|< в начало << назад к содержанию

ЛИТАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Пресвятая Богородица, Матерь Христа-Священника и Матерь Церкви, должна занимать особое место в жизни людей, посвятивших себя Богу и Христу. Предав себя служению Иисусу, мы стали Его близкими. Как и Апостолов, Мария приняла нас в Свою семью, и потому испрашивает нам у Бога необходимые милости. Христиане сознавали это с 'самого начала, и потому на протяжении двух тысячелетий сформировались различные формы богородичного благочестия: паломничества к богородичным святыням, почитание икон Божией Матери, молитва Розария. Как правило, во всех этих случаях читается или поется Лоретанская Литания. Поэтому, говоря о необходимости богородичной духовности священника, я хотел бы посвятить это размышление Литании Пресвятой Богородице.

Каждый из нас знает, что такое Литания: это собрание молитвенных воззваний, адресованных конкретному лицу, по предстательству которого мы испрашиваем необходимые нам милости. Эти воззвания в виде кратких формул выражают различные личностные аспекты этого лица, события из его жизни и их отношение к нашей человеческой реальности. Эти отдельные воззвания Литании являются как бы маленькими камешками большого мозаичного панно. Можно задержаться и склониться над каждой тайной в отдельности. Можно попытаться охватить целостный образ данного лица или тайны. Можно также позволить овладеть собою ритму Литании, входя в непосредственный духовный контакт с этой личностью или тайной, – и это уже созерцание.

Каковы истоки Лоретанской Литании? Она восходит к древним молитвам Церкви, практиковавшимся на Востоке. В них перечислялись в первую очередь имена Божиих Лиц, затем имя Марии и некоторых святых. Со временем стали возникать литании, посвященные исключительно Богородице, главным образом там, где, говоря современным языком, существовали богородичные святыни. Одна из них находилась в Лоретто. Думаю, что вам известна история Назаретского дома Святого Семейства, перенесенного сюда из Святой Земли. Лоретто пользовалось особым покровительством Пап. Поэтому, когда после Тридентского Собора (XVI в.) началась литургическая реформа, Лоретанская Литания была утверждена как официальная молитва Церкви. Понятно, что на протяжении столетий она развивалась наряду с развитием богословия; в нее постоянно включались новые воззвания – всегда в результате определенного решения Папы. Последнее из них «Царица семьи, молись о нас – было введено нынешним Понтификом около трех лет тому назад. Кроме того, в ответ на просьбы, приходящие из различных уголков земного шара, Апостольский Престол позволяет включать местные воззвания, связанные с существующим там культом Пресвятой Богородицы.

У нас нет ни времени, ни возможности рассмотреть все воззвания, поэтому проанализируем лишь некоторые из них

Исторически наиболее древними являются слова: «Святая Мария, молись о нас», а также встречающееся в конце Литании воззвание: «Царица всех святых, молись о нас». Святая – значит искупленная абсолютным образом. Святая – значит безраздельно принадлежащая Богу, потому что Она свободна от первородного греха с момента Своего зачатия. Божия святость впервые вошла в нашу жизнь в момент крещения. Мы следуем путем святости, принимая святые таинства и слушая Слово Божие. Кроме того, мы призваны возрастать в ней в своей повседневной жизни, чтобы стать святыми, как Мария. Призвание к святости является нашим первым призванием, а избранный нами жизненный путь помогает нам осуществлять его. И не следует огорчаться тому, что нам не дана власть исцеления больных, что мы не можем прозревать будущее или не носим стигматов. Святость состоит вовсе не в этом. Могло бы случиться и так, что, обладая такими способностями, мы потеряли бы голову. Быть может, Бог оградил нас от такого риска. Однако необходимо обладать мужеством, чтобы жить, как Мария, т. е. каждый миг нашего существования принадлежать Богу, быть готовыми ответить на Его призыв, воплощать поучения Христа и следовать Ему. Мы должны становится святыми в действительности – как Мария.

Иногда даже Святая Месса или молитва не в состоянии вырвать нас из того состояния, которое мы называем «юдолью плача». Все совершается в определенном ритме: мы выполняем наши повседневные дела, приезжают и уезжают гости, люди болеют и выздоравливают, – а общая атмосфера становится очень тяжелой. И вот в самом сердце этой повседневной обыденности Лоретанская Литания представляет нам Марию как «Матерь предивную» – «mater admirabilis». Предивная, ибо Она испытала на Себе воистину великие дела Божии: избранная Богом, Она стала Матерью Его Сына, была взята Богом в небо и так далее. Все это совершилось вопреки какой-либо человеческой логике, вопреки каким-либо расчетам. Бог пребывает неизменным, и неизменно Его действие в нашем мире. Поэтому, если мы, подобно Марии, возложим на Него все свое упование, то Он и в нашей жизни совершит великие дела, о которых мы даже и не мечтали. Если мы так прилепимся к Богу, то очень скоро увидим, как открываются перед нами новые горизонты.

