|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Пятая неделя Великого Поста – Вторник.

35. Исцеляющий взгляд на Христа. Молитвенная жизнь.

1. Враги благодати. Лекарство: смотреть на Христа.

  1. Помнить о Божием присутствии в мире. “Человеческие уловки”.
  2. Молитва в нашей жизни.

35.1 Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе – говорит Господь.530

Первое чтение святой Мессы из книги Чисел повествует, как народ Израиля начал роптать против Моисея, поскольку, несмотря на освобождение от Египетского рабства, был весьма измучен долгим путешествием в Землю Обетованную. В наказание Господь послал на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество из народа из сынов Израилевых531. Тогда народ обратился к Моисею, исповедуя свой грех, а Моисей молил Господа избавить народ от змеев. Господь сказал ему: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.

Этот фрагмент из Ветхого Завета является историческим повествованием, но, вместе с тем, и прообразом, прототипом того, что должно было совершиться позднее, с приходом Сына Божия. В беседе с Никодимом Господь прямо ссылается на это событие: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную532. Иисус на Кресте – это Спасение рода человеческого, лекарство от всех наших болезней. Он добровольно взошел на Голгофу, дабы всякий, верующий в Него, имел жизнь вечную, чтобы всех привлечь к Себе.

Ядовитые змеи, которые постоянно жалят народ Божий, идущий в Землю Обетованную, в Царство Божие, весьма похожи друг на друга. Они называются: эгоизм, чувственность, неверие, лень, зависть, ропот, клевета… Благодати святого крещения, которая должна возрастать в нас, всегда угрожают одни и те же враги. В любую эпоху дают о себе знать раны, причиненные первородным грехом и личными грехами.

Мы как христиане, подобно израильтянам, покусанным змеями в пустыне, должны искать лекарства в единственном месте, где его можно найти: в Иисусе Христе и Его спасительном учении. Если мы подлинно стремимся войти в Землю Обетованную, которая находится в конце короткого пути нашей земной жизни, мы не можем не всматриваться в Него, вознесенного над землей на Кресте. А поскольку мы не хотим достичь цели в одиночестве, подумаем о том, как сделать, чтобы и другие всматривались в Христа, в Котором наше Спасение. Будем учиться вглядываться в Христа, имея перед глазами Его пресвятое человечество, созерцая Его в тайнах Святого Розария, в стояниях Крестного Пути, в сценах, о которых повествует Евангелие, преклоняя колени у Дарохранительницы. Только имея в себе дух подлинного благочестия, мы можем быть сильны перед лицом искушений мира, который стремится отлучить нас от Бога, увлекая за собой тех, кто не имеет под ногами твердой и надежной основы – веры.

Мы не можем выпускать Господа из поля зрения, наблюдая то опустошение, которое враг постоянно производит вокруг нас. Никто сам по себе не может считать себя находящимся в безопасности. Vultum tuum, Domine, requiram: Я буду искать лица Твоего, Господи. Не скрой от меня лица Твоего533. Будем стремиться обрести мужество, источником которого является дружба с Иисусом, молитва. Будем постоянно помнить о присутствии Божием, почитать Иисуса в Пресвятых Дарах. Господь наш Иисус – не только лекарство от наших болезней, но также и наша Любовь.

35.2 Господь хочет, чтобы мы, как христиане, жили в обществе, добросовестно исполняли свои обязанности, были преданы своей работе, которая часто продолжается от зари до темна. Господь хочет, чтобы мы всматривались в Него и беседовали с Ним не только в минуты, специально посвященные молитве, но также не забывали о Нем, когда мы трудимся, подобно тому, как мы ни на минуту не забываем о тех, кого любим, или о важных событиях в нашей жизни. Иисус Христос – самое важное лицо в течение всего дня! Поэтому первейшая необходимость – быть людьми молитвы. Всегда! В любом случае, в обстоятельствах самых различных – молитесь, потому что Бог не оставляет нас никогда. Некоторые считают, что обращаться к Господу нужно только в исключительных случаях. Они глубоко ошибаются и мыслят не по-христиански. Неужели это естественно – не замечать, игнорировать тех, кого мы любим? Очевидно, нет. К тому, кого мы любим, кто всегда присутствует в нашей душе, мы постоянно обращаемся мысленно, постоянно помним о нем, связываем с ним все наши желания и планы. Не должно ли поступать так же и в отношениях с Богом?534

Чтобы помнить об Иисусе в течение дня, мы должны использовать такие “человеческие уловки”, как молитвенные возгласы, дела покаяния и Любви, духовные причастия и взгляд, обращенный к иконам Пресвятой Богородицы…535 и иные человеческие приемы, которые могут напомнить нам, что мы уже потеряли очень много времени (слишком много с точки зрения любви), не обращаясь к нашему Господу, Пресвятой Деве Марии, к Ангелу Хранителю. Это очень простые, но очень эффективные действия. Если мы хотим о чем-либо помнить в течение всего дня, то используем разные средства. Если мы на самом деле хотим помнить о Господе, то наполним целый день всевозможными мелочами – “узелками на память”.

