|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Вторая Неделя по Пасхе – Пятница.

59. Средства человеческие и средства благодатные

1. Делать то, что от нас зависит.

2. Оптимизм, исходящий свыше: рассчитывать на Господа и Его силу.

3. Плодотворность апостольства является следствием соединения человеческих и благодатных средств.

59.1 В Евангельском чтении сегодняшней Литургии900 мы читаем, что Иисус со Своими учениками удалился в пустынное место по ту сторону моря Галилейского, в окрестностях Тивериады. Как сообщают нам другие Евангельские повествования, толпы людей, узнавших об этом, устремились за Ним. Господь принял искавших Его людей: беседовал с Ними о Царствии Божием, и требовавших исцеления исцелял901. Иисус был глубоко тронут проявлениями человеческого страдания и жажды веры.

День же начал склоняться к вечеру. Господь потратил много времени, разъясняя тайны Царствия Небесного людям, даруя им духовный мир и утешение. Апостолы, обеспокоенные наступлением сумерек и удаленностью места встречи от населенных пунктов, считают нужным обратить внимание Учителя на этот факт: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.902

Господь удивляет учеников Своим вопросом: где нам купить хлеба, чтобы их накормить? Тем самым Он напоминает им об отсутствии финансовых средств: Филипп отвечал Ему: им на двести динариев недовольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу903. Однако апостолы делают, что могут: они находят пять хлебов и две рыбы. Больше у них нет ничего. А накормить им предстояло пять тысяч мужчин: слишком много, чтобы решить проблему собственными силами.

Иногда Господь дает понять и нам, что определенные проблемы перерастают нас, что в той или иной конкретной ситуации мы можем сделать очень немногое или вовсе ничего не можем. Он требует от нас не придавать чрезмерного значения человеческим средствам, поскольку это может ввергнуть нас в пессимизм, но полагаться на помощь благодати. Он хочет, чтобы мы были “реалистами по благодати”, иначе говоря, рассчитывали на Иисуса и Его помощь.

Господь желает, чтобы мы отказались от мысли, будто успех в делах зависит исключительно от наших собственных усилий, но, с другой стороны, предостерегает нас от пассивности, которая, под предлогом полного предания всех наших дел в руки Божии, подменяет надежду духовной ленью.

Господь воспользовался тем, что есть: пятью ячменными хлебами и двумя рыбками, которые смогли собрать апостолы. Все остальное Он обеспечил Сам. И все же, Он не хотел вовсе отказываться от человеческих средств, хотя они и были ничтожными. Таким же образом Господь действует и в нашей жизни: Он хочет, чтобы, располагая малыми и недостаточными средствами, мы не оставались бездеятельными. Иисус требует от нас веры, послушания, мужества и готовности сделать все, что от нас зависит. Мы не должны пренебрегать ничем из того, что находится в нашем распоряжении, и, вместе с тем, уповать на Бога, памятуя, что наши возможности остаются весьма ограниченными, и такое положение дел будет сохраняться всегда. Так и земледелец, – замечает Блаженный Августин, – когда он пашет поле или сеет семена, страдает от холода, попадает под дождь, с тревогой всматривается в хмурое небо, и все же продолжает свой труд. (…) Не откладывайте на потом, сейте сегодня904, хотя вам может показаться, что поле не принесет плода. Не ожидайте, пока вам удастся собрать более основательные средства, не ожидайте, пока минуют трудности. В делах духовных плоды будут всегда – об этом позаботится Господь. Он благословляет наши усилия и умножает их эффективность.

59.2 Посылая Своих учеников на их первую апостольскую миссию, Иисус говорит им следующие слова: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания905. Он торопит их, чтобы они без промедления приступили к работе. И для того, чтобы они с самого начала научились полагаться на помощь свыше, лишает их всех человеческих средств.

Апостолы так и отправились в путь, – не имея ничего, – чтобы всем стало ясно: это не они совершают исцеления, изгоняют бесов и призывают к обращению. Их человеческих способностей было явно мало, чтобы побудить людей принять проповедь Царствия Божия. Апостолы не огорчались из-за недостатка материальных средств и отсутствия у них особых талантов. Бог, по мере необходимости, Сам восполнял то, чего им недоставало.

