|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Страстная Среда.

Страсти Господни.

43. Путь на Голгофу

1. Иисус, сгибаясь под тяжестью креста, идет по улицам Иерусалима. Симон Киринеянин.

2. Иисус восходит на Голгофу в сопровождении разбойников. Как можно нести свой крест.

3. Встреча Иисуса с Его Пресвятой Матерью.

43.1 Иисус, переживший ночь страданий, издевательств и насмешек, затем подвергнутый страшным пыткам и бичеванию, теперь идет на распятие. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие673, – повествует нам Евангелие от Матфея.

Народ не дал согласия на освобождение невинного Иисуса. Он предпочел освободить виновного в грабеже и убийстве Варавву. Иисус был предан на страшные мучения и смертную казнь, которой подвергали только разбойников. По пути на Голгофу все смогли убедиться, что у Него осталось слишком мало сил, чтобы Самому нести Свой крест. Тогда Его крест заставили нести некого человека, по имени Симон Киринеянин, который как раз возвращался домой. Где же были Его ученики? Те, кому Иисус говорил о необходимости нести свой крест? В свое время все они горячо уверяли Его, что готовы пойти с Ним даже на смерть674. Теперь же не нашлось никого, кто помог бы Ему нести крестное древо на место казни. Это должен был сделать посторонний человек, к тому же под принуждением. Вокруг Господа не видно дружеских лиц. Никто не хочет чем-то пожертвовать ради Него. Даже те, кто получил от Него столько благодеяний, даже те, кого Он исцелил, теперь хотят остаться незамеченными. Пророчество Исаии, произнесенное несколько веков назад, исполнилось теперь дословно: Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною… Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего.675

Симон ухватился за крестное древо с одного конца и взвалил его себе на плечи. Другой, более тяжелый конец древа, продолжал нести Спаситель.

Господь пребывал в безмерном одиночестве. Тут имело место лишь одно исключение, о котором свидетельствует предание: некая женщина, известная под именем Вероника, подошла с платком в руке, чтобы отереть лицо Иисуса. При этом Его лик отпечатался на полотне. Господь идет дальше. Он испытал некоторое облегчение, но путь по-прежнему очень тяжел, дорога в ухабах. Иисус постепенно теряет силы, и нет ничего удивительного, что Он падает. Раз, потом другой, третий… Падает и затем поднимается с огромнейшим трудом. Поднимаясь, неопровержимо доказывает нам, что любит нас; когда падает, дает нам понять, насколько Он нуждается в нашей любви.

Еще не поздно, еще не все потеряно... Даже если ты решил, что – все. Даже если этому вторили тысячи «прорицателей», даже если на тебя нацелены насмешливые и недоверчивые взгляды... Настал подходящий момент, чтобы взять Крест: искупление происходит сейчас! И Иисус нуждается во многих Киринеянинах!676

43.2 В определенный момент восходящий на Голгофу Иисус поравнялся с группой женщин, которые при виде Его начали рыдать. Иисус принялся их утешать и призывать к покаянию, к истинному сокрушению сердца при виде того зла, которое на их глазах совершалось. Иисус восклицает при виде плачущих над ним дочерей Иерусалима: ”не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших” (Лк 23,28). Мы не можем ограничиваться лишь осуждением внешних проявлений зла. Нам следует смотреть в корень, найти его глубинные причины, проникнуть в самые сокровенные уголки нашей совести… Господи, научи меня жить и действовать в истине! – писал будущий папа Иоанн Павел II.677

Иисуса сопровождают два разбойника, которых вели вместе с Ним, дабы тем самым еще сильнее Его унизить. Случайный зритель в этой ситуации не понял бы главного: просто трое мужчин идут к месту казни и несут свои кресты и что? Но только один из них является Спасителем мира, только один Крест может принести Искупление.

Так и сегодня можно нести свой крест по-разному. Можно нести его со злостью, можно относиться к нему с ненавистью и быть глубоко неудовлетворенным. В этом случае, крест не имеет ни смысла, ни разумного объяснения, он излишен, он отдаляет от Бога. Это крест тех, кто ищет в этом мире лишь собственной выгоды и материального благополучия, кто не принимает боли и неудач, поскольку не понимает благодатного значения страданий. Это тот крест, который не спасает: крест, который несет один из разбойников.

Другой разбойник несет свой крест с самоотречением, быть может даже с достоинством и мужеством, в сознании того, что иного выхода нет. Этот разбойник понемногу начинает отдавать себе отчет в том, Кто находится вблизи него. Это понимание совершенно преобразит его последние минуты на земле и определит его судьбу в вечности. В историю он войдет как кающийся разбойник.

