|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Четвертая неделя Великого Поста – Вторник.

28. Терпеливая борьба с недостатками

1. Расслабленный у купальни. Упорство в борьбе с болезнью и желание исцелиться.

2. Терпение в брани духовной. В любой нужде обращаться к Господу.

3. Терпение по отношению к другим. Терпимо относиться к их недостаткам. Терпение и настойчивость в апостольском свидетельстве.

28.1 Евангелие, читаемое на сегодняшней Мессе, рассказывает нам о человеке, который в течение тридцати восьми лет ждал чудесного исцеления в водах купальни Вифезда. Иисус увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной в простоте душевной отвечал Ему: Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи428. Больной послушался Господа. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел.429

Господь постоянно хочет слышать наш голос и готов предоставить нам все необходимое в любой ситуации. Благость Господа безмерно превосходит все наши ожидания. Вместе с тем, Бог требует от каждого из нас личного ответа. Он требует также, чтобы мы не вели “переговоров” с пороками и грехами, и приложили все усилия, чтобы победить их и выйти из порожденной ими ситуации. Мы не можем позволить себе иметь недостатки, быть ленивыми духовно, ибо все это отделяет нас от Бога и ближних. А наши уверения, что свойственные нам слабости – это часть нашего образа жизни, и что когда-то мы уже пытались победить их, но безрезультатно, нас нисколько не оправдывают.

Великий Пост побуждает нас исправиться, всем сердцем обращаясь к Богу и творя дела покаяния. Этим мы подготавливаем свою душу к принятию благодати, которую Господь хочет нам даровать.

Иисус требует от нас упорства в борьбе, умения начинать ее заново всякий раз, когда возникает такая необходимость, крепкого убеждения, что вести подобную борьбу – значит любить. Господь задает вопросы больному не для того, чтобы что-то узнать – это было бы излишне, но для того, чтобы продемонстрировать терпение этого человека, который в течение тридцати восьми лет неустанно и упорно ждал, уповая, что исцелится от болезни.430

Наша любовь ко Христу выражается в усилии, которым мы стремимся как можно скорее искоренить наш главный порок или приобрести наиболее трудно дающуюся нам добродетель. Эта любовь выражается и в терпении, необходимом для брани духовной. Возможно, Господь пошлет нам длительное ожидание, возможно, Он потребует тридцати восьми лет борьбы, дабы преуспеть в определенной добродетели. Столь же длительные старания могут нам потребоваться, чтобы победить в себе какой-нибудь порок.

Известный автор учил правильному отношению к своим недостаткам, умению извлечь пользу из собственных недостатков. Мы не должны ни удивляться, ни разочаровываться, если, несмотря на применение всех находящихся под рукой средств, нам так и не удастся достичь поставленной цели. Не следует привыкать к состоянию поврежденности, но из него можно извлечь пользу: набраться опыта, возрасти в истинном смирении, в зрелости суждений…

Человек, о котором рассказало нам сегодняшнее Евангельское чтение, не терял надежды в течение тридцати восьми лет: можно сказать, до конца своей жизни. Наградой за упорство стала его встреча с Иисусом.

28.2 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.431

Нужно уметь ждать, быть выносливым в борьбе и верить, что наши старания угодны Богу. Следует терпеливо переносить, – говорил Святой Франциск Сальский, – отставание в процессе нашего совершенствования, делая всегда все, что можем, дабы в добром расположении духа продвигаться вперед. Будем терпеливо ожидать, и, вместо того, чтобы тревожиться, что мы так мало сделали в прошлом, постараемся делать больше в будущем.432

Добродетели обычно не приобретаются посредством спорадических лихорадочных усилий, но в непрерывной борьбе, благодаря упорству. Естественно, необходима помощь благодати, каждый день, каждую минуту. Духовная брань требует времени – а значит терпения и настойчивости, с которыми мы будем применять средства, сулящие нам победу. Поэтому умножайте дела надежды. В своей духовной жизни вам часто придется взлетать и падать – синяки и шишки тут неизбежны. Но Господь, Который всемогущ и милосерден, одарил нас средствами, необходимыми для победы. Надо только правильно их использовать, начиная все снова и снова, если это необходимо.433

