|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

4. 6
ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВАcccxliii

4.6.1 Обновление богослужения Рукоположенияcccxliv

В старом обряде Рукоположения (хиротонии) во священники говорилось: «Accipe potestatem offerre sacrificium»cccxlv. Нам сегодня непросто оценивать таинство Рукоположения преимущественно в аспекте вручения полномочий, хотя, конечно, как плод таинства воспринимающий получает нечто, что непременно делает его уполномоченным. Полномочия рукоположенного - это не то же самое, что царственное священство всех крещеных, но их следует соотнести с ним555.

Аспект вручения полномочий таит в себе опасность для образа священника и тогда, когда служение таинства вырывается из сопряженности с Церковью и сводится исключительно к передаче воспринимающему известной личной власти (potestas)cccxlvi.

Между тем таинство Рукоположения неотделимо от Церкви556, и это его экклезиальное измерение особо подчеркнуто в документах II Ватиканского Собора (которые и вообще отличаются духом обновления)557: рукополагаемый не получает власти освящать и разрешать, которая была бы автономна от общины его служения; напротив, «Церковь - это действенное знамение благодати во всем своем бытии, во всей своей структуре, в том числе и прежде всего в священническом чине, установленном в ней»558.

Обряд сам по себе действительно требовал обновления. Согласно Кляйнхойеру (Kleinheyer), некоторые элементы старого чина священнического рукоположения - определенно намного сомнительнее, чем обрядовые элементы Мессы в дореформенное время, поскольку они затемняли собственное значение обряда.

На историческом основании Собору предстояло проторить «путь в будущее, плодотворный в пастырско-литургическом плане»559. Собор вступил на этот путь, но даже когда вышло в свет второе издание тетрадки-выпуска «Римского Понтификала» (содержащей ординационные чинопоследования), всё еще нельзя сказать, что путь пройден до конца560.


4.6.2 Чинопоследования Рукоположений в истории и современности

Уже в новозаветное время возложение рук и молитва были центральными элементами поставления на церковные служения (ср. Деян 6, 6)561. Таковы же и церковные порядки времени св. Ипполита Римского: тогда (исключая диаконское рукоположение) - как характерное отличие от современной практики - в возложении рук за епископским рукоположением участвовали все присутствующие епископы, а за священническим - все священники562.

Возложение рук - это эпиклетический жест563, и при этом Кляйнхойер по праву иначе интерпретирует возложение рук на посвящаемого всеми присутствующими епископами, чем сообществом священниковcccxlvii. При диаконском посвящении один лишь епископ возлагает руки, поскольку диакон «non in sacerdotio ordinatur, sed in ministerio episcopi, ut faciat quae jubet ei»564 / cccxlviii.

Ординационная молитва565, сохранившаяся в Traditio Apostolica, является наиболее ранней из засвидетельствованных, и она послужила основой для молитвы епископского рукоположения «Римского Понтификала» 1968 г.

В качестве дня недели совершения рукоположения Ипполит называет воскресенье. В служении Евхаристии, следующем за хиротонией, новопосвященный епископ бывал сослужителем566.

В 8-й главе «Апостольских постановлений», записанных в Сирии около 380 г. и испытавших на себе влияние св. Ипполита, впервые свидетельствуется, что за епископской хиротонией на посвящаемого во время посвятительной молитвы двумя диаконами возлагалось на-престольное Евангелие567. Об этом же через столетие говорят также Statuta Ecclesiae antiqua568 для Южной Галлии и начиная с VI в. - для Рима. «Как для священника и диакона епископ, возлагавший руки, является всегдаприсущим знамением их вхождения в сан, так для епископа, посвятители которого не могут быть рядом, всегдаприсущим напоминанием о принятии за хиротонией Св. Духа служит напрестольное Евангелие»569.

Вплоть до того, как также и в Риме приняли «Римско-Германский Понтификал» (Pontificale Romano-Germanicum), записанный в Майнце около 950 г., именно Ordines Romani и сакраментарии града Рима служили источниками сведений об ординационном обряде.

