|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Пятая неделя Великого Поста – Среда.

36. Соискупление со Христом

1. Иисус Христос искупил нас и освободил от греха, являющегося причиной всякого зла. Значение страдания, принимаемого из любви ко Христу, для дела соискупления.

  1. Иисус Христос даровал нам Спасение. Все иные блага должны служить достижению жизни вечной.
  2. Заслуги Христа, приобретенные на Кресте, распространяются на всех людей. Необходимость отвечать взаимностью. Особым образом искупление совершается во время святой Мессы. Соискупление со Христом.

36.1 Бог ввел нас в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов.550

Искупить – значит сделать кого-либо свободным, заплатив за него выкуп. Например, искупить раба означало выкупить его и вернуть ему свободу. Истинно, истинно говорю вам, – говорит Иисус в сегодняшнем евангельском чтении, – всякий, делающий грех, есть раб греха551. После грехопадения Адама все мы были узниками, рабами греха и диавола, и не могли взойти на Небо. Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный Человек, искупил нас посредством Своей крови, пролитой на Кресте. Он отплатил сверх меры за первородный грех Адама, принес удовлетворение за все личные грехи, когда-либо совершенные людьми, и за все грехи, которые когда-либо будут совершены. Он – наш Искупитель, а его дело может быть названо Искуплением и Освобождением, поскольку Он приобрел для нас подлинную свободу детей Божиих.552

Иисус Христос освободил нас от греха и таким образом устранил первопричину всякого зла. Так обретают свое полное значение слова псалма, читаемые Церковью во время сегодняшней Литургии Часов: ”Dominus illuminatio mea et salus mea, quem timebo?” Господь свет мой и спасение мое; кого мне бояться? Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться553. Если бы зло не было истреблено в корне, человек никогда не смог бы стать подлинно свободным и сильным перед лицом зла. Сам Иисус пожелал добровольно страдать и жить в бедности, чтобы показать нам, что физические страдания и отсутствие материальных благ не является настоящим злом. Не забывай, сынок, что в этом мире есть только одно зло, которого тебе должно бояться и избегать с помощью благодати Божией. Это – грех.554 Грех – тягчайшее рабство, единственное несчастье всего человечества и всякого человека.

Всякое другое зло, мучающее человека, может быть побеждено, частично уже в этой жизни, а полностью – в будущей. Но начать следует с освобождения от греха. Более того, физическое зло – страдание, болезнь, усталость – если его переносят ради Христа, становится для человека благом. Это – величайшая революция, совершенная Христом, которую можно понять исключительно через молитву и с помощью света веры. Я назову тебе главные радости земной жизни нашей – не упусти их: это голод и жажда, холод и жар, боль, позор, нищета, одиночество, измена родных и друзей, клевета, заточение…555

Поэтому сегодня нам стоит задуматься, на самом ли деле мы понимаем физическое или нравственное страдание как сокровище, которое приближает нас к Господу? Научились ли мы освящать его или наоборот, ропщем по поводу того, что случилось с нами? Можем ли мы охотно, сохраняя душевный мир, пожертвовать Богу мелкие неприятности, те, которые приключаются с нами в течение дня, или те, которые мы изобретаем себе сами?

36.2 Сегодняшняя Литургия Часов гласит: ”Vultum tuum, Domine, requiram” – Я буду искать лица Твоего, Господи.556 Созерцание Бога удовлетворит наше желание счастья. Это наступит после пробуждения, потому что земная жизнь подобна сну557. Царство Мое не от мира сего, – сказал Господь. Поэтому, когда Он объявил: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком558, то не имел в виду благополучной земной жизни, но жизнь вечную, которая начинается уже на земле. Он пришел освободить нас, прежде всего, от того, что делает невозможным достижение вечного блаженства: от греха, являющегося единственным абсолютным злом, и от осуждения, которое является его следствием. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете559, – говорит нам Господь в Евангелии сегодняшней святой Мессы. Таким образом Он делает нас способными преодолеть и все иные последствия греха: угнетение, несправедливость, чрезмерное экономическое неравенство, зависть, ненависть… либо же, – когда этого все же не удается избежать – помогает нам переносить их с радостью в сердце – как жертву для Господа. Жизнь, которую приобрел для нас Иисус, имеет столь великую ценность, что все земные блага должны служить ее достижению. Это не значит, что как христиане мы должны занимать пассивную позицию по отношению к страданию и несправедливости. Как раз наоборот, каждый человек, придерживающийся моральных ценностей, имеет обязанность, являющуюся следствием любви и справедливости, включиться в созидание более гуманного и справедливого мира. Но начать при этом следует с того места, где он сам живет и трудится.