Отец семейства часто имеет в автомобиле фотографию своих детей, чтобы помнить о них во время путешествия. Разве не должны мы иметь при себе, в сумочке или в кармане, иконку Матери Божией, чтобы, взглянув на нее сказать: “Матерь! Моя Матерь!”? Разве не должны мы иметь при себе креста, столь нужного, когда мы творим покаяние, чтобы время от времени, особенно когда учеба или работа доставляют нам много трудностей, взирать на него и целовать его?

Эти “узелки на память”, средства, помогающие сохранить ощущение присутствия Божия, бесчисленны. Ведь они проистекают из любви. Различные средства использует врач, приступающий к операции, или мать семейства, начинающая уборку в доме. Когда-нибудь, уже находясь в раю, мы убедимся, как полезно для нас было обращаться к Ангелу Хранителю во время наших занятий, хотя водитель автобуса (когда увидит здание церкви и осознает, что он близок к Иисусу) или портниха, весь день проводящая на одном месте, делают это по-разному. Все это следует делать бодро и радостно, не в состоянии подавленности, а с любовью: Спонтанные, короткие молитвы не мешают работе, как биение сердца не мешает движению тела536. Надо вспоминать Бога чаще, чем дышишь, – говорит Святой Григорий Назианский.537

Если мы будем настойчивы, то постепенно придем к тому, что присутствие Божие станет для нас чем-то нормальным и естественным. К этому мы должны стремиться, этого мы должны добиваться.

35.3 Господь часто удалялся в уединенные места для молитвы. Иногда Он молился на протяжении нескольких часов: А утром, встав весьма рано, вышел; и удалился в пустынное место, и там молился538. Иногда Он обращался к Отцу словами короткой, исполненной любви молитвы, словами молитвенного воззвания: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли...539 Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.540

В другом месте евангелист показывает нам, как Иисус был тронут прошениями приходящих к Нему людей. Эти прошения также представляют собой примеры молитвенных воззваний, как, например, прошение прокаженного, который говорит: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить541; слепого из Иерихона: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня…542; кающегося разбойника: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое...543 Иисус, тронутый исполненными веры прошениями, не заставляет Себя долго ждать.

Иногда слова воззвания могут стать молитвой о прощении. Достаточно повторить за мытарем: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику544; или за апостолом Петром: Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя545, несмотря на все мои слабости. В ином случае мы будем просить Господа даровать нам веру: Верую, Господи! Помоги моему неверию546, приумножь мою веру. Господь мой и Бог мой547, – скажет апостол Фома, когда воскресший Иисус явится ему. Это – прекрасное выражение веры и самоотверженное предание себя в руки Господни, которое мы можем повторить, приклоняя колени перед Дарохранительницей. Существует много молитвенных воззваний и кратких молитв, которые мы можем повторять в глубине наших сердец, и которые соответствуют нашим конкретным потребностям и ситуациям.

Часто мы даже не должны их произносить. Иногда достаточно взгляда, мимолетной, но преисполненной любви и раскаяния мысли, прошения, до конца не выраженного, которое, однако, Господь тут же вполне поймет. Если душа наполнена Богом, молитвенные воззвания, слова любви рождаются в ней спонтанно, как своего рода сверхъестественное дыхание, которое соединяет нас с Ним. Это происходит даже тогда, когда мы выполняем работу, которая требует всего нашего внимания. Ведь Бог ожидает от всех молитвенной жизни и единения с Ним.

Святая Тереза Авильская свидетельствует о впечатлении, которое произвело на нее одно молитвенное воззвание: ”Навсегда, навсегда, навсегда!” Когда я это повторяла, иногда подолгу, Господу было угодно открыть во мне, в моем детстве, путь истины.548

Возможность произнести молитвенное воззвание у нас есть всегда. Источником его будет чтение Святого Евангелия. Пусть спонтанные молитвы служат свидетельством нашей любви к Иисусу и Его Пресвятой Матери.

Заканчивая наше размышление, мы повторим вместе с путниками, шедшими в Эммаус: Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру549. Когда Тебя нет, мы погружаемся во тьму. Мы помолимся к Пресвятой Деве Марии, к которой часто обращены наши молитвенные воззвания, воззвания любви: Радуйся, Мария благодати полная… благословенна Ты между женами.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|