|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

4.7
ТАИНСТВО БРАКА

4.7.1 Из истории чинопоследования таинства Брака

Вероятно, нет такого другого чинопоследования таинства, на которое в такой степени повлияли бы дохристианские и внехристианские обычаи и представления.

Иудейские и языческие античные обычаи заключения брака сказались уже в начальный период бытия христианского Брака. В послании к Диогнету (Diognet)ccclxiii говорится, что «христиане вступают в браки как все прочие», но «эта истина не должна скрывать и другую: ученики Иисуса стараются жить по новым заповедям своего Учителя; они стремятся выразить в знаках и словах молитвы экклезиальное и христологическое измерения Брака; для них Брак - это выражение веры, её исповедание и жизнь по ней»622.

Согласно св. Игнатию Антиохийскому, христиане, как и прочие люди, женятся и выходят замуж, но - «с согласия епископа», чтобы «Брак заключался в Господе, а не ради вожделения»623. Дальнейших сведений о (литургически оформленном?) способе выражения этого согласия Игнатий, к сожалению, не приводит.

Вызывает споры одно место у Тертуллиана, в котором говорится о matrimoniumccclxiv: «...советуемый Церковью, освящаемый ее молитвами, возвещаемый ангелами на небесах, благословляемый Богом-Отцом»624. Если некоторые авторы (например, Ритцер [Ritzer]625) отвергают догадку о совершении христианского брачного обряда, то другие (например, Крузель [Crouzel]626) как раз видят здесь сообщение о таком обряде, тогда как для большинства ученых (например, для Мартимора [Martimort]627) проблема не имеет ответа.

Вероятно, опираясь на взгляды Фогеля (Vogel)628, Кляйнхойер (Kleinhoyer) полагает, что описанное в гностических «Деяниях ап. Фомы» благословение апостолом Фомой Брака в брачном помещении представляет собой свидетельство о самой ранней христианской форме заключения Брака (ибо в гностических кругах она сложилась раньше, чем во Вселенской Церкви)629.

Во Вселенской Церкви в конце концов закрепились два различных взгляда на Брак. Запад со времени спора Ипполита с Папой Каллистом I (Kallixt)ccclxv (относительно церковного признания Брака, незаконного с государственно-правовой точки зрения [что привело к созданию собственного церковного брачного права]) следует принципу «consensus facit nuptias»ccclxvi (а богослужебное последование считает делом почти второстепенным [что и до сих пор принято в нелитургической «sanatio in radice»ccclxvii или же в диспенсации от любой формы церковного заключения Бракаccclxviii]), причем жених и невеста отнесены к совершителям таинства Брака.

На Востоке, напротив, служителем таинства считается священник, который в литургическом акте (который, следовательно, обязателен) посредством эпиклетического благословения (или «освящения») возвышает естественный брак - сложившийся по добровольному согласию брачующихся - до достоинства таинства.

Хотя на Западе и на Востоке развитие брачных церковных обрядов прошло различные этапы, всё же это различие не следует упускать из вида.

В древнейших римских сакраментариях свидетельствуется о благословении брачующихся и совершении Евхаристии по случаю обручения. Соотношение между благословением брачующихся, восходящим к римскому обычаю velatio nuptialisccclxix (с употреблением фаты), и Мессой для них - вызывает споры. Согласно Кляйнхойеру, для этой дальнейшей стадии развития (а она по местам протекала с различной скоростью) типичны: а) переход права благословения (benedictio) от главы семейства к епископу или к священнику, б) сопряжение обрядов velatio и benedictio не только с одной невестой, а с обоими брачующимися, в) выведение этого акта из домашнего богослужения и включение его в публичное чинопоследование, в том числе с совершением Евхаристии.

При этом между греками и латинянами возникло примечательное различие: греки считали церковное заключение Брака обязательным для всех, а латиняне (как это вытекает из учительного послания болгарам Папы Николая Iccclxx, написанного в 866 г.) рассматривали церковный Брак как почетное право. Согласно западной традиции, брак образует единственно публично объявленная воля брачующихся630.

