|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Вторая неделя по Пасхе – Вторник.

56. Единство первых христиан

1. Единство между христианами, которого так желал Иисус, является даром Божиим. О нем следует молиться.

  1. Что разрушает братское единство.
  2. Любовь связывает, гордыня разделяет. Братство первых христиан. Избегать всего, что может повредить единству.

56.1 У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа852. Эти слова из Книги Деяний Апостолов говорят нам о глубоком единстве и братской любви первых христиан, которыми были весьма заинтригованы их современники. Ученики свидетельствовали о Воскресении не только в слове, но и посредством своих добродетелей, – говорит святой Иоанн Златоуст853. Их нравственная позиция, основанная на любви, побуждала их постоянно искать согласия.

Единство Церкви, первоначально столь явное, было предметом прямого установления Христа. Известны притчи о едином пастыре854, о единстве царства, которое не может разделиться855, о здании, имеющем один фундамент856… Единство это всегда основывалось на исповедании одной веры, на отправлении одного и того же культа и на подчинении одной иерархической власти, установленной Самим Иисусом Христом. Есть только одна Церковь Иисуса Христа, которая является как бы огромным древом, – сказал Иоанн Павел II. – К этому древу привиты и мы. Речь идет о глубоком и животворном единстве, которое является даром Божиим. Это единство не является исключительно и в первую очередь внешним. Оно – тайна и дар. (…) Единство связано с личностью того, кто в каждой конкретной епархии был установлен пастырем, епископом. А в масштабах всей Церкви – с личностью папы, преемника святого Петра.857

Единство в вере для первых христиан было источником их мужества и духовной жизни. Этим же христианским духом жили впоследствии и иные народы, несмотря на индивидуальные, социальные, расовые и языковые отличия. Везде, где только появлялись христиане, они разделяли, выражали и возвещали одно и то же учение, одною душой, одним сердцем и одним гласом.858

Первые христиане дорожили своим единством до такой степени, что ради него терпели преследования и даже мученическую смерть. Церковь всегда призывала своих чад трудиться для блага единства и молиться о нем. Во время Тайной Вечери Господь молился за всю Церковь: ”Ut unum sint”… да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино.859

Единство – это безмерное благо, о котором мы должны ежедневно молиться. Ведь всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит860. Святитель Иоанн Златоуст комментирует эти слова следующим образом: Разделенные внутренне город и дом скоро падут. Это касается и могущественнейшего из царств, поскольку единство подданных утверждает царства и дома861. Мы должны пребывать в единстве с папой, епископами, нашими братьями по вере и со всеми людьми, чтобы привести их к вере во Христа.

56.2 Единство, – говорит Святой Фома Аквинский, – противоположно не множественности, а разделению862. Разделяет то, что отделяет от Христа – любой грех. Людей разделяют преступления против любви и недостаток послушания. Разделения, которые ранят единство Тела Христова, не происходят без греха человеческого: Где пребывает грех, (…) там раскол, там ересь, там столкновение; но где пребывает добродетель, там и единство, там союз, благодаря которому все верующие имели одно тело и одну душу863. Единство не исключает различия характеров, национальностей, образов жизни… Поэтому Церковь может быть католической, вселенской и идентичной самой себе в любое время и в любом месте. Именно это внешнее единство обеспечивает ей изумительную способность объединять самых разных людей, не теряя уважения, более того, высоко оценивая их индивидуальные черты, если только они по-настоящему человечны. Именно оно делает Церковь воистину католической и вселенской.864

Апостолы и их преемники немало страдали от тех, кто распространял заблуждение и раскол. Говорят о мире, а разжигают войну, – жаловался святой Ириней, – пожирают верблюда, а оцеживают комара. Реформы, которые они проповедуют, никогда не смогут излечить ран раскола.865

Первые христиане были убеждены, что если у них будет здравая вера, им нечего опасаться866. Нам следует много молиться о единстве всей Церкви: дабы все мы составляли одно целое, были верны унаследованной нами вере, охотно прислушивались к поучениям папы и епископов, пребывая в единении с ними.

