|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Вторая неделя по Пасхе – Понедельник.

55. Воображение

1. Для возрастания в духовной жизни необходимо самоотречение.

  1. Обуздание воображения.
  2. Правильное использование воображения во время молитвы.

55.1 Евангелие сегодняшней Литургии843 повествует нам о трогательном ночном разговоре между Иисусом и Никодимом. Этот человек был заинтригован учением и чудесами неизвестного дотоле раввина и почувствовал потребность узнать о Нем больше. Он выказывает большое уважение к Иисусу и обращается к Нему: Равви, Учитель мой.

Никодим спрашивает Иисуса о Его миссии, дабы разрешить свои сомнения: является ли Он лишь одним из пророков, или же Он – истинный Мессия. Мы знаем, – говорит Никодим, – что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Господь отвечает ему самым неожиданным образом и открывает истину, способную повергнуть в изумление: должно вам родиться свыше. Речь идет о духовном рождении от воды и Святого Духа. Глазам Никодима, таким образом, открывается совершенно новый мир.

В равной мере, слова Господа открывают безграничные горизонты духовного роста для каждого христианина, послушного внушениям Святого Духа и чуткого к Его руководству. Духовная жизнь не сводится лишь к воспитанию в себе ряда естественных человеческих добродетелей и к исполнению определенных благочестивых дел. Господь требует от нас полного преображения и рождения свыше. Так и апостол Павел призывал верующих Ефеса отложить прежний образ жизни ветхого человека.844

Это внутреннее преображение является, прежде всего, делом благодати, но требует и нашего содействия в форме добровольного ограничения поползновений разума, памяти и воображения. Все это приводит к духовному очищению и, таким образом, жизнь Христова получает возможность достичь в нас полноты своего развития. Многие христиане не продвигаются вперед в своей молитвенной жизни, потому что они пренебрегают внутреннем самоотречением, без которого внешнее умерщвление лишается своего духовного основания.

Воображение, безусловно, является полезной способностью, поскольку душа, будучи соединена с телом, не может мыслить иначе, как при посредстве образов. Так и Господь обращался к людям в притчах, облекая глубочайшие духовные истины в одежды символов. Таким же образом Он поступает и во время беседы с Никодимом. Воображение может оказать огромное содействие в духовной жизни, в размышлениях о жизни Господа, о тайнах святого Розария… Однако для того, чтобы воображение было полезным и благотворным, им должен руководить просвещенный верой разум. В противном случае, воображение может превратиться в чистую фантазию: оно обратит наше внимание к вещам пустым и несущественным, или даже к таким образам, которые смогут повести нас ко греху. В лучшем же случае, воображение продуцирует “прекраснодушные мечтания”, от которых рождается сентиментализм, несовместимый с истинным благочестием.845

Если принять во внимание последствия первородного греха, становится очевидным, что подчинить воображение разуму мы сможем исключительно с помощью самоограничения.

55.2 Распущенность воображения приводит, прежде всего, к потере времени, которое является даром Божиим, частью “наследия”, предоставленного нам Богом. Оставь суетные мысли – в лучшем случае они лишь крадут у тебя время, – советует нам Святой Хосемария Эскрива846. Кроме того, воображение, будучи наполнено фантастическими и бесплодными мечтаниями, является излюбленным полем действия для вполне реальных искушений, которые трансформируют просто бесполезные мысли в действительный повод ко греху.

При недостатке внутреннего самоотречения мечты, подсовываемые воображением, часто крутятся вокруг собственных талантов, великолепных начинаний, великих достижений и вокруг того впечатления, которое они производят на известных особ или на все наше окружение, хотя в действительности дело может обстоять совершенно иначе. Таким образом то, что в начале было лишь бесполезной мыслью, приводит к недолжному расположению духа, вслед за чем пробуждается гордыня, которая, в свою очередь, если только ее не остановить, разрушает все доброе на своем пути. Гордыня, прежде всего, делает невозможным подлинное служение ближнему, не дает увидеть их потребности и нужды, препятствует проявлениям любви… Горизонты гордыни неимоверно ограничены. Она замкнута в себе самой. Гордый человек не способен взглянуть со стороны на самого себя, на свои добродетели, на свои таланты. Бог также остается вне его кругозора. В этом до предела суженом мирке нет места для иных людей.847

