|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Пятая неделя Великого Поста – Четверг.

37. Размышление о Страстях Христовых

1. Обычай размышлять о Страстях Господних. Литургическое почитание Креста Христова.

  1. Как размышлять о Страстях Христовых.
  2. Плоды размышления.

37.1 В эти дни литургия делает еще более доступной основную истину нашей веры – Воскресение Господне. Хотя весь литургический год имеет своим центром Пасху, нынешнее время требует от нас большего благочестия в виду приближающегося празднования величайших тайн милосердия Божия569. Не будем, однако, торопиться, проходя этот путь. Не будем забывать о той простой реальности, которую мы иногда не понимаем: мы не примем участия в Воскресении Господа, если не соединимся с Ним в Его Страданиях и Крестной Смерти (ср. Рим 8,17). Чтобы сопровождать Христа в Его Славе на исходе Страстной недели, необходимо прежде войти вместе с Ним в Его Жертву и стать одной плотью с Ним, умершим на Голгофе570. Поэтому в течение всех этих дней мы будем сопровождать нашими молитвами Иисуса в Его скорбном пути на Голгофу. И нам не следует забывать, что именно мы были виновниками всех этих зверств, поскольку Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо571. Это – грехи каждого из нас. Мы были выкуплены из рабства дьяволу и смерти дорогой ценой572, ценой Крови Христа.

Обычай размышлять о Страстях Христовых восходит к первым векам христианства. Многочисленные верующие Иерусалима сохранили память о Страстях Иисуса, поскольку сами присутствовали на Голгофе. Они никогда не забывали о том, как Он шел по улицам города накануне Пасхи. Евангелисты посвятили много места подробному описанию этих событий. Будем постоянно читать описание Страстей Христовых, – призывал верующих Святитель Иоанн Златоуст. – Какую же великую пользу это нам принесет! Даже если сердце твое тверже камня, как только ты задумаешься о том, как Ему издевательски оказывают знаки почтения, делая при этом непристойные жесты, как, насмешки ради, Его одевают в белые одежды, а затем, когда фарс завершился, бьют по щекам и подвергают последним мучениям, оно растопится в твоей груди как воск. Всякая гордыня будет изгнана из твоей души573. Сколько же людей обратилось, погрузившись в размышления о Страстях Господних!

Святой Фома Аквинский как-то сказал: Страсти Христовы имеют силу сформировать всю нашу жизнь574. А когда он однажды посетил Святого Бонавентуру и спросил его, откуда он почерпнул столь ценные мысли для своих произведений, святой показал ему черный от поцелуев крест и сказал: Вот книга, из которой я беру все, что пишу. Тому немногому, что я знаю, я научился из нее575. Благодаря Кресту, святые научились страдать и подлинно любить. У Креста также должны учиться и мы. Распятие. – Хорошо бы тебе, христианину, всегда иметь его с собой. Класть на свой стол. Целовать перед сном и поутру. А также, когда соблазн одолевает тебя576.

Страсти Христовы должны стать постоянной темой наших молитв, особенно в преддверии празднования главной тайны нашего Спасения.

37.2 Когда мы молимся и размышляем, Страсти Христовы – не бесстрастная история, не ханжеское мление, а страшная, жестокая, кровавая, – полная Любви реальность577.

Сколь же полезным может быть для нас размышление о страстях Христовых: во время нашей личной молитвы, во время чтения Евангелия, во время чтения скорбной части Розария, во время богослужения Крестного Пути… Время от времени стоит представлять себя самих участниками этих событий. Мы находимся среди апостолов во время Тайной Вечери, когда наш Господь омывает им ноги и нежно беседует с ними, мы участвуем в важнейшем событии установления таинства Евхаристии; мы находимся в обществе трех апостолов, которые заснули в Гефсиманском саду, а Господь хочет, чтобы мы разделили с Ним Его безграничное одиночество. Мы являемся свидетелями ареста Иисуса, мы слышим как Петр с клятвой отрекается о Него; мы стоим среди лжесвидетелей во время пародии, называемой судом; мы видим, как первосвященник раздирает свои одежды, услышав слова Иисуса; мы стоим в толпе, которая требует казни Иисуса; мы находимся у подножия креста и вглядываемся в лицо Распятого. Мы видим это лицо, искаженное страданием, но не утратившее своего благородства. Мы восхищаемся терпением Спасителя…

Часто размышляйте о Страстях Христовых, учитесь у Христа Распятого как любить Бога, как любить людей, как быть смиренными, послушными, как умерщвлять страсти, как жертвовать собой ради других людей, как трудиться для славы Божией, для Спасения мира. Самое лучшее утешение для Иисуса на Кресте, самое полное проявление любви к Нему – это подражание Его добродетелям, – написала Блаженная Урсула Ледуховская.578

Мы можем также при содействии благодати пережить Страсти так, как их переживал Христос. Это может казаться невозможным. Это будет всегда глубоко неполноценным по сравнению с тем, что происходило на самом деле. Но для нас это будет незабываемое молитвенное переживание. Святой Лев Великий говорит, что тот, кто подлинно хочет почитать Страсти Господни, должен вглядываться в распятого Иисуса зрением души, видящей свое тело в теле Христа.579

Что Иисус в Его бесконечной святости ощущал в Гефсимании, принимая на Себя все грехи мира, клевету, неверность, богохульства…? Каким же одиноким Он должно быть чувствовал Себя при виде трех спящих учеников, которых Он взял с Собой, чтобы они разделили с Ним Его ношу. Во все века мы должны размышлять о том, как спят Его друзья, в то время как враги бодрствуют.

