|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Пасха. Второе Воскресенье.

Праздник Милосердия Божия

54. Вера Фомы

1. Явление Иисуса апостолам в отсутствие Фомы. Апостольство в среде тех, кто познал Христа, но не поддерживает близкого общения с Ним.

  1. Акт веры со стороны Фомы. Наша вера должна быть действенной. Акты веры, доверие Господу, апостольство.
  2. Воскресение побуждает нас к свидетельству о живом Христе. Необходимость быть наставленным в истинах веры.

54.1 Первый день недели828, день, в который воскрес Христос, первый день новой эры полон событий: с раннего утра, когда женщины отправляются ко гробу829, и до вечера, когда Иисус приходит утешить Своих учеников830. Иисус… стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. В тот раз Фомы не было с прочими апостолами, поэтому он не смог увидеть Господа и услышать слов утешения.

Тот же апостол когда-то сказал: пойдем и мы умрем с Ним831. А во время Тайной Вечери он с обезоруживающей простотой признался в своем неведении: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?832 В тот знаменательный вечер или на следующий день апостолы наверняка разыскивали Фому по всему Иерусалиму. Когда его, наконец, нашли, то сказали ему только одну фразу: мы видели Господа! Однако Фома не поверил тому, что услышал: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю833. И все же, те, кто знал Фому на протяжении трех лет, те, с кем его связывали глубокие личные отношения, наперебой повторяли ему одну и ту же фразу: мы видели Господа!

Фома считал, что Господа нет в живых. Между тем, со всех сторон он слышал уверения, что Господь жив, что Его видели воскресшим и слышали сказанные Им слова. Будем же руководствоваться примером апостолов. Для многих людей Христос остается умершим, Он ничего не значит в их жизни, и они не считаются с Ним. Наша вера во Христа должна стать стимулом, чтобы пойти к ним и на все лады говорить о том, что Христос жив, что мы можем приблизиться к Нему посредством веры и ежедневной молитвы, что в Нем мы найдем смысл нашей жизни.

Свидетельствуя словом и примером, мы лично способствуем созиданию Церкви, подобно первым христианам, о которых нам сообщают Деяния Апостолов: верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин.834

54.2 После восьми дней опять были в доме ученики Его и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку Твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.835

Ответ Фомы – это акт веры, славословия и безграничного доверия: Господь мой и Бог мой! Эти четыре слова исполнены глубочайшего значения. Вера Фомы имеет свой исток не в очевидном факте явления Иисуса, но, скорее, в испытываемой им боли. К славословию и возобновлению апостольского служения его побуждают не столько аргументы в пользу реальности Воскресения, сколько любовь. Предание свидетельствует, что Фома принял мученическую смерть за веру в Господа, служению Которому он посвятил всю свою жизнь.

Первоначальные сомнения Фомы способствовали укреплению веры тех, кто пришел к Господу позже. Думаешь ли ты, – вопрошает Святой Григорий Великий, – что лишь по чистой случайности отсутствовал тогда сей избранный ученик, который по возвращении услышал о явлении Иисуса, а, услышав, усомнился, и лишь коснувшись Его уверовал? Это была не случайность, это – промысел Божий. Дивным образом благодать Божия соделала, что сей сомневающийся ученик, дотронувшись до раны своего Учителя, исцелил нашу рану неверия. Таким образом, сомневаясь и дотрагиваясь, сей ученик преобразился в истинного свидетеля Воскресения.836

Если наша вера будет крепка, мы сможем утвердить в вере многих других людей. Необходимо, чтобы наша вера в Иисуса Христа возрастала со дня на день, и чтобы мы научились действовать в этом мире, руководствуясь и вдохновляясь Его учением. Быть может, в какой-то момент нас, как когда-то Фому, посетят сомнения. Перед лицом трудностей в апостольском служении, событий, которых мы не в состоянии объяснить с точки зрения Провидения Божия, в минуты “ночной тьмы”, которую Бог допускает, дабы мы упражнялись в добродетелях, мы нуждаемся в безграничном доверии Господу.

