|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Суббота в Октаве Пасхи.

53. Идите по всему миру…

1. Господь посылает нас в мир, чтобы через нас мир познал Его учение.

  1. Нам, как когда-то апостолам, предстоит встретиться с трудностями. Идти против течения. “Новая Евангелизация” Европы и мира. Личная святость.
  2. ”Разговор души с душой”. Благодатный оптимизм.

53.1 Воскресение Господа содержит в себе призыв к апостольству, актуальный до конца времен. Каждое явление воскресшего Христа заканчивается поручением апостольской миссии. Так Марии Магдалине Иисус говорит: иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему808; а другим женщинам предписывает: пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня809. Ученики, идущие в Эммаус, в тот же самый вечер почувствуют острую потребность возвещать всем окружающим, что Иисус жив810. В Евангелии сегодняшней святой Мессы евангелист Марк приводит “великую апостольскую заповедь”, которая остается актуальной всегда: Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери. (…) И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.811

С этого момента апостолы начинают давать свидетельство о том, что “видели и слышали” и возвещать покаяние и прощение грехов во имя Его во всех народах, начиная с Иерусалима812. То, что они возвещают и о чем свидетельствуют, не является вымыслом. Все это – события, имеющие спасительное значение, свидетелями которых они были. Когда после смерти Иуды было необходимо восполнить список двенадцати апостолов, кандидаты должны были отвечать обязательному условию: быть свидетелями Воскресения.813

Одиннадцать апостолов, к которым обращается Иисус, представляют всю Церковь. В их лице христиане всех времен получают “благую заповедь”: возвещать всем людям, которых они встречают на своем жизненном пути, что Христос жив, что Он победил грех и смерть и призывает нас стать участниками Божественной жизни, что все мучающие нас проблемы имеют свое решение… Сам Иисус дал нам это право и обязанность. Христианское призвание по своей природе есть и призвание к апостольству, – учит нас II Ватиканский Собор814. Владыка Альваро дель Портильо комментирует эти слова так: Все верные, начиная с Папы и кончая последним из крещеных, являются участниками одного и того же призвания, одной и той же веры, одного и того же Духа и благодати. (…) Все они деятельно и сознательно участвуют в единой миссии Христа и Церкви.815

В одной из своих проповедей Иоанн Павел II отметил: Человек испытывает естественный страх не только перед страданиями и смертью, но также и перед общественным мнением, особенно если это мнение располагает мощными пропагандистскими возможностями, которые очень легко могут превратиться в средство нажима. По этой причине человек обычно предпочитает приспособиться к окружению, к господствующей в нем моде. Он предпочитает приспособленчество риску, сопряженному со свидетельством верности Евангелию Христову. (…) Христос обещал “исповедовать перед Отцом небесным всех тех, кто исповедовал Его перед людьми” (ср. Мф 10,32-33). Такое исповедание может быть связано со значительными жертвами. Христос также предостерегал от отречения от веры и от отказа от свидетельства о Нем иным людям.816

Никто и ничто не может помешать нам воспользоваться этим правом и исполнить эту обязанность. Первое чтение сегодняшней Литургии показывает нам реакцию апостолов на сформулированный священниками и книжниками запрет возвещать Иисуса и учить от Его имени. Петр и Иоанн ответили: судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.817

Мы тоже не можем молчать. Мы видим вокруг величайшее невежество, множество заблуждений, множество погибших – потому, что они не знают Христа – людей. Мы должны возвещать тем людям, с которыми мы общаемся, унаследованные нами веру и учение. ”И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, – цитирует Святой Хосемария Эскрива слова Евангелия, – но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного”. В конце Своего земного пути Он велит: ”euntes docete” – идите и научите. Он хочет, чтобы свет Его светил в делах и словах учеников; и в твоих тоже.818

53.2 Как только апостолы начали смело и мужественно проповедовать Христа, тут же возникли трудности. Затем пришли преследования и мученичество. Однако вскоре христианство пересекло границы Палестины и достигло Малой Азии, Греции и Италии, проникая во все народы, культуры и социальные слои.

