|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Пятая неделя после Пасхи – Среда.

78. Виноградная лоза и ее ветви

1. Иисус Христос – истинная виноградная лоза. Бог, живущий в душе.

2. “Иисус очищает нас, чтобы мы приносили больше плодов”. Значение страданий и самоотречения. Частая исповедь.

3. Единение со Христом. Апостольство – это духовная жизнь, переливающаяся через край. Засохшая лоза.

78.1 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, – читаем мы в Евангелии сегодняшней святой Мессы.1181

Пророки Израиля часто сравнивали неверный Израиль с виноградником: так в псалме 79 (78) говорится о гибели и последующем возрождении лозы, перенесенной из Египта; пророк Исаия1182 высказывает сожаление от имени Господа по поводу того, что виноградник Господень, несмотря на тщательный уход, не оправдал ожиданий: вместо “добрых гроздьев” он принес “терпкие ягоды”. Также и Иисус использовал метафору виноградника, чтобы проиллюстрировать факт отвержения Христа иудеями и дать свидетельство о призвании язычников.1183

Однако в данном случае Господь использует символ виноградной лозы в совершенно новом значении. Христос есть истинная виноградная лоза, которая дает жизнь своим ветвям. Здесь речь идет о жизни благодати, которая имеет свой источник во Христе и даруется членам Его Тела – Церкви. Без этого животворного сока все ветви обречены на бесплодие и последующую гибель.

Поскольку жизнь благодати обладает огромной важностью, Иисус пролил Свою кровь до последней капли, чтобы мы могли получить ее. Все слова, поступки и чудеса Христа постепенно вводят нас в эту новую жизнь, поучают нас относительно тайн ее зарождения и угасания, относительно того, как мы можем обрести ее или утратить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком1184. Пребудьте во Мне, и Я в вас1185.

Христос делает нас участниками Божественной жизни! В момент Крещения человек преображается в сокровенной глубине своего существа. Это преображение называется новым рождением. Благодаря ему мы становимся детьми Божьими, братьями Христа, членами Его тела – Церкви. Жизнь, обретаемая в “новом рождении”, – это жизнь вечная. Она остается в нас до тех пор, пока мы не совершим смертного греха. Тот, кто имеет в себе эту жизнь, уже не находится во власти смерти. Собственно, он не умрет никогда, а лишь закончит свое земное странствие и водворится в вечных небесных обителях. Иисус хочет, чтобы Его братья стали соучастниками того, чем Он Сам владеет во всей полноте. Жизнь, которая излилась из Пресвятой Троицы в Его святое человеческое естество, вновь изливается, растекается и распространяется. С главы она переходит на тело… Лоза и ее ветви – это одно целое, они питаются одними и теми же животворными соками, а потому гармонично развиваются и приносят один и тот же плод.1186

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, – пишет апостол Иоанн1187, – дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. Эту новую жизнь мы получаем и утверждаемся в ней благодаря семи Таинствам, установленных Господом с той целью, чтобы Спасение по возможности кратким путем пришло ко всем людям. В этих семи действенных знаках благодати мы встречаемся со Христом, источником всех благодатных даров. В Таинствах Христос говорит с нами, прощает нас, восполняет наши силы и дает нам лобзание любви и мира. Он делает нас участниками Своих заслуг и Своего естества. Он отдает нам Себя.1188

78.2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.1189

Христианин, отделенный от источников благодати – молитвы и Таинств – остается без пищи духовной. Он умирает от первородного греха, которым подтачиваются человеческие силы. В какой-то момент человек оказывается настолько слабым, что даже небольшое искушение способно его повалить. Он падает, потому что в его ногах нет силы, чтобы стоять. Он умирает, потому что во всем его теле нет силы, чтобы жить. Итак, если жизнетворные соки благодати не могут найти доступа к душе вследствие разочарования, небрежности, лени, своекорыстия, страха перед мнением окружающих, влияния окружения, чрезмерного увлечения земными заботами или чего-либо иного, человек лишается духовных сил и духовно умирает. Такого человека также можно назвать бесплодным, поскольку он не приносит духовных плодов.1190

Господь, однако, хочет, чтобы мы принесли много плода. Именно с этой целью Он очищает ветви. Господь говорит нам: Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам1191. Он употребляет одни и те же выражения по отношению к очищаемым ветвям и к духовной чистоте учеников. Можно было бы предложить следующий перевод: “Всякого, кто приносит плод, Он очищает, чтобы тот принес еще больше плодов”.

Мы должны искренне желать, чтобы Господь очистил нас от всего, что мешает действию Его благодати: недостатков характера, склонности упрямо настаивать на своем, привязанности к мирским вещам, зависимости от мнения окружающих, эгоизма и чувственности… Мы должны решиться на эту болезненную операцию, если только и в самом деле хотим принести обильный плод святости и апостольского свидетельства.

Господь очищает нас различным образом. Иногда допускает, чтобы мы заболели или претерпели падение, или подверглись серьезным нареканиям со стороны окружающих. Разве ты не слышал от Учителя притчу о лозе и ветвях? – обращается к каждому из нас Cвятой Хосемария Эскрива. – Утешься, Он взыскивает с тебя потому, что ты – ветвь плодоносная... Вот Он ее и очищает, ut fructum plus afferas – “чтобы принесла больше плодов”. Как же ты не поймешь? Когда отсекают и рвут, бывает больно. Зато какой сочный виноград, какие зрелые ягоды!1192

Господь также возжелал, чтобы в нашем распоряжении было таинство Исповеди, дабы мы могли постоянно очищаться от падений и грехов. Частая исповедь, при условии должной подготовки и искреннего раскаяния, способствует достижению чистоты души, столь необходимой для апостольского свидетельства.

78.3 Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.1193

Лично общаясь с Иисусом Христом, мы учимся великодушию, снисходительности, оптимизму, любви к ближним и умению приводить их к Богу. Одним словом, учимся быть хорошими христианами. Поэтому, – поучает нас Блаженный Августин, – в единении со Христом, нашей Главой, мы сильны, но отделяясь от нашей Главы мы ни на что не годимся… В единении с Главой мы представляем собой виноградную лозу; отдельно от Главы мы только отрубленные ветви, предназначенные к сожжению. Поэтому Христос говорит в Евангелии: ”Без Меня не можете делать ничего”. О Господи! Без Тебя ничего, с Тобой все… Он без нас может много и даже все; мы без Него – ничего.1194

Господь ожидает от нас многих и различных плодов. Однако если у нас не будет молитвенной жизни, если мы не будем пребывать в духовном единении с Господом, все наши усилия ни к чему не приведут: с тем же успехом можно пытаться собрать урожай винограда с отломанных ветвей лозы. Посмотрите на эти усеянные плодами ветви. Они плодоносят, ибо находятся на лозе. Только так могли они произвести на свет эту сладкую зрелую мякоть, которая способна вселять радость в сердца человеческие (ср. Пс 104 (103), 14). На земле, почти погребенные в ней, валяются хворостинки, которые тоже когда-то были виноградными побегами, но потом засохли и отпали от лозы. Они являются символом бесплодия.1195

Жизнь в единении с Господом не может ограничиться исключительно личной сферой. Она должна выразиться в труде, в общении с людьми, в семейной жизни и в самых разнообразных областях человеческой деятельности.

Духовное единение с Господом становится источником плодотворного апостольского служения, поскольку апостольство в любой его форме происходит от преизбытка духовной жизни. Свидетельство о Христе зарождается, созревает и обретает свое достоинство в атмосфере молитвы, этой сокровенной и тайной беседы с Богом. Беседы на коленях! Невозможно свидетельствовать о Христе другим, если раньше Его не встретить в своей жизни.1196

Поскольку Христос, посланный Отцом, – источник и начало всего апостольства Церкви, ясно, что плодотворность апостольства мирян зависит от их жизненного единения со Христом по слову Господню: “Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, потому что без Меня не можете делать ничего” (Ин 15,5). Эта жизнь в тесном единении со Христом питается в Церкви духовными средствами, общими для всех верных, особенно деятельным участием в Божественной Литургии, и миряне должны применять эти средства, чтобы, верно исполняя свои мирские обязанности в обычных жизненных условиях, не терять в своей жизни единения со Христом, но исполняя свой труд по воле Божией, все более возрастать в этом единении.1197

В любом случае, никто не может дать другому то, чего не имеет сам. Лишь хорошее древо может приносить добрые плоды. Ветви виноградной лозы, – пишет Блаженный Августин, – совершенно бесполезны, если не находятся на лозе. Но если они остаются на лозе, они прекрасны. Будучи срезанными, они не пригодятся ни хозяину виноградника, ни столяру. Для них существует лишь одна из двух возможностей: или быть на лозе, или быть брошенными в огонь. Если они не на лозе, их сжигают; чтобы избежать сожжения, им следует быть на лозе.1198

Приносим ли мы плоды, которых Господь ожидает от нас? Стали ли наши друзья ближе к Богу благодаря общению с нами? Помогли ли мы кому-то из них подготовиться к исповеди? Приносим ли мы радость и счастье тем людям, с которыми мы живем? Эти вопросы помогут нам сформулировать конкретное решение в конце нашего размышления. Мы принесем его к ногам Марии, которая говорит нам: Я – как виноградная лоза, произращающая благодать; и цветы мои – плод славы и богатства1199. Кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа1200. Она – самый короткий путь ко Христу, наполняющему нас Своей Божественной жизнью.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|