Для источников древнегалльской литургической традиции характерно благословение в брачном помещении («benedictio in thalamoccclxxi»), после того как невеста приведена в дом жениха, и оно проводилось вместо benedictio nuptialis в домашнем или церковном помещении631.

Начиная уже с IV в., в восточных патриархатах церковное благословение Брака рассматривается не только как почетное право, но и как «почетная обязанность»632. При этом священнослужитель принимал от отца невесты έκδοσιςccclxxii, передачу невесты жениху посредством подачи руки. Епископ (или священник) произносил молитву благословения, и можно по крайней мере полагать, что он же производил браковенчание633 пары (против чего протестует св. Григорий Назианзин, который желал бы закрепить бракосочетание за отцом невесты).

Лишь в Средние века христианское заключение Брака на Западе полностью отделилось от домашней или родственной сферы и стало делом церковной общины.

Заключение Брака «in facie ecclesiae» должно пониматься буквально: обручение совершалось перед лицом Церкви, у «брачных врат». В подтексте обычая кроется стремление обеспечить наибольшую правомочность законно заключенному Браку, что объясняется общественными отношениями эпохи переселения народов. В согласии с принципом «consensus facit nuptias» свободно заключенный Брак совершался на глазах как можно большего числа свидетелей. Истоки совершения Брака у брачных врат следует искать у норманнов и англосаксов.

Южнее линии, мысленно проведённой между Бордо и Греноблем, церковные действия при заключении Брака долгое время определяли benedictio in thalamo, благословение перстня и приданого. Севернее этой линии, по закрепившемуся обычаю, акт Бракосочетания устанавливался брачным соглашением, а его посредством вопрошаний устанавливал священник. Он же в итоге принимал от отца невесты поданную руку или по своей инициативе подтверждал равноправно совершенную подачу рук женихом и невестой. Далее следовала передача брачного договора, благословение приданого и перстня (носить его на левой руке должна была только жена). Молитвы благословения завершали брачный обряд у церковных врат, после чего имел место вход во храм.

В Германии обычай совершения Брака у брачных врат прижился далеко не сразу, но всё же к концу XV в. он утвердился также и в баварских епископствах. Более древнее благословение (benedictio nuptialis) стало составной частью Мессы в церкви, которая следовала за совершением Брака у брачных врат. Место обряда в составе последования Мессы различалось по регионам, и связанная с ним velatioccclxxiii также имела различную форму. Если священник пропускал benedictio nuptialis, то ему грозило извержение из сана, и это обстоятельство, по Кляйнхойеру, подтверждает догадку, что обряд всё же расценивался как таинство634.

Приверженцы Реформации не признали брак таинством, и соответственно на Тридентском Соборе был подтвержден сакраментальный характер Брака635. На Соборе в то же время был удержан принцип, по которому брак создаёт согласие брачующихся, что нашло себе выражение в форме обязательства636, содержащейся в соборном декрете «Tametsi»637.

Согласно декрету, вопросы относительно желания вступить в Брак и заявление о согласии теперь переместились в храм. По регионам были допущены различия в благословении и передаче перстня, или обмене кольцами, равно как благословения приданого; последний обряд в виде «дарения монеты» удержался в некоторых регионах Франции вплоть до XX в.

Обряд возложения покрова (velatio) еще в XVIII в. встречался во Франции довольно часто, но в 1850 г. римская Конгрегация богослужения его запретила, хотя в лотарингском диоцезе Нанси немного позже он был вновь допущен (как особая привилегия).

Вообще сказать, история совершения таинства Брака вплоть до II Ватиканского Собора характеризуется тем, что в Rituale Romanum от 1614 г. были сохранены множественные обряды бракозаключения, отражающие региональное многообразие. Единообразие стало вноситься только надъепархиальными изданиями чинопоследований, как например такое произошло для региона распространения немецкого языка после публикации «Collectio rituum»ccclxxiv в 1950 г.

Правда, в «Collectio», к сожалению, дело не дошло до ныне утвержденного - и по старой традиции уже тогда принятого в диоцезе Меца - совершения Брака за Мессой (после чтения Евангелия), а был сохранен отдельный брачный обряд. За ним следовало служение Мессы о брачующихся, которое начиналось с молитвы степеней.