С другой стороны, в нашем воображении мы занимается оценкой других людей, их поведения и конкретных поступков. В этом случае мы бываем склонны к негативным и необъективным суждениям. Не желая подойти к ближним снисходительно, оказать им реальную помощь, руководствующийся одним лишь воображением человек изрекает суждения односторонние и несправедливые. Если мы размышляем о ком-либо без любви, мы оцениваем его холодно и отстраненно, не принимая во внимание возможных мотивов его поступков. Лишь Бог проникает в “скрытое во тьме” и по-настоящему учитывает все обстоятельства. При поверхностной же оценке, продиктованной расположением испорченного сердца, в котором нет Бога, дело, как правило, кончается лишь осуждением других. И напротив, внутреннее самоограничение, связанное с подавлением праздных мыслей, может предохранить нас от недостатка любви, отдаляющего нас от Бога и иных людей. Многие поспешные суждения, – замечает Святой Жан-Мари Вианней, – высказываются нами потому, что мы не считаем их чем-то важным. А, между тем, особенно если речь идет о серьезной материи, они могут представлять собой тяжелый грех.848

Если мы не стараемся отсечь пустые мысли и не жертвуем этих наших усилий Господу, воображение буйствует в нас, представляет нам различные неправдоподобные ситуации, не имеющие ничего общего с призванием чада Божия, сердце которого должно быть наполнено присутствием Бога. Эти мысли гасят в сердце огонь святой ревности, отдаляют его от Бога, разрушают климат доверительного диалога с Богом, который впоследствии, среди многообразных дневных занятий, очень непросто восстановить.

Задумаемся во время нашего сегодняшнего размышления, каким образом мы практикуем внутреннее самообуздание, столь полезное, дабы пребывать в присутствии Божием и избежать стольких недоразумений, грехов и искушений.

55.3 Обуздание воображения приносит бесчисленные духовные плоды. Эту проблему не следует рассматривать исключительно в плоскости борьбы с грехом, но, прежде всего, в плане присутствия Божия и любви. Ограничение воображения очищает душу. Благодаря этому мы в большей мере ощущаем присутствие Божие. Мы лучше используем время, отводимое на молитву, поскольку именно воображение чаще всего мешает полноценному диалогу с Богом, рассеивает наше внимание как раз тогда, когда мы должны быть особенно сосредоточены, например, во время святой Мессы и Причастия… Ограничение воображения позволяет нам более эффективно использовать рабочее время, трудиться с большей отдачей и освящать свой труд, жертвуя его Господу. Оно помогает нам видеть не только самих себя, но и других людей рядом с собой, спасает нас от замкнутости и от погружения в мечтания.

С другой стороны, очищаемое постоянным усилием воли воображение, в котором более нет пустых мыслей, призвано сыграть важную роль в духовной жизни и в общении с Богом. К его помощи можно прибегать, размышляя над страницами Евангелия. Благодаря ему, мы сможем стать спутниками Марии, Иосифа и Иисуса в Назарете, спутниками Господа во время Его общественного служения. Особым образом воображение помогает нам при прохождении стояний Крестного пути и при размышлении над тайнами святого Розария.

Затеряйтесь среди персонажей Нового Завета, насладитесь этими трогательными эпизодами, в которых Учитель говорит и поступает как Бог и как человек. Насладитесь, слушая Его чудесные притчи о прощении, о вечной любви Бога к Своим детям. Эти образы небесного оживают вновь в вечной современности Евангелия.849

Я советую тебе: во время своей молитвы стань участником евангельских историй. Сперва представь себе тот или иной эпизод – это поможет тебе собраться и задуматься над ним. Потом напряги свой ум и сосредоточься на какой-то одной особенности Учителя: на Его добром сердце, на Его смирении и чистоте, на Его готовности исполнить волю Отца. Затем расскажи Ему: что бы ты сделал в подобной ситуации, что ты переживаешь сейчас и что с тобой бывало. Будь внимателен, ибо не исключено, что Он захочет на что-то тебе указать – и тогда на тебя снизойдет вдохновение, появится проницательность. Возможно, что ты услышишь дружеский укор.850

Так мы будем подражать Пресвятой Деве Марии, Которая сохраняла все слова сии, – повествующие о событиях из жизни Христа, – слагая в сердце Своем.851

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|