|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Третья неделя после Пасхи – Понедельник.

62. Христианская естественность

1. Следовать христианским принципам во всех жизненных ситуациях.

2. Апостольство во враждебной христианству среде.

3. Чистота намерений.

62.1 Суд над Стефаном стал началом великого гонения на Церковь. Чтение сегодняшней Литургии950 так описывает его апостольское служение и мученичество: А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Против него были выдвинуты те же обвинения, что и против Иисуса: Мы слышали, как он говорил, – уверяют лжесвидетели, – что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

Стефан мужественно возвещал веру в Воскресшего Христа. Весьма вероятно, что Господь не потребует от нас мученичества, однако в лице Стефана мы по-прежнему имеем пример последовательной христианской жизни, прозрачной и естественной, не связанной ложным страхом быть неправильно понятым, не зависящей от суждения других людей. Нам следует принимать в расчет тот факт, что к нашим поступкам многие будут относиться с подозрением. Это потому, что они не понимают христианского образа жизни и исполненных любви требований учения Христа. В этом случае мы обязаны подражать Господу и тем Его ученикам, которые, не колеблясь, отдали за Него свою жизнь. Мы должны жить по-христиански и принять все последствия сделанного нами выбора. Мученики предпочитали умереть, нежели совершить хотя бы один смертный грех. (…) Мученичество опровергает как ложные и обманчивые все человеческие соображения, которыми пытаются оправдать поступки, злые по самой своей сути.951

Несомненно, легче всего было бы приспособиться к ситуации и к языческому образу жизни. Но тогда никто из нас не смог бы утверждать, что он хочет быть верным учеником Христа. Ситуации, требующие от нас продемонстрировать силу характера и мужество в исповедании веры, могут случиться в университете, на предприятии, в местах нашего семейного отдыха и т.д.

В своей общественной жизни христиане должны руководствоваться евангельскими принципами и рекомендациями, формулируемыми Церковью. Вполне допустимый плюрализм взглядов на способы и пути решения земных проблем не должен помешать единству христиан в деле защиты и утверждения ценностей и образа жизни, основанных на нравственных требованиях Евангелия. Существует обязанность свидетельства, которую должны исполнять все христиане, даже ценой страданий и великих жертв. (…) Христианин призван с помощью благодати Божией, о даровании которой необходимо просить в молитве, к героическому посвящению, требующему добродетели мужества.952

Христианин не должен опасаться “ввести ближних в состояние шока”, когда, вследствие его верности заповедям Христа, его образ жизни будет оцениваться неправильно либо даже подвергнется прямому осуждению. Тот, кто будет скрывать свою христианскую идентичность под покровом языческих одежд, тот, кто будет послушен не Богу, а человеческим мнениям, в конце своего земного пути услышит от Иисуса такие суровые слова: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим небесным.953

Знаете ли вы, какова первая хитрость дьявола по отношению к человеку, который стал более усердно служить Богу? – спрашивает Святой Жан-Мари Вианней. И сам же отвечает: Это – мнение других людей954. Мы можем сейчас задавать себе следующие вопросы: Как мы ведем себя в кругу наших друзей, на работе, на собраниях тех общественных организаций, членами которых мы состоим? Свидетельствуем ли мы мужественно и, в то же время, естественно, о нашем богосыновстве?

62.2 Кое-где уже стало хорошим тоном легкомысленно отзываться о главнейших истинах человеческой жизни или абсолютно замалчивать их. Человека, выступающего в защиту права на жизнь нерожденных младенцев или свободы религиозного образования, назовут фанатиком. С помощью целого ряда нелестных ярлыков человека, имеющего глубокие религиозные убеждения и старающегося жить в согласии с ними, попросту дискредитируют.

Мы должны избегать запальчивости, несовместимой с тем примером терпения и любви, который мы видим во Христе. И все же, с помощью благодати Божией нам следует жить в полном согласии с нашими христианскими убеждениями. Мы должны отдавать себе отчет, что равнодушие к делам Божиим является великим злом, следствием духовного паралича, веры мертвой или “спящей”. Такого рода равнодушие часто скрывается под маской ”объективности”.

В крещении мы получаем благодать, которая спасает нас и придает смысл нашему земному странствию. Располагая столь прекрасным даром, христианин должен испытывать радость и непрестанно делиться ею со своим окружением, давая апостольское свидетельство.

Иисус постоянно делал добро. Спрошу Я вас, – обратился Он к книжникам и фарисеям, которые пытались найти улики против Него, – что должно делать… добро или зло?955 И исцелил человека, имевшего сухую руку. Мы должны повсюду творить добро и делиться нашей радостью, имеющей свой источник в познании Христа. Мы должны ощущать потребность приобретать новые души для истины, любви и Спасения. Именно это называется прозелитизмом в истинном значении этого слова. И здесь мы пожинаем плоды манипуляции словами. Очень часто прозелитизм связывают с использованием недостойных средств с целью “затуманить голову”, “коварно вовлечь”, “завербовать” иных людей в угоду своим личным, корыстным интересам. Конечно же, такого рода действия достойны осуждения. Заслуживает осуждения прозелитизм сектантский, основанный на обмане, подкупе, эксплуатации человеческого невежества, материальной нужды, чувства одиночества.