4.7.2 Обновленное чинопоследование Бракосочетания

Ватиканский Собор поставил себе задачей обновить чинопоследование венчания. Согласно SC 77 (Документы: 36), обряд Бракосочетания следовало переработать и обогатить, с тем «чтобы в нем яснее обозначалась благодать Таинства и подчеркивались обязанности супругов». Здесь настойчиво говорится, что местные обычаи и особые обряды должны быть сохранены.

Согласно SC 78, правилом должно быть Бракосочетание на Мессе о брачующихся (после чтения Евангелия и проповеди). Бракосочетание вне Мессы должно проводится за Литургией Слова: на ней читается тот же фрагмент из Евангелия, что и на Мессе о брачующихся; непременно должно быть преподано благословение новобрачным638.

Обновленное чинопоследование Бракосочетания содержится в «Ordo celebrandi matrimonium», опубликованном 3 марта 1969 г.639. Второе официальное издание вышло в свет 19 марта 1990 г.

Структура Бракосочетания

За Мессой о брачующихся или же за Литургией Слова по прочтении Евангелия и проповеди совершаются:

1. вопросы о согласии сторон вступить в христианский Брак;

2. благословение колец;

3. слово брачующихся (в различных вариациях);

4. подтверждение со стороны совершающего богослужение;

5. благословение новобрачных;

6. молитвенные прошения.

Дальше Месса или Литургия Слова продолжаются обычным порядком, но в заключение преподается особое благословение.

Вопросы о желании вступить в Брак (scrutiniumccclxxv) по содержанию соответствуют Collectio rituum. В обычном случае брачующиеся сами излагают своё согласие вступить в Брак, и формула консенсуса заимствована из традиции англосаксов и норманнов. Подтверждение этого обоюдного согласия оформлено в виде прошения о благословении, и в тексте использована цитата из Мф 19, 6b; она заменяет формулировку Rituale Romanum от 1614 г., которая - вопреки принятому на Западе пониманию брачающихся как совершителей таинства - всё же отводила роль такого служителя священнику: «Ego vos conjugo in matrimonium»ccclxxvi.

Частью современного выражения согласия является взаимное надевание колец брачующимися, что сейчас усилено более богатым сопровождающим словом. Благословение невесты, согласно SC 78, стало теперь благословением обоих новобрачных.

В Литургии Слова вне Мессы прослеживается структура Мессы о брачующихся. Здесь вершиной богослужения является благословение брачующихся непосредственно за центральным обрядом, и по этой причине «служение Бракосочетания» в регионе распространения немецкого языка считается Мессой о брачующихся, тогда как, согласно Римскому Миссалу (в котором сохранено традиционное место благословения), оно примыкает к молитве «Отче наш» за Мессой640.


4.7.3 «Чинопоследование венчания» по византийскому обряду

Согласно современному обряду, чин обручения и собственно чин венчания сплелись в единый литургический акт.

Во время обручения священник надевает врачующимся кольца; местом служения является неф храма, но к аналою (поставляемому перед царскими вратами столику, на котором лежит напрестольное Евангелие) пока еще не подходят641.

В чинопоследовании венчания за мирной ектенией, возглашенной диаконом, следуют три длинных эпиклетических молитвы священника: он призывает на брачующихся освящающую благодать Божию.

Далее начинается собственно венчание: священник берет венки (или специального для этого приготовленные венцы-короны), творит ими крестное знамение над напрестольным Евангелием, крестит ими невесту и жениха, возносит их над брачующимися и говорит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя), во имя Отца...» и «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя), во имя Отца...» Стоящий позади брачующихся шафер обменивает оба венца и надевает их на голову жениха и невесты. После этого начинается «синаксисccclxxvii для венчаемых и их присных»: читаются Апостол и Евангелие, возглашаются ектений.

В завершение таинства подносят благословенную чашу с вином, после чего вокруг аналоя движется хоровод во главе со священником, а хор воспевает тропари642.

