|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Страстная Пятница.

Страсти Господни.

45. Иисус умирает на Кресте

1. На Голгофе. Иисус ходатайствует о прощении тех, кто подвергает Его пыткам и распинает.

2. Распятый Христос совершает дело нашего Искупления.

3. Иисус дарует нам Свою Матерь, Которая отныне становится нашей Матерью. Плоды Креста. Кающийся разбойник.

45.1 Иисус был пригвожден ко кресту. Литургический гимн на почитание Креста содержит слова: Блаженно древо, блаженны гвозди, что несут блаженный плод.

Вся жизнь Иисуса была подчинена этому великому моменту. Ныне Он, изможденный, с огромным трудом взбирается на вершину небольшого холма под названием “Лобное место”. Палачи тотчас повалили Его на землю и начали прибивать к деревянной перекладине. Они вбивают гвозди в Его руки, они ранят Его тело, разрывают нервные окончания. Затем они поднимают Его на вертикальный столб, вбитый в землю. Тогда наступает время прибивать ноги. И на все это смотрит Мария, Его Матерь.

Вот висит Господь, будучи пригвожден ко кресту.

Он ожидал этого момента много лет. И вот, наконец, Его желание искупить всех людей исполнилось. То, что ранее являлось орудием позорной казни, превратилось в древо жизни и престол славы. Иисус распростер Свои руки на кресте, а сердце Его исполнилось радости великой. Он горячо желал, чтобы все узнали, что отныне Его руки всегда будут распростерты навстречу грешникам, которые захотят прийти к Нему, что отныне и навсегда эти руки обнимают всех… Он видел – и это доставляло Ему огромную радость – что люди будут любить и почитать Крест как раз по той причине, что Он умер на нем. Он видел мучеников, которые, побуждаемые любовью к истине и духом самопожертвования, примут подобные страдания. Он видел любовь Своих друзей, видел их слезы у подножия креста. Он видел все те победы, которых христиане добьются при помощи Креста. Он видел все те великие чудеса, которые должны были совершиться в мире благодаря Кресту. Он видел множество людей, которые своей жизнью доказали право называться святыми, потому что сумели умереть как Он и победить грех704.

Он видел и нас, как мы в разных жизненных ситуациях целуем крест. Видел, как мы снова и снова готовы начинать все сначала…

Иисус вознесен на Крест. Вокруг можно видеть весьма печальную картину: одни подходят и оскорбляют Его, коварные и злобные первосвященники откровенно издеваются, иные равнодушно наблюдают за происходящим. Многие присутствующие были свидетелями Его проповедей, благословений и даже чудес. Теперь во взгляде Иисуса нет упрека, но лишь милосердие и сочувствие.

Ему подают вино, смешанное со смирной. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании705. Существовал обычай применять это средство. Оно должно было облегчить страдания приговоренных. Упомянутый напиток – крепкое вино с добавлением смирны – затуманивало сознание. Поэтому и страдания переживались не так остро.

Иисус пригубил напиток из чувства благодарности по отношению к тем людям, которые приготовили его, но пить отказался, чтобы вынести назначенную Ему меру страданий до конца. Зачем же столько страданий? – вопрошает Блаженный Августин. И сам же отвечает: – Все, что Он вытерпел, было ценой нашего Спасения706. Иисус не ограничился незначительным страданием; Он пожелал испить эту чашу до дна, чтобы мы познали все величие Его любви и всю мерзость греха. Он хотел, чтобы мы проявляли благородство в самопожертвовании, в аскезе, в служении ближнему.

45.2 Распятие в древности считалось самой жестокой и самой позорной казнью. Подвергать этой казни римского гражданина было запрещено. Смерть приходила лишь после долгой агонии. Иногда палачи могли ее ускорить, перебив осужденному ноги. Начиная с апостольских времен и до сегодняшнего дня, многие люди не могут примириться с образом Бога, ставшего человеком и умершего на Кресте нашего ради Спасения. Драма Креста до сих пор остается соблазном для иудеев и безумием для эллинов707. Существует и поныне искушение считать Крест чем-то незначащим.

Доверительная близость каждого христианина со своим Господом требует более глубокого знакомства с Его жизнью, в том числе со всем тем, что касается распятия. Именно здесь совершается наше Спасение, страдания обретают свой смысл. Именно здесь мы познаем все зло греха и любовь Божию к каждому человеку.

