|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Страстной Понедельник.

Страсти Господни.

41. Отречение Петра

1. Петр отрицает, что знает Господа. Наше отречение от Христа.

  1. Взгляд Иисуса и раскаяние Петра.
  2. Истинное покаяние. Сокрушения.

41.1 В то время, как в Синедрионе продолжался процесс против Иисуса, с апостолом Петром произошел самый неприятный случай в его жизни. Он, который в свое время оставил все, чтобы следовать за Господом, он, который был свидетелем стольких чудес и видел столько проявлений любви со стороны Иисуса, теперь категорически отрекается от Него. Его положение кажется ему безвыходным до такой степени, что он даже клятвенно отрицает, что знал Иисуса.

Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника, и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.627

Петр отрекся от своего Господа. Тем самым он отрекся от того, что составляло глубочайший смысл его жизни: от своей миссии апостола и свидетеля Христова, от своего исповедания Иисуса как Сына живого Бога. Он перечеркнул все: свою добродетельную жизнь, свое призвание, те надежды, которые возлагал на него Бог, свое прошлое и будущее. Как же могли прозвучать эти его слова: не знаю Человека Сего?

Двумя годами раньше одно чудо, совершенное Иисусом, произвело на него особое впечатление. При виде чудесного улова рыб Петр понял все. Он припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных628. Казалось, что он уразумел все в одно мгновение: святость Иисуса и свое греховное состояние. Черное познается по контрасту с белым, тьма – по контрасту со светом, грязь – по контрасту с чистотой, а грех – со святостью. В ту минуту, когда уста Петра свидетельствовали, что из-за своих грехов он чувствует себя недостойным быть вблизи Господа, его глаза и вся его поза говорили об обратном. Он молил Иисуса позволить ему всегда быть с Ним. Это был самый счастливый день в его жизни. В этот день все началось. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним629. С этого времени жизнь Петра обрела новую великую цель: любить Иисуса и быть ловцом человеков. Все прочее должно было стать средством и орудием для достижения этой цели. Однако, к великому сожалению, слабость и страх перед людьми оказались сильнее.

Грех, неверность, будь она велика или мала, – это всегда отречение от Иисуса и тех благородных идеалов, семена которых Он посеял в наших душах. Грех производит страшное опустошение в душе человека. Поэтому, поддерживаемые благодатью, мы должны изо всех сил стремиться избежать тяжкого греха, какова бы ни была его причина – гнев, немощь или возникшее по нашей вине неведение – а также всякого добровольно совершаемого повседневного греха.

Если же грех уже совершен, если это несчастье уже случилось, следует позаботиться о том, чтобы само зло начало служить добру. Ведь сокрушение способно укрепить узы дружбы с Господом. Наши ошибки не должны порождать в нас разочарование, но скорее формировать добродетель смирения. Искреннее сокрушение о грехах – это всегда случай для новой встречи с Господом, последствия которой для нашей духовной жизни могут быть самыми неожиданными. Если мы согрешили, нам следует возвратиться к Господу со скорбью и раскаянием, но никогда – с отчаянием. Падение Петра продолжалось несколько часов, но за одно мгновение он сумел не только подняться, но и вознестись на высоту гораздо большую, нежели та, на которой он был прежде.630

В раю пребывает множество грешников, которые оказались способными покаяться. Иисус с радостью принимает нас обратно и радуется, когда мы возвращаемся на путь Спасения, с которого мы прежде сошли. Он радуется и тогда, когда речь идет о мелких падениях.

41.2 Когда претерпевшего поругание Иисуса вели по крытой галерее, Он, обратившись, взглянул на Петра631. Их взгляды встретились.

Петр наверняка хотел опустить голову, но был не в состоянии отвести глаз от Того, от Кого он только что отрекся. Он прекрасно знал взгляд Спасителя и не мог противостоять его мощи и обаянию. Ведь когда-то именно такой взгляд пробудил в нем призвание. Он помнил нежный взгляд Учителя, которым Он сопроводил Свои слова, обращенные к ученикам: ”вот братья Мои, и сестры, и матерь”. Он помнил взгляд Иисуса, повергший его в дрожь, когда он пытался отговорить своего Господа следовать путем Креста. Он помнил сочувственный взгляд, которым Иисус окинул юношу, слишком малодушного, чтобы следовать за Ним. Он помнил затуманенный слезами взгляд Иисуса у могилы Лазаря!.. Петр знал взгляд Спасителя. Но никогда прежде он не видел на лице Господа такого выражения, как в эту минуту. Никогда прежде не видел этих глаз, в которых светилась печаль, но не суровость. Во взгляде был упрек, но и мольба. Казалось, он говорил: ”Я молился о тебе, Симон”. Взгляд Иисуса лишь на мгновение остановился на Петре. Солдаты уже толкали Его в спину. Но Петр обратил на него внимание.632

