – это дело правды1174. Но, вместе с тем, он выходит за рамки узко понятой справедливости и становится делом любви, побуждающей нас прийти на помощь нуждающимся, поддержать и ободрить их. Мир может быть лишь там, где имеет место любовь к правде, где уважается человеческое достоинство, где преодолеваются эгоизм и стремление к личной выгоде, а на первый план выходит служение Богу и людям.1175

Господь доверил нам миссию водворения мира в мире. При этом начинать следует с собственного сердца, с собственной семьи, с собственного рабочего коллектива… Мы должны сделать все возможное с нашей стороны, чтобы были забыты старые обиды, стали менее острыми разногласия, чтобы в отношениях между людьми водворилась атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Мир в семье или в каком-нибудь коллективе не сводится к простому отсутствию споров и ссор. Иногда это может свидетельствовать о полном равнодушии друг к другу. Мир – это гармония в отношениях, побуждающая нас к сотрудничеству и участию в совместных проектах. Подлинный мир предполагает нашу заботу о других людях, желание и умение разделить с ними их планы, интересы, радости и печали.

Господь хочет, чтобы мы пробудили в себе искреннее стремление к согласию и миру во всем мире. Правда, этот мир не может наступить уже сегодня, поскольку очень многие люди не хотят допустить Бога в свое сердце. В таком случае, Господь требует от христиан стать источником мира и радости в своем ближайшем окружении.

77.3 Христос мир наш1176. Вот уже в течение двух тысяч лет Он повторяет: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам. Он говорит это каждому из нас, и каждого из нас Он призывает стать миротворцем, т.е. возвещать мир как всему миру, так и тому “мирку”, в котором проходит наша повседневная жизнь.

Жизнь первых христиан помогла многим людям найти смысл своей жизни. Христиане принесли мир в свои семьи и в то общество, в котором жили. Во многих надписях, относящихся к тому времени, можно найти приветствия, связанные с пожеланиями мира. И этот мир Божий будет существовать на земле до тех пор, пока на ней живут люди доброй воли1177. Существенной частью нашего апостольского служения является как раз “миротворчество” – умение нести мир душевный и радость нашему окружению, и это, в тем большей степени, чем сильнее его страхи и беспокойство. Каждый христианин должен нести мир и счастье во все уголки земли, – настаивает Святой Хосемария Эскрива. – Вот он, крестовый поход силы и радости, способный разбудить даже увядшие, испорченные сердца – и поднять их к Богу.1178

Всякий христианин – хотя он и страдает так же, как страдают другие люди, – должен иметь на лице тихую и кроткую улыбку. Именно так он должен предстать перед миром, ведь он – дитя Божие и образец посвящения Богу. Наше нынешнее размышление мы можем завершить следующим решением: Когда ты разносишь по миру благоухание своей жертвы, да не увидят страдания и грусти на твоем лице. Дети Божии должны сеять только мир и радость1179. Однако исполнить это возможно лишь в том случае, если мы подлинно осознаем себя детьми Божьими.

Если это и в самом деле так, в нашей душе водворится глубокий мир. Его не нарушат переменчивость наших эмоций или мелкие инциденты в течение дня. Он принесет нам спокойствие и силу духа, в которых мы так нуждаемся. Открытое и дружеское отношение к людям поможет нам освободиться от всевозможных антипатий, причина которых всегда одна: неумение смотреть на людей и оценивать их с точки зрения вечного Спасения; от недостатков характера, которые вносят напряжение в наши личные отношения и свидетельствуют о недостатке выдержки с нашей стороны; от эгоизма, своекорыстия и всего прочего, что мешает нашей христианской жизни и исполнению нами наших апостольских обязанностей.

Вложенное в наши сердца Господом стремление к подлинному миру должно также побудить нас отказаться от всего, что несовместимо с миром, а напротив, вызывает разделения и конфликты: от негативных суждений о людях, ропота, жалоб, деструктивной критики.

Попросим Пресвятую Деву Марию, Матерь нашу, дабы Она помогла нам никогда не потерять радости и мирного расположения духа. Церковь взывает к Деве Марии, Царице мира. Когда нет мира в твоей душе, в твоей семье, на работе, в обществе, между народами – взывай без устали: Regina pacis, ora pro nobis!, “Царица мира, молись о нас!” Попробуй – ну, хоть тогда, когда утратишь спокойствие, – и сам удивишься, как быстро это поможет.1180

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|