Также и мы должны принимать во внимание возможность непонимания. Оно является явным знаком Божия благоволения и подлинности нашего подражания Христу, потому что ученик не выше учителя своего819. Мы должны принимать его с радостью, поскольку оно допущено Богом. Пусть непонимание станет для нас поводом предоставить доказательства своей веры, надежды и любви; непонимание помогает нам молиться и совершать акты самоотречения в убеждении, что молитва и жертва всегда приносят плоды и что избранники Господа не будут трудиться напрасно820. При этом мы будем хорошо относиться к тем, кто нас не понимает, растворяя зло в преизбытке добра.821

Нас не должен удивлять тот факт, что в этом все более отдаляющемся от Бога мире нам часто приходится идти против течения. Мир считает своей целью материальное благополучие и игнорирует или отодвигает на задний план духовные ценности. Кое-кто хотел бы организовать его таким образом, чтобы он совершенно отвернулся от своего Творца. Этому способствует и плохой пример тех верующих, которые скорее скрывают, нежели раскрывают подлинный лик Божий, пренебрегая обучением вере, ложно излагая вероучение, а также в силу изъянов в своей религиозной, нравственной и общественной жизни.822

Почва на поле, на котором сеяли апостолы и первые христиане, была твердой и каменистой. Поле покрывали тернии и сорняки. И все же, посеянное принесло обильные плоды. В некоторых случаях урожай был стократный, в иных – шестидесятикратный, еще в иных – тридцатикратный823. Для того, чтобы семя начало плодоносить, достаточно лишь небольших усилий. Ведь семя дается Богом, и Сам Бог заботится о том, чтобы духовное начало развивалось в человеческой душе824. Наши апостольские труды должны лишь приготовить почву: посредством молитв, постов и дел милосердия, благодаря которым можно снискать расположение Божие; а также посредством любви, сочувствия и доброго примера.

Господь хочет от нас участия в “новой христианизации” мира: в семье, в университете, на фабрике, в учреждении и в общественных организациях. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие, – говорит нам Господь. Именно сейчас, в наше время, Господь нуждается в мужчинах и женщинах, которые сумеют встать у подножия креста, встать мужественно и смело, с прямотой неутомимых тружеников, которые не будут руководствоваться лишь человеческими соображениями, если речь идет о необходимости делать добро; в счастливых мужчинах и женщинах, которые строят свою жизнь на молитве и близких дружеских отношениях с Иисусом Христом.

Господь рассчитывает на наше решение исправиться, на нашу борьбу с собственными недостатками, со всем тем, что отделяет нас от Него. Господь рассчитывает на наше самоотверженное апостольское служение в среде тех, с кем мы чаще всего встречаемся. Во время нашего сегодняшнего размышления нам следует задуматься, приближаем ли мы к Богу людей из нашего окружения, подобно тому, как это делали первые христиане. Хорошо ли мы влияем на тех людей, с которыми нас связывают приятельские отношения, на наших родственников, сослуживцев и т.д.

53.3 Из пасхальной тайны Христа рождается Церковь. Первоначально незаметная, она представляет собой закваску, Божией силой преображающую мир, способную сделать его более гуманным и близким своему Творцу. Сегодня многие люди доброй воли, следуя призыву преемника апостола Петра, несут свет заблудшим сердцам в землях, в которых некогда прославляли и любили Христа.

Нам, прежде всего, следует самим быть ближе к Господу, пребывать в Нем, как ветви на виноградной лозе825. Без личной святости апостольство невозможно. В этом случае живая закваска превращается в мертвую массу. Если нам не хватает святости, мы будем поглощены языческой атмосферой, как это случилось со многими людьми, которые еще вчера были примерными христианами.

Первое чтение сегодняшней святой Мессы повествует нам, как первосвященники, старейшины и книжники, видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, удивлялись; между тем, узнавали их, что они были с Иисусом826. Апостолы уверены в себе. У них нет комплексов, они исполнены оптимизма. Все это потому, что они – друзья Христовы, причем эта дружба день ото дня становится крепче, питаемая молитвой и постоянным общением с Ним.

По словам Владыки Альваро дель Портильо, христианин, если он пребывает в единстве с Господом, всегда полон оптимизма, укорененного в вере, питаемого надеждой и окрыляемого любовью.

Вера: Не следует видеть все в черном свете и предаваться бесплодным сетованием по поводу религиозной ситуации в вашей стране. Лучше включитесь в самоотверженное служение и мобилизуйте для него как можно больше разных людей.

Надежда: Бог не проигрывает сражений, – говорит Святой Хосемария Эскрива. Там, где возникают большие трудности, сильнее действует и Божия благодать: Бог Сам будет двигать людьми, как рычагами.

Любовь: действуйте с сознанием своей правоты, побуждаемые любовью к Богу и людям. Будьте сердечными и терпеливыми по отношению к ближним, ищите новые формы работы, новые инициативы: любовь обостряет разум. Созидая более гуманное и более христианское общество, используйте все возможности, все формы работы.827

Пресвятая Дева, Царица апостолов, зажжет в нас свет веры, надежды и любви, чтобы мы плодотворнее трудились в своей среде и, посредством этого, возвращали современный мир Христу. У нас в ушах звучат слова Господа: Идите по всему миру… Тогда их было лишь Одиннадцать, нас ныне намного больше… Помолимся о той вере и любви, какая была у них.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|