Он обратил внимание, с каким милосердием Господь взирал на глубокую рану, причиненную его грехом. Именно теперь Петр осознал всю тяжесть своего преступления. Он осознал, что исполнилось предсказание его измены. Он вспомнил слова Господа: ”Прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды”. И, выйдя вон, горько заплакал633. Тот факт, что он вышел, свидетельствовал о признании им своей вины. Он горько заплакал, поскольку умел любить, и тотчас сладость любви победила в нем горечь боли.634

Сознание того, что Господь взглянул на него, спасло Петра от отчаяния. Это был взгляд, несущий утешение, благодаря которому апостол почувствовал, что Господь его понимает и прощает. Он вспомнил притчи о Добром Пастыре, о блудном сыне, о потерянной овце!

Петр вышел вон. Он отстранился от ситуации, в которую угодил по своему неразумию. Он сделал это, чтобы избежать других возможных падений. Он понял, что это вовсе не подходящее место для него. Он вспомнил Господа и горько заплакал. В жизни Петра и в жизни каждого из нас есть много общего.

Любовь-страдание. – Ибо Он благ. – Ибо Он Друг, отдавший за тебя Жизнь Свою. – Ибо все, что есть в тебе хорошего, принадлежит Ему. – Ибо ты оскорблял Его так часто, а Он... Он тебя простил. Он! – тебя!!! – Плачь, сынок. Плачь от Любви.635

Сокрушение сердечное делает душу мужественной, возвращает надежду, помогает христианину забыть о себе самом и приблизиться к Богу в глубочайшей любви. Сокрушение совершенствует духовную жизнь и способно испросить для нас милосердие Божие. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом.636

Христос не считал невозможным строить Свою Церковь на человеке, у которого случались падения. Бог использует и несовершенные орудия. Если только они обнаружат способность к покаянию, с их помощью может быть совершено великое деяние – Спасение людей.

Весьма правдоподобно, что, после своего отречения и последующего раскаяния, Петр пошел искать Пресвятую Деву Марию. Сделаем это теперь и мы, которые так хорошо помним наши падения и минуты отречения от Христа.

41.3 Кроме большого мужества, истинное сокрушение дает душе подлинную радость, способствует успехам в труде, помогает общению между людьми. Учитель проходит еще и еще раз совсем близко. Он смотрит на нас... Если и ты посмотришь на Него, послушаешь Его, не отталкивая Его от себя, Он научит тебя, как придать духовный смысл всем делам твоим... Тогда и ты тоже будешь сеять повсюду утешение, мир и радость.637

Господь остановил Свой взгляд и на Иуде в минуту его предательства. Называя его другом, Он побуждал его к обращению. Друг, для чего ты пришел? В этот момент Иуда не проявил сокрушения, только позднее, увидев, что Иисус осужден, раскаявшись, возвратил тридцать серебряников.638

Как же велико различие между Петром и Иудой! Они по-разному предали своего Учителя. Оба они раскаялись. Петр, несмотря на свое отречение, станет тем камнем, на котором, вплоть до скончания века, будет утверждена Церковь Христова. Иуда же пошел и удавился639. Просто человеческого раскаяния недостаточно. Оно лишь пробуждает тревогу, ввергает в ужас и отчаяние.

Сокрушение во Христе преображает боль в радость, поскольку восстанавливает утраченную дружбу. Испытывая боль за свое отречение, Петр в одно мгновение слился с Господом глубже, чем когда-либо. Так из отречения произошла верность вплоть до принятия мученического венца.

С Иудой все было иначе. Он остался один. Что нам до того? Смотри сам640, – сказали ему первосвященники. В своем одиночестве, причиной которого был грех, Иуда не сумел вернуться ко Христу. Ему не хватило надежды.

Мы должны как можно чаще пробуждать в нашем сердце ”страдание-любовь” из-за наших грехов. В особенности это следует делать во время испытания совести в конце дня и при подготовке к исповеди.

Тебе, падшему духом, повторю одну вещь, очень утешительную: тем, кто делает то, что ему по силам, Бог не отказывает в своей милости. Господь есть Отец, и если один из Его сынов говорит Ему от всего сердца: Отец мой Небесный, я здесь, помоги... Если он обращается к Матери Божией, Которая есть наша Мать, он выйдет из трудного положения.641

Страстной Вторник.

