|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Пятая неделя Великого Поста – Понедельник.

34. Иди и впредь не греши

1. В таинстве исповеди нас прощает Сам Христос.

  1. Благодарность за прощение грехов: апостольство исповеди.
  2. Необходимость исполнения епитимьи, назначенной исповедником. Быть великодушным в том, что касается удовлетворения за грехи.

34.1 Женщина! Никто не осудил тебя? – Никто, Господи. – И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши518. К Иисусу привели женщину, уличенную в прелюбодеянии. Ее, как повествует Евангелие, поставили посреди, безмерно оскорбили и унизили, не принимая во внимание никаких смягчающих обстоятельств. Господу напомнили, какое наказание предусматривает закон за подобные грехи – виновная должна быть побита камнями. Ты что скажешь? – наконец спросили Его. Спросили, очевидно, со злым умыслом, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус не отвечал ничего – наклонившись низко, писал перстом на земле.

Женщина стояла среди своих обвинителей совершенно подавленная, а книжники и фарисеи наседали с вопросами. Наконец, Иисус восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Тогда обвинявшие один за другим ушли, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус сказал ей: женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?

Слова Иисуса, исполненные сочувствия и благорасположения, являются выражением прощения и бесконечного милосердия Господня. Женщина отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. Мы можем себе представить огромную радость, переполнявшую сердце женщины, ее горячее желание начать свою жизни заново, ее глубокую любовь ко Христу.

В душе этой женщины, замаранной грехом и публично униженной, совершилась столь глубокая перемена, что подлинное ее значение мы можем оценить лишь в свете веры. Исполнились слова пророка Исаии: Но вы не вспоминаете прежнего, и о древнем не помышляете. Вот, я делаю все новое… Я проложу дорогу в степи…, в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою.519

Ежедневно во всех уголках вселенной Иисус посредством Своих священников, участников домостроительства благодати, говорит: “Я прощаю тебе грехи твои. Иди и впредь не греши”. Это Сам Христос прощает. Разрешительная молитва таинства исповеди: “Я отпускаю тебе грехи…”, а также наложение рук и крестное знамение над кающимся являют именно в этот момент, что обратившийся и покаявшийся грешник встречается с милосердием Божиим. Это тот момент, когда в ответ на его раскаяние Святая Троица приходит, чтобы изгладить грех и вернуть душе невинность, чтобы даровать ей искупительную силу Страстей, Смерти и Воскресения Иисуса. Грех направлен, прежде всего, против Бога – tibi soli peccavi – и только Бог может его простить.520

Слова, которые произносит священник, – это не только молитва, в которой Бога умоляют отпустить нам грехи. Это не простое подтверждение того, что Бог захотел даровать нам Свое прощение. Они означают, что в этот момент действительно наступает прощение: в этот момент всякий грех прощается и изглаживается посредством милосердного вмешательства Спасителя.521

Слова разрешительной молитвы всегда приносят огромную радость: “Я отпускаю тебе грехи…”. Блаженный Августин утверждает, что чудо, которое при этом происходит, превышает само сотворение мира522. Приступаем ли мы к таинству исповеди с радостью? С благодарностью? Сколь часто мы благодарим Бога за то, что нам даровано это таинство? В нашей сегодняшней молитве мы можем выразить Господу благодарность за столь великий дар.

34.2 Получая отпущение грехов, человек примиряется с Христом Искупителем, пожелавшим взять на Себя всю тяжесть наших прегрешений. Благодаря этому грешник снова получает возможность приобщиться к благодати, истекающей из пробитого копьем сердца Иисуса Христа.

В момент отпущения мы возбуждаем в себе раскаяние в грехах, повторяя одну из молитв, предписанных чином таинства, как например слова апостола Петра: Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Мы возобновляем наше решение исправиться и внимательно вслушиваемся в слова священника, возвещающего нам спасение Божие.

Это – момент радости и обретения благодати (если мы ее потеряли) или же ее приумножения и более глубокого единения с Господом. Смотри, Отец выходит на встречу тебе; он склонится над тобой, даст тебе лобзание мира – свидетельство Своей любви и сочувствия; Он прикажет облечь тебя в новые одежды и сандалии… Ты все еще опасаешься Его упреков, боишься слов осуждения. А Он, тем временем, приготовил для тебя трапезу523. Наше ”Аминь” в этом случае преображено силой нашего безмерного желания начать все сначала, даже в том случае, если мы исповедуемся лишь в повседневных грехах.

После каждой исповеди мы должны поблагодарить Бога за Его милосердие по отношению к нам и на минуту задуматься, каким образом нам следует воплотить в жизнь полученные на исповеди советы и указания, чтобы наше стремление исправиться было более эффективным.

Одной из форм выражения нашей благодарности Богу является забота о том, чтобы и наши друзья пришли к источнику благодати: преображенная благодатью самарянка тут же побежала к своим соседям, дабы и они могли получить исцеление от Иисуса, зашедшего в их город.524

Разве есть более значимое дело милосердия, нежели указать ближним тот источник благодати, у которого мы очистились и примирились с Богом?

Принимаем ли мы активное участие в апостольстве таинства исповеди? Помогаем ли мы нашим друзьям приблизиться к этому Судилищу Божия Милосердия? Возбуждаем ли мы в самих себе желание постоянного очищения, приступая как можно чаще к таинству исповеди? Не откладываем ли мы встречи с Милосердием Божиим?

34.3 Удовлетворение за грех является последним актом, увенчивающим таинство покаяния. В некоторых странах епитимья как раз и называется “покаянием”.525

Наши грехи, даже после их прощения, остаются причиной временного наказания, которое нужно принять в этой жизни или после смерти в чистилище, куда идут души тех, кто хотя и умер в состоянии благодати, но не принес удовлетворения за свои грехи.526

И после примирения с Богом последствия греха все еще остаются в душе: слабость воли, неспособной всегда следовать требованиям добра; склонность допускать постоянные ошибки в суждениях; чувственные страсти… Это – раны, причиненные грехом, и склонность творить зло, что представляет собой следствие Адамова грехопадения. Наши личные грехи поджигают этот горючий материал. Не достаточно извлечь из тела стрелу, необходимо еще лечить рану, причиненную стрелой; аналогичным образом следует после отпущения грехов лечить причиненные ими душевные раны.527

После получения прощения – поучает нас Иоанн Павел II – в душе христианина остается темная полоса, возникшая вследствие разрушений, вызванных грехом, недостатком любви при совершении покаяния, ослаблением духовного начала. Поэтому грех готов воспламениться с новой силой. Победить его можно лишь на путях длительной аскезы и глубокого обращения сердца. В этом и состоит смысл смиренного и искреннего покаяния.528

Поэтому в исполнение епитимьи, возложенной на нас священником перед тем, как он даст нам разрешение от грехов, нам следует вложить много любви. Обычно ее совершение не требует больших усилий. Если мы на самом деле любим Господа, мы не сможем не заметить огромной диспропорции между нашими грехами и удовлетворением за них. Это еще один повод возбудить в себе покаянное расположение духа, особенно теперь, в период Великого Поста.

Cor Mariae perdolentis, miserere nobis!” Взывай к Сердцу Пречистой Девы, решившись присоединиться к Ее боли во искупление твоих грехов и грехов каждого человека, когда бы он ни жил. И проси Ее – ради каждой души, – чтобы эта боль увеличила в нас отвращение ко греху. Чтобы мы научились любить – во искупление – физические и моральные трудности каждого дня.529

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|