|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Вторая неделя после Пасхи – Суббота.

60. Пребудет до конца времен…

1. Несокрушимость Церкви вопреки ереси, преследованиям, отступничеству.

2. Нападки на Церковь побуждают нас еще сильнее любить ее и приносить жертвы умилостивления.

3. В нашей жизни будет немало разочарований, скорбей и испытаний. С помощью Божией мы можем чувствовать себя уверенно. Заступничество Пресвятой Богородицы.

60.1 Сразу же после умножения хлеба и рыбы, когда люди насытились, Иисус отпустил их и велел Своим ученикам отплыть. Это происходило поздним вечером.

Евангелие сегодняшней святой Мессы повествует нам, что апостолы направились на другой берег озера, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Из Евангелия от Матфея мы знаем, что Он отпустил их и взошел на гору помолиться917. Море волновалось918, а лодку било волнами, потому что ветер был противный919.

Традиция Церкви, начиная с Тертуллиана920, видит в этой лодке символ Церкви в мире, которую на протяжении многих веков бьют волны преследований, ереси и отступничества. Ветер сей, – поясняет Святой Фома Аквинский, – прообразует искушения и преследования, которые Церковь будет вынуждена претерпевать вследствие недостатка любви. Ибо, как отмечает Блаженный Августин, когда охладевает любовь, сильнее бушуют волны… Однако ветер, буря, волны и тьма не смогут сбить Церковь с курса и уничтожить ее921. Церковь с самого начала своего существования была вынуждена бороться с трудностями, приходящими как извне, так и изнутри. Наше время не является исключением. В этом нет ничего нового. С тех пор, как Господь основал Церковь, эта наша Матерь непрерывно подвергалась преследованиям. Быть может, в прежние времена нападки были более явными, ныне же во многих случаях речь идет о скрытых преследованиях. Однако сегодня, как и вчера, преследование Церкви продолжается. Когда ересь поднимает голову, когда мы наблюдаем, как безнаказанно подвергают нападкам святость брака и святость священства, Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии, Матери нашей, Ее Приснодевство со всеми дарами избрания и благодати, которыми Бог Ее украсил; когда мы наблюдаем, как ставится под сомнение чудо постоянного присутствия Иисуса Христа в Пресвятой Евхаристии, примат Петра, само Воскресение Господа нашего, – как можно не ощущать сердечной печали? Но будем уверены – Церковь не подвергнется разложению.922

Нападки на Церковь причиняют нам страдания, однако величайшую уверенность и мир душевный доставляет сознание того, что Сам Иисус находится внутри лодки; Он постоянно пребывает в Церкви, а потому врата ада не одолеют ее923, она будет существовать вплоть до конца времен. Все остальное, все человеческое, – преходяще. Однако Церковь пребывает вовек, так, как этого хотел Иисус Христос. Господь пребывает в сей ладье, и ладья не утонет, хотя волны часто бьют ее. Это Божественное присутствие служит основанием нашей веры: Церковь, вопреки всевозможным человеческим сомнениям, и несмотря на все бури, всегда будет верна Христу и останется всеобщим таинством Спасения. Ее история – непрерывное чудо, которое является для нас источником надежды.

Еще во времена Блаженного Августина язычники утверждали: “Церковь исчезнет, христиане – это конченые люди”. Святой Учитель Церкви отвечал им: “И, тем не менее, я вижу, что это вы ежедневно умираете, а Церковь стоит, возвещая могущество Божие последующим поколениям”.

Как же мы маловерны, если буря, обрушивающаяся на Церковь, ее институты, папу или епископов, способна повергнуть нас в замешательство. Реагировать подобным образом на неблагоприятные обстоятельства – значит утратить безмятежность духа, мирное расположение и ощущение присутствия благодати. Христос всегда предельно близок к нам. Он ждет от нас безграничного доверия. Нам не следует ничего опасаться. Мы можем, однако, больше молиться за Церковь, быть еще более верными своему призванию, настойчивее свидетельствовать о Христе в кругу наших друзей, приносить жертвы покаяния.

60.2 Нерушимость Церкви означает, что Церковь – непреходяща. Она будет существовать до конца времен и не претерпит никаких существенных изменений в том, что касается ее учения, устройства и культа.

Первый Ватиканский Собор провозгласил, что Церковь обладает непоколебимым постоянством и, будучи основана на камне, пребудет в силе до конца времен.

