|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Четверг в Октаве Пасхи.

51. На встречу с Господом

  1. Явление Христа Одиннадцати. Иисус утешает апостолов. Присутствие Христа в дарохранительнице.
  2. Молитва перед Святыми Дарами. Благодарение за благодать, полученную во время святого Причастия. Готовность к принятию новой благодати.
  3. Плоды этого акта благочестия.

51.1 После явлений Марии Магдалине и другим женщинам, Петру и ученикам, идущим в Эммаус, Иисус – как повествует нам об этом Евангелие сегодняшней святой Мессы – сказал им: Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.781

Он показал им руки и ноги и ел вместе с ними. Апостолы раз и навсегда убедились, что их вера в Христа Воскресшего не является следствием легкомыслия, энтузиазма или внушения, но основывается на многократно проверенных ими фактах. В Своих явлениях Иисус удивительным образом соответствует состоянию духа и конкретной ситуации тех, кому Он является. Он, прежде всего, дает убедиться всем им, причем каждому своим собственным, неповторимым образом, в реальности Своего Воскресения, которое составляет фундамент христианской веры. Господь желает, чтобы во все века вера Его Церкви покоилась на прочном основании: Христос воистину воскрес! Иисус жив!

Воскресший Иисус устанавливает с учениками прямые отношения через осязание и совместную трапезу. Тем самым Он призывает их убедиться, что Он не дух, но, главное, установить факт, что воскресшее тело, в котором Он предстает перед ними, то же самое, которое прошло через мучения и распятие, ибо Он еще несет на себе следы страданий782.

Мир вам, – сказал Господь, явившийся встревоженным ученикам. Они тотчас увидели Его раны и были охвачены чувством радости и удивления. Это событие должно стать и для нас источником мира и силы, необходимой, чтобы следовать за Ним во все дни нашей жизни. Мы прибегнем к Его помощи как голуби, которые, согласно Писанию (ср. Песн 2,14), укрываются в ущелье скалы во время бури. Мы укроемся в этом убежище, чтобы обнаружить близость Христа.783

Иисус весьма близок нам. В христианских странах, где есть много храмов, от Христа, пребывающего в дарохранительнице, нас отделяют всего лишь несколько километров. Легко обнаружить храм, будучи в большом городе или глядя из окна поезда. Там пребывает Христос! Это Господь!784, – взывают наша вера и наше сердце. И в самом деле, Господь пребывает там. Это – тот самый Господь, Который явился ученикам и всегда обо всех заботится.

Иисус неизменно пребывает в Пресвятой Евхаристии. В этом таинстве-воспоминании присутствуют подлинно, реально и сущностно Тело и Кровь вместе с душой и Божественностью Господа нашего Иисуса Христа и, следовательно, всецелый Христос. Присутствие Христа в Пресвятой Евхаристии является действительным и постоянным, поскольку Господь пребывает в каждой непотребленной на Мессе частичке Хлеба785. Это – Тот же Господь, Который родился, умер и воскрес в Палестине, Тот же Господь, Который восседает одесную Отца.

Святой запас (дарохранительница) вначале предназначался для того, чтобы достойно хранить Евхаристию, чтобы ее можно было принести больным и отсутствующим на богослужении. Через углубление веры в реальное присутствие Христа в Евхаристии, Церковь осознала смысл молчаливого преклонения перед Господом, присутствующим в Святых Дарах.786

В дарохранительнице мы встречаемся со Христом. Он видит и понимает нас. Мы можем беседовать с Ним, подобно апостолам, говорить Ему обо всем, что нас радует и тревожит. Здесь мы всегда сможем найти истинный мир, который ничто не способно нарушить.

51.2 Евхаристическое благочестие, – сказал Иоанн Павел II, – должно быть сосредоточено, прежде всего, на совершении Тайной Вечери, которая остается памятником любви Божией, явленной на Кресте. Однако оно находит свое логическое продолжение в поклонении Христу Евхаристическому, в почитании Святых Даров, в молитве перед дарохранительницей и в иных индивидуальных или коллективных актах благочестия, которые практикуются со времени глубокой древности. (…) Иисус ожидает нас в Таинстве Любви. Не будем же жалеть, как о потерянном, о времени, проведенном с Ним на адорации, в созерцании, исполненном веры и готовности к покаянию за собственные падения и грехи мира.787

Иисус присутствует в ближайшей к нам дарохранительнице, быть может, на расстоянии нескольких километров, а, может быть, – всего лишь нескольких метров. Неужели же мы не пойдем туда, чтобы встретиться с Ним, доказать Ему нашу любовь, рассказать Ему о наших успехах и неудачах, радостях и печалях? Это выглядело бы весьма нелогичным. Мы прекрасно понимаем древний обычай ежедневной молитвы перед Святыми Дарами. В них, уже в течение двух тысяч лет, ожидает нас Учитель788, и мы можем пребывать с Ним, как Мария, сестра Лазаря, избравшая благую часть789, в своем доме в Вифании. Признаюсь, что для меня Дарохранительница всегда была Вифанией, – пишет Святой Хосемария Эскрива, – местом, исполненным умиротворения, где мы можем побыть с Иисусом, открыть Ему наши радости и горести, заботы и благородные устремления. Поговорить с Ним с такой же естественностью и простотой, с которой говорили с Ним Его друзья – Марфа, Мария и Лазарь. Поэтому, проходя по улицам любого города или села, я всегда с радостью замечаю очертания храма. Значит – новая Дарохранительница, еще один повод к тому, чтобы мысленно бежать к Иисусу Пресуществленному и слиться с Ним воедино790. Но используем ли мы эту возможность встречи с Господом должным образом?