Нельзя не заметить, что во время венчания активные действия выпадают лишь на долю священника. Он произносит эпиклетические молитвы, совершает венчание и собственноручно надевает обручальные кольца; согласно греческому обряду, жених и невеста не произносят ни слова.

Однако, в чине венчания Русской Православной Церкви предусмотрены вопрошания о взаимном согласии. С точки зрения богословия и церковно-правового взгляда на брак, они вполне отвечают вопросам, задаваемым в латинском обряде643. Обряд восходит к Евхологию, который подготовил митрополит Петр Могила в 1646 г., а в книге отразилось латинское влияние. Через влиятельный Евхологий Петра Могилы латинизмы в конце концов проникли в литургические реформы Московского Патриарха Никона (1652-1658)644.

В сербском Требнике также имеются вопросы об обоюдном согласии. Рес (Raes) объясняет это тем, что сербы, когда они были под турками, не имели собственных типографий, и им приходилось употреблять русские церковные книги645.


4.7.4 Кто является совершителем таинства Брака?

Между пониманиями таинства Брака с западно-католической и восточно-православной точек зрения имеются различия относительно совершителя таинства, и они сказались на форме брачных чинопоследований.

Согласно католическому учению, не бывает такого супружеского сожительства двух крещеных, которое уже не было бы таинством, поскольку Христос возвысил до таинства любой брачный союз646. Следовательно, врачующиеся являются друг для друга совершителями таинства. Согласно Decretum pro Armenis, заявление жениха и невесты о согласии относительно трех даров Брака - это и есть «совершающая причина»ccclxxviii таинства647. Роль духовного сана при заключении Брака тем самым ограничивается ([после того, как на Тридентском Соборе была введена обязательная форма] как правило обязательным) принятием обоюдного согласия полномочным священником и благословением брачующихся, которые, поскольку заявлено обоюдное согласие, и без того уже считаются состоящими в браке. В Католической Церкви не увенчались успехом попытки придать действиям священника за Мессой о брачующихся характер совершения таинства648. А насколько католическое брачное богословие увязывает действенность таинства Брака с обоюдным согласием, отчетливо видно в подходе к исключительным случаям или к диспенсации (освобождению от обязанности церковного заключения брака в чрезвычайных обстоятельствах).

По православному пониманию, таинство Брака совершается шаг за шагом на основе существующего обоюдного согласия брачующихся649. До начала обряда обручения священник выясняет, налицо ли обоюдное согласие на брак, и на нём покоится дальнейшее чинопоследование обручения. Обручение же, по традиции, издавна срослось с «чинопоследованием венчания»650. Если брачующиеся заявляют о своем согласии на Брак, но далее воздерживаются от церковного чинопоследования, то этим, согласно Трембеласу (Trembelas), свидетельствуется, что состоялся лишь природный брак, однако в венчании он еще должен быть возвышен до таинства651.

При сотворении Богом мира был учреждён и природный брак, но он исказился грехом прародителей, так что во время венчания совершается его преображение в таинство, а единственным возможным служителем таинства, по Трембеласу, является священник652.

Также и Готц (Hotz) подчеркнул значение эпиклесиса для восточного понимания таинства653, а право на эпиклесис принадлежит исключительно священникам и епископам.

Несмотря на исторические возражения, - согласно Фогту, св. Ипполит едва ли бы промолчал, если бы ему было известно о церковном заключении Брака654, - Трембелас не считает поздно появившиеся юридические установки доказательством, что до них в Византийской Церкви тайнообразующего (эпиклетического) благословения брачующихся якобы не было655; как он считает, изложенное им учение о Браке не есть теологумен отдельных богословов, а представляет собой общеправославное мнение. За ним стоит - исторически всё возраставшее - понимание сакраментальной природы Церкви и её богослужебных действий, а их важнейшими структурными элементами как раз и являются анамнесис и эпиклесис. Западные богословы под этим влиянием всё охотнее дискутируют тезис, по которому таинство Брака совершается через священническое благословение656.