Причина прочности Церкви заключена в ее сокровенном единстве со Христом – ее Главой и Господом. После Своего Вознесения Господь ниспослал на Своих учеников Святого Духа, дабы Он наставил их на всякую истину924, а, поручая им возвещать Благую Весть всем людям, заверил их, что пребудет с ними во все дни до скончания века.925

Церковь доказывает свою силу, во все времена успешно отражая натиск гонений и ересей. Сам Господь обеспечивает это, то просвещая и укрепляя иерархию, дабы она верно и эффективно исполняла свое служение; то – особенно в самые трудные времена – призывая в лоне Церкви мужчин и женщин, отличающихся особенной святостью, чтобы они стали примером для других христиан в целях возрастания Его Мистического Тела. Здесь следует еще добавить, что Христос с глубоким сочувствием взирает с небес на Свою непорочную Невесту, которая страдает в пустыне мира сего, и когда Он видит, что Ей угрожает опасность, Он Сам или через ангелов Своих, или через Ту, Которую мы призываем, как Заступницу верных, или через иных заступников небесных спасает ее от бурных волн, и, по мере усмирения бури и водворения тишины, утешает ее благами Своего мира, превосходящего всякое человеческое разумение (ср. Флп 4,7)926. Вера дает нам уверенность, что церковные установления и церковное учение не будут поколеблены вплоть до Второго Пришествия Христа.927

В некоторых кругах, особенно среди интеллигентов, – отмечает Святой Хосемария Эскрива, – есть какая-то “сектантская” конспирация. Иногда в ней участвуют и католики; а она, с циничным упорством, поддерживает и распространяет клевету, чтобы бросить тень на Церковь, на конкретных людей или учреждения, против всякой истины, без всякого основания. – Моли ежедневно с верой: ”Ut inimicos Sanctae Ecclesiae humiliare digneris, te rogamus audi nos!” – да постыдятся враги Святой Церкви (да, именно враги, они сами себя так называют), просим тебя Господи. – Постыди тех, кто Тебя преследует, ясностью Своего света, который мы хотим распространять.928

Нападки на Церковь, плохой пример, с которым мы можем столкнуться в ее среде, скандалы внутри Церкви – все это должно побудить нас любить Церковь еще больше и от всего сердца молиться об обращении тех, кто причиняет ей вред. Пребудем же всегда в единстве с Церковью, сохраним верность ее учению, будучи оживотворены ее святыми таинствами и оставаясь послушными ее иерархии.

60.3 Когда апостолы проплыли уже двадцать пять или тридцать стадий, неожиданно появился Иисус, шагавший к ним по волнам, чтобы укрепить их слабую веру и ободрить их перед лицом бушевавшей бури. Он подошел к ним и сказал: Это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.929

В нашей духовной жизни также не обойдется без бурь – минут внутренней тьмы, замешательства, разочарования и отчаяния… В подобной ситуации нам следует не выпускать из рук штурвал, чтобы не сбиться с курса. Попытаемся в эти мгновения не отрывать взгляд от Господа, грядущего навстречу нам сквозь бурю, научимся принимать неприятности как особый дар свыше, служащий нашему очищению и способствующий нашему приближению к Богу.

Это Я; не бойтесь. Тот, кто сумеет услышать голос Христа, успокаивающего нас перед лицом различного рода испытаний, тотчас почувствует уверенность и обретет почву под ногами: Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли, т.е. оказалась там, где должна была оказаться по воле Господа. Чтобы постоянно чувствовать себя в безопасности, достаточно пребывать в Его обществе. Неуверенность возникает тогда, когда наша вера ослабевает, когда мы не прибегаем к Господу, поскольку нам кажется, что Он нас не слышит или не заботится о нас. Он хорошо знает, что с нами происходит и желает, чтобы мы чаще обращались к Нему с просьбой о помощи. Он никогда не оставит нас в печали. Какую же уверенность должны вселять в нас слова Иисуса, процитированные в Причастном Антифоне сегодняшней Литургии: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Твою, которую Ты дал Мне.930

На протяжении какого-то времени нам может казаться, что Иисус отсутствует, как если бы Он оставил нас и не слышал нашей молитвы. На самом деле, Он никогда не оставляет нас. Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, – свидетельствует нам сегодняшний псалом931, – что Он душу их спасет от смерти.

Если мы будем пребывать вблизи Господа, искать встречи с Ним в молитве и таинствах, у нас не останется неразрешимых проблем. Благодаря Ему бури материальные и духовные послужат нашему возрастанию в вере, надежде, любви и мужестве… Быть может, со временем, мы поймем, почему Бог допустил нам пережить эти испытания.

Пребывая со Христом, мы выйдем из любых испытаний, искушений и скорбей очищенными и смиренными, преисполненными еще большей любви к Господу. При этом мы всегда можем рассчитывать на помощь нашей Небесной Матери.

Ты не один. – Переноси испытание с радостью. Бедное дитя! Тебе кажется, что Мать не держит тебя за руку. Нет, так и есть: не держит! Но видел ли ты, как здешние, земные матери идут, протянув руки, за своими малышами, делающими первые самостоятельные шаги? – Ты не один. Мать Мария – рядом932. Она с нами – каждое мгновенье, но особым образом – если нам по каким-либо причинам плохо. Будем же как можно чаще прибегать к Ее заступничеству.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|