|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Пятница в Октаве Пасхи.

52. Настойчивость в апостольском служении

1. Чудесный улов рыбы. Там где Господь, там и изобилие плодов. Обнаружить присутствие Господа в повседневных событиях.

  1. Апостольству необходимы долгие и терпеливые усилия.
  2. Апостольство требует времени и использования человеческих и благодатных средств.

52.1 Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.799

Апостолы, по повелению Господа, отправились из Иерусалима в Галилею800. Они оказались на озере, в месте, таком же или похожем на то, где их когда-то встретил Иисус и призвал последовать за Собой. Теперь они вернулись к своим прежним занятиям. И вновь Иисус встречает их, где они трудятся. Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и Сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его801. Итого, их было семеро. Наступили сумерки. Другие рыбаки уже отправились на своих лодках ловить рыбу. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. На рассвете Иисус стоял на берегу. Воскресший Иисус Сам разыскивает Своих учеников, чтобы укрепить их в вере и любви, и указать им их будущую великую миссию. Но ученики не узнали, что это Иисус, не смогли осознать, что перед ними – Он. Они находились на расстоянии двухсот локтей от Него – чуть более 100 метров. На таком расстоянии при слабом освещении трудно разглядеть черты лица человека, зато слышать его голос можно очень хорошо, особенно если он говорит громко… Дети! есть ли у вас какая пища, – спрашивает их Господь. Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. И Петр послушался: они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Внутреннее убеждение Петра подтверждает Иоанн: Это Господь! Петр, который до этого мгновенья сохранял сдержанность, выпрыгнул из лодки, не дожидаясь, пока она подплывет к берегу. А другие ученики приплыли в лодке, таща сеть с рыбою.

Любовь помогла Иоанну тотчас узнать Господа. Вот как комментирует этот эпизод Святой Хосемария Эскрива: ”Это Господь”. Любовь! Любовь узнает Его первой! Любовь первой улавливает нюансы Его поведения. Юный Апостол, неизменно любивший Христа, со всей нежностью своей ничем не оскверненной души восклицает: ”Это Господь!”802

Ночью, когда Господь отсутствовал, апостолы трудились напрасно. Они только потеряли время. Утром они вместе с Иисусом, Который просвещает их Своим словом и руководит их усилиями, вытаскивают на берег полную сеть.

Подобное происходит с нами ежедневно. Если с нами нет Христа, день превращается в ночь, а все наши усилия бесполезны. Мы вынуждены признать, что в нашей жизни была еще одна темная ночь, еще один потерянный день. Сами по себе мы не можем приносить плоды, для этого нам необходим Бог. Когда Христос находится рядом с нами, когда мы помним о Его присутствии, наша повседневная жизнь становится куда богаче. Страдания и болезни приобретают немалую ценность, которой они не утрачивают даже перед лицом смерти. Присутствие Христа открывает перед нами богатейший спектр возможностей творить добро нашему окружению: сострадать проблемам других людей, утешать их, оказывать им помощь, молиться за них…

Драма в жизни христианина начинается тогда, когда он перестает ощущать рядом с собой присутствие Христа, когда вследствие духовной лени, греха или гордости до предела сужается его горизонт, когда он начинает поступать так, словно бы Иисуса Христа никогда не было с нами, словно бы Он никогда не воскресал.

Нам следует от всего сердца просить Пресвятую Деву Марию помочь нам узнавать Господа в повседневных событиях нашей жизни, дабы мы как можно чаще – как в страдании, так и в радости – могли провозглашать: Это Господь! Вместе со Христом мы станем апостолами этого мира – в любой среде, в любой ситуации.

52.2 Когда апостолы высадились на берег, они увидели разложенный костер, лежащие рядом хлеб и рыбу. Иисус сказал им: Принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

Отцы Церкви часто истолковывали эту притчу, используя следующие аллегории: лодка – это Церковь, единство которой символизирует неразорвавшаяся сеть; море – это мир; Петр символизирует высшую иерархическую власть, а количество пойманных рыб – призванных ко Спасению людей. Мы, подобно апостолам, являемся рыбаками, которые должны привести других людей к стопам Христа, поскольку Ему одному принадлежат человеческие души.803

Почему Господь причислил к Своим апостолам стольких рыбаков? – задавался вопросом Р. Нокс. – Какие же добрые черты Он разглядел в них? Я полагаю, – продолжал он, – что в тех людях, которых Господь призвал быть Его апостолами, Он ценил только одно: недюжинное упорство… Они работали всю ночь и ничего не поймали. Они на протяжении долгого времени ждали, надеясь, что на восходе к ним придет удача. Но все было напрасно… Истинный апостол, несмотря ни на что, будет вновь и вновь забрасывать, по слову Господа, свою сеть, до тех пор, пока Его благодать, которая несравненно более эффективна, нежели все человеческие труды, не принесет, наконец, богатый улов804.

