|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

46. Тело Христа положено в гробницу

1. Символические события, происшедшие после смерти Господа. Прободение сердца копьем. Снятие с креста.

2. Приготовления к погребению. Благородство и мужество Никодима и Иосифа Аримафейского.

3. Апостолы собираются вокруг Девы Марии.

46.1 Через три часа Иисус испустил дух. Евангелисты сообщают, что когда Иисус еще висел на кресте солнце померкло и наступили другие необычные события. Ведь Он был Сыном Божиим! И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу717. Это означало, что вместе со смертью Иисуса завершилась эпоха Ветхого Завета. С этого момента угодный Богу культ будет совершаться при посредстве пресвятого человечества Христа, Который является Священником и Жертвой одновременно.

Наступил вечер пятницы, поэтому тела, висевшие на крестах, следовало убрать: они не могли оставаться в таком положении в субботу. Прежде, чем на небе покажется первая звезда, они должны были быть преданы погребению. Но как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы переломить у них голени и снять их718. Пилат послал воинов перебить разбойникам голени, дабы они умерли как можно скорее. Иисус к тому времени уже умер, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода719. Это историческое событие, при котором присутствовал апостол Иоанн, имеет огромное символическое значение. Блаженный Августин и предание Церкви утверждают, что из пробитого ребра Иисуса родились святые Таинства и сама Церковь. Тут были отверсты врата жизни. Из них истекли таинства Церкви, без которых никто не может войти в жизнь вечную720. Церковь зримо возрастает в мире силою Божией. И начало это, и это возрастание знаменуются кровью и водой, истекающими из пронзенного бока распятого Иисуса721. Смерть Иисуса стала источником жизни по благодати, которую отныне мы можем обрести через Церковь.

Ко многим ранам, причиной появления которых была любовь, добавилась еще одна: рана пронзенного Сердца. Она необыкновенно красноречива. Иисус уже не мог ощущать боли, но невыносимую боль испытала Мария. Теперь Она страдала как Со-Искупительница. Так исполнилось предсказание старца Симеона: И Тебе Самой оружие пройдет душу.722

Бережно и с глубоким почтением тело Иисуса было снято с Креста и упокоилось в нежных объятиях Матери. И хотя это тело представляло собой одну сплошную рану, Его лицо было исполнено мира и величия. Вглядимся в Пресвятой Лик с тем же трепетом и вниманием, как это делала Пресвятая Дева. Иисус не только искупил нас от грехов и смерти, но также научил нас жить, прежде всего, стремясь исполнить волю Божию, быть самоотверженными, уметь прощать другим людям даже тогда, когда они не обнаруживают признаков раскаяния, быть апостолами вплоть до самой смерти, страдать молча, любить людей, даже если они заставляют нас страдать…

Не препятствуй действию Утешителя. Соединись с Господом, чтобы Он очистил сердце твое. Претерпи вместе с Ним все великие испытания – оскорбления и плевки, пощечины и тернии, крест и гвозди, входящие в плоть, страх покинутости и смерти. Проникни в отверстые ребра Иисуса, чтобы найти верное убежище в Его израненном Сердце723. Таким образом мы обретем душевный мир. Святой Бонавентура следующим образом свидетельствует нам об этой мистической жизни в ранах Иисуса: О, какое счастье быть вместе с Христом Распятым! Я хотел бы построить себе в Нем три жилища: одно в ногах, другое в руках, а третье – вечное – в Его пронзенном святом боку. Тут я хочу отдыхать, спать и молиться. Тут я буду прибегать к заступничеству Его сердца и получу все, что только не попрошу. Раны нашего всеблагого Искупителя достойны бесконечной любви. В них я живу и имею пропитание.724

Всмотримся в Иисуса Распятого и будем взывать к Нему: О благой Иисус, услышь меня. В ранах Твоих укрой меня. Не позволь мне отдалиться от Тебя. От злого недруга защити меня. В час смерти моей призови меня, и повели мне прийти к Тебе, чтобы со святыми Твоими восхвалять Тебя во веки веков. Аминь.725

46.2 Иосиф Аримафейский, ученик Иисуса, человек богатый, имеющий влияние в Синедрионе, не смел признаться в своей принадлежности Иисусу, когда Тот был популярен в Палестине. Теперь же он приходит к Пилату просить передать ему тело Господа. Он приходит, чтобы принести величайшее ходатайство в своей жизни: просить о Теле Иисуса, Сына Божия. В нем – сокровище Церкви, ее богатство, утешение, надежда и хлеб вечной жизни. В эту минуту Иосиф ходатайствует от имени всей Церкви, чтобы пребывать во веки.726

В эти минуты замешательства, когда все ученики, за исключением Иоанна, разбежались, появился еще один ученик, пользовавшийся большим уважением в обществе. Как и Иосиф, он не был с Иисусом в минуты Его триумфа. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста727.

