|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Пятая неделя Великого Поста – Пятница.

Страсти Господа нашего.

38. Молитва в Гефсимании

1. Иисус в Гефсимании. Он готов исполнить волю Отца.

  1. Чтобы быть вблизи Иисуса, необходима молитва.
  2. Первая скорбная тайна святого Розария. Это размышление утвердит нас в исполнении воли Господней.

38.1 После Тайной Вечери, в соответствии с обычаем, Иисус и апостолы пропели благодарственные псалмы и отправились в направлении горы Елеонской.. Иисус предупреждал Петра и других Своих учеников, что в эту ночь, тем или иным образом, все они оставят Его.

Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте587. И отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился588. Иисус ощущал огромную потребность в молитве. Он остановился у камня и, как пишет евангелист Марк, пал на землю589. Евангелист Лука пишет, что Иисус преклонил колени, а евангелист Матфей уточняет: пал на лице Свое590. Иудеи молились стоя. Иисус обращается к Своему Отцу с молитвой, исполненной доверия и нежности. Он всецело предает Себя Отцу: Отче Мой! – говорит Он, – Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Минутой раньше Иисус сказал Своим ученикам: душа Моя скорбит смертельно. Его печаль была так велика, что даже могла стать причиной смерти. Так сильно Он страдал! Он, Который был сама невинность, взял на Себя все грехи всех людей!

Он взвалил их на Себя. Он взял на Себя личное обязательство заплатить по всем нашим долговым распискам за все наши грехи, прошлые, настоящие и будущие.

Господь не только взял на Себя ответственность за чужие грехи, но и стал одним из нас. Он возжелал, чтобы наши проступки стали Его проступками. Он заплатил за них не только Своей кровью, но также и чувством стыда из-за совершенных грехов. Всему, что может причинять страдания, нашлось место в душе Иисуса.

Будем созерцать в молчании, как страдает Иисус. И, находясь в борении, прилежнее молился.591

Как же мы должны быть благодарны Господу за Его добровольную жертву ради избавления нас от греха и смерти вечной!

Иисус скорбит и истекает кровавым потом.

Иисус, покинутый и скорбящий, томился и кропил землю Своим кровавым потом. На коленях, на твердой земле, надолго погруженный в молитву... Плачет из-за тебя... и из-за меня: давит Его бремя грехов людских592. Его доверие Отцу, однако, не ослабевает. Он продолжает бодрствовать на молитве. Когда начинает казаться, что Его плоть не сможет вытерпеть страдания, является ангел и утешает Его.

В нашей жизни бывают моменты напряженной борьбы, мгновенья тьмы, страшной боли, разочарования, неприятия воли Божией. Образ Иисуса, молящегося в Гефсимании, учит нас, каким образом мы должны поступать в эти минуты: при помощи настойчивой молитвы принять волю Божию безоговорочно. Принимая Своей человеческой волей волю Отца, Иисус принимает Свою смерть как искупление, чтобы грехи наши вознести на древо.593

Иисус молится в саду: Pater mi! Отче Мой! (Мф 26, 39) Abba, Pater! Авва Отче! (Мк 14, 36). Бог есть мой Отец, хоть и послал мне страдания. Он глубоко любит меня, хоть и причиняет мне боль. Иисус страдает, чтобы выполнить Волю Отца. А я, жаждущий исполнить Священную Волю Божию, следуя дорогой Учителя, – смогу ли стиснуть зубы, если страдания будут сопровождать меня в пути?594

38.2 В эту ночь Иисус смотрит на нас выразительным взглядом. Он всматривается в наши сердца и души в свете Своей Божественной мудрости. Перед Его взором проходят все грехи человечества, грехи Его братьев. Он видит достойное сожаления сопротивление тех, кто пренебрегает даруемым Им искуплением, Он видит бесполезность – для многих – принесенной Им жертвы. Он испытывает чувство небывалого одиночества, Он страдает от того, что Его Божественная любовь не встречает взаимности.

Он трижды приглашает трех Своих учеников помолиться вместе с Ним. Он просит их: бодрствуйте со Мною, будьте рядом, не оставляйте Меня одного. И, возвратившись, опять нашел их спящими: ибо глаза у них отяжелели; и они не знали, что Ему отвечать595. В Своем страшном одиночестве Он нуждается хотя бы в тени дружеского отношения, хотя бы в крупице людского тепла. Однако друзья оставляют Его. В эту ночь они должны были бодрствовать, молиться вместе с ним. Но они спят. Они не имеют должной любви, а потому поддаются слабости и оставляют Иисуса в одиночестве. Господь не находит у них поддержки. Он выбрал их с этой целью, но они не оправдали ожиданий.