Единство неразрывно связано с личными аскетическими усилиями, благодаря которым мы становимся лучше и приближаемся ко Христу. Мы сможем сделать очень немногое для блага всей Церкви, – отмечал Иоанн Павел II, – если не достигнем тесного единения с Господом Иисусом Христом, если не будем по Его подобию и вместе с Ним освящены истиною, если не будем блюсти в себе Его слова, стараясь ежедневно открывать его сокровенные богатства.867

Единство Церкви, жизненным принципом которого является Святой Дух, имеет свою кульминацию в Пресвятой Евхаристии, названной Блаженным Августином знамением единства и узами любви. Преодоление разногласий и молитва о единстве никогда не бывают так уместны, как в момент, когда Тело Христа, которым является Церковь, приносит в жертву то же самое Тело и ту же самую Кровь Христа в таинстве хлеба и вина.868

56.3 Апостол Павел часто призывал к единству. Умоляю вас, – обращается он к христианам Ефеса, – поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

Затем он цитирует древнее молитвенное воззвание, вероятно использовавшееся в ранней Церкви в литургии крещения. В нем единство Церкви выводится из единства Божественной сущности. Одно тело и один Дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех.869

Апостол Павел перечисляет различные добродетели: смирение, кротость, великодушие, любовь, в которой он усматривает связь единства в общине Церкви. Храм Царя не был разрушен, не поколебался и не разрушился; цементом, скрепляющим живые камни, является любовь, – восклицает Блаженный Августин.870

Первые христиане свидетельствовали о своей любви к Церкви, устраняя все социальные, экономические, национальные и культурные барьеры. Все те, кто располагал материальными благами, делились ими с бедными871. При этом все молились друг за друга, помогая друг другу сохранить верность Христу. Один из апологетов II века так описывал поведение первых христиан: они любят друг друга, не пренебрегают вдовами и спасают сирот от тех, кто жестоко обходится с ними; тот, кто имеет, безоговорочно дает тому, кто не имеет.872

Однако самым важным проявлением любви было утверждать братьев в вере. Деяния Мучеников практически на каждой странице свидетельствуют о том, какое большое внимание уделялось заботе о крепости веры братьев. Вдумайтесь: что отличает этих первых учеников Господа? Не новая ли заповедь – заповедь любви, с помощью которой они прокладывали свои дороги в развращенном и жестоком языческом мире?, – замечает Святой Хосемария Эскрива873. Это была любовь к братьям по вере и любовь к язычникам. Также и мы сумеем привести мир к Богу, если будем подражать первым христианам и научимся у них великодушию и заботе о ближних. Будем стремиться утверждать в вере наших колеблющихся братьев своим примером, словом, благожелательностью и предупредительностью. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, – учит нас Священное Писание.874

Будем стараться из любви к Церкви применять все возможные средства, чтобы даже в малейшей степени не нанести ущерба единству христиан. Избегай всегда жалоб, злословия, сплетни... Избегай любой ценой всего, что может поссорить братьев875. И напротив, будем использовать все возможности для достижения примирения и согласия. Если иногда нет поводов, чтобы похвалить кого-либо, будем, по крайней мере, хранить молчание. Во время литургии часов мы взываем к Господу: Помоги нам сегодня победить грех разногласий и ненависти.876

Обратимся с молитвой к нашей Матери, Пресвятой Деве Марии, чтобы Она научила нас блюсти мир в Церкви. Она, Матерь любви и единства, – сказал Иоанн Павел II, – соединяет нас глубочайшими узами, чтобы мы, подобно первой общине в сионской горнице, имели ”одно сердце и одну душу”. Да поможет нам Матерь Единства, в лоне Которой Сын Божий воспринял человеческое естество, положив тем самым начало сочетанию Бога с человечеством, быть едиными и стать орудиями единства среди христиан и всех людей доброй воли.877

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|