|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Четвертая неделя после Пасхи – Четверг.

72. Уметь прощать

1. Люди могут измениться. Нельзя судить о человеке только по его поступкам.

2. Прощать и не помнить зла. Восстанавливать разорванные дружеские связи.

3. Несмотря на все наши слабости и духовную леность, мы сможем стать достойными орудиями Господа. Но для этого необходимо проявить смирение.

72.1 Первое чтение сегодняшней Литургии повествует нам о случае, имевшем место в среде сотрудников апостола Павла в деле евангелизации.

Павел и его спутники отплыли из Пафа и прибыли в Пергию в Памфилии. Тогда Иоанн отделился от них и возвратился в Иерусалим1091. Остальные спутники Павла по-прежнему разделяли с ним тяготы его апостольского служения и все вместе прибыли в Антиохию Писидийскую. Иоанн, прозванный Марком, был двоюродным братом Варнавы, апостола тесно связанного с Павлом, одного из столпов миссии среди язычников. Марк с юных лет пылал огнем ревности, снедавшим первых христиан в Иерусалиме, сгруппировавшихся вокруг Девы Марии и Апостолов, которых он очень хорошо знал. Мать Марка была одной из женщин, которые служили Иисусу и Двенадцати. Поэтому вполне естественно, что Варнава захотел приобщить Марка к проповеди Евангелия под руководством апостола Павла и своим собственным.

Однако Марк не выдержал и вернулся домой, покинув своих друзей. Ему не хватило сил, и он отступил. По всей видимости, те, кто продолжил свой путь с апостолом Павлом, тяжело переживали случившееся. Когда подготавливалось второе миссионерское путешествие, дабы вновь посетить новообращенных братьев, Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.1092

Апостол Павел не намеревался брать с собой человека, который однажды уже не оправдал доверия. Тогда между двумя апостолами пробежала тень несогласия, и они разлучились. Варнава, взяв Марка, отплыл на Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией1093. Разногласия, приведшие к такому расколу, были, по всей видимости, весьма велики. Суровый Павел и кроткий Варнава, – отмечает святой Иероним, – имеют каждый свою точку зрения. Это, в какой-то мере, свидетельствует об их человеческой слабости.1094

И все же, апостол Павел, человек подлинно великодушный, безгранично преданный братьям по вере и ревностный миссионер, не держит обиды на Марка. Совсем напротив, спустя несколько лет мы встречаем Марка среди его ближайших сотрудников1095. Марк стал для апостола Павла отрадою1096: Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник [двоюродный брат] Варнавы, – о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его, – также Иисус, прозываемый Иустом… Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. Позднее апостол Павел будет просить Тимофея, чтобы тот привел с собой Марка, поскольку тот нужен для служения1097. Итак, спустя несколько лет после размолвки Марк стал другом и полезным сотрудником Апостола Народов, служащим ему в самых трудных ситуациях. Павел хочет видеть его рядом с собой, хотя раньше он практически совсем перестал на него рассчитывать. Люди могут меняться внутренне. Мы же можем оценивать людей лишь по их внешним проявлениям. Поэтому нам раз и навсегда следует воздержаться от окончательных суждений. Лишь Бог знает истинные намерения человека. Господь хочет, чтобы мы были святыми, несмотря на все наши недостатки – хотя с недостатками следует бороться. Если мы не совсем в порядке, Он хочет, чтобы мы изменились, и дает нам для этого необходимую благодать и необходимое время. Конечно, в нашем окружении мы можем встретить множество пороков. Тем более необходимы нам такие качества, как любовь, снисходительность и готовность прийти на помощь. Разве не должны мы уже теперь смотреть на ближних таким образом, чтобы их недостатки не вызывали у нас разочарования? Пусть скорее наступит такой момент, когда мы забудем о нанесенных друг другу ранах. Все мы имеем недостатки, и, тем не менее, мы должны любить друг друга! Потому что мы – братья, потому что Христос воистину любит нас – такими, какие мы есть1098. Это важная мысль: Христос не любит наших недостатков, но он любит нас, имеющих эти недостатки. Также и нас не должны отталкивать недостатки тех, с кем мы ежедневно общаемся дома, по месту учебы и работы, или еще где-нибудь.