Мы должны молиться постоянно, но бывают такие мгновения, когда мы должны удвоить наши старания. Оставить в это время молитву означает оставить Христа, а самому сделаться добычей врага. Что вы спите? – спрашивает Он Своих учеников. – Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение596. Поэтому мы говорим Иисусу: если Ты видишь, что я сплю, если Ты замечаешь, что я содрогаюсь при виде приближающегося Креста – не оставляй меня! Скажи мне, как Петру, Иакову и Иоанну, что нуждаешься в моей взаимности, в моей любви. Пригласи меня следовать за Тобой, чтобы Тебе не оставаться одному среди тех, кто замышляет убить Тебя, чтобы я смог преодолеть свою слабость, свои страсти, свое стремление к комфорту.

Если наши ежедневные размышления станут истинной молитвой, мы сумеем всегда бодрствовать перед лицом врага, который никогда не дремлет. Молитва даст нам силы для преодоления искушений и трудностей. Если же мы будем ею пренебрегать, мы попадем в сети врага, утратим радостное расположение духа и не будем иметь сил, чтобы следовать за Христом.

Сегодня, как и раньше, Иисус нуждается в нашей солидарности. Но, как трудно идти за Ним без молитвы!597 Об этом свидетельствует и наш личный опыт. Но если мы утвердимся в ежедневном общении с Господом, мы сможем сказать Ему со всей решительностью: Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя598. В ту ночь Петр не сумел исполнить Своего обещания еще и потому, что не бодрствовал на молитве, как просил его Господь. Позднее, раскаявшись, он останется верным своему Учителю вплоть до смерти.

38.3 Размышление о Страстях Христовых побуждает нас никогда не оставлять нашей ежедневной молитвы и творить волю Божию даже тогда, когда это кажется нам слишком трудным. Не моя воля, но Твоя да будет.

Иисус, я люблю то, чего Ты – ”хочешь”599, – взываем мы к Нему сегодня со всей искренностью.

Эта ситуация из жизни Господа весьма помогла многим святым. Святой Томас Мор свидетельствует, что размышление о борении Иисуса в Гефсиманском саду укрепило многих христиан перед лицом величайших испытаний. Это размышление укрепило и его, когда он ожидал смертной казни, к которой был приговорен за верность своим убеждениям. Утвердит оно и нас перед лицом больших и малых трудностей, случающихся в нашей повседневной жизни. Святой Томас Мор написал, находясь в заключении:

Христос знал, что многие люди испытывают страх перед пытками и хотел ободрить их примером Своего страдания, Своей тревоги, Своего безмерного унижения и ужаса. Нам кажется, что Христос использует Свои страдания, обращаясь к тем, кто находится в подобной ситуации: Будьте отважны, – как бы говорит Он, – вы, которые кажетесь такими слабыми. Не теряйте надежды. Вы испытываете ужас и отчаяние, вы угнетены и раздавлены страхом перед пытками. Ваши силы истощены. Мужайтесь, Я победил мир, хотя перед лицом страданий испытывал куда больший страх и тревогу… Гляди, как на этом пути Я иду впереди тебя. Ухватись за краешек Моего плаща, и ты почувствуешь, как на тебя снизойдет благодать. Она не допустит, чтобы ты напрасно расходовал свои силы на стоны и жалобы. Дух твой возрадуется при мысли, что ты идешь вслед за Мной. Я верен и не допущу тебе быть искушаемым сверх твоих сил. Я дам тебе благодать, достаточную, чтобы перенести испытание, и ты исполнишься радости при мысли о том, что эта временная скорбь преобразится в вечную славу600. Так писал Томас Мор, зная, что спустя несколько дней будет казнен.

Мы можем принять сейчас решение часто, быть может, даже ежедневно, размышлять о первой скорбной тайне святого Розария. Мы можем сделать ее темой нашей молитвы, особенно в тех случаях, когда мы не можем распознать воли Божией в событиях, которых мы по какой-то причине не понимаем. В этой ситуации будем повторять в качестве молитвенного воззвания следующие слова: Volo quidquid vis, volo quia vis… Хочу чего Ты хочешь, хочу так, как Ты хочешь, хочу, пока Ты хочешь… Хочу потому, что Ты хочешь.601

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|