Литания величает Марию Матерью «совета благого», т. е. такого совета, который будет для нас полезен и ценен. Сегодня телевидение, радио, газеты буквально кишат всевозможными советами: как быстро заработать деньги и сделать карьеру, как похудеть, избежать стрессов и т. д. Множество советов готовы дать вам высокие специалисты и простые обманщики, Быть может, в этом кроется причина того, что мы перестали давать советы друг другу. Под шквалом советов со стороны средств массовой информации у нас создается впечатление, что мы сумеем самостоятельно организовать свою жизнь. Мы стесняемся искать совета у другого человека, нам это кажется проявлением слабости. Есть и такие люди, что просят совета лишь для того, чтобы получить подтверждение своих уже готовых решений. А результаты этого ужасны. Человек теряется и совершает ошибки либо впадает в пассивность, боясь выйти за пределы устоявшихся схем. Мария – Матерь совета благого. Как каждая мать, Она желает Своим детям добра, и с высоты небесного престола дает нам всевозможные поучения. А мы знаем, что та же Литания называет Ее «Престолом мудрости». Понятно, что речь здесь идет о Божией Премудрости. Примером тому служат послания, данные во время богородичных откровений в Лурде, Фатиме, Гваделупе, а также всевозможные наставления, которые Она дает нам, когда мы проникаем в глубину тайн Ее жизни. Не следует забывать призывать Марию, Матерь совета благого, с просьбой указать нам верный путь или способ поведения. Тогда наша человеческая мудрость станет мудростью христианской, мудростью, ведущей ко спасению.

В Литании Мария названа также «звездой утренней» – звездой, соединяющей ночь и день, сияющей в утренних сумерках и уступающей место солнцу. Во время Своей земной жизни Мария предвозвещала пришествие Спасителя еще до Его рождения. Сегодня Она предвозвещает Его второе пришествие, день незаходящий, в который все мы станем участниками Божией славы. Это особенно важно тогда, когда мы падаем, когда противимся Божией воле, погружаясь в ночь греха. Она – «звезда утренняя», но и «прибежище грешных», – сияет над нами еще сильнее, напоминая, что существует иная, подлинная жизнь. Она призывает нас как можно скорее вырваться из мрака сатаны и прийти к сиянию Света Христова Мария напоминает нам также, что мы должны молиться за грешников и помогать им обратиться.

Лоретанская Литания часто читается после молитвы Розария. Поэтому не удивительно, что Мария именуется «Царицей святого Розария». В Фатиме Богородица говорит прямо: «Я – Матерь Розария». Я не буду здесь останавливаться на этой теме – она хорошо известна Напомню лишь один аспект, касающийся этой молитвы, а именно: всякий раз, когда мы произносим молитву «Радуйся, Мария», мы актуализируем событие Благовещенья и всего того, что тогда произошло. В молитве Розария мы многократно повторяем слова Ангельского приветствия, чтобы глубже и лучше осознать и пережить величие тайны Воплощения, т. е. тайны любви Бога к человеку. В этом нам помогают размышления о тайнах жизни Христа и Марии, в которых без труда можно найти соответствие некоторым моментам нашей повседневной жизни.

Призывая нас к молитве Розария, Мария и Церковь желают вложить в наши руки могущественное и действенное средство для спасения нас самих и всего мира История учит, что Розарий многократно помогал людям в различных опасностях. Так было в дни победы при Лепанто6, так было и во время защиты Вены7. Следует всегда помнить слова Христа о том, что чего бы мы ни попросили во имя Его, дано будет нам. Поэтому необходимо часто прибегать к молитве Розария и молиться вместе с Марией, как это делали Апостолы, собравшиеся в пасхальной Горнице.

Наконец, последний титул, о котором мне хотелось бы здесь сказать, это титул, вынесенный в название вашей семинарии – «Мария, Царица Апостолов». Святой мученик коптской Церкви Север Антиохийский говорил, что Мария не только заслуживает титул Апостола, но и превышает всех Апостолов. Как принявшая во чреве и родившая Спасителя, Она – Матерь и источник каждого благовестнического начинания.

Кроме того, Мария должна была знать такие события из жизни Иисуса, которые были неизвестны другим Апостолам. Она знала Христа так, как каждая мать знает своего сына Мы вправе предполагать, что эти Свои знания Она передала Апостолам, углубляя их познание Иисуса.

Предание и апокрифы гласят, что Она до самой смерти физически и духовно сопутствовала Апостолам, возвещающим Евангелие: будь то в Иерусалиме, как утверждают одни, или в Эфесе, у святого Иоанна, как утверждают другие.

Даже после Своего чудесного Взятия в небо Мария помогала епископам и верным лучше познать личность Иисуса. Когда возникли трудности, как согласовать между собой две природы Иисуса, божественную и человеческую, Эфесский собор торжественно провозгласил Марию Богородицей, подтверждая тем самым, что рожденный Ею Человек Иисус – Бог-Сын.

Величая Марию Царицей Апостолов, а тем более обучаясь в семинарии Ее имени, будем молить Марию помочь нам лучше познать Иисуса и понять наше призвание быть благовестниками Евангелия. Призвание это является обязанностью каждого христианина. Ведь мы не можем владеть Евангелием только для себя, исключительно для своих нужд. «Столько сердец ожидает Евангелия», – поется в одной религиозной песне.

Мария будет верно сопутствовать нам, испрашивая у Бога необходимые нам милости. Ибо Она – Царица Апостолов, через Которую мы получаем благословение. Она благословляет нас, когда мы вместе с Нею прославляем Бога нашей молитвой и возвещаем миру Его учение.

|< в начало << назад к содержанию