|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Седьмая неделя после Пасхи – Понедельник.

90. Дар совета

  1. Дар совета и добродетель благоразумия.
  2. Дар совета помогает сохранить чистую совесть.
  3. Советы в духовном водительстве. Средства, позволяющие повысить действенность этого дара.

90.1 Существует много возможностей сойти с пути, ведущего к Господу. Перед нами – много тропинок, ведущих в пропасть. Однако Господь вселяет в нас надежду: Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою1357. Святой Дух – это лучший Советчик, мудрейший Наставник, опытнейший Проводник. Господь знал, что Его учеников ждут впереди испытания. При этом Он утешал их: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас1358. Ученики получат особую помощь от Утешителя. И не только они ее получат. Содействие Святого Духа ощущают все верующие, оказавшиеся в трудной ситуации.

Подвиг множества христианских мучеников служит убедительным доказательством исполнения обетования, данного Иисусом. Невозмутимое расположение духа и мудрость необразованных людей, даже детей, о которой свидетельствуют многочисленные документы, являются просто поразительными. Святой Дух, пекущийся о нас в куда более простых ситуациях, непременно придет на помощь, если нам будет трудно исповедовать свою веру.

Святой Дух посредством дара совета доводит до совершенства добродетель благоразумия. Благодаря Ему, мы можем подобрать средства, отвечающие конкретной ситуации. Располагая даром совета, мы можем принять быстрое и правильное решение. Вспомним в этой связи, что каждое наше решение имеет прямое отношение к цели христианской жизни – святости. Это – род Божественной интуиции, подсказывающей нам, что более всего служит славе Божией. Именно посредством этого дара Святой Дух становится для нас источником Света и Первопричиной всех наших действий. Утешитель помогает нам всегда и во всех обстоятельствах исполнять волю Божию. Он ведет нас путями любви, мира, радости, самопожертвования, добросовестного исполнения обязанностей, верности в большом и малом. Благодаря Ему мы можем найти выход из любой ситуации.

“Место”, где проявляется действие этого дара, – это духовная жизнь человека. В душе в состоянии благодати Утешитель действует тихо, нежно, но при этом весьма ощутимо. Этот мудрейший Наставник располагает такими методами обучения, на которые мы взираем с изумлением. Он – истинная сладость, истинная нежность, истинная благость, истинная мудрость1359. Душа, которую наставляет и просвещает Святой Дух, обретает стимул быть лучше и полнее отвечать на призыв Божий. Тогда в нас как бы спонтанно рождаются намерения, благодаря которым наша жизнь преображается, а наши отношения с Богом становятся более глубокими и приносят плод в труде и повседневной жизни.

Чтобы иметь возможность принимать советы и позволить Утешителю руководить нами, мы должны стремиться всецело принадлежать Богу и не препятствовать действию в нас Его благодати. Нам следует искать Бога, – Того, Кто достоин бесконечной любви. Эта любовь сама по себе является наградой. Мы ощущаем ее в себе в любых обстоятельствах: и когда все складывается легко, и нам сопутствуют успехи; и в трудные минуты, когда нас преследуют неудачи. Нам надлежит искать Бога, любить Его и бескорыстно Ему служить. Все это следует делать не для того, чтобы стать добродетельным, не для того, чтобы стать святым, не для того, чтобы получить дары благодати, не для того, чтобы попасть в рай и обладать там Богом, а лишь для того, чтобы Его любить. И если Он дает нам Свою благодать и духовные дары, нам следует сказать Ему, что мы не хотим ничего иного, как только любить Его. А если Он предложит нам что-нибудь у Него попросить, нам следует ответить, что мы не нуждаемся ни в чем, кроме любви к Нему, а потому будем просить только о любви, все большей любви, – любви, которая любит все сильнее1360. Там, где есть любовь к Богу, неизбежно появляется и все прочее: то, что может низвести в наше сердце подлинное умиротворение.

90.2 Дар совета научает нас подыскивать подходящие средства. Благодаря этому, наше поведение становится благоразумным: мы предусмотрительно заботимся о всем необходимом для наших дел, предвидим их возможные последствия, используем уже имеющийся опыт и прислушиваемся, если потребуется, к здравым советам… Существует естественная добродетель благоразумия, но благодать ее значительно укрепляет и обогащает. Дар совета помогает быстро и безошибочно подобрать соответствующие средства, принять правильное решение, избрать истинный путь. Бывают такие ситуации, когда отложить решение невозможно. Напротив, требуется мгновенный и недвусмысленный ответ, подобный тому, который Иисус дал фарисеям, когда они спрашивали у Него, следует ли платить подать кесарю. В тот раз Господь попросил принести монету, которой платится подать, и спросил: Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.1361

