|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Третья неделя после Пасхи – Суббота.

67. Частное испытание совести

1. Верность Господу тебует повседневной борьбы. Частное испытание совести.

2. Цель и предмет частного испытания совести.

3. Упорство в борьбе. Сохранит верность в трудной ситуации тот, кто ежедневно хранил верность в мелочах.

67.1 Обетование установления святой Евхаристии, данное в синагоге в Капернауме, стало причиной дискуссий среди учеников Господа и вызвало возмущение многих из них. Перед лицом столь блистательной истины значительная часть последователей Христа оставила Его: С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили за Ним.1015

В ответ на столь поразительное дарование Себя Богом в Святом Причастии, люди отвращаются от Него. Его оставляют ученики, а не чуждая Ему толпа. Однако Двенадцать остаются с Ним, они хранят верность своему Учителю и Господу. Быть может, и они не многое поняли в тот день из слов Господа, но все же они не покинули Его. Почему же они остались? Почему в “час неверности” они сохранили верность? Потому, что их связывало со Христом глубокое чувство солидарности; потому, что они постоянно были с Ним и понимали, что Он имеет глаголы вечной жизни; потому, что очень сильно любили Его. Господи! к кому нам идти? – говорит Петр, когда Господь спрашивает учеников, не хотят ли и они отойти. – Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого.1016

Мы, христиане, живем как раз в то время, когда необходимо дать свидетельство мало ценимой сегодня добродетели верности. Мы видим, как часто нарушаются супружеская верность, верность взятым на себя обязательствам, верность учению и личности Христа. Апостолы явственно демонстрируют нам, что сия добродетель коренится в любви: они верны Христу, ибо любят Его.

Нужно беречь верность Богу, – говорил отец Александр Мень. – Живем-то в основном на периферии Духа. Соблюдая верность, мы перемещаемся к центру. Верность – точное понятие в общении с Богом. 1017

Жизнь христианина в этом мире представляет собой непрестанную борьбу между любовью ко Христу и духовной леностью, страстями и своекорыстием, которые убивают любовь. Верность Христу закаляется в повседневной борьбе со всем тем, что отдаляет нас от Него, и благодаря усилиям, с помощью которых мы упражняемся в добродетелях. Если мы победим в борьбе и приложим усилия, то сумеем сохранить верность как в “благоприятные”, так и в “неблагоприятные” времена, когда, как кажется, с Господом остаются лишь немногие.

Чтобы сохранить верность, необходимо сражаться каждый день с неверностью в мелочах. Частное испытание совести помогает нам успешно преодолевать то, что отделяет нас от Христа и наших братьев, и облегчает выработку навыков и добродетелей, которые делают нас угодными Иисусу.

Совершая испытание совести, мы ставим перед собой конкретные цели, касающиеся нашей духовной жизни. Это испытание, при помощи благодати Божией, помогает нам достичь святости и отразить атаки врагов, иногда незначительных, но все же хорошо вооруженных и способных произвести немалые опустошения. По словам Святого Хосемарии Эскрива, общее и частное испытание совести – как оборона и атака. Первое подобно кольчуге, второе – толедскому клинку.1018

Когда сегодня мы говорим Господу, что хотим сохранить Ему верность, нам следует спросить себя искренне: насколько мы на самом деле хотим возрастать в любви? Обретает ли наше общее стремление к борьбе свою конкретику, выражает ли оно себя в определенных заданиях, которые как раз и станут предметом частного испытания совести? Прислушиваемся ли мы к советам нашего духовного руководителя?

67.2 Частное испытание совести должно совершаться в определенное время несколько раз в течение дня и иметь точную цель: путем частного испытания совести стремись обрести конкретную добродетель, или искоренить свой главный недостаток1019.

Если кто-то находится во власти какого-то конкретного порока, он должен, прежде всего, обратиться против этого врага. Ведь если нам не удастся победить его, все наши победы над прочими недостатками окажутся напрасными1020. Поэтому весьма важно познать самих себя, причем этот процесс должен совершаться в ходе бесед с духовным руководителем, в рамках которых и устанавливается конкретный предмет для испытания совести.

Поскольку пороки у каждого человека свои, необходимо, чтобы каждый вел борьбу именно с тем, что ему больше всего докучает.1021

Предметом частного испытания совести может стать, например, памятование о присутствии Божием, когда мы трудимся, проводим время с семьей или находимся в пути; умение “замечать” дарохранительницу, чтобы приветствовать Господа и произнести краткое молитвенное воззвание; пунктуальность, касающаяся времени утреннего подъема, времени молитвы и участия в святой Мессе; терпение по отношению к самим себе, по отношению к недостаткам наших коллег и членов семьи; стремление к окончательному искоренению склонности роптать и к тому, чтобы другие тоже не роптали в нашем присутствии; доброжелательность по отношению к людям, искренний интерес к их потребностям; готовность отблагодарить людей за те услуги, которые они оказали нам, хотя бы даже это были совсем мелкие услуги; умение с пользой проводить время, эффективно использовать находящиеся в нашем распоряжении книги, инструменты и личные вещи; способность помнить о присутствии Ангела-Хранителя… Частное испытание совести, которое по благодати непременно оставит глубокий след в душе, может касаться и более глубокого переживания святой Мессы и святого Причастия, большей любви к ним.

Хотя в некоторых случаях частное испытание совести может быть направленным на прямое ”сопротивление” атакующему нас злу, наилучшей формой защиты как правило является ”нападение”, т.е. укрепление в добродетели, противоположной тому пороку, который мы хотим у себя искоренить. Как заметил Святой Фома Аквинский, стремление души к добру куда сильнее, нежели ее стремление избегать зла1022.

Прежде, чем совершить частное испытание совести, нам следует просить Господа о просвещении свыше, дабы понять, с чем именно мы должны бороться в первую очередь. ”Domine, ut videam!”Господи, чтобы мне прозреть1023, – можем взывать ко Господу, подобно слепому из Иерихона. Да просветит нам и наш духовный руководитель.

67.3 Каждый христианин выбирает себе ту форму испытания совести, которая ему более всего полезна. Для тех, кто склонен к абстракциям, частное испытание совести должно быть очень конкретным.

Нас не должно удивлять, если достижение цели, которую мы поставим себе в частном испытании совести, потребует от нас упорных усилий и умения вновь и вновь начинать все сначала. Именно умение с помощью Божией начинать сначала лежит в основе добродетели смирения. Для того, чтобы успешно совершать частное испытание совести, добродетели мужества, терпения и смирения просто необходимы. Ежедневное частное испытание совести – это лучшее лекарство против духовной лености и своекорыстия. Верность, требующая мужества в решающие моменты жизни, прямо зависит от ежедневных мелких побед. Мы должны помнить всегда, что злейший враг скалы – это не кирка, не лопата или какое-либо другое орудие, каким бы мощным оно ни казалось, но вода, которая капля за каплей проникает во все трещины и в конце концов разрушает основание. Самая большая опасность для христианина – пренебречь маловажными столкновениями, отказаться от борьбы в мелочах, которые постепенно подтачивают душу и превращают ее в руины.1024

В конце нашего размышления мы, вместе с апостолом Петром, скажем Христу: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. Если Тебя нет с нами, у нас нет ни Пути, ни Истины, ни Жизни.

Это прекрасное молитвенное воззвание мы должны повторять как можно чаще – особенно тогда, когда нам приходится бороться. Будем просить Божию Матерь, Virgo fidelis – Деву верную, чтобы она помогла нам сохранить верность в повседневной борьбе.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|