Однако означает ли это, что мы, как христиане, должны отказаться от плодотворного апостольского свидетельства и братского сочувствия – т.е. отказаться от истинного прозелитизма?

Любовь ко Христу и уверенность в истинности нашей веры побудят нас к подлинному, христианскому прозелитизму.

62.3 Местом нашего освящения является наша работа, наши отношения с коллегами и друзьями, наша семья.

Если мы встретимся с трудностями, непониманием, несправедливой критикой, нам следует молить Господа о благодати мирного расположения духа, терпения, настойчивого апостольского свидетельства. Провозглашая Благую Весть, Господь не всегда имел дело с верующими людьми. Однако Он не переставал свидетельствовать о великолепии Царствия Божия. Апостолы и первые христиане попадали в такие ситуации и имели дело с такими социальными группами, в которых их проповедь, по крайней мере, на первых порах, целиком отвергалась. И все же, они сумели обратить античный мир.

Почему ты безволен? Да, твои коллеги – люди трудные (может быть, из-за твоего же небрежения), и ты не находишь с ними общего языка. Ты думаешь, что им вообще тебя не понять, что это – мертвый груз, балласт, мешающий твоим апостольским иллюзиям... – Как они тебя услышат, если ты любишь их и служишь им только молитвой и самоотречением, но не общаешься с ними?..956

С другой стороны, никакая ситуация не является окончательной. Время все и всех расставляет по своим местам: и тех, кто добросовестно трудился, имел благие намерения и был предельно честен с людьми, и тех, кто искал лишь собственной выгоды…

Эгоистическими суждениями обычно руководствуются люди поверхностные, беспринципные, слабохарактерные. Такого рода поведение не выглядит привлекательным даже с чисто человеческой точки зрения: оно основано на искании “легкой жизни”, своекорыстии, эгоизме, стремлении любой ценой избежать неприятностей и “быть как все”.

Князья сидят и сговариваются против меня, – читаем мы в псалме957, – а раб Твой размышляет об уставах Твоих. Откровения Твои – утешение Мое, и уставы Твои – советники мои.

Чтобы угодить Богу, а не людям, мы нуждаемся в мужестве, чтобы с достоинством переносить критические замечания в наш адрес. Но даже в весьма враждебной христианству среде мы сможем приобретать души для Христа, если только на самом деле будем руководствоваться желанием сделать счастливыми наших друзей, коллег и знакомых.

Прежде, чем мы захотим сделать святыми всех, кого любим, мы сначала должны сделать их счастливыми и радостными, поскольку ничто так не настраивает душу на восприятие благодати, как переживание радости и счастья.

Ты уже знаешь, что если ты сумел овладеть сердцами тех, кому ты хочешь помочь стать лучше, если ты сумел привлечь их кротостью Христа, то ты уже сделал половину дела в твоем апостольском свидетельстве. Если они любят тебя и доверяют тебе, если они довольны, поле уже приготовлено для сева. Отныне их сердца, подобно плодородной почве, готовы принять в себя зерно апостольского благовестия и наставления.

Если ты научишься разговаривать с людьми, не нанося им ран, не обижая их, они раскроют тебе свои сердца, даже если ты будешь упрекать и обличать их. Зерно упадет на плодородную почву и принесет богатый урожай. В противоположном случае твои слова наткнутся не на “открытые врата”, но на глухую стену; твое зерно попадет не на плодоносную почву, но на обочину дороги, к нему отнесутся равнодушно и с недоверием; или оно упадет на камень предубеждения; или в тернии раненного, обиженного, страдающего сердца.

Не будем забывать, что Господь обещал Свое благословение людям честным, отношениям прямым и искренним, словам ясным и убедительным, которые исцеляют, а не ранят… Не будем забывать, что, желая принести благо душам, мы остаемся людьми и имеем дело с другими людьми. Мы не ангелы. И именно поэтому наш внешний вид, улыбка, манеры оказывают прямое влияние на результаты нашего апостольского служения.958

Пример мужества, необходимого для свидетельства о Боге невзирая на человеческие соображения, нам следует искать у Пресвятой Девы Марии. Именно так в свое время поступали апостолы. Когда Учитель, воссевши одесную Отца, сказал им: “Идите, научите все народы”, у апостолов остался Его мир. Но остались и сомнения: они не знают, что им делать, и объединяются с Марией, Царицей Апостолов, чтобы стать ревностными проповедниками Истины, которая спасет мир.959

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|