|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Четвертая неделя после Пасхи – Среда.

71. Благодарения

1. Благодарение Богу за все Его благодеяния – это свидетельство веры, надежды и любви. Неисчислимые поводы благодарения.

2. Видеть, как Бог благоволит к нам. Естественная добродетель благодарности.

3. Благодарение после святой Мессы и святого Причастия.

71.1 Буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками; буду возвещать имя Твое братьям моим. Аллилуйя.1077

Священное Писание призывает нас непрестанно благодарить Бога: гимны, псалмы, слова, сказанные праведными людьми, исполнены чувства благодарения Богу и прославляют Его имя. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его1078, – говорит псалмопевец. Благодарность – это замечательный тип взаимоотношений с Богом и людьми. Это в высшей мере угодный Богу образ молитвы, который уже теперь в некоторой степени делает нас участниками того славословия, которое мы будем возносить Ему в вечности. Кроме того, благодарность делает куда более приятной совместную жизнь людей. Таинство Пресвятой Евхаристии – это как раз благодарение. Благодаря ему, мы предвкушаем то единение с Богом, которое станет нашим уделом в вечной жизни и будет источником нашего вечного блаженства.

Евангелие повествует нам о сетовании Господа по поводу неблагодарности прокаженных: получив исцеление, они тут же забыли о Том, Кто вернул им здоровье, а также семью и работу… А ведь Иисус какое-то время ожидал их возвращения1079. В другой раз Он скорбит о Иерусалиме, не разумеющем бесконечного дара Бога, облагодетельствовавшего этот город Своим посещением1080 и желающего собрать к Себе детей Своих, как птица собирает птенцов своих под крылья.1081

Благодарение – это форма выражение веры, поскольку предполагает признание Бога источником всех благ; это – форма выражения надежды, поскольку связывает с Богом свое будущее; наконец, это – форма выражения любви и смирения, поскольку таким образом мы свидетельствуем перед Богом о своей слабости и зависимости. Апостол Павел настоятельно призывал первых христиан к благодарению: За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе1082. Он также считал неблагодарность характерной чертой языческого мира.1083

Апостол Павел, – отмечает Святитель Иоанн Златоуст, – во всех своих Посланиях возносит Богу благодарение за все Его благодеяния, данные ему и иным людям, великие и малые1084. Когда-нибудь, представ перед Богом, мы со всей возможной ясностью осознаем, что мы обязаны Ему не только своим существованием, но и всем хорошим в нашей жизни, что Божии благодеяния, по словам Святого Иоанна Златоуста, превышают число песчинок на морском берегу. Тогда мы, наконец, поймем, как благодарны мы должны были быть Богу и людям. Но если в нас умирает вера, мы перестаем видеть эти благодеяния и не испытываем потребности в благодарении.

Научись много раз на дню благодарить Господа всем сердцем своим. – За то, что Он тебе дарует. – За то, что тебя унизили. – За то, что ты лишен необходимого – и за то, что оно у тебя есть. – За то, что Он создал столь Прекрасной Свою Пречистую Матерь, Которая стала и твоей Матерью. – За то, что Он сотворил Солнце и Луну, и этого зверя, и это растение… – За то, что Он наделил даром красноречия – которым ты не владеешь – этого человека. Благодари Его за все. Ибо все, что от Него – во благо.1085

71.2 Господь учит нас быть благодарными даже за самое малое из дарованных нам благодеяний: И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей1086. Самарянин, который вернулся, чтобы поблагодарить Господа, ушел от Него с новым благословением: Встань, иди; вера твоя спасла тебя1087. А девять неблагодарных прокаженных ушли, так и не узнав о том, что приготовил им Господь. Господь ждет от нас, христиан, что мы ежедневно и помногу раз будем приходить к Нему, чтобы сказать: “Благодарю Тебя, Господи!”

Чувство благодарности – это естественная добродетель, которая скрепляет взаимоотношения между людьми и свидетельствует о духовном богатстве личности. Если же этой добродетели недостает, человеческое общение затруднено.

Если мы испытываем к другому человеку чувство благодарности, то помним о малейших знаках внимания с его стороны и стремимся отплатить ему взаимностью. Иногда все, что мы можем сделать – это сказать “спасибо”. Однако наше чувство благодарности выражает себя в той радости, с которой мы произносим это слово. В течение всего дня окружающие нас люди оказывают нам небольшие услуги и знаки внимания. Выразить им нашу благодарность стоит нам так мало, а значит так много: таким образом улучшается атмосфера в обществе, отношения между людьми становятся подлинно сердечными, становится возможной искренняя любовь.

Помните о двух важных истинах, – пишет блаженная Урсула Ледуховска, – добродетель умеет от всего сердца благодарить даже за самую малую из подаренных нам вещей, а также умеет принимать услуги – даже ненужные нам – сердечно и с благодарностью1088. Тот, кто умеет быть благодарным по отношению к Богу, будет благодарным и по отношению к своему окружению. Ему очень легко по достоинству оценить получаемые им небольшие знаки внимания и выразить свою благодарность. Напротив, гордый, погруженный в самого себя человек не склонен к благодарности. Он полагает, что ему все принадлежит по праву.