37.3 Если мы хотим познать Христа и следовать за Ним, мы должны проникнуться Его страданием и одиночеством, мы должны ”переживать” бичевание Иисуса, венчание Его терновым венцом, ту клевету, объектом которой Он стал, ту измену, горечь которой Ему пришлось пережить. Ведь это наши грехи привели Его на Голгофу. Поэтому необходимо воистину погружаться в сцены Евангелия, в которых мы живем в эти дни: скорбь Иисуса, слезы Его Матери, бегство учеников, мужество святых жен, смелость Иосифа и Никодима, которые просят у Пилата Тело Господа...580

Я хотел бы чувствовать то, что чувствуешь Ты, но это невозможно. Ведь Твоя чувствительность, поскольку Ты являешься совершенным человеком, неизмеримо превосходит мою. Созерцая рану в Твоем боку, я еще раз убеждаюсь в том, что я не умею страдать. Поэтому Твоя способность безоговорочно пожертвовать всем повергает меня в страх. О Иисус, я должен признаться Тебе, что я трус, большой трус. Но созерцая Тебя, пригвожденного к древу, терпящего все, что только можно вытерпеть, с распростертыми в первосвященническом жесте руками, я в безумии моем хочу просить Тебя: я хочу подражать Тебе, Господи. Хочу предать себя Тебе навсегда и воистину, хочу идти туда, куда Ты пошлешь меня. Я знаю, что то, о чем я прошу, превосходит мои силы. Однако знай, о Иисус, что я люблю Тебя.581

Приблизимся к Иисусу мертвому, к тому Кресту, который виден на вершине Голгофы. Приблизимся к Нему с той внутренней сосредоточенностью, которая есть знак христианской зрелости. Божественные и человеческие события Страстей Господних проникнут в нашу душу как слово, которое говорит нам Бог, чтобы снять покров с тайн наших сердец и открыть нам то, что Он от нас ожидает.582

Размышление о Страстях Христовых принесет нам бесчисленные духовные плоды. Прежде всего, поможет нам выработать сильное отвращение ко всякого рода греху, поскольку Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши583. Иисус распятый должен стать книгой, которую мы, по примеру святых, должны постоянно читать, дабы приобрести отвращение ко греху и пробудить в своем сердце любовь к любящему Богу. В ранах Иисуса мы можем прочесть повесть о грехе, приговорившем Его к столь жестокой и позорной смерти. Чтобы удовлетворить требованиям Божественной справедливости, мы должны углубиться в доказательства любви Иисуса к нам. Ведь столь тяжкие страдания Он перенес для того, чтобы доказать, как сильно Он нас любит.584

И мы чувствуем, что всякий грех – не “орфографическая ошибка”. Нет, мы распинаем на Кресте Самого Сына Божия, раздираем Его руки и ноги, разрываем сердце585. Грех – это нечто большее, нежели просто “человеческая ошибка”.

Страдания Христа побуждают нас отказаться от поиска легкой жизни, от разочарования и лени. Они возбуждают в нас любовь и помогают победить равнодушие. Они научают нас постоянно бодрствовать и владеть нашими чувствами.

Если когда-то Господь попустит нам болезнь, страдание или неприятности, быть может, весьма тяжелые и болезненные, весьма полезно обратиться к размышлениям о страданиях Христа во время Его Страстей. Это может принести нам немалое утешение. Он претерпел все возможные физические и нравственные страдания, поскольку Он терпел от язычников и иудеев. От мужчин и женщин, от служанки, которая обвиняла Петра. Ему причиняли страдания власть имущие, их слуги, весь народ… Страдания доставляли Ему даже друзья и близкие, начиная с Иуды, который предал Его, и кончая Петром, который от Него отрекся. Христос страдал из-за друзей, которые оставили Его, страдал из-за богохульных оскорблений по Своему адресу, страдал от унижений и издевательств, которым Его подвергли враги, страдал от потери вещей, поскольку даже одежду у Него забрали. Страдал, испытывая душевную печаль, отвращение и тревогу. Страдал и физически, поскольку Его тело было подвергнуто бичеванию и покрыто ранами.586

В эти дни, предшествующие Страстям Господним, примем решение быть ближе к Пресвятой Деве Марии. Будем просить Ее научить нас взирать на Ее Сына все это время. Ведь Он так тяжко страдал за нас.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|