Эта святая смелость проявляется в каждом из апостольских дел. Сколько же таких великих дел было совершено, когда недоставало даже самых малых человеческих средств! Как раз такие дела были характерны для святых. Святые хорошо знали, что Христос есть источник и начало всего апостольства Церкви906. Когда христианин убежден, что Бог чего-либо хочет, ему следует взвесить средства, которыми он располагает. Вот какое поучение дает нам в этой связи Святой Хосемария Эскрива: В делах апостольского служения полезно и даже необходимо учитывать все мирские средства: 2+2=4. Только не забывай, что у тебя, к счастью, есть еще одно слагаемое: Бог; и сумма другая: Бог+2+2...907

Подобное поучение содержится и в первом чтении сегодняшней Мессы. Гамалиил, учитель апостола Павла, выступает в Синедрионе и дает совет, как поступить с апостолами. Приведя в пример нескольких чисто человеческих начинаний – речь идет о восстаниях Февды и Иуды Галилеянина, закончившихся смертью их предводителей, – он добавляет: Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками908. Наши уверенность и оптимизм, с которыми мы приступаем к служению Богу, зиждутся на убеждении, что Бог нас не оставит: ”Si Deus pro nobis, quis contra nos?” – Если Бог за нас, кто против нас?909

Полагаться в любой ситуации, прежде всего, на Бога – это главный признак смирения. Эту истину усвоили апостолы и руководствовались ею в своей евангелизаторской деятельности после Воскресения. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог, – скажет апостол Павел.910

Господь потребует и от нас применить все находящиеся в нашем распоряжении средства, так, будто бы от них зависел успех всего предприятия.

59.3 Посылая в первый раз Своих апостолов на миссию, Господь прямо сказал им: не берите с собой ни пояса, ни сумы… Впервые отправившись в путь, апостолы быстро убедились, что именно Иисус обеспечивает им успех: исцеления, обращения, чудеса происходили не благодаря их человеческим талантам, но благодаря Божественной мощи их Учителя.

Однако непосредственно перед Своим арестом Иисус говорит ученикам нечто новое: Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою, и купи меч911. Хотя помощь свыше является важнейшей для апостольского служения, Господь желает, чтобы мы использовали также все человеческие возможности, какими только располагаем. Благодать не упраздняет природы. Не следует требовать от Бога чудесного вмешательства, в то время как Он уже вложил в наши руки все необходимые орудия. Если бы человек перестал делать все, что в его силах, а рассчитывал только на помощь Бога, – замечает Святой Фома Аквинский, – это было бы искушением Бога912. В этом случае Божественная благодать перестала бы действовать.

Отсюда следует необходимость воспитания естественных добродетелей. Они служат основанием добродетелей, дарованных свыше, и незаменимы, когда речь идет о христианском свидетельстве нашему окружению. Как можем мы призывать других людей стать христианами, если мы сами не выявляем радости, трудолюбия, искренности и подлинных дружеских чувств? Есть люди, которые как бы оправдываются, говоря о Боге и апостольском служении. Это, наверное, оттого, что они еще не открыли ценность человеческих добродетелей; зато у них много трусости, да и дух искалечен.913

Совершая апостольское служение, мы должны использовать и материальные средства. Ведь Бог сотворил их, чтобы они служили человеку. Мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше, – говорит нам апостол Павел. – Вы же – Христовы, а Христос – Божий914. Вместе с тем, мы всегда должны помнить, что перед нами – цель, бесконечно превосходящая средства. Эта цель заключается в том, чтобы привести людей ко Христу, дабы они обратились и начали новую жизнь.

Поэтому не будем ждать, пока нам удастся собрать всевозможные средства. Ведь может случиться, что мы никогда так и не соберем их. Не будем отказываться от уже начатой работы под предлогом недостатка средств, не будем сопротивляться под тем же предлогом новым полезным начинаниям. Начни, как можешь, – призывает нас Святой Хосемария Эскрива915. И Господь, видя нашу веру в Него, наше упование на Его помощь и наши старания исполнить доверенное нам служение как можно лучше, благословит нас. Бог, конечно же, вполне может обойтись для достижения Своих целей без человеческих средств, однако Он дает нам возможность воспользоваться ими к Его славе.

Видишь? – С Ним ты смог! Что ж тут странного? И восхищаться тут нечем. Если ты доверился Богу – по-настоящему доверился! – то все идет легко. И мало того – ты превосходишь воображаемый предел.916

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|