|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Третья неделя после Пасхи – Вторник.

63. Чистота намерений

1. Чистота намерений и присутствие Божие. Действовать перед лицом Господа.

2. Быть осторожным, встречаясь с одобрением и похвалой. “Все для славы Божией”. Очистить наши намерения.

3. Анализ мотивов наших поступков.

63.1 Узнавая о жизни первых христиан и их свидетельстве перед лицом языческого мира, мы восхищаемся их героизмом и мужеством. Они делали не то, что было самым легким, удобным, популярным, но совершенным образом исполняли волю Божию. Они не обращали внимания на опасность смерти, – пишет о первых христианах Святитель Иоанн Златоуст, – не смущались тем фактом, что их было так мало, не опасались превосходства своих врагов: их силы, могущества и мудрости. Ведь они располагали тем, что неизмеримо превышало все это: могуществом Того, Кто умер на кресте и воскрес960. Их взор был обращен ко Христу, Который отдал Свою жизнь за людей. Они не искали для себя ни славы, ни одобрения со стороны своих современников. Они действовали с чистым намерением, ради Господа. Именно поэтому святой Стефан смог произнести в минуту своей мученической смерти: Господи, не вмени им греха сего961, как это мы слышали в первом чтении сегодняшней святой Мессы.

Чистота намерений состоит в том, что Христос является целью и мотивом всех наших действий. Чистота намерений идентична присутствию Божию: Богом, Господом нашим, должны быть проникнуты все наши побуждения. Сколь же свободным будет наше сердце от всевозможных земных привязанностей, сколь же чист будет наш духовный взор, сколь же благодатным будет всякое наше действие, если только Иисус Христос воистину будет царствовать в нашем сердце и руководить нашими начинаниями!962

И, напротив, стремясь заручиться одобрением других людей, “сорвать” аплодисменты с их стороны, мы рискуем разминуться с волей Божией. Ведь в таком случае критерием для оценки наших поступков станет мнение человека, а не слово Божие. Поиск признания со стороны нашего окружения очень скоро может превратиться в страх перед ним. При этом может быть прекращено и апостольское свидетельство, имеющее своей целью евангелизацию мира, которая на II Ватиканском Соборе была названа грандиозной задачей на сей земле, о чем придется дать отчет Тому, Кто будет судить всех в последний день.963

Во всех своих поступках мы должны, прежде всего, стремиться угодить Христу. Если бы я и поныне угождал людям, не был бы рабом Христовым964. Верующим коринфской общины, подвергшим критике его апостольское служение, святой Павел отвечал следующим образом: Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе… Судия же мне Господь.965

Человеческие суждения часто бывают ошибочны. Только Бог может судить наши дела и намерения. Одной из самых больших неожиданностей на Страшном Суде будет то гробовое молчание, с каким встретятся те наши поступки, которые на земле принесли нам наибольшее признание. Может случиться и так, что чашу весов склонят в нашу пользу те наши дела, которые встретились с критикой и осуждением со стороны других людей. Наш судья – Господь. Ему мы должны стремиться угодить966. Несколько раз в течение дня зададим себе один и тот же вопрос: делаю ли я в данный момент то, что должен делать? Ищу ли я славы Божией или удовлетворения собственного тщеславия? И, если мы будем искренни, то получим просвещение свыше, необходимое для формирования чистого намерения, которым мы служим Богу.

63.2 Неправое намерение способно обратить в прах даже самый лучший поступок. Вследствие поврежденности его источников (целей и мотивов), этот поступок не будет иметь никакой ценности перед Богом. Тщеславие, самолюбование может совершенно уничтожить то, что на самом деле могло бы послужить нашему освящению. Не имея чистоты намерений, мы наверняка собьемся с пути.

