|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Четвертая неделя Великого Поста – Среда.

29. Цельность жизни

1. Христиане – свет миру и соль земли.

2. Последствия первородного греха. Искупление. Возвратить всю земную реальность Христу.

3. Благочестивая жизнь и труд. Святость в миру.

29.1 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него439. Христос пришел в мир, чтобы люди имели свет и перестали блуждать во тьме440, чтобы, имея свет, преобразили этот мир: отныне все в мире должно служить во славу Божию и помогать человеку достичь его конечной цели. И свет во тьме светит и тьма не объяла его441. Ныне эти слова касаются большой части земного шара: она лежит в абсолютной тьме, ибо без Христа люди никогда не обретут мир, счастье и спасение. Вне Христа существуют только тьма и грех. Тот, кто отвергает Христа, остается без света и не знает, куда идет. Его существование лишено цели и смысла.

С течением времени в жизни многих людей произошло разделение земных занятий (земные занятия – это труд, наука, интересы, исследования, увлечения) и веры, вследствие чего земные реалии, оставшись без света Откровения, лишились своего религиозного измерения. Многие люди начали рассматривать мир как цель саму по себе, без какого бы то ни было отнесения к Богу, и, тем самым, исказили самые главные истины. Сказанное особым образом касается стран Запада, в которых к настоящему моменту много поколений потеряно для Христа и Церкви и, к сожалению, из этого региона распространяются по всему миру плевелы нового язычества. Это современное язычество характеризуется стремлением к материальному благополучию любой ценой и, одновременно с этим, отрицанием, а точнее сказать, страхом, форменным ужасом, перед всем тем, что может стать причиной страдания. В этой перспективе такие слова как Бог, грех, крест, самоотречение, жизнь вечная остаются непонятными для огромного большинства людей, которым неизвестны их содержание и значение. Вы являетесь свидетелями чего-то невероятного: многие люди начали относиться к Богу, как незначительному элементу своей личной, семейной и общественной жизни. Поскольку, однако, Бог требует, любит, просит, люди, в конце концов, отвергают Его и изгоняют, как незваного гостя, из гражданского законодательства и жизни народов. Высокомерные и до смешного гордые, хотят поставить на Его место ничтожное творение, которое утратило свое духовное и человеческое достоинство, и потребности которого – и тут мы нисколько не преувеличиваем – вращаются вокруг брюха, секса и денег.442

Мир так и останется погруженным во тьму, если христиане, в чьей жизни нет цельности, не будут придавать значения конкретным реалиям повседневности. Мы знаем, что отношение истинных учеников Христа, особенно светских, к миру не имеет ничего общего с изоляционизмом. Живя проблемами этого мира, мы должны изменять его подобно дрожжевому тесту. Христианин, живущий в согласии со своей верой, является солью, которая придает вкус и предотвращает порчу. Самое важное – образцово исполняя свои обязанности, давать свидетельство. Если бы мы, христиане, жили по нашей вере, свершилась бы самая великая революция всех времен... Действенность соискупления зависит и от каждого из нас! – Подумай об этом443. Отличается ли цельностью моя собственная жизнь в каждом ее моменте: во время труда и отдыха?

29.2 Согласно богоустановленному порядку, все творения должны были служить человеку. Из-за своей гордыни Адам впустил в мир грех, который разрушил его гармонию, как и гармонию человека. Разум был затемнен и обречен на совершение ошибок, воля ослабела, а свобода, цель которой – безоговорочно возлюбить добро, стала жертвой болезни или даже радикальной порчи. Человек был ранен очень тяжело, ныне он лишь с огромным трудом может распознать и обрести свое истинное благо. Человек разорвал Завет с Богом, следствием чего стали внутренняя дезинтеграция, с одной стороны, и невозможность созидать общину совместно с иными людьми, с другой444. Беспорядок, пришедший в этот мир вследствие грехопадения, коснулся не только человека, но и природы. Мир благ, ибо он сотворен благим Богом, дабы помочь человеку достичь его конечной цели. Однако после грехопадения реалии этого мира – материальные вещи, таланты, техника, законы – часто изменяют собственному предназначению и превращаются в зло. Они отдаляют человека от Бога, вместо того, чтобы приближать к Нему. Следствия этого положения дел – недостаток уравновешенности, несправедливость, угнетение, которые своими корнями уходят в совершенный грех. Грех человека, т.е. разрыв связей с Богом, является главной причиной трагедий, которыми ознаменована история свободы. Чтобы понять эту истину, многие наши современники должны, прежде всего, открыть заново смысл греха.445

Бог по великому милосердию Своему уязвленный положением, в которое мы попали, искупил нас в Иисусе Христе: возвратил нам Свое благоволение и, что существенно, примирил нас с Собою до такой степени, что мы удостоились называться и быть детьми Божиими446. Господь предназначил нас к жизни вечной, чтобы мы всегда пребывали с Ним в Раю.