Иисус ожидает нашего посещения, нашего ”ответного визита” после того, как Он пришел к нам во время святого Причастия. С нашей стороны прийти поклониться Святым Дарам значит проявить благодарность и любовь и исполнить долг благоговения перед Христом, Господом нашим791. Это – продолжение благодарения после завершения предыдущей Евхаристии и подготовка к следующей.

Оказавшись перед дарохранительницей, мы со всей уверенностью сможем сказать: Здесь есть Бог. Перед лицом великой тайны веры существует лишь один достойный образ действий – поклонение: Adoro te devote… Боже сокровенный, славлю я Тебя; восхищенное славословие и безграничное доверие. Пребывая перед Господом Христом, верные имеют счастье сердечно беседовать с Ним, открывают Ему свои сердца, вознося молитвы за себя самих и своих близких, о спасении и мире во всем мире. Жертвуя со Христом всю свою жизнь Отцу в Святом Духе, они из сего предивного обмена черпают силы для веры, надежды и любви. Таким образом, у них формируется расположение, необходимое для должного совершения «воспоминания Господа» и частого вкушения хлеба, дарованного небесным Отцом.792

51.3 Теперь ты ежедневно приходишь к Святым Дарам. И я не удивляюсь, когда ты говоришь: ”Как я полюбил алтарный светильник!”793. Молитва перед Дарами – это акт благочестия, который может продолжаться всего лишь несколько минут, но при этом связан с величайшими дарами благодати, каковыми являются мир и сила духа. Молясь у дарохранительницы, мы обновляем память о присутствии Бога, и сохраняем ее в течение всего дня; мы обретаем силы, чтобы с радостью переносить все испытания; у нас появляется желание трудиться еще лучше; мы открываем источник мира и радости в семейной жизни… Щедро вознаграждающий нас Господь, очень доволен, когда мы приходим к Нему в гости. Он такой благодарный, что не оставляет без награды даже взгляд на небо, связанный с воспоминанием о Нем, – сказала когда-то Святая Тереза Авильская.794

Молясь перед Святыми Дарами, мы на несколько минут остаемся один на один со Христом сокровенным. Быть может, в этот день немногие пришли к Нему, хотя Он ждал их. Тем более Он будет рад, увидев нас. Как обычно, мы произнесем слова молитвы, духовно причастимся, попросим Его о духовной и материальной помощи, расскажем Ему о том, что нас радует и печалит, заверим Его, что, несмотря на все наши несовершенства, Он может рассчитывать на нас в деле евангелизации мира, сообщим Ему, что хотим приобщить к Его жизни кого-то из наших друзей… Иногда вы спрашиваете, – писал Святой Альфонс Лигуори, – что мы должны делать в присутствии Бога, пребывающего в Святых Дарах? Любить Его, прославлять Его, благодарить Его и просить у Него. Что еще может делать жаждущий человек при виде источника чистой воды?795

Когда, помолившись таким образом несколько минут, мы выйдем из храма, то почувствуем, как приумножилось в нас мирное расположение духа, готовность поспешить на помощь к ближнему, горячее желание приступать к святому Причастию. Кроме того, эта молитва будет способствовать постоянному памятованию о Боге в то время, когда мы трудимся и исполняем наши повседневные обязанности. Нам легче будет поддерживать сердечную и доверительную беседу с Господом в течение всего дня. Любите Христа в дарохранительнице! Пусть там будет всегда сердце ваше, хотя тело в это время трудится, хотя оно занято, – призывает святая Урсула Ледуховская.796

Первые христиане придерживались этого благочестивого обычая с того момента, когда стали хранить в своих храмах Святые Дары. Святитель Иоанн Златоуст так комментирует краткий евангельский текст ”и пришел в храм”. Обязанностью почтительного сына является посетить дом своего отца, чтобы тем выказать ему уважение. Также и ты, желающий подражать Иисусу Христу, посещая какой-либо город, должен прежде всего отправиться в церковь.797

Как только мы окажемся в церкви, мы тотчас сможем обнаружить дарохранительницу – в ее сторону будет устремлен наш духовный и физический взор – поскольку она должна быть расположена в месте, действительно обращающем на себя внимание и подходящем для личной молитвы. На нахождение в ней Святых Даров должна указывать лампада, которая ради прославления Господа постоянно горит у дарохранительницы.798

Завершая наше сегодняшнее размышление, попросим Пресвятую Деву Марию научить нас подлинному общению с Христом Евхаристическим, подобно тому, как Она Сама общалась с Ним в Назарете.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|