|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Седьмая неделя после Пасхи – Вторник.

91. Дар благочестия

1. Характерным результатом этого дара является чувство Богосыновства. Таким образом, мы можем обращаться к Богу, как дети обращаются к заботливому отцу.

  1. Детская доверчивость в молитве. Дар благочестия и любовь.
  2. Благочестие, касающееся Девы Марии, святых, душ в чистилище и наших родителей.

91.1 Чувство Богосыновства, являющееся следствием дара благочестия, побуждает нас обращаться к Богу с нежностью и доверием сына, прибегающего к помощи заботливого отца. При этом к другим людям мы относимся как к братьям – членам одной семьи.

В Ветхом Завете описаны различные проявления дара благочестия. Это и молитвы прославления и умилостивления, с которыми народ обращается к Богу, и восхищение безмерным Божественным величием, и доверительное общение с Отцом, в котором Ему препоручают свои радости, тревоги и ожидания… Всю эту гамму чувств и намерений можно обнаружить в псалмах – этой сокровищнице религиозной поэзии и молитвенного опыта.

Когда же настала полнота времен, Иисус Христос научил нас обращаться к Богу должным образом: Когда молитесь, говорите: Отче наш…1371 В любой житейской ситуации нам следует взывать к Богу с детской доверчивостью: Авва, Отче… В Новом Завете мы неоднократно встречаем арамейское слово авва, с которым еврейские дети обращались к своему отцу. Это слово определяет нашу нравственную позицию и характер наших взаимоотношений с Богом. Бог, в Которого мы верим, – Бог нашей веры не есть некто отдаленный и равнодушно взирающий на людские тревоги, стремления и судьбы. Он есть Отец, Который так возлюбил Своих детей, что послал Слово, вторую Ипостась Пресвятой Троицы, воплотиться, умереть за нас и искупить нас. Он нежно привлекает нас к Себе действием Духа Святого, пребывающего в наших сердцах.1372

Бог хочет, чтобы мы обращались к Нему с полным доверием, как маленькие дети, целиком и полностью зависящие от родителей. Все наше благочестие является следствием нашего Богосыновства. Святой Дух, посылая нам дар благочестия, учит нас общению с Богом как с Отцом и облегчает такое общение.

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими1373. Создается впечатление, что после слов чтобы нам называться апостол Иоанн сделал долгую паузу. В этот момент он размышлял о безмерной любви, которую даровал нам Отец. Бог не только назвал нас Своими детьми, но и в самом деле сделал нас детьми в полном значении этого слова. Именно это и провозглашает Иоанн: быть детьми Божиими. Апостол приглашает нас к размышлению о том безграничном благе Богосыновства, которое мы получили в Крещении, а также призывает нас сотрудничать со Святым Духом, Которым доверие и нежность изливаются в наши сердца.

91.2 Это детское доверие, прежде всего, проявляется в молитве, к которой побуждает нас Святой Дух. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными1374. Наша вдохновляемая Святым Духом молитва имеет многообразные формы, столь же разноликие как сама жизнь. Мы можем обратиться к Богу с детской жалобой: Для чего скрываешь лице Твое?1375; или выразить наше стремление к святости: Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной1376; и желание единения с Ним: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле1377; а также продемонстрировать наше упование на Его милосердие: Ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.1378

Это детское чувство, имеющее свой источник в даре благочестия, наиболее полным образом выражается в крике к Богу о помощи. Когда мы молимся, наша воля идентифицируется с волей Отца, Который всегда желает Своим детям самого лучшего. Отсюда проистекают уверенность и ощущение безопасности. Мы чувствуем себя сильными, отважными и мужественными. Рассеиваются тревога и беспокойство, свойственные тем людям, которые рассчитывают лишь на свои силы. Даже перед лицом серьезных трудностей нам удается сохранить безмятежное расположение духа.