Как же была благодарна Дева Мария этим двум людям за оказанную ими помощь, благодарна за их самоотверженность, мужество и благочестие! Как же благодарны им мы!

В распоряжении этой горсточки людей, которая вместе с Пресвятой Девой и упомянутыми в Евангелиях женщинами, занялась погребением Иисуса, было очень мало времени. Ведь уже в этот день, при наступлении сумерек, начиналось празднование. С величайшим почтением тело было омыто, набальзамировано (Никодим принес очень много благовоний, литр около ста), и завернуто в погребальные пелены, которые купил Иосиф728. Затем его положили в пустой гробнице, выдолбленной в скале, также принадлежавшей Иосифу. Лицо Иисуса было покрыто специальным платком.729

Как же мы завидуем Иосифу Аримафейскому и Никодиму! Как мы хотели бы быть вместе с ними, чтобы в духе подлинного благочестия позаботиться о погребении Господа!

Я поднимусь вместе с ними к подножию Креста и с жаром моей любви прижму к себе холодное Тело, Труп Христов... Избавлю Его от гвоздей умерщвлением своей плоти и покаянием... Закутаю новой плащаницей моей чистой жизни и сокрою Его в моей живой и преданной груди, откуда никто не сможет вырвать Его. И там, Господи, отдохни! Когда весь мир оставит и презрит Тебя – ”serviam!” я послужу Тебе, Господи! Так пишет Святой Хосемария Эскрива в своей книге ”Крестный Путь”.730

Мы не должны забывать ни на минуту, что в Дарохранительницах наших храмов пребывает живой Иисус Христос: такой же беззащитный, каким Он был на Кресте и во Гробе! Христос дарит Себя Своей Церкви и каждому верующему, чтобы мы, пылая огнем любви, от всей души заботились о Нем, чтобы наша непорочная жизнь была как белоснежное полотно Иосифа, в которое Он был завернут. Но кроме этих, требуются еще и иные доказательства любви: те, которые требуют от нас денег, времени и усилий. Именно такой пример подают нам Иосиф Аримафейский и Никодим.

46.3 Тело Иисуса почивает во гробе. Мир погрузился во тьму. Единственным светом на земле оставалась Мария.

Матерь Божия – моя Матерь – и женщины, которые следовали за Учителем из Галилеи, наблюдали все в безмолвии и потом тоже ушли. Наступила ночь. Все прошло. Свершилось дело нашего Искупления. Теперь мы – дети Божии, ибо Иисус умер за нас, и Его смерть искупила нас. Empti enim estis pretio magno! “Ты и я куплены дорогою ценою” (1 Кор 6, 20). Мы должны сделать жизнь нашу по образу жизни и смерти Христовых. Умереть, чтобы умертвить плоть, и покаяться, чтобы Христос жил в нас через Любовь. И следовать по стопам Христа с пламенным желанием соспасать души людей. Положить жизнь свою за других. Только так можно жить жизнью Иисуса Христа, только так мы сможем превратиться в Него.731

Мы не знаем, где были ученики в тот вечер, когда тело Господа было предано погребению. Наверное, они бродили где-то, растерянные и смущенные, погруженные в печаль, не имея надежды на будущее.

И если в воскресенье мы снова видим их всех собравшимися вместе, то произошло это, быть может, потому, что в субботу, или даже еще в пятницу вечером, они пришли к Пресвятой Деве Марии. Она поддерживала рождающуюся Церковь, в то время такую слабую и испуганную, Своей верой, надеждой и любовью. Так и родилась наша Церковь – под крылом нашей Матери. Она с самого начала была Утешительницей страждущих и преследуемых. Та суббота, в которую все отдыхали от трудов своих, пребывая в покое по заповеди732, не была для нашей Владычицы днем печали: ведь Ее Сын уже не испытывал страданий. В мирном расположении духа Она ожидала минуты Воскресения, а потому не пошла вместе с другими женщинами ко гробу помазать мертвое тело Иисуса.

Всегда, а особенно в те минуты, когда мы, подобно апостолам, ощущаем себя потерянными, ибо мы бежали при виде Креста и не захотели принести жертву, нам следует тотчас устремиться к тому постоянно сияющему в нашей жизни свету, которым является Пресвятая Дева Мария. Она возвратит нам надежду. Мария есть Отрада уставших, Утешение плачущих, Исцеление больных, Пристань терпящих бедствие, Прощение грешников, Сладость опечаленных, Прибежище к Ней прибегающих733. Рядом с Ней мы будем переживать безмерную радость Воскресения.

Воскресенье Пасхи.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|