У нас – христиан – есть обязанность: трудом, превращенным в молитву, способствовать тому, чтобы вся земная действительность стала средством спасения, ибо только в этом случае она будет по-настоящему служить человеку. Мы должны наполнить христианским духом все социальные сферы. Не довольствуйтесь одним только желанием: каждый из вас должен вносить Божественное содержание в свою деятельность по месту работы, и должен стараться, прибегая к молитве, аскезе, и добросовестно выполняя свои служебные обязанности, формировать самого себя и другие души в истине Христовой, дабы Он стал Господом всего, что есть на земле447. Делаю ли я все, от меня зависящее, чтобы воплотить эти указания в жизнь? Сознаю ли я в этой связи значение глубокой цельности жизни?

29.3 Господь доверил нам важную миссию: привить обществу христианский дух. Лишь в этом случае его структуры, социальные институты, законы, досуг будут достойны Христа и действительно полезны человеку. Как ученики Христа мы должны быть сеятелями братства в любую минуту и во всех обстоятельствах жизни. Когда мужчина и женщина во всей полноте живут духом христианства, все их отношения и дела отражают и передают любовь Божию и блага Царства. Как христиане мы должны запечатлевать наши повседневные отношения в семье, дружбу, соседство, труд и отдых печатью христианской любви, каковой является простота, любовь к истине, верность, кротость, бескорыстие, солидарность и радость.448

Не следует отделять личное благочестие и участие в церковном богослужении от других дел. Как раз благодаря повседневным делам наши отношения с Богом будут углубляться, а наши обычные занятия приобретут духовное значение. Достаточно очевидно, что стремление к святости в миру не сводится к умножению церковных обрядов, но содействует и проявляет себя в реальном единении с Господом. А этим единением определяется вся человеческая жизнь. Эти упражнения почти неосознанно приведут тебя к созерцательной молитве. В твоей душе расцветут еще большие дела любви – спонтанные молитвы, проявления раскаяния и благодарения, духовные причащения. И все это – среди твоих повседневных дел, в то время, когда ты снимаешь телефонную трубку, садишься в машину, автобус или метро, открываешь и закрываешь дверь, проходишь мимо церкви, начинаешь новое дело, выполняешь и заканчиваешь его.449

Постараемся переживать подобным образом, со Христом и во Христе, каждое мгновение нашей жизни: на работе, в семье, на улице, среди друзей… В этом и состоит цельность жизни. Тогда личное благочестие становится действенным, делает нашу жизнь содержательной и определяет ее ценности, так что вся она становится единым актом любви к Богу. С другой стороны, труд и повседневные занятия облегчают связь с Богом и делают возможным упражнение в добродетелях. Если мы стараемся хорошо работать и придаем нашим действиям духовное измерение Божественной любви, то наш труд служит спасению людей и гуманизации мира. Там, где отвергают Бога либо воюют с Ним, невозможны ни уважение к человеку, ни, тем более, любовь к нему. Человек должен стать “подобием” Бога. Зато присутствие сатаны в истории человечества возрастает в той мере, в какой человек и общество удаляются от Бога.450

Исполняя порученное нам задание освящения земной реальности, мы, христиане, не одиноки. Восстановление Божественного порядка – это, прежде всего, действие Духа Святого, истинного Господа истории: “Non est abbreviata manus Domini, вот, рука Господа не сократилась (Ис 59,1). Бог сегодня такой же всемогущий, как и в прежние времена. Его любовь к людям не стала меньше. Наша вера учит нас, что все творение, все движения земли и светил, все честные деяния людские – все от Бога. И восходит к Богу.451

Будем просить Духа Святого тронуть Своим веянием души многих людей: мужчин и женщин, старых и молодых, здоровых и больных, чтобы они стали солью и светом сего мира.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|