И вот Иисуса пригвоздили к древу. Палачи безжалостно исполнили приговор. Господь уже неподвижен в Своей безграничной кротости. Не было необходимости в таких мучениях. Он мог бы избежать горестей, унижений, насилия над Собой, неправедного суда и позора эшафота, гвоздей и раны, нанесенной копьем... Но Он захотел выстрадать все это ради тебя и ради меня. А мы – сумеем ли ответить взаимностью? Очень возможно, что в какой-то момент, перед распятием, слезы набегут на твои глаза. Не сдерживай себя... Но постарайся, чтобы эти слезы вылились в какое-то решение.708

45.3 Плоды Креста не заставили долго ждать. Один из разбойников, раскаявшись, обращается к Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. Разбойник обращается к Господу со всем возможным доверием товарища по несчастью. Наверняка, он ранее уже слышал о Христе, Его жизни и чудесах. Теперь он встречает Его в ту минуту, когда Его Божественность сокрыта. Однако он был свидетелем пути Иисуса на Голгофу и видел Его поведение: Его дивное молчание, взгляд, исполненный сочувствия, поразительное чувство собственного достоинства, несмотря на страдания и боль. Разбойник не случайно обращает ко Христу слова Своего прошения: они стали результатом процесса, начавшегося в его душе с момента обращения ко Христу. Он не нуждается ни в каком чуде, чтобы стать учеником Христа, ему достаточно лишь с близкого расстояния всмотреться в страдания Господа. Так и теперь, очень многие люди обращаются ко Христу, размышляя об описанных в Евангелии событиях Страстей.

Господь был глубоко тронут словами разбойника, который исповедал Его как Бога в ситуации Его крайнего унижения. В страдающем сердце Спасителя пробудилась радость: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.709

Плоды Страстей неисчислимы. Страсти Господни даровали человечеству мир, благодать, прощение, блаженство, спасение. Искупление, однажды совершенное Христом, распространяется на всех и на каждого, при условии, однако, содействия самого человека. Каждый из нас может сказать: Сын Божий возлюбил меня и предал Себя за меня710. Он умер даже не за нас, но за меня, как если бы я был кем-то исключительным. Дело нашего Искупления и Спасения совершается всякий раз, когда на алтаре отправляется Святая Месса711.

Иисус Христос возжелал принести Себя в жертву, будучи побуждаем любовью, абсолютно сознательно и добровольно, исполняясь сердечного сочувствия… Никто не умирал так, как Иисус Христос, ибо Он был Самой Жизнью. Никто не принес такого удовлетворения за грехи как Он, ибо Он был Самой Чистотой, – писал Романо Гвардини712. Ныне мы вкушаем от преизобильных плодов распятой любви Иисуса. Лишь наше нежелание может сделать Страсти Христовы бесполезными для нас.

Вблизи Иисуса пребывает Его Пречистая Матерь вместе с другими женщинами. Тут же стоит и самый младший из апостолов – Иоанн. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе713. Предав нам Себя Самого во время Тайной Вечери, ныне Он отдает нам то, что больше всего любил на земле. У Него отобрали все, а Он отдает нам еще и Марию, Которая отныне должна стать нашей Матерью.

Этот жест имеет двойное значение. С одной стороны, Иисус, совершенным образом исполняя предписание четвертой заповеди, проявляет заботу о Пресвятой Деве Марии. С другой – проявляет заботу о нас, даруя нам Ее в качестве нашей Матери. Так Пресвятая Дева следовала путем веры и верно хранила Свое единение с Сыном, до самого Креста, подле которого Она стояла по явному Божественному замыслу (ср. Ин 19,25), глубоко страдала с Сыном Своим Единородным и материнским сердцем приобщалась к Его жертве, с любовью согласившись на заклание Жертвы, от Нее рожденной; и, наконец, была дана как Мать одному из учеников Самим Иисусом Христом, умирающим на Кресте.714

Погас свет небесный, и земля погрузилась во тьму. Было около трех часов дня, когда Иисус воскликнул:”Eli, Eli, lamma sabachtani?! Боже Май, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?!” (Мф 27, 46) Затем, зная, что сейчас все совершится, и чтобы исполнить сказанное в Писании, говорит: ”Жажду” (Ин 19, 28). Солдаты смачивают в уксусе губку и, надев ее на стебель иссопа, подносят к Его устам. Иисус, пригубив уксус, восклицает: ”Совершилось!” (Ин 19, 30) Завеса в храме раздралась, и земля сотряслась, когда Господь воззвал величественным голосом:”Отче! в руки Твои предаю дух Мой” (Лк 23, 46). И, сказав, испустил дух. Возлюби самопожертвование, которое есть источник внутренней жизни. Возлюби Крест, который есть алтарь самопожертвования. Возлюби боль до последнего глотка, как Христос.715

Сделать это нам будет намного легче в обществе Марии, Матери нашей. Поэтому мы взываем к Ней словами литургического гимна: Матерь, Ты любовь даруешь,/Ты со мною в сердце будешь,/Чтобы знать мне боль Твою./Сердце как огнем пылает,/Радостью всей жизни станет/Бог, Которого люблю./Слезы потекут обильно/И Ты свяжешь неразрывно/Сердце с страждущим Христом./Под Крестом с Тобой мы станем,/Одним связаны рыданьем,/Будем плакать мы вдвоем…716

Страстная Суббота.

Страсти Господни.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|