Душой постоянства является любовь; только благодаря любви можно быть терпеливым и бороться, не мирясь с недостатками и падениями, как с чем-то неизбежным и неизлечимым. Нам не следует быть христианами, у которых, после длительных боев и сражений, иссякли силы, не хватило духа, в то время как они были только в двух шагах от источника воды живой.434

Быть терпеливым в искоренении злых склонностей и недостатков своего характера –значит вести непримиримую борьбу, но, вместе с тем, – сознавать тот факт, что мы находимся перед Богом в положении раба, не имевшего чем заплатить435. Нам остается лишь смиренно просить о благодати. На пути к Господу нам предстоит пережить много падений; многие из них не будут иметь большого значения; другие, наоборот, будут серьезными; но удовлетворение за причиненное зло и сокрушение сердца еще более приблизят нас к Богу. Испытываемые нами из-за грехов боль и сокрушение не должны смущать нас, поскольку их причиной остается любовь. Мы терпим боль, потому что не можем ответить Богу той любовью, которую Он заслуживает, потому что отвечаем Ему, столь возлюбившему нас, злом на добро.

28.3 Нам необходимо быть терпеливыми по отношению к себе самим. Таким же образом следует относиться и к тем, с кем мы часто встречаемся, кому мы должны помогать в духовном возмужании, в болезни и т.д. Необходимо считаться с недостатками окружающих. Снисходительность и мужество помогут нам сохранять мир, но важно и обличать зло. Правда, делать это следует в нужный момент, когда это действительно необходимо. Умение воздержаться на какое-то время от замечаний, вежливое общение, улыбка облегчат нам доступ к сердцу людей и, таким образом, мы сможем оказать им действенную помощь.

Нетерпение затрудняет совместную жизнь и становится причиной малой пользы помощи и обличений. Повторяй постоянно слова поощрения, – рекомендует нам Святитель Иоанн Златоуст436, – и никогда не выявляй лени; поступай всегда вежливо и с благодарностью. Разве ты не наблюдал, как художники, желая создать красивый портрет, тщательно выписывают одни черты и ретушируют другие. Если же они столь основательно трудятся, создавая материальный образ, сколь в большей мере мы, создающие образ души, должны стремиться сделать его совершенным.

Особенно постоянными и терпеливыми следует быть в апостольском свидетельстве. Людям нужно время, а Бог терпелив: он каждую минуту дарует нам благодать, прощает и поощряет нас идти вперед. Он проявляет по отношению к нам неограниченное терпение. Таким же образом и мы должны вести себя по отношению к нашим друзьям, которых мы хотим привести к Господу, даже если нам кажется, что они нас не слушают и не интересуются ничем, связанным с Богом. В этих обстоятельствах необходимо еще больше молиться, еще сильнее любить их и проявлять к ним дружеские чувства.

Необходимо сделать все, от нас зависящее, чтобы ни один из наших друзей никогда не сказал Господу так, как тот больной: “не имею человека, который бы мне помог”. К сожалению, так могли бы сказать многие, у кого больная, парализованная душа, а служить они могут... должны! Господи, да не буду я холоден к душам. Никогда.437

Теперь, во время размышления, спросим самих себя: заботимся ли мы о людях, которые вместе с нами шагают по пути жизни; способствуем ли мы их духовному созреванию; не свыклись ли мы с их пороками, как с чем-то неизбежным; проявляем ли мы терпение по отношению к ним?

Нам не следует забывать, особенно теперь, в период поста, что посредством аскетического самоотречения мы можем принести удовлетворение за грехи как собственные, так и других людей. Мы можем также заслужить для них благодать веры, обращения, большего посвящения Богу.

В Иисусе Христе мы найдем лекарство от всех болезней, терзающих человечество. В Нем мы все сможем обрести жизнь и спасение. Он – источник все животворящих вод, о которых свидетельствует в сегодняшнем литургическом чтении пророк Иезекииль: Эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину, и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и куда войдет этот поток, все будет живо там.438

Христос воскрешает умершее, а недостатки превращает в добродетели.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|