Страсти Господни.

42. На суде Пилата: Иисус Христос Царь

1. Иисус приговорен к смерти.

  1. Царь Иудейский. Царство святости и благодати.
  2. Господь хочет царствовать в наших сердцах.

42.1 Связанного Господа отводят в резиденцию прокуратора Понтия Пилата. Все спешат поскорее закончить дело. В молчании и с достоинством, которое излучает вся Его фигура, Иисус проходит узкими улочками. Уже наступил день. Жители города встали с постели и подошли к дверям и окнам, чтобы увидеть арестованного, о котором прежде ходило много разных слухов, которого многие восхваляли за его святость и дела. Господь шел со связанными руками. Конец веревки, которой были связаны руки, затянут на Его шее. Именно таким образом наказывали самозванцев, которые вводили в заблуждение толпу. Узнику было холодно, он хотел спать. Его лицо было окровавлено. Таким оно стало после многочисленных плевков и пощечин. Волосы, за которые его таскали, были всклокочены. На его скулах виднелись многочисленные синяки и кровоподтеки. Измученный и избитый, Он шел по улицам города. Все встречные вглядывались в Него со страхом и недоумением. Судя по тому, каким образом Его вели, как с Ним обращались, исход дела мог быть только один – смертный приговор.642

Иисуса, Который уже побывал на суде Синедриона, передают в руки римского правосудия. Местная власть хотя и может вынести смертный приговор, но не имеет права приводить его в исполнение. Поэтому иудеи торопятся как можно скорее (уже ранним утром) вступить в контакт с римскими властями, чтобы любой ценой получить от них подтверждение приговора. Они стремятся во что бы то ни стало покончить с делом прежде, чем начнутся празднования. Так исполняется пророчество Самого Иисуса: Предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его. И будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.643

Происходит нечто из ряда вон выходящее. Тот, Кто еще несколькими днями раньше с такой небывалой силой убеждения выступал в храме – никогда человек не говорил так, как Этот Человек644 – Тот, Кто триумфально вошел в Иерусалим, приветствуемый шумной толпой, теперь идет понурив голову, связанный и униженный, приговоренный иудейским властями. Тот, Кто совершил столько чудес, Тот, за Которым следовало множество учеников, теперь считается обычным преступником. Люди были поражены. В городе не говорили ни о чем другом. Из уст в уста передавалась сенсационная новость: Иисус из Назарета арестован!

Иисуса привели на площадь перед преторией. Его обвинители не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху645, поскольку иудеи, переступившие порог языческого дома, по Моисееву закону считались нечистыми. О поразительная слепота! – восклицает Блаженный Августин. – Им кажется, что они станут нечисты, входя в чужое жилище. Однако они не опасаются запятнать себя преступлением646. Таким образом еще раз подтвердились суровые слова Господа: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 647

Пилат вышел к ним648. Иисус стоял перед правителем649. Он сохранял выдержку и спокойствие в отличие от тех, кто яростно требовал Его смерти.

Пилат спросил: Ты Царь Иудейский?650 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь651. Это были последние слова Иисуса, обращенные к Его обвинителям. Потом Он будет молчать. Как агнец перед стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.652

Учитель остался один. Его ученики больше не хотят слушать Его поучений. Они оставили Его именно в тот момент, когда могли научиться столь многому. Однако мы хотим быть вместе со Христом, когда Он страдает, хотим научиться у Него терпению перед лицом проблем повседневной жизни, хотим пожертвовать их Ему с любовью.

42.2 Пилат, полагая что этим он смягчит враждебность иудеев, велел бить Его653. Мы размышляем об этом эпизоде во второй скорбной тайне святого Розария: Привязан к колонне. Изранен. Слышны удары бича по Его истерзанному телу, по Его пренепорочному телу, которое терпит муки за твое греховное тело. – Еще удары. Еще беспощадней. Еще и еще... Предел человеческой жестокости. Наконец, утомившись, отвязывают Иисуса. – И тело Христа, тоже утомленное болью, падает как подкошенное: бесчувственное и полумертвое. Ты и я не можем вымолвить ни слова. – Слова бессильны. – Вглядывайся, вглядывайся... не торопясь. После этого... неужели ты все еще боишься покаяния?654

