|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Страстной Четверг.

Страсти Господни.

44. Тайная Вечеря Господня

1. Иисус совершает Тайную Вечерю с апостолами.

2. Установление таинств Евхаристии и священства.

3. Новая заповедь Господа.

44.1 В Страстной Четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю Господню с Его апостолами. Как и прежде, Иисус праздновал Пасху вместе со Своими учениками. Но в этот раз это была совершенно особая Пасха, поскольку она должна была стать последней для Господа перед Его уходом к Отцу. Ее значение должны были подчеркнуть предшествовавшие ей события. Все без исключения моменты Тайной Вечери являют величие Иисуса, предвидевшего Свою близкую кончину, и Его безмерную любовь к людям.

Пасха была самым главным иудейским праздником. Она была установлена в память об освобождении народа Израиля от египетского рабства. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его686. Все иудеи были обязаны участвовать в этом праздновании. Таким образом из поколения в поколение хранилась живая память о “дне рождения” избранного народа.

Иисус поручил сделать все приготовления Своим любимым ученикам Петру и Иоанну. Оба они с большим рвением взялись за дело: принесли в храм ягненка и совершили жертвоприношение, затем вернулись в дом, испекли его на огне, потом приготовили воду для омовения, горькие травы (символизировавшие горечь неволи), опресноки (в память о своих предках, которые, поспешно покидая Египет, не имели времени дожидаться, пока поднимется тесто), вино и т.д. Они приложили все усилия, чтобы сделать это наилучшим образом.

Их образ действий может стать для нас примером должной подготовки к святой Мессе. В этом случае совершается та же самая жертва Христа, а мы – подобно Петру и Павлу – являемся Его учениками.

Тайная Вечеря началась на закате солнца. Иисус прочитал псалмы. Евангелист Иоанн в своем повествовании особо подчеркивает тот факт, что Иисус горячо желал совершить эту вечерю со Своими учениками.687

Согласно свидетельству евангелистов, на протяжении этих нескольких часов произошли знаменательные события: конфликт между апостолами, которые начали спорить между собой, кто является большим; ярчайший пример смирения со стороны Иисуса, Который совершил то, что приличествовало последнему из рабов: начал умывать ноги ученикам. Весь этот вечер Иисус с любовью и нежностью общался со Своими учениками. Сам Господь захотел придать этой встрече такое значение, такое богатство ассоциаций, столь трогательные слова и чувства, такое небывалое новаторство в действиях и поучениях, что мы никогда не сможем постичь их во всей глубине. Это – вечеря Завета, исполненная чувства и небывалой печали, а, вместе с тем, таинственным образом раскрывающая Божии обетования во всей их необозримой перспективе. Над всем этим витает дух смерти, удивительное предчувствие измены, одиночества, жертвы; беседа прерывается. Слышны лишь новые, чрезвычайно сладостные слова Иисуса, исполненные самых искренних откровений, словно бы перекидывающие мост между жизнью и смертью.688

То, что Иисус совершил для Своих учеников, можно выразить в кратком предложении из Евангелия от Иоанна: до конца возлюбил их689. Сегодня надо задуматься о том, как Иисус любит каждого из нас, а также о том, как мы отвечаем на Его любовь: ревностно ли стремимся к общению с Ним, любим ли Церковь, каемся ли, любим ли ближнего, должным ли образом готовимся к святому Причастию и благодарим после него, желаем ли стать участниками Искупления, постоянно ли следуем голосу истины…

44.2 В заключение трапезы Иисус просто, но одновременно подчеркивая всю важность момента, устанавливает таинство Евхаристии.

В тайносовершительной формуле – Тело Мое, которое предается; Кровь Моя, которая изливается – Христос предвосхищает Свое Жертвоприношение, которое окончательно совершится на следующий день на Голгофе. До этих пор символом Завета Бога со Своим народом был пасхальный агнец. Каждая семья приносила его в жертву на алтаре всесожжения во время пасхальной вечери. Теперь же приносимым в жертву Агнцем становится Сам Христос690. Сия чаша есть новый завет в Моей Крови… Тело Христово – это трапеза, вокруг которой собираются братья: Приимите, ядите…

Христос в Сионской Горнице таинственным образом предваряет то, что должно совершиться на Голгофе на следующий день: приносит в жертву Себя Самого – Свое Тело и Кровь – Своему Отцу. Он является тем Агнцем, Которым начинается новый и окончательный Завет между Богом и людьми, Завет, который освобождает всех от рабства греха и вечной погибели.

