|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Четвертая неделя Великого Поста – Четверг.

30. Святая Месса и самоотдача

  1. Жертва Иисуса на Голгофе. Принести себя в жертву за людей.
  2. Святая Месса как возобновление Крестной Жертвы.
  3. Бесконечная ценность святой Мессы. Наше участие в Жертве. Святая Месса – основа духовной жизни Церкви и каждого христианина.

30.1 В первом чтении сегодняшней Литургии говорится о заступничестве Моисея перед лицом Господним: пророк просит Бога не карать Свой народ за неверность. Приводятся убедительные аргументы: речь идет о добром имени Господа у язычников, о верности Завету, заключенному с Авраамом и его потомством… И, несмотря на неверность избранного народа, Господь в очередной раз его прощает. Более того, любовь Бога к Своему народу и, через него, ко всему роду человеческому, обретает свое высшее выражение: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.452

Абсолютное самопожертвование Христа нас ради достигает своей кульминации на Голгофе и становится актуальным призывом ко всем нам. Каждого из нас Господь побуждает дать ответ на Свою любовь. Иисус на Кресте полностью подчиняет себя воле Отца и требованиям любви ко всем людям в целом и к каждому из нас в отдельности: возлюбил меня и Самого Себя предал за меня453. Перед лицом непостижимой тайны любви я должен спросить самого себя: что я делаю для Господа? Как я отвечаю на Его любовь?

На Голгофе Господь наш, будучи Священником и Жертвой, приносит Себя Самого небесному Отцу, проливая Свою, истекшую из ребра, Кровь, и тем самым, до конца исполняет волю Отца.

Отец восхотел, чтобы Искупление совершилось именно таким образом; Иисус принимает замысел Отца с любовью и полной самоотдачей. Предание Себя Отцу составляет сущность Его жертвы. Жизнь Иисуса – безграничное самоотвержение из любви к Отцу.

В каждой истинной жертве присутствуют четыре принципиальных элемента, характерных и для Жертвы Креста. Это – священник, жертва, духовное приношение и внешнее его выражение. Внешнее проявление должно стать выражением внутренней позиции. Иисус умирает на Голгофе, раскрывая, посредством слов и действий, свое внутреннее посвящение в любви. Отче, в руки Твои предаю дух Мой454: Я завершил порученную Мне Тобой миссию, исполнил волю Твою. Иисус, тогда и теперь, является Священником и Жертвой: Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.455

Эта духовная, добровольно принесенная жертва Христа определяет значение всех ее внешних элементов: распятия, уничижения, поругания…

Крестная Жертва едина. Одно и то же Божественное Лицо, воплощенный Сын Божий Иисус, является и Священником, и Жертвой. Иисус не был пожертвован Отцу Пилатом, Каиафой или толпой, требовавшей Его осуждения. Он Сам принес в Жертву Себя. В каждое мгновение Своей земной жизни Иисус совершенным образом идентифицировал Себя с волей Отца, но на Голгофе это Его посвящение достигло кульминации. Мучительная смерть Иисуса не была следствием случайности, стечения неблагоприятных обстоятельств. Она принадлежит к тайне Божественного замысла, как это поясняет иудеям в Иерусалиме апостол Петр в своей первой проповеди в день Пятидесятницы: Иисус был предан по воле, предвечному совету и предвидению Божию.456

Мы стремимся подражать Христу и мечтаем, чтобы наша жизнь стала отражением Его жизни. Сейчас нам стоит задуматься: участвуем ли мы в Жертвоприношении Иисуса Отцу, принимаем ли мы волю Божию каждое мгновение, в радостях и печалях, в повседневных делах и событиях, в минуты неудач, страдания, болезни, и в минуты легкости, когда мы испытываем радость.

Мать и Пресвятая Владычица, научи меня произносить «да» так, как произносишь его Ты, как возвестил Иисус перед Своим Отцом: Non mea voluntas... Не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22, 42).457

30.2 Чтобы должным образом проанализировать связь Крестной Жертвы и Божественной Литургии, обратим внимание на духовную жертву Иисуса: Господь, руководствуясь любовью и самоотвержением, принес Себя Самого Отцу. Месса и Крестная Жертва являются той же самой и единственной жертвой, хотя они и совершаются в разное время. В случае Мессы присутствуют не болезненные и жестокие обстоятельства Голгофы, но полное послушание в любви воле Отца. Духовное самопожертвование на Голгофе и жертва святой Мессы идентичны: они выражают собой самопожертвование Христа. Тут присутствуют один и тот же Священник, одна и та же Жертва, одно и то же жертвоприношение и подчинение воле Отца. Изменяется однако внешняя форма жертвоприношения: на Голгофе ею является Страдание и Смерть Иисуса, во время Мессы – сакраментальное безболезненное присутствие Тела и Крови Господних в пресуществлении хлеба и вина. “Сие творите в Мое воспоминание”. О каком воспоминании тут говорится? (…) Здесь перед нами – ”воспоминание” в библейском значении этого слова, как синоним реальности события, ”воспоминание как присутствие”! (…) Следовательно, событие вспоминает не только священник. (…) То, что Христос совершил на алтаре Креста, а перед тем установил как таинство в сионской горнице, совершает священник силой Духа Святого.458