Дар совета способен оказать неоценимую поддержку всякому, кто стремится сохранить чистую совесть. Тот, кто послушен советам Духа Святого, совершив грех, не будет заниматься самообманом и самооправданием, но принесет истинный плод покаяния. Этот же дар позволяет избежать “двойной морали” – привычки руководствоваться человеческими соображениями или модой, и дает способность поступать всегда по воле Божией. Святой Дух подсказывает нам непосредственно или посредством других людей, какой именно путь мы должны избрать. Это может быть совсем иной путь, нежели те пути, избрать которые побуждает нас “дух мира сего”. Тот, кто в своих конкретных поступках, независимо от того, касаются ли они весьма важных или не значительных дел, не считается с моральными нормами, поступает так потому, что является рабом собственных прихотей и не позволяет Святому Духу освободить себя для исполнения воли Божией.

Послушание голосу вдохновения, которое Святой Дух излил в наше сердце, никоим образом не исключает возможности принимать советы от других людей и смиренно прислушиваться к голосу Церкви. Опыт показывает, что святые более других прислушивались к советам своих наставников, поскольку были убеждены что послушание – это самый легкий, быстрый и безопасный путь к вершинам святости. Сам Святой Дух призывает нас быть детски послушными иерархии Церкви: Слушающий вас Меня слушает, а отвергающийся вас Меня отвергается.1362

90.3 Дар совета особенно необходим тем, кто призван к духовному руководству и водительству иных душ. Святой Фома Аквинский утверждал, что всякий совет, способствующий спасению человека, исходит от Святого Духа1363. Советы, данные нам духовным руководителем, – посредством которых с нами уже столько раз говорил и говорит теперь Святой Дух, – мы должны принимать с радостью заблудившегося человека, неожиданно нашедшего правильный путь, и воздать при этом благодарение Богу. Мы также должны принять решение немедленно воплотить в жизнь полученные советы. Если такой совет затрагивает очень глубокие, потаенные струны нашей души – это верный признак того, что он исходит непосредственно от Святого Духа.

Дар совета побуждает нас не только самим стремиться к святости, но и поддерживать на этом пути наших родных и близких. Он соответствует блаженству милостивых1364, поскольку необходимо быть милостивым, чтобы тактично дать нужный духовный совет тем, кто в нем нуждается; такой совет, который не оттолкнул бы их, но привлек, был одновременно и настойчивым, и ласковым.1365

Ныне мы будем молиться Святому Духу. Мы попросим Его помочь нам стать еще более послушными внушениям свыше. Приняв дар совета, мы, несомненно, изменимся. Мы уже не будем упрямо отстаивать свое мнение любой ценой, откажемся от неуступчивости и необдуманных действий, станем более смиренными… Все важные решения в нашей жизни мы будем принимать после молитвы. Не посоветовавшись с Господом, не принимай никаких решений1366. Не упусти возможность пожертвовать собственным мнением. – Трудно? Конечно! Но как это радует Бога!1367 Будем прислушиваться к советам нашего духовника, касающимся разных сфер нашей жизни. Смиренно признавая свою ограниченность, мы ощутим настоятельную потребность обратиться за советом, по крайней мере, в некоторых ситуациях нашей жизни. Однако не следует обращаться в поисках совета к первому встречному. Нашим советчиком должен стать человек, наделенный призванием и воодушевленный нашим желанием любить Господа. Нам нужно не просто чье-то мнение, но совет бескорыстный и точный. (…) Среди наших друзей есть рассудительные, справедливые люди, которые бегут корыстных помыслов, в какой бы жизненной ситуации они ни находились. Этим людям мы доверяем почти инстинктивно, потому что они без колебания и лицемерия поступают достойно и честно.1368

Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни1369. Если мы будем стараться идти за Иисусом в нашей повседневной жизни, в ней не будет ни одной ситуации, в которой бы нас не просвещал Святой Дух. Он не позволит заблуждаться тем, кто имеет правое намерение. Необходимо усердно взывать к Святому Духу, – напоминает нам Святая Эдита Штайн, – чтобы Он взял на Себя руководство всеми нашими обстоятельствами. В это прекрасное время между Пасхой и Пятидесятницей мы должны просить Его излить на нас обильную благодать. Можно надеяться, что в этом отношении Он не будет скупым.1370

Пресвятая Дева Мария, Мать Совета Благого, испросит для нас необходимую благодать, если мы обратимся к Ней со смирением человека, который знает, что, предоставленный самому себе, он непременно упадет и неоднократно собьется с правильного пути.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|