72.2 Апостол Павел также может стать примером того, как следует восстанавливать разорванные узы дружеского общения. Со своей стороны, Марк является прекрасным примером смирения и надежды. Ссора, ставшая причиной разделения Павла и Варнавы, не сошедшихся во мнениях относительно Марка, наверняка произвела на будущего евангелиста очень сильное и тягостное впечатление. Следует думать, что в глубине души он ощущал себя отвергнутым Павлом – человеком, имевшим славу неутомимого апостола, считавшегося образцом мудрости и святости. Однако и Марк сумел со временем забыть свою обиду, и, когда вновь стал нужен, тут же приехал к Павлу, чтобы стать для него отрадою и нужным для служения человеком.

Святой Марк умел прощать и не помнить обид, поскольку он отличался великодушием. Именно по этой причине он со временем стал избранным орудием благодати. Как мелок тот, кто лелеет “перечень обид”!.. – С ним просто невозможно жить. Настоящее милосердие не подсчитывает свои услуги и огорчении, но ”omnia suffert” – все переносит.1099

Если у нас не будет смирения, мы будем обречены составлять такие “перечни обид”, будто бы причиненных нам людьми. Но тогда мы утратим мир душевный, лишимся сил и не сможем стать участниками великих замыслов, которые Бог связывает с преданными Ему последователями. Сердце смиренного человека открыто Господу, оно пребывает с Ним, а потому исполнено блаженства. Именно по этой причине оно менее чувствительно к полученным ранам, не придает большого значения тому, что сказали или хотели сказать люди, не приходит в расстройство от унижений, которые, в той или иной степени, выпадают на долю всех без исключения лиц.

Именно простота, смирение, умение отстраниться от “болевых точек чести”, внушенных нам гордыней, не обращать внимания на действительные или мнимые обиды делают нас способными “начать сначала” в случае нравственного падения или испытанной неудачи. Так и мгновение гордыни или слабости Марка осталось позади. И вот, мы уже видим его безусловно верным и преданным сотрудником Варнавы.

Смиренному человеку легко почувствовать себя братом других людей, поэтому он стремится иметь как можно более тесные контакты со своим окружением, восстанавливает разорванные или охладевшие дружеские связи, а также постоянно готов как сам оказывать помощь, так и принимать ее от других. Таким образом, он формирует вокруг себя атмосферу истинного братолюбия. Близкие люди поддерживают друг друга, благодаря чему возносится здание любви, – говорит Святой Григорий Великий. – Если я не в состоянии вынести твоего характера, а ты – моего, каким же образом могут созидаться отношения нашей любви? Ведь любовь должна соединить нас в терпении. Как мы уже сказали, в строении каждый камень поддерживает иные камни, и сам держится на них.1100

72.3 Святой Марк был ближайшим сотрудником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Согласно заслуживающему доверия преданию, он был переводчиком Петра во время его пребывания в Риме, т.е. излагал сказанные апостолом по-гречески проповеди на латинском языке. Помимо этого, он был послушным орудием Святого Духа и оставил нам бесценную жемчужину – второе каноническое Евангелие.

Размышление о биографии евангелиста может весьма утешить нас и стать для нас источником надежды. Ведь Марк, после первых неудач, стал избранным членом первохристианской Церкви и Церкви как таковой. Так и мы, несмотря на наши слабости, прежние колебания и падения, можем, по примеру святого Марка и с помощью благодати Божией, самоотверженно и ревностно служить Церкви сегодня. И мы тоже можем стать полезными орудиями в руке Господа.

Как же полезен был Марк уже пожилому апостолу Павлу в римской тюрьме! Как же он заботился о нем! Марк и апостол Павел своим примером подтвердили истину, о которой Апостол Народов свидетельствовал христианам Коринфа: …любовь долготерпит, милосердствует…1101 Любовь преодолевает все.

Любовь поможет и нам преодолеть наши недостатки, различия характеров, короче говоря, все, что мешает нашему общению с людьми. Любовь преодолевает всякое сопротивление. События развернулись бы совершенно иначе, если бы Павел сохранил свое предубеждение против Марка, если бы он и дальше опасался того, что Марк – усталый или разочарованный – вновь бросит своих спутников и вернется домой, в Иерусалим. События развернулись бы совершенно иначе и в том случае, если бы рана в душе Марка так и не зажила, если бы он так и не забыл обиды, причиненной ему Апостолом, отказавшимся взять его во второе миссионерское путешествие.

Помолимся же теперь к Пресвятой Деве Марии, чтобы Она научила нас забывать обиды, большие и малые, дабы ничто не повредило нашим отношениям любви с Господом и ближними и нашему душевному миру. А у святого Марка мы научимся вновь и вновь начинать все сначала, если, по какой-то причине, нам случиться упасть или в нас возобладает гордыня.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|