Добродетель веры позволяет нам видеть события в их истинном свете и давать всему правильную оценку. Только в свете веры и размышлений над словом Божиим каждый может везде и всегда познавать Бога, в Котором “мы живем и движемся и существуем” (Деян 17,28), во всяком событии искать Его волю, различать Христа во всяком человеке, будь то ближний или дальний, верно судить о том истинном значении и ценности, которые преходящие вещи содержат в самих себе и применительно к цели человека.837

Поднимем же взор на Учителя, – обращается к нам Святой Хосемария Эскрива, – может быть, и ты в этот миг услышишь Его полные укоризны слова, обращенные к Фоме: ”подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим”. И так же, как у Апостола, вырвется из души твоей вопль глубокого раскаяния: “Господь мой и Бог мой! Я узнал тебя, мой Учитель – и теперь уже навсегда!” Ты скажешь еще: “Я буду хранить в своем сердце Твои уроки, я буду преданно им следовать!”838

Господь мой и Бог мой! Господь мой и Бог мой! Эти слова и ныне произносит множество христиан, используя их как краткое молитвенное воззвание или формулу веры в действительное присутствие Христа в Пресвятой Евхаристии, повторяемую перед дарохранительницей или в момент Пресуществления во время святой Мессы. Они могут оказаться полезными и нам, будучи выражением нашей веры и нашей любви ко Христу Пасхальному, пребывающему в Святых Дарах.

54.3 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие839. Это изречение, – говорит Святой Григорий Великий, – относится, прежде всего, к нам, так как мы в духе исповедуем то, чего не видели глаза наши. Оно касается нас, поскольку мы живем в согласии с верой. Ведь истинно верующим является лишь тот, кто живет так, как верит.840

Воскресение Господа – это призыв, обращенный к нам, подтверждать всей нашей жизнью, что Он – жив. Поступки христианина должны быть свидетельством любви ко Христу и в той же любви черпать свою силу.

В первые века христианство распространялось, по преимуществу, благодаря личному свидетельству христиан, которые сами недавно обратились под влиянием чьего-то свидетельства. Благую Весть возвещали человек человеку, семья семье. О Христе говорили на своей работе, в кругу соседей, в жилых кварталах, на рынках, на улицах. Вот и сегодня Господь хочет, чтобы мир, улица, производственные помещения и жилые дома стали местом апостольства.

Чтобы проповедовать веру словом, необходимо как следует изучить ее содержание. Поэтому Церковь, Матерь наша, уже в течение многих веков не устает подчеркивать важность изучения катехизиса. В нем кратко и просто сформулированы основные истины веры, которые нам необходимо знать и согласно которым необходимо жить. Когда-то Блаженный Августин поучал катехуменов, которые вскоре должны были принять Крещение: Итак, в ближайшую субботу, когда мы будем праздновать Навечерие Пасхи, вы, если Бог позволит, будете читать не молитву (Отче наш), но символ (Верую); и если вы не научитесь его истинам теперь, то потом вас никто в Церкви этому не научит. А когда вы его выучите, читайте его ежедневно, чтобы не забыть, читайте, просыпаясь утром и отправляясь спать вечером. Произносите этот символ, исповедуйте его перед Богом, старайтесь помнить о нем и читать его, не ленясь. (…) Пусть он постоянно напоминает тебе о твоей вере, пусть станет зеркалом, в которое ты смотришься. Чаще заглядывай в него; спрашивай себя, на самом ли деле ты веруешь во все те истины, которые исповедуешь на словах; постоянно утешайся своей верой. Пусть ее истины станут твоим сокровищем, великолепными одеждами, в которые облечется твоя душа841. К скольким же христианам, забывшим главные истины своей веры, следовало бы вновь обратить эти слова!

Иисус Христос требует от нас, чтобы мы исповедовали Его перед людьми нашими делами. Задумаемся поэтому, не следует ли нам вести себя смелее в той или иной конкретной ситуации? Не следует ли нам проявлять больше самоотречения, исполняя свои обязанности? Задумаемся о том, как воспринимают нас знакомые и сослуживцы: считают ли они нас подлинно верующими? Достаточно ли мы смелы в нашем апостольском служении? Хорошо ли мы знаем основные истины нашей веры?

Ныне, в первое воскресенье после Пасхи, мы празднуем Праздник Милосердия Божия. Господь Иисус выразил Святой Фаустине Ковальской Свои пожелания, связанные с этим праздником: Желаю, чтобы его торжественно отмечали в первое воскресенье после Пасхи… Желаю, чтобы Праздник Милосердия стал спасением и прибежищем для всех душ, а особенно для бедных грешников… В этот день отверсты небеса Божии, и изливается целое море благодати на души, приближающиеся к источнику милосердия Моего842. Мы можем использовать эти откровения Господа в нашем апостольском служении, побуждая наших друзей к покаянию и исповеди.

В заключение нашего размышления попросим Пресвятую Деву Марию, Престол Мудрости и Царицу Апостолов, помочь нам засвидетельствовать всей нашей жизнью, что Христос жив.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|