Иногда принять некую похвалу со стороны ближних значит засвидетельствовать им наше дружеское расположение. Однако эту похвалу следует со всей простотой и естественностью отнести к Богу. По словам Святого Григория Великого, наша слабая душа часто сбивается с пути, когда за свои добрые дела получает слишком много человеческих похвал и получает больше удовольствия от того, что ее называют блаженной, нежели от того, что она на самом деле блаженной является. (…) Тогда то, что должно было послужить славе Божией, становится причиной нашего отделения от Бога.967

В Евангелии Господь говорит о награде за добрые поступки, совершенные без чистого намерения: они уже получили награду свою, – свидетельствует Он о возлюбивших земную славу фарисеях. Они уже получили то, чего искали: признание, восхищение, слова похвалы. Однако для вечности все это не имеет значения. Сколь же прискорбно утратить столь великое ради столь малого! Бог принимает наши поступки – даже самые незначительные из них – если мы отдаем их Ему с чистым намерением. Все делайте во славу Божию, – поучает нас апостол Павел968. Те две лепты, которые бедная вдова положила в сокровищницу храма969, в вечности были оценены как величайшее из сокровищ.

Господь наблюдает за тем, как мы живем, и ежедневно протягивает руку, дабы получить от нас пожертвование. Он принимает все то, что мы на самом деле для Него делаем. Однако иные наши поступки уже получили свое жалкое вознаграждение – здесь, на земле. Чистота намерений... – Соблазны гордыни и похоть плоти ты распознаешь сразу – и борешься, и побеждаешь c помощью Божией. А вот мотивы, побуждающие тебя браться за самые благочестивые дела, ты видишь хуже... Но какой-то голос (там, внутри) нашептывает что-то, проникает глубже – и ты уже неспокоен, ты думаешь: действовал ли я из чистой Любви, ради славы Божией? Или думал лишь о людской молве? – Отвечай сразу, не медля: “Господи, я ничего не хочу для себя. Все – из Любви к Тебе, ради Твоей славы.970

Последняя фраза – прекрасное молитвенное воззвание, которое следует повторять как можно чаще: “Господи, для себя я не хочу ничего. Все для Тебя и для Твоей славы”. Оно поможет нам исправить наши намерения.

63.3 Чтобы руководствоваться чистыми намерениями, необходимо исследовать мотивы наших поступков, в присутствии Господа проанализировать, что именно побуждает нас к тому или иному образу действий. В свете веры мы обнаруживаем гордыню и тщеславие у истоков многих наших действий.

Господь прямо предостерегает нас: когда творишь милостыню, не труби перед собою…971, не разглашай того, что делаешь, не любуйся тем, что у тебя хорошо получилось. Пусть никогда твоя левая рука не знает, что делает правая. Никогда не переставай делать то, что должен.

Ни один из наших поступков не остается незамеченным нашим Отцом, Богом. Для Него ничто не является безразличным. Уже одно только сознание этого должно стать достаточным вознаграждением наших апостольских трудов и достойной мотивацией для них. Нетерпеливая и корыстная забота о “профессиональном статусе” часто прикрывает самолюбие личиной “служения душам”. Мы лжем (да, именно так), пытаясь оправдать себя необходимостью использовать обстоятельства и благоприятные условия... Взгляни на Иисуса, ведь Он – Путь. В годы Его скрытой жизни тоже бывали “обстоятельства” и “условия”. Он мог бы раньше начать Свое служение людям – в двенадцать лет, например, когда учители и законники восхищались Его речами... Но Он выполнял Волю Отца (Он слушался!) и ждал. – Когда “обстоятельства” соблазняют тебя, и даже хочется все бросить, не теряя святого стремления привести весь мир к Богу, вспомни, что и ты должен в послушании выполнять свое скромное дело, до тех пор, пока Господь не попросит тебя о другом. У Него – Свое время и Свои пути.972

Господь требует от нас бдительности. Будем же бдительны, иначе может случиться так, что мы будем искать лишь земного воздаяния и перестанем делать добро из-за гордыни и страха перед мнением окружающих. Мы не должны уподобляться кораблю, о котором рассказал Святой Иоанн Златоуст. Этот корабль преодолел большие расстояния, уцелел во многих штормах, однако, при входе в порт, напоролся на риф. Из его распоротого днища вывалились все сокровища, которые он вез в своем трюме. Так и христианин, который совершил много трудов, но не преодолел в себе желания похвал, потерпит крушение непосредственно при входе в порт.973

Только тогда, когда все, что мы делаем, мы делаем для Бога, мы становимся по-настоящему свободными. В этом случае мы не ощущаем зависимости от мнения окружающих и не рассчитываем на взаимную благодарность. Чистота намерений делает возможным эффективное апостольское служение в любой социальной среде и в любых ситуациях, а также открывает нам путь к подлинной свободе духа.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|