Ценой, которую Иисус заплатил за нас, стала Его собственная жизнь. Этим Он явил нам сколь велика тяжесть совершенного нами греха, продемонстрировал подлинную ценность жизни вечной и указал средства для ее достижения. Апостол Павел напоминает нам: Вы куплены дорогою ценою, – и прибавляет: Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших560. Господь зашел очень далеко, поскольку нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих561. Жизнь – это самое великое, что человек может отдать ради другого человека. Именно это совершил для нас Христос. Он не ограничился тем, что просто присутствовал среди нас, но восхотел ради нашего Спасения пожертвовать Своей жизнью. Он возлюбил нас и предал Себя за нас562. Бог ввел нас в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов563. Каждый человек может сказать о себе: Сын Божий возлюбил меня и предал Себя за меня.564

Насколько я ценю жизнь в благодати, которую Христос приобрел для меня на Голгофе? Употребляю ли я необходимые средства, чтобы приумножить эту благодать: таинства, молитвы, добрые дела? Избегаю ли я всякого повода ко греху, изо всех сил сопротивляясь искушениям чувственности, гордыни, лени…? Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха…

36.3 Кажущееся поражение Христа на Кресте обратилось в блаженное Искупление для всех людей, которые сами пожелают стать искупленными. Ныне мы собираем преизобильные плоды любви Христа Распятого. Дело вечного спасения постепенно движется вперед вопреки сценарию беззаконий, который есть история человечества565. Оно достигается посредством самоотречения и взаимной любви.

Великий Пост является подходящим временем для осознания того факта, что Искупление совершается постоянно, день ото дня. Поразмышляем о следующей истине: Всякий раз, когда жертва Креста, в которой Пасха наша, Христос, заклан для нас, приносится на престоле, совершается дело нашего искупления566. Каждая святая Месса имеет бесконечную ценность, но ее плоды зависят от расположения души конкретного верующего.

Искупление совершилось однажды посредством Страстей, Смерти и Воскресения Иисуса. Ныне оно совершается в душе каждого человека, в особенности, когда он должным образом участвует в Литургии.

Искупление совершается, но в иной форме, и при каждом нашем внутреннем раскаянии, если мы в духе истинного благочестия приступаем к таинствам исповеди и евхаристии. Участниками дела Искупления, совершенного Христом, делает нас также страдание, которое мы жертвуем Богу за наши грехи, в намерении нашего вечного Спасения и Спасения всего мира. Тогда то, что само по себе является чем-то бессмысленным и деструктивным, приобретает огромную ценность. Болезни, трудности, которые казалось бы превышают наши силы сопротивления, плохие новости, неудачи и препятствия, ежедневные проблемы – все это также служит искуплению мира, все это следует положить на дискос, рядом с хлебом, и принести в жертву во время Мессы. Нам это может показаться мелочью – подобно той капле воды, которую священник добавляет в вино во время Приготовления Даров. Однако, подобно тому, как эта капля воды соединяется с вином, которое впоследствии станет Кровью Христа, и наши поступки, пожертвованные таким образом, приобретут огромную ценность перед Богом, поскольку они соединены с Жертвоприношением Христа. Грешник, который получил отпущение грехов, может соединить свои физические и нравственные страдания, принятые добровольно, либо, по крайней мере, воспринятые в духе смирения, со Страстями Христа, благодаря которым он получил прощение567. Таким образом, мы становимся, вместе со Христом, соискупителями мира.

Обратимся с молитвой к Пресвятой Деве Марии, чтобы Она научила нас искусству повседневного воплощения нашего призвания соискупителей. “Что ощущала Ты, Владычица, видя Своего Сына, висящим на Кресте?” – так спрашиваем мы Ее в доверительной молитве. Я смотрю на Тебя и не нахожу слов, чтобы описать Твое страдание. Но я также знаю, что если этого требует Твой Сын, если этого требуем мы, Твои дети, Ты без колебаний соглашаешься на все. Это – новое ”fiat” в Твоей жизни, новая форма принятия соискупления. Благодарю Тебя, Матерь моя! Помоги мне обрести дух истинного и безоговорочного самоотвержения, помоги мне полностью забыть о себе самом, чтобы, по Твоему примеру, я мог с легкостью отказаться от всего. Этого требует дело соискупления. Помни, однако, что Тебе Самой следует выйти мне навстречу, ибо я не в состоянии самостоятельно идти вперед.568

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|