Священник во время Мессы – лишь орудие Христа, Верховного и Вечного Священника. Христос приносит себя в жертву во время каждой святой Мессы таким же образом, как Он это сделал на Голгофе, хотя ныне жертвоприношение совершается через священника, действующего in persona Christi. Поэтому, каждая святая Месса, даже совершаемая священником частным образом, не является частным действием, но действием Христа и Церкви, которая в приносимой жертве учится приносить в жертву себя саму как жертву за весь мир и применяет для спасения мира единую и бесконечную силу искупительной жертвы на Кресте.459

Во время Литургии Сам Христос приносит Себя в Жертву, выражая тем самым Свое предание Отцу небесному в любви, что раскрывается в отдельном освящении хлеба и вина. Это – главный момент, сущность, основа святой Мессы.

Наше сегодняшнее размышление – это подходящий случай, чтобы спросить самих себя: как мы участвуем в святой Мессе? Переживаете ли вы происходящее так же, как Мария на Голгофе, принимая во внимание присутствие Самого Бога и тождественность жертвы?460. Характеризуется ли ваше поведение любовью, полным послушанием волей Божией, готовностью к самопожертвованию, ревностью о спасении?

30.3 Жертва святой Мессы, будучи тождественна Крестной Жертве, имеет бесконечную ценность. В каждой святой Мессе совершается бесконечное прославление Бога Отца, Ему воздается благодарение и приносится удовлетворение за грехи, независимо от конкретного состояния предстоятеля и участников, ибо главным Жертвователем и Жертвой является Сам Христос. Отсюда следует, что не существует более совершенной формы прославления Бога, нежели жертва святой Мессы, в которой Его Сын – Иисус Христос выступает одновременно в роли Жертвы и Первосвященника.

Не существует также более совершенной формы благодарения Бога за все, что Он для нас сделал и за Его неизменно милостивое отношение к нам. Ничто на земле не мило так Богу, как Жертва Алтаря. Всякий раз, когда совершается святая Месса, вследствие бесконечного достоинства Священника и Жертвы, происходит совершенное и адекватное умилостивление, с которым мы должны слить воедино удовлетворение, приносимое за наши личные грехи. Кроме того, это единственная настоящая жертва, которую мы – живущие на земле люди – можем принести Богу. Благодаря ее бесконечной ценности, мы можем иметь значительную поддержку в наших повседневных занятиях, страданиях и радостях. Святая Месса воистину является центром и средоточием христианского мира461. Пресвятая Жертва отображает самое глубокое в жизни каждого человека: в жизни отца, матери, ребенка, старика, юноши, девушки, профессора, студента, человека образованного и человека простого, монахини и священника. Всякого без исключения. Именно тут жизнь человека посредством Евхаристии включается в тайну Бога живого.462

Плоды святой Мессы бесконечно разнообразны. Дело лишь в том, насколько мы готовы их принять.

Матерь наша Церковь призывает нас к деятельному, сознательному и благоговейному участию в этом возвышеннейшем, ежедневно совершаемом священнодействии463. В особенности мы должны быть внимательны и сосредоточены во время освящения даров; в этот момент будем стараться проникнуть в душу Того, Кто одновременно является Священником и Жертвой, в Его жертвоприношение, совершившееся из любви к Отцу и людям на Голгофе. Тогда Жертва Христа станет основанием нашей повседневной жизни в той же мере, в какой она является основанием Литургии и всей жизни Церкви. Наше единение со Христом в момент освящения будет тем полнее, чем больше мы предадим самих себя воле Божией, чем больше мы будем готовы посвятить себя Ему. В единстве с Сыном пожертвуем Отцу святую Мессу и себя самих, через Него, с Ним и в Нем. Этот акт единения должен быть настолько глубоким и искренним, чтобы им мог быть наполнен весь предстоящий день, чтобы он повлиял на наш труд, отношения с другими людьми, наши радости и неудачи – на все, чем мы живем.

Если во время святой Мессы Иисус увидит в нас подобную готовность посвящения, слияния в любви с волей Бога Отца, то пошлет нам Духа Святого со всеми Его дарами и благодатью. Существует много способов по-настоящему пережить святую Мессу. В том числе, мы можем рассчитывать на помощь ангелов, которые в этот момент всегда присутствуют в большом количестве, дабы почтить святую тайну. Если мы присоединимся к ним с тем же намерением, то наверняка получим от них неоценимую помощь. Во время этого Божественного служения хоры прославленной и борющейся Церквей сливаются воедино и прилепляются к Господу, дабы в Нем, с Ним и через Него завоевать сердце Бога Отца и обрести для нас на веки Его милосердие464. Обратимся же к ним, чтобы они помогли нам не быть рассеянными. Постараемся сохранить максимальную сосредоточенность в эту знаменательную минуту нашего участия в Крестной Жертве.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|