Собственный подход к проблеме демонстрирует Йилек (Jilek). Он сопоставляет чинопоследование брака с епископской хиротонией, как она описана в «Апостольских преданиях» св. Ипполита (на основе которых мы вообще судим о чинопоследованиях всех таинств). Согласно Йилеку, посвящение в церковный сан исходит из предпосылки «существенной синэргии священнослужителей и собравшейся Церкви». «Преподать» таинство означает: «Определённая жизненная ситуация оценивается по вере и затем в хвалениях и молитвах (стало быть, анамнетико-эпиклетически) претворяется в спасительное деяние Божие»657.

В чинопоследовании Брака благословениям (benedictio nuptialis и benedictio in thalamo) соответствует посвятительная молитва таинства Рукоположения. Йилек предпринял следующие сопоставления: «1. Как епископскому посвящению предшествует выбор кандидата (включая согласие на выбор со стороны властей предержащих), так и условием совершения Бракосочетания является (...) единодушие и решимость брачующихся. Светский, юридический аспект (...) может не учитываться. 2. Когда Церковь отыскала подходящего кандидата на епископское рукоположение, является нужда совершить Великую анамнетико-эпиклетическую, стало быть доксологическую, молитву. Нечто подобное совершается и при заключении Брака. 3. Назначение и содержание Великой молитвы: актуальное событие в жизни, - в одном случае Церковь обрела подходящего кандидата для епископского служения; в другом случае мужчина и женщина нашли друг друга и вступают в Брак. То и другое толкуется как деяние Самого Бога, a hic et nuncccclxxix испрашивается продолжение Его искупительных деяний на будущее. 4. Когда избрание состоялось, кандидат еще не стал епископом; когда жених и невеста приняли свое решение... они, в христианском понимании, еще не стали мужем и женой. Эти действия, конечно, являются непременной предпосылкой любого богослужебного чина, но при этом остаётся в силе: избранный кандидат лишь тогда станет епископом, жених и невеста - супругами, (...) когда и поскольку над ними посредством (...) Великой анамнетико-эпиклетической молитвы совершится соответствующее деяние Божие. 5. Эта Великая молитва есть средоточие и основное действие богослужебного чинопоследования (...) 6. Носителем этой молитвы является всё богослужебное собрание. От его имени говорит предстоящий священнослужитель. 7. Осуществление этой Великой молитвы священнослужителем имеет место посредством прошений и невербальных знамений»658.

Подчеркнутая Йилеком взаимодополнительность брачного согласия и священнического благословения (без которой не может совершиться таинство Брака) уже в 1969 г. была вынесена на дискуссию Корекко (Corecco), указавшим, что на Тридентском Соборе подобную позицию отстаивал, но не смог утвердить Мельхиор Каноccclxxx (Melchior Cano; † 1560)659. Согласно Корекко, необходимо вернуться к экклезиологической и сакраментально-богословской позиции Кано и признать ее истинность. «Что роль священника (наряду с обоюдным согласием) может иметь бракотворную, конститутивную силу, не находится в противоречии с учением об "одном лишь согласии" (solus consensus) и о неделимости брачного договора и таинства», тем более что «проблема, кто является совершителем таинства Брака, не может быть разрешена единственно тем, что канонический порядок будет истолкован или позитивистски, или только в смысле принципа solus consensus (заимствованного из римского права)»660.

Точка зрения II Ватиканского Собора, согласно которой семья - это «ecclesia domestica»ccclxxxi и место, где Церковь осуществляет себя, «побуждает к тому, чтобы при заключении Брака была лучше выражена сакраментальная и экклезиологическая символика. По существу для этого требуется, чтобы также и для латинской Церкви было признано, что литургическое благословение Брака священником - это сущностная составная часть правовой формы заключения Брака»661. Пожелание это, как констатировал Йилек в 1988 г., всё еще не осуществлено662.


4.7.5 Так называемое «экуменическое Бракосочетание»

С самого начала надо ясно сказать: в строгом церковно-правовом смысле «экуменического Бракосочетания» быть не может. Есть или католическое Бракосочетание с участием некатолического духовного лица, или же некатолическое Бракосочетание при участии католического духовного лица, совершенное над католиком, получившим диспенсацию.