Любое апостольское усилие приносит свой плод, хотя мы часто не видим его и не догадываемся, когда и где он появится. Господь требовал от Своих учеников терпения, которое присуще рыбакам. В нашей апостольской работе среди наших друзей и знакомых мы должны проявлять настойчивость. Нельзя никого и никогда считать безвозвратно погибшим.

Терпение – составная часть добродетели мужества. Оно побуждает нас ждать, когда этого требуют обстоятельства, использовать как человеческие, так и благодатные средства, начинать все труды заново, принимать во внимание свои собственные недостатки, как и недостатки людей, которых мы хотим привести к Богу.

Вера необходимая в апостольском служении, часто проявляется в том, что хочется постоянно говорить о Боге, хотя плодов еще нет, – пишет Святой Хосемария Эскрива. – Если мы упорствуем, твердо веруя, что Господь этого хочет, то повсюду (и в твоем окружении) появятся признаки христианского переворота: одни отдадут себя, другие всерьез займутся своей внутренней жизнью, а третьих – самых слабых, – ты, по крайней мере, предупредишь.805

52.3 Иисус призывает апостолов, хотя хорошо знает их недостатки. Он любит их такими, какими они есть. Тем утром, после общего завтрака, Он скажет Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?… Паси овец Моих806. Иисус, основывая Церковь, рассчитывает на своих апостолов, Он дает им право совершать от Своего имени таинство Евхаристии и отпускать грехи. Он оставляет им Свое учение и вручает им учительские полномочия. Он доверяет им и терпеливо их воспитывает. Он дает им время, чтобы они хорошо подготовились к той миссии, которую им предстоит исполнить.

Господь знает заранее, когда произойдет обращение каждого конкретного человека, и то, как именно оно произойдет. При этом Он включил в Свой Замысел человеческую свободу, возможность личного и добровольного ответа на полученную благодать. Поэтому благодать Господа распространяется в этом мире при нашем посредстве. Это мы должны облегчать труд Святому Духу в среде наших друзей, родственников, знакомых, сослуживцев… Если Господь неутомимо приходит к нам на помощь, не следует уставать и нам – орудиям в Его деснице. Если умелая рука столяра обрабатывает доску, рубанок не должен мешать ей исполнить эту работу.

Путь, ведущий ко Спасению, может быть весьма неблизким. При этом Бог обычно не дарует такой благодати, которая бы тотчас и окончательно сделала нас святыми. Наши друзья будут приближаться к Господу постепенно. Мы можем встретиться с их сопротивлением, которое является следствием первородного греха, оставившего в их душах свой след, а также их личных грехов. Мы должны облегчить работу Богу посредством наших жертв и молитв, посредством нашей искренней любви, посредством примера нашей собственной жизни, нашего умения быть хорошими друзьями, посредством уместного слова и способности быть терпеливым по отношению к чужим недостаткам… Если наши друзья не спешат откликнуться на дар благодати, нам тем более следует быть щедрыми в проявлениях дружеских чувств, что является естественной опорой апостольства. Сочувственное и теплое отношение к человеку, который, как кажется, отвергает все, что может приблизить его ко Христу, доказывает, что мы в действительности заботимся о благе наших друзей, а также стремимся расширить круг друзей Христа на этой земле. Евангелия свидетельствуют, что Господь был для Своих учеников другом. Он посвящал им много времени, заботился об их материальных потребностях… Вот и в эпизоде, прочитанном сегодня, Он готовит для них пищу на берегу, а Петру демонстрирует Свое доверие. Поэтому нет ничего удивительного, что многие из Его друзей вскоре захотят отдать свою жизнь за Него и за Спасение мира. Попросим Пресвятую Деву Марию помочь нам в подражании Христу и в умении по-настоящему дружить.

Нельзя быть таким пассивным, – писал в этой связи Святой Хосемария Эскрива. – Стань настоящим другом своих друзей, помоги им – и примером своей жизни, и советом, и тем моральным влиянием, которое обретают в тесной дружбе807.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|