Затем воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам655. Когда сегодня мы обращаемся к образу Иисуса, провозглашающего перед Пилатом Свое царское достоинство, нам следует также поразмышлять о третьей скорбной тайне святого Розария: Венец из терниев, вонзающихся под ударами, делает Его Царем – издевательский знак Его царского достоинства... И бьют Его по голове. И дают пощечины... и оплевывают Его. (…) Не мы ли – ты и я – отплатили Ему венцом из терниев, и пощечинами, и плевками? Больше никогда, Иисус, больше никогда...656

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!657

Господь, Которому издевательски вручают символы царской власти, скрывает, но вместе с тем и приоткрывает свое величие Царя Царей. Весь сотворенный мир может измениться по одному лишь мановению Его руки. Чем более слабым Он выглядит, тем сильнее подчеркивает Свое величие, принадлежащее Ему по праву. Его Царство – царство Истины и Жизни, царство Святости и Благодати, царство Праведности, Любви и Мира658. Когда мы размышляем о Страстях Христовых, нам как христианам не следует забывать, что Господь есть Царь с таким же плотяным сердцем, как наше659. Нам также не следует забывать о том, что очень многие не знают или отвергают Христа.

Глядя на это печальное зрелище, – пишет св. Хосемария Эскрива, – я чувствую желание каяться и утешать моего Господа. Слыша этот непрестанный вопль, который проявляется не столько в словах, сколько в нечестных поступках, я хочу кричать изо всех сил: “Opportet illum regnare!”Ему надлежит царствовать! (1Кор 15,25).660

Многие люди не знают о том, что Христос является единственным Спасителем, Тем, Кто способен придать смысл всем событиям нашей жизни, Тем, Кто дарует радость и исполняет все сердечные намерения. Он является подлинным Другом, достойным самого высокого доверия.

Глядя на Царя в терновом венце, выскажем Ему наше сокровенное желание: мы хотим, чтобы Он царствовал в нашей жизни, в наших сердцах, поступках, мыслях и словах – во всем, что принадлежит нам.

42.3 Иисус Христос – это Царь всего сущего, ибо все через Него начало быть661, а прежде всего – Царь всех людей, ибо мы куплены дорогою ценою662. Ангел возвестил Марии: И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына…Он будет царствовать над домом Иакова…, и Царству Его не будет конца663. Но Царство Его не от мира сего. Во время Своего общественного служения Он никогда не поддавался энтузиазму толпы, мыслящей в категориях земной жизни: Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один664. Однако же он принимает исповедание веры в Него как в Мессию, выраженное Нафанаилом: Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев665. Более того, чтобы подтвердить и углубить значение этого исповедания, Он припоминает давнее пророчество666: Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.667

Иисус подтвердил, что Он является Мессией и Сыном Божиим668. Ослепленные неверием иудейские власти предпочитают назвать своим царем римского императора. Они готовы отдать ему все политические полномочия, царственного же достоинства Иисуса не признают, а от Самого Иисуса хотят отделаться. Несмотря ни на что, на крестном древе навсегда останется надпись: Иисус Назорей, Царь Иудейский.669

Иисус заявил Пилату, что Его Царство не от мира сего. Нам же Он сообщает, что Его Царство – царство мира, праведности и любви; Бог Отец избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов670. И в наши дни многие отвергают Его. Во многих общественных кругах можно слышать этот страшный крик: Не хотим, чтобы Он царствовал над нами. С огромной болью Господь рассказал нам притчу, в которой отражена позиция многих людей: Но граждане ненавидели его, и отправили вслед за ним посольство, сказав: “не хотим, чтобы он царствовал над нами”671. Сколь же великим злом является грех! Совершая грех, мы отвергаем Христа!

Церковь в своем вероучении и свидетельстве своих святых никогда не забывала, что сами грешники были виновниками и как бы орудиями всех мук, которые претерпел Божественный Искупитель. Учитывая, что наши грехи ранят Самого Христа, Церковь, не колеблясь, считает христиан наиболее ответственными за страдания Иисусовы, в то время как слишком часто христиане возлагали бремя этой ответственности только на иудеев.672

Царство греха есть царство тьмы, печали, одиночества, обмана и лжи. Все несчастья мира и наши собственные имеют своей причиной слова: не хотим, чтобы Христос царствовал над нами. Мы завершим наше сегодняшнее размышление, взывая ко Христу: “Ты – Царь моего сердца. Ты – Царь моего духовного мира, куда никто не имеет доступа, и где хозяйничаю исключительно я сам. О Иисус, царствуй тут, в моем сердце. Я приглашаю Тебя сюда. Ты знаешь об этом, Господи”.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|