Подвижки в данной области стали возможны, лишь когда католичество открылось навстречу экуменизму, а эта открытость неотделима от позиции II Ватиканского Собора.

Согласно инструкции «Matrimonii Sacramentum» Конгрегации вероучения от 18 марта 1966 г., за некатолическим духовным лицом признавалась возможность принести свои поздравления жениху и невесте и вознести молитвы совместно с присутствующими не-католиками.

Для Германии, в развитие установок, содержащихся в римском motu proprio «Matrimonia mixta» от 31 марта 1970 г., был опубликован документ «Совместное церковное Бракосочетание», и в нем предлагалось проводить или католический, или протестантский обряд, при участии священнослужителя альтернативной конфессии.

В дальнейшем чинопоследования были опубликованы для Швейцарии (1973), и в них-то впервые употреблено наименование «Экуменическое Бракосочетание»663); затем - для архиепископии Фрибург / Баден (1973) и для Австрии (1979). Согласно Фрибургскому обряду, за католическим священнослужителем - независимо от того, совершается богослужение в католическом или протестантском храме, - остаётся произнесение заявления об обоюдном согласии, так что, как сказано в сопровождающем руководстве, диспенсация не требуется, поскольку в каждом случае, в строгом церковно-правовом смысле, совершается «католическое» Бракосочетание664.


4.7.6 Богослужебные последования по случаю брачных юбилеев

В эпоху раннего Средневековья, несомненно, имелись чинопоследования Мессы на 30-й день после свадьбы и на каждую годовщину заключения Брака. «Поначалу в обрядах диоцезов и затем (намного позже) также и в Rituale Romanum свидетельствуется и допускается практика церковных богослужений по случаю юбилеев состояния в Браке»665. Первой подобной книгой, согласно Кляйнхойеру, является Констанцский Требник 1776 г. В Майнцском Требнике 1889 г. предусмотрен чин, когда супруги, сделав торжественное заявление (но до начала Мессы), обновляют свои брачные обеты, после чего священник заново покрывает сплетенные руки супругов своей епитрахилью-столой и в молитве произносит благословение.

В Rituale Romanum, однако, соответствующий чин (Tit. VIII 7) был напечатан только в 1952 г. Здесь содержится предостережение, чтобы служение брачного юбилея не создавало впечатления, будто Брак «благословляется» заново. Предписывается подобающее слово священника перед вотивнойccclxxxii Мессой «ради благодарения»; затем прочитывается псалом 128 (127) со стихами и молитвословиями; поется гимн «Те Deum»; супругов-юбиляров кропят освященной водой. В Миссале 1970 г. также имеется чинопоследование вотивной Мессы «ради благодарения». В Бенедикционале, выпущенном на немецком языке, предусмотрены чинопоследования по случаю 25-ти- и 50-тилетия Брака: после проповеди священник приглашает супругов подать друг другу руки, покрывает их столой и произносит молитву благословения666.

Литература

E. Corecco: Der Priester als Spender des Ehesakramentes im Lichte der Lehre über die Untrennbarkeit von Ehevertrag und Ehesakrament. In: A. Scheuermann / G. May (Hgg.): Ius sacrum (FS Mörsdorf). München 1969, 521-557.

Р. Evdokimov: Sacrement de l 'amour. Le mystère conjugal à la lumière de latradition orthodoxe. Paris 1962.

J. Évenou: Le mariage: Martimort III. Paris 1984, 201-224.

B. Kleinheyer: Riten um Ehe und Familie: GdK 8. Regensburg 1984, 67-156.

A. Raes: Le mariage dans les Églises d'Orient. Chevetogne 1958.

K. Richter (Hg.): Eheschließung - mehr als ein rechtlich Ding? Freiburg - Basel- Wien 1989 (QD 120).

M. Righetti: Manuale di storia liturgica IV: I sacramenti, i sacramentali. Milano 1953, 334-350: II Matrimonio.

K. Ritzer: Formen, Riten und religiöses Brauchtum der Eheschließung in den christlichen Kirchen des ersten Jahrtausends. Münster 2. Aufl. 1981 (LQF 38).

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|