Временем епископской хиротонии осталось, как и прежде, воскресенье. В источниках детально описаны приготовления к рукоположению (приезжего) епископа в Риме. В пятницу кандидат клятвенно заверял, что препятствий для его ординации - нет. В субботу Папа утверждал правомочность избрания, ранее совершенного клириками и народом отдельной Церкви, и устраивал «экзаменовку» кандидата: он задавал вопросы о его биографии и семейном положении, а также относительно канона библейских книг, читаемых в его отдельной Церкви. Посвящаемому преподавалось наставление о его будущих обязанностях по сану.

Что касается рукоположения священников и диаконов, то со времени Папы Геласия I (492-496) оно больше не проводилось по воскресеньям, а совершалось в навечерие (vigilia) субботы XIV-й седмицы по Пятидесятнице570. Предварительно в понедельник той же седмицы и в данном случае кандидаты должны были под клятвой свидетельствовать об отсутствии препятствий к рукоположению. Затем в среду и в пятницу делались объявления об ординации с призывом ко всем заявить, если такие препятствия всё-таки имеются; ложным обвинителям грозило отлучение от Церкви571.

Что касается Литургии, служившейся на посвящении, то со времени св. Ипполита новорукоположенный тотчас становился ее сослужителем. Рукоположение по времени было приурочено так, чтобы новопосвященный мог как можно скорее встать в число служителей. По этой причине (в отличие от Traditio Apostolica, согласно которому рукоположение проводилось перед приготовлением свв. Даров) хиротония римского епископа совершалась тотчас после начальных обрядов, тогда как приезжие кандидаты посвящались между Gradualecccxlix и аллилуйным стихом Мессы. Рукоположение священников и диаконов также следовало за последним чтением из Св. Писания перед чтением Евангелия.

Чинопоследования собственно рукоположения начинались с призыва епископа помолиться за кандидата, а молитва приходской общины представляла собой литанию с повторением «Кирие элеисон» («Господи, помилуй»). В это время консекратор, кандидаты и весь клир простирались перед алтарём. В качестве основных священнодействий затем следовали возложение рук и посвятительная молитва.

Постановление Никейского Собора, по которому в возложении рук должны участвовать по крайней мере три епископа (с. 4), свидетельствует об отходе от возложения рук всеми епископами, присутствующими за хиротонией. В Риме постановление Никейского Собора применялось только в случае, если епископ рукополагался не самим Папой; если же Папа сам совершал ординацию, то он один возлагал руки на кандидата. В остальных случаях число три было одновременно как минимумом, так и максимумом.

По аналогии с Папским рукоположением епископов, также и при рукоположении священников Папа единолично возлагал руки, но перед этим три священника-кардинала участвовали в возложении рук572.

Дальнейшие обряды за Мессой с посвящением в сан были: приветствие мира, посвятительная молитва, провозглашение Евангелия одним из вновь рукоположенных диаконов, тогда как новые священники в лучшем случае участвовали только в причащении народа. Зато новопосвященные священники града Рима торжественной процессией отправлялись каждый в свой титульный храм, где и служили первую Мессу (Primitia)573.

Сообщения источников не обнаруживают согласия относительно вручения одежд и инсигний. Этой процедуре в Риме не придавали значения, и ее проводил архидиакон перед началом собственно посвящения574.

Римский обряд, однако, испытал на себе влияние не-римских ординационных чинопоследований Запада.

Так, Церковь Империи франков обогатила римский чин Рукоположения дальнейшими элементами.

Из чина посвящения Ирландско-Кельтской Церкви или из древне-испанского источника VI-VII вв. были заимствованы помазания. С большей торжественностью стало производиться вручение одеяний, так как в Испании VII в. их вручал сам епископ с подобающим наставлением. Также в Испании засвидетельствована и передача внешних знаков-инсигний сана («Traditio instrumentorum»).

Основные священнодействия, состоящие всего лишь из возложения рук и посвятительной молитвы, вероятно, в Средние века показались недостаточно выразительными: новые элементы были призваны их усилить, но со временем они оттеснили самое существенное на задний план575.

Посