|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Четвертая неделя после Пасхи – Пятница.

73. Чтение Евангелия и духовное размышление над ним

1. Читать Евангелие с пользой.

2. Читая Евангелие, размышлять о пресвятом человечестве Иисуса.

3. Господь обращается к нам посредством Священного Писания. Слово Божие всегда актуально.

73.1 Иисус Христос для каждого из нас есть Путь, Истина и Жизнь1102. Об этом говорит евангельское чтение сегодняшней святой Мессы. Тот, кто знает Христа, нашел смысл своей жизни и смысл существования всего мира. Вся жизнь такого человека будет отныне неустанным стремлением ко Христу. Вслед за Христом и в единении с Ним христиане могут “подражать Богу, как чада возлюбленные”, и жить в любви (Еф 5,1), сообразуя свои мысли, дела и поступки с “чувствованиями, какие и во Христе Иисусе” (Флп 2,5), и следуя Его примеру1103. В святом Евангелии мы открываем превосходство познания Христа Иисуса1104, учимся подражать Ему и идти вслед за Ним. Чтобы научиться от Него, мы должны больше узнать о Его жизни. Для этого нам необходимо читать Святое Евангелие и размышлять над Новым Заветом. Таким образом мы сможем проникнуть в Божественный смысл земного пути Иисуса. Мы стремимся идентифицировать себя с Господом, дабы Его жизнь смогла отобразиться в нашей жизни, во всех ее житейских обстоятельствах. Чтобы быть во Христе, необходимо созерцать Христа. Недостаточно иметь общие представления о “духе Иисуса”, следует учиться у Него конкретным шагам и правилам поведения. Прежде всего, следует размышлять о Его земном странствии, Его поступках и черпать отсюда силы, мирное расположение духа, покой.

Когда кого-то любят, стремятся узнать как можно больше о жизни любимого. При этом важными становятся и малозначительные детали его жизни и характера. Таким образом любящий отождествляет себя с любимым. По этой причине нам следует размышлять об истории земной жизни Христа от Его Рождества в яслях до Его Смерти и Воскресения.

Мы должны читать Евангелие, изо всех сил желая познать Христа, чтобы полюбить Его. Нельзя читать Священное Писание как обычную книжку. Ибо в священных книгах Отец, Который на небесах, с великой любовью идет навстречу Своим чадам и с ними беседует1105. Чтение Священного Писания должно сопровождаться молитвой. Ведь мы знаем, что главный автор Священного Писания – Бог. Во всей Библии, а в особенности в Евангелии мы находим крепость веры, пищу души, чистый и неистощимый источник духовной жизни1106. По словам святого Августина, мы должны слушать слова Евангелия, как если бы Господь присутствовал рядом с нами и обращался к нам. Нам не следует говорить: “Как счастливы были те, кто удостоился видеть Его”. Ведь многие из тех, кто Его видели, Его, в конце концов, распяли, а многие из тех, кто никогда Его не видели, в Него уверовали. Слова, вышедшие из уст Господа, были записаны, сохранены и возвещены нам.1107

Чтобы с пользой читать Святое Евангелие и познавать его смысл, мы должны делать это с верой, которая заключает в себе безошибочную и приносящую спасение истину; мы должны делать это благочестиво и с намерением стяжания святости жизни. Церковь с помощью Святого Духа сберегла целым и неповрежденным сокровище предания о жизни и учении Господа. Мы, таким образом, можем, размышляя о нем, приблизиться к Господу и к осуществлению идеала святости. Лишь от нашей воли к святости зависит, сумеем ли мы вникнуть в глубочайшую истину, скрытую в Священных Книгах, сумеем ли мы вкусить от сего Божественного плода. Достаточно ли мы ценим саму возможность держать в руках Библию? Воспринимаем ли ее как дар Божий? Стараемся ли посредством чтения Библии прийти к еще более глубокому познанию пресвятого человечества Господа с тем, чтобы еще сильнее полюбить Его? Просим ли мы Святого Духа помочь нам, когда мы приступаем к чтению Евангелия?

73.2 Мы можем любить лишь то, что нам хорошо известно. Поэтому, нам следует хорошо знать жизнь Христа умом и сердцем, чтобы в любое время, без помощи книг, закрыв глаза, мы могли видеть ее, словно заснятую на пленку. Чтобы в любых обстоятельствах слова и дела Господа приходили нам на память. Чтобы мы почувствовали, что вошли в Его жизнь. На самом деле думать об Иисусе, представляя себе сцены из Его жизни, мало; мы должны проникнуться ею целиком, перевоплотившись, став действующими лицами. Мы должны следовать за Христом так же близко, как Его Матерь Мария, двенадцать апостолов, святые жены и толпы, которые собирались вокруг Него. Поступая так, мы почувствуем, что слова Иисуса преображают нас, проникая в самую глубину наших душ (…). Мы должны идти к Евангелию и созерцать Любовь Христову, если хотим привести к Нему других.1108

Мы спешим под сень Евангелия, снедаемые сильнейшей жаждой – жаждой созерцать Господа так, как созерцали Его непосредственные ученики. Мы хотим слышать Его слова, видеть Его реакции и поступки, Его сочувствие нуждающимся, Его усталость после долгого дневного путешествия, Его изумление при виде веры женщины-хананеянки или сотника, Его терпение по отношению к недостаткам учеников. Мы хотим проникнуть в тайну Его глубочайшего единения с Богом Отцом, стать свидетелями ночей, проведенных Им на молитве, разделить Его доверительную манеру общения с Богом и Его исполненное любви отношение к человеку…

Для того, чтобы любить Его, чтобы познать Его в Его пресвятом человечестве, чтобы следовать Его примеру, мы должны читать Евангелие и размышлять о прочитанном. Мы должны делать это как можно чаще, с вниманием, любовью и благочестивым трепетом. II Ватиканский Собор с особым настоянием призывает всех верующих (…) учиться превосходному познанию Иисуса Христа (ср. Флп 3,8) через частое чтение Божественного Писания, ибо “не знать Писания – значит не знать Христа” (св. Иероним). Итак, пусть они охотно приступают к самому священному тексту: либо через священную Литургию, насыщенную Божественными речениями, либо через благоговейное чтение.1109

Дай искупленным Кровью Твоего Сына жить в полном общении с Тобой и в Тебе обрести вечное счастье, – молились мы во время сегодняшней святой Мессы1110. Этот “хлеб насущный” для нашей души, без которого мы не можем прожить ни дня, найти очень легко. Для этого достаточно трех-четырех минут чтения Библии в день, при условии, что мы читаем с любовью. Я посоветовал тебе читать Новый Завет несколько минут каждый день, погружаясь в него, участвуя в каждой сцене, как еще одно действующее лицо. Нужно это для того, чтобы Евангелие воплотилось в твоей жизни, чтобы ты ”исполнял” его, и помогал другим его исполнять.1111

73.3 Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим.1112

Апостол Павел учил первых христиан, что слово Божие живо и действенно1113. Оно всегда актуально, ново, и имеет личный характер, непосредственно затрагивающий каждого из нас. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне1114. Упомянутые последние дни – это дни, в которые живем мы. Иисус Христос постоянно взывает к нам. Его слова, Божественные и вечные, всегда актуальны. Все, о чем свидетельствует Евангелие, некоторым образом совершается “здесь и теперь”, в наше время, в нашей жизни. Также и сегодня блудный сын покидает отчий дом и возвращается в него, также и сегодня Пастырь Добрый ищет заблудшую овцу, также и сегодня необходима закваска, чтобы вскисло все тесто, и свет, который бы рассеял тьму греха…

Евангелие приоткрывает нам, чтó есть наша жизнь и какова ее ценность, указывает нам путь, на который мы должны вступить. Слово – это свет истинный, просвещающий каждого человека, приходящего в мир. Нет такого человека, к которому не обращалось бы Слово. По этой причине, Евангелие должно стать источником кратких молитвенных воззваний, с помощью которых мы обновляем ощущение Божия присутствия на протяжении всего дня. Оно должно стать также главной темой нашей молитвы.

Когда мы размышляем о слове Евангелия, в нашей душе водворяется мир. От него исходила сила и исцеляла всех1115, – говорит евангелист Лука. Мы испытываем на себе действие этой силы, если стремимся быть ближе к Иисусу и слышать Его вечно актуальное слово.

Евангелие должно стать самой главной книгой христианина. Благодаря нему, мы можем познать Христа, созерцать Его, размышлять о Нем, “знать наизусть” все характерные для Него черты. Святое Евангелие позволяет нам в полной мере включиться в тайну Христа, особенно в нашу эпоху, когда кружит столь много ложных мнений, касающихся наиболее животрепещущей вот уже в течение двадцати веков проблемы – проблемы Иисуса Христа, этого краеугольного камня нашей жизни. Не потеряйте дорогу в тумане, внимательно прислушивайтесь к голосу пастыря, – предостерегал овец своей паствы Блаженный Августин. – Ступайте на высоты Священного Писания. Там вы найдете “сладость сердца вашего”, там ничто не сможет повредить вам, ибо там злачные пастбища.1116

Весьма полезно читать Священное Писание рано утром и пытаться извлечь из него простой и конкретный урок. Это поможет нам ощущать присутствие Божие в течение всего дня и подражать Христу в каком-то конкретном аспекте Его личности, а также станет для нас источником радости, доброго отношения ко всем людям, сострадания к нуждающимся и терпения, с которым мы понесем свой собственный крест… Тогда в нашей жизни неожиданно для нас самих исполнится то, чего так горячо желал Святой Хосемария Эскрива: Дай Бог, чтобы облик и речь твоя будут такими, чтобы всякий, видя и слыша тебя, мог сказать: ”Вот человек, читающий Евангелие, знающий жизнь Христа!”1117

Это станет великим благом не только для нас, но и для тех, кто живет, работает или отдыхает рядом с нами.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|