Крест можно нести и еще одним способом. Иисус вполне осознает спасительное значение Креста и учит нас, как именно мы должны нести наш собственный крест: с любовью, способствуя искуплению вместе с Ним всех душ, принося удовлетворение за грехи. Господь придал страданию глубокий смысл. Он мог искупить нас любым способом, но сделал это посредством страданий, поскольку нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.678

Святые сделали открытие: страдание, боль, неприятности перестанут быть чем-то негативным, как только мы перестанем видеть в них только крест, и увидим в них Иисуса, Который пребывает с нами и встречает нас. Боже мой, сделай так, чтобы я возненавидел грех и соединился с Тобой, обняв Святой Крест, чтобы и мне в свою очередь исполнить Волю Твою... Нагим, сбросившим все соблазны земные, ни на что не смотрящим, кроме как на Славу Твою... Отдавшись Тебе со щедростью, не утаивая в себе ничего, вознесусь вместе с Тобой в полноте жертвоприношения.679

Симон Киринеянин познал Христа благодаря Кресту. Иисус воздал ему за оказанную помощь, даровав благодать веры самому Симону и его двум сыновьям: Александру и Руфу680. С первых же лет существования церковной общины они стали выдающимися ее членами. Следует полагать, что Симон Киринеянин стал образцовым учеником, которого уважала вся первохристианская община в Иерусалиме. Все началось с неожиданной встречи во Кресте. ”Я открылся не вопрошавшим обо Мне, Меня нашли не искавшие Меня” (Ис 65,1). Иногда Крест является тем, кто не ищет его: то Христос Сам взыскует нас. Если ты вдруг окажешься перед Крестом, неожиданным и поэтому еще более пугающим, и сердце твое воспротивится, – не давай ему утешения. И, полный благородного сострадания, когда твое сердце попросит о нем, скажи тихонько, как на исповеди: сердце, сердце… на Крест! Сердце… на Крест!681

Нынешнее размышление – прекрасный повод к тому, чтобы задуматься о том, как мы переносим трудности и страдания. Сегодня – подходящий момент, чтобы проверить, приближают ли они нас ко Христу, помогают ли нам стать вместе со Христом участниками Искупления мира, рассматриваем ли мы их как удовлетворение за наши грехи.

43.3 Спаситель шел, сгибаясь под тяжестью Креста. Его глаза распухли. Они как бы ослепли от слез и крови. Он шел медленно, с трудом передвигая ноги, т.к. был страшно изможден. Его колени дрожали. Фактически Его тащили вслед за другими узниками, приговоренными к казни. А иудеи смеялись, палачи и солдаты толкали Его в спину682. В четвертой скорбной тайне святого Розария мы размышляем о том, как Иисус несет Свой Крест на Голгофу. Дитя мое, нам больно вживаться в Страсти Господа нашего Иисуса. – Смотри, с какой любовью Он обнимает Крест. – Учись у Него. – Иисус несет Крест ради тебя: неси его и ты ради Иисуса. Но не тащи Крест волоком... Держи его прямо, потому что твой Крест, поднятый так, будет не просто Крестом, но... Святым Крестом. (…) И тогда, как и Он, наверняка встретишь на пути Марию.683

Во время богослужения Крестного Пути мы размышляем о том, как на одной из улочек города Иисус встретил Свою Матерь. На секунду Он остановился.

С безграничной любовью смотрит Мария на Иисуса, и Иисус смотрит на Свою Мать. Их взгляды встречаются, и их сердца вливают друг в друга всю свою боль. Душа Марии наполняется горькой печалью, печалью Иисуса Христа: ”Да не будет этого с вами, все проходящие путем! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня...!” (Плач 1, 12). Но никто не заметил, никто не обратил внимания; только Иисус. Сбылось предсказание Симеона: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк 2, 35). В горьком одиночестве Страстей Господних Богоматерь дает Своему Сыну целебный бальзам нежности, единения, верности; полная их слиянность – в воле Божией.684

Господь следует дальше, а Мария сопровождает Его на Голгофу, находясь в двух шагах от Него. Так полностью исполняется пророчество старца Симеона.

Кто же не заплачет, видя Мать Христа в таких чудовищных муках? Ее Сын изранен... А мы, малодушные, далеки от Него, мы сопротивляемся Божественной Воле. Мать и Пресвятая Владычица, научи меня произносить «да» так, как произносишь его Ты, как возвестил Иисус перед Своим Отцом: Non mea voluntas... Не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22, 42).685

Когда нас охватывают душевная боль или печаль, когда страдание становится особенно острым, обратимся к Марии, Матери Скорбящей, дабы Она придала нам мужества и научила нас освящать свое страдание в спокойном и мирном расположении духа.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|