Если мы будем чуткими по отношению к Богу и людям, мы сумеем по достоинству оценить тот факт, что у нас дома чисто и убрано, что кто-то закрыл окно, чтобы нас не просквозило, что постельное белье постирано и поглажено… А если время от времени что-то идет не так, как нам бы хотелось, мы сумеем найти этому оправдание… Ведь, в конечном счете, все это – мелочи, а приятного и хорошего в нашей жизни намного больше.

Когда же мы выходим из дома, нам следует выразить свою благодарность дворнику, который убирает улицу у нашего подъезда, аптекарю, который приготовил для нас лекарство, сотрудникам газеты, которые работали всю ночь, чтобы к утру мы могли получить свежие новости, водителю автобуса, который везет нас на работу… Все человеческое общежитие зиждется на мелких взаимных услугах. Многое изменится, если мы, отдавая то, что от нас требуется, и присваивая то, что нам принадлежит, будем за это благодарны и сумеем выразить свою благодарность. Благодарность в межчеловеческих отношениях свидетельствует о великодушии и порядочности.

71.3 Наши отношения с Богом также должны характеризоваться постоянным благодарением: ведь Бог окружает нас заботой и попечением, изливает на нас щедрые потоки благодати. Есть, однако, один особенный момент, связанный с исключительностью Божьего дара, когда мы должны быть особенно благодарны. Речь идет о нашей благодарственной молитве после святой Мессы.

В это время наш диалог с Иисусом Христом должен быть особенно сердечным, простым и исполненным радости. Не должно быть недостатка в славословии, мольбе, выражении смирения, раскаяния и благодарности. Святые постоянно напоминают нам, что благодарение за причастие – это самый драгоценный момент нашей духовной жизни.1089

При этом нам следует закрыть врата нашего ума и сердца перед всем, что прямо не связано с Господом, хотя бы оно и казалось весьма важным. Мы останемся с Богом один на один. Тогда слова будут уже не нужны. Нам достаточно осознавать, что Он пребывает в нашей душе, а мы пребываем в Нем. Чтобы выразить свою глубокую благодарность, чувство удовлетворения и радость близких отношений с Другом, необходимо совсем немного. Рядом с нами – ангелы, хвалящие Бога, пребывающего в нашей душе. А сама она – сродни Небу. Как же мы можем думать о чем-то другом?

Иногда можно открыть свой молитвенник и взывать к Богу словами молитв, которые произносились многими поколениями христиан в течение многих веков: “Тебя, Бога, хвалим”, Гимн трех юношей в огненной печи, “Боже сокровенный” и многие иные. Святые и верные христиане, искренне любившие Иисуса Христа в Его святом Таинстве, оставили нам эти молитвы в наследство в качестве духовной пищи.

Наша любовь ко Христу, Который нам предается, требует, чтобы в конце Литургии мы посвятили несколько минут личному интимному благодарению, продолжающему в тишине сердца то общее благодарение, которым является Евхаристия. Как к Нему обращаться, как говорить с Ним, как себя вести? Христианская жизнь не стеснена жесткими, негибкими нормами (…). Тем не менее, я полагаю, что, ведя диалог со Христом во время благодарения за причастие, нам всем следует подумать о том, что Господь – наш Царь, Врач, Учитель и Друг.1090

Он – Царь, поскольку освободил нас от власти греха и ввел в царство света. Помолимся, чтобы Он воцарился в наших сердцах, в словах, которые мы произнесем сегодня, в трудах, которые мы ему посвятим, в наших мыслях, во всем, что мы делаем.

В святом Причастии Иисус приходит к нам как Целитель и приносит нам лекарство от всех болезней. Будем же приступать к Причастию, как приступали к Нему слепые, глухие, расслабленные… И не будем забывать, что отныне мы в себе самих имеем Источник Жизни, и этот источник принадлежит нам.

Иисус – Учитель, Он имеет глаголы вечной жизни. А мы так невежественны! Иисус непрестанно поучает нас, но нам следует быть внимательными. Если наши воображение, память и чувства не будут под контролем, мы не услышим Его.

В святом Причастии мы принимаем в свой дом Друга, настоящего Друга, у которого нам следует учиться истинной дружбе. Расскажем Ему обо всем, что с нами происходит, а в ответ получим слово утешения и поддержки. Он нас прекрасно понимает. Поймем, наконец, и мы, что Он присутствует в нас точно так же, как на Небесах, в окружении воинства ангелов… Попросим нашего Ангела-Хранителя помочь нам: “Поблагодари Его за меня, ведь ты лучше сумеешь это сделать”.

Однако никто не сможет научить нас благодарить Бога после святого Причастия лучше, чем Пресвятая Дева Мария, которая в течении девяти месяцев носила в Своем лоне Сына Божия. Обратимся же к Ней.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|