Христианин, который руководствуется духом благочестия, знает, что Отец наш Бог желает всем Своим детям лишь добра и использует для этого все имеющиеся средства. Счастье, следовательно, достижимо лишь там, где человек стремится узнать, чего от него хочет Бог в каждое мгновенье его жизни, и тут же без промедления воплощает намерения Божии в жизнь. Поручая себя отеческому попечению Божию, мы достигаем мирного расположения духа. Мы знаем, что хотя определенные вещи и события сами по себе являются злом, они, в конечном счете, служат благу тех, кто любит Бога1379. Когда-нибудь Господь покажет, по какой причине нам приходилось страдать от унижений и неудач, финансовых проблем, болезней…

Дар благочестия способствует исполнению христианских обязанностей и облегчает связанные с ними труды. Благодаря ему, мы научаемся видеть в людях – тех, с кем мы живем и ежедневно встречаемся, – детей Божиих, творения, имеющие бесконечную ценность, поскольку Бог любит их безграничной любовью и искупил их Кровью Своего Сына, пролитой на Кресте. Дар благочестия побуждает нас относиться к нашему окружению с величайшим уважением, сочувствовать его проблемам и способствовать удовлетворению его потребностей. Просвещенные Святым Духом, мы начинаем видеть в других людях Самого Христа, Которому мы в их лице оказываем услуги и приходим на помощь: Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.1380

Благочестивое отношение к людям предполагает благожелательную их оценку, что является оборотной стороной детского доверия к Богу – нашему общему Отцу. В этом случае мы склонны безоговорочно прощать все причиненные нам обиды. Господь велит нам: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных1381. Если в данном случае Господь имеет в виду тяжкие обиды, как же мы можем не простить мелкие недоразумения, которые встречаются ежедневно и во множестве? Великодушие и готовность прощать – это отличительная черта детей Божиих.

91.3 Дар благочестия пробуждает в наших сердцах детскую любовь к нашей Небесной Матери, приглашает нас к почитанию ангелов и святых, особенно наших личных покровителей, побуждает нас молиться за души в чистилище и любить папу – Отца всех христиан на земле… Имеющая прямое отношение к этому дару добродетель благочестия требует от нас также почтительного отношения к начальникам и страшим, в первую очередь, к нашим родителям.

Земное отцовство отражает отцовство Бога, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле1382. Родители дали нам жизнь, ими воспользовался Всевышний, чтобы передать нам душу и разум. Они научили нас религии, правилам человеческого общежития и общественной жизни, они научили нас вести жизнь достойную и святую.1383

Чувство Богосыновства побуждает нас любить и почитать своих родителей, уважать стариков (забота о пожилых людях будет особым образом вознаграждена Богом!) и законную власть.

Дар благочестия не ограничивается узко-религиозной сферой: с его помощью Святой Дух пробуждает все добродетели, каким-либо образом связанные с праведностью и справедливостью. Полем его действия являются наши отношения с Богом, ангелами, людьми и всем сотворенным миром, который следует считать семейным имуществом домашних Божиих1384. Имея дар благочестия, мы почитаем и тварный мир: именно потому, что любим его Творца.

Вдохновленный Святым Духом христианин с любовью и великим благоговением читает Священное Писание – это Послание нам от Небесного Отца. Ибо в священных книгах Отец, Который на небесах, с великой любовью идет навстречу Своим чадам и с ними беседует1385. Христианин трепетно относится и к предметам культа, и вообще ко всем предметам, как-либо связанным с религией.

В числе плодов дара благочестия следует назвать открытость действиям Утешителя, безмятежное расположение духа во всех без исключения ситуациях, безоговорочное доверие Провидению, которое охватывает все творение, но, прежде всего, заботится о детях Божиих1386, постоянную радость, которая должна отличать Божиих чад. Когда ты разносишь по миру благоухание своей жертвы, да не увидят страдания и грусти на твоем лице. Дети Божии должны сеять только мир и радость.1387

Если мы часто будем вспоминать, что мы – дети Божии, Святой Дух пробудит в нас детски-доверчивое отношение к Небесному Отцу. А искренняя любовь к ближним сделает дар благочестия еще более плодотворным.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|