То, что Христос пожелал пребывать в Своей Церкви таким уникальным образом, имеет глубокий смысл. Поскольку Христос в Своем видимом образе должен был оставить Своих, Он пожелал даровать нам Свое таинственное присутствие; поскольку Он желал принести Себя в жертву на Кресте ради нашего спасения, то хотел, чтобы у нас оставалась память той любви, которой Он возлюбил нас “до конца”, до дарования в жертву собственной жизни. Ведь в Своем евхаристическом присутствии Он таинственно остается среди нас как Тот, Кто возлюбил нас и предал Себя за нас; и Он остается в знаках, выражающих и сообщающих эту любовь.691

Иисус дарует нам Себя Самого в Евхаристии, чтобы поддержать нас в нашей слабости, скрасить Своим присутствием наше одиночество, стать для нас залогом грядущего Спасения. Накануне Своих Страстей и Смерти Он сделал так, что отныне мы до скончания века не будем испытывать недостатка в Хлебе Жизни. В эту ночь Он даровал апостолам и их наследникам – епископам и священникам – власть возобновлять это чудо во все времена, пока существует этот мир: Сие творите в Мое воспоминание692. Вместе с таинством Евхаристии, которое будет совершаться до тех пор, доколе Он придет693, Господь устанавливает в Своей Церкви священство.

В Таинстве Евхаристии Господь навсегда остается с нами, присутствуя в ней реально, истинно и существенно. На Алтаре и в Дарохранительнице присутствует Сам Иисус. В ту ночь ученикам была дана возможность воочию ощутить присутствие Иисуса, Который Самого Себя даровал всем людям. Сегодня вечером, когда мы будем совершать Его почитание в дароносице, мы снова встретимся с Ним. Он увидит и узнает нас. Мы можем говорить с Ним, как это делали апостолы. Мы можем рассказать Ему обо всем, что нас волнует, обо всем, что доставляет нам радость или огорчение. Мы можем поблагодарить Его за то, что Он пребывает с Нами, сопровождать Его повсюду, ни на минуту не забывая о Его любви и самопожертвовании. Иисус всегда ожидает нас в Дарохранительнице.

44.3 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.694

Иисус возвещает апостолам Свой скорый уход. Он уходит, чтобы приготовить им место в доме Отца695. Вплоть до Его возвращения они остаются соединенными с Ним в вере и молитве.696

При этом Иисус провозглашает новую заповедь, которая, впрочем, встречается едва ли не на каждой странице Евангелия: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас697. Отныне мы знаем, что любовь – это путь, следуя которым, можно находиться в непосредственной близости от Бога698 и на котором Его легче всего встретить. Если душа живет любовью, она лучше понимает Бога, потому что Бог есть Любовь. Возрастая в любви, душа возрастает и в своем достоинстве.

То, как мы относимся к нашим ближним – это самый надежный критерий нашей действительной принадлежности Иисусу. Степень нашего единства с Ним прямо пропорциональна нашей снисходительности по отношению к другим людям и готовности им служить. Господь ничего не говорит о воскрешении мертвых или иных ярких доказательствах, но только об одном: ”да любите друг друга”699. Многие люди спрашивают себя, действительно ли они любят Христа, и ищут признаков такой любви. Признаком, который никогда не может обмануть, является братская любовь… Другим таким признаком является уровень нашей духовной жизни, прежде всего нашей молитвы.700

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга...701 Эта заповедь является новой, потому что новыми являются ее мотивы: ближние идентичны Христу, они являются предметом особой заботы Отца. Эта заповедь обуславливает новые отношения между людьми. Новым является и то, каким образом ее следует соблюдать: как Я возлюбил вас. Эта заповедь обращена к новому народу Божию. Она предполагает обновление сердец и закладывает основы иного, прежде неизвестного порядка. Для людей, которых засасывает рутина эгоизма, эта заповедь еще и сегодня может стать подлинным открытием.

В этот Страстной Четверг, заканчивая наше молитвенное размышление, нам следует задуматься: знают ли люди, с которыми мы проводим большую часть времени, о том, что мы являемся учениками Христа, и как они могут в этом убедиться. Желательно, чтобы наша доброжелательность, предупредительность, снисходительность и сердечность убедили их в этом. Стараемся ли мы избегать всяческих прегрешений против любви в мыслях, словах и поступках; стремимся ли мы загладить причиненное зло, если нам случится отнестись к кому-либо невнимательно; доказываем ли мы нашу любовь к ближним своей сердечностью, словами поощрения и поддержки, братскими увещаниями, обычной улыбкой, хорошим настроением, небольшими услугами, искренним интересом к их делам и проблемам, оказанием необходимой помощи… Этой любви нужно следовать не только в великих делах, но – и прежде всего – в условиях обычной жизни.702

В преддверии Страстей Господних будем помнить о самоотверженности Марии, о том, как Она умела исполнять волю Божию и служить людям. Великая любовь Девы Марии к человечеству требует, чтобы и в Ней самой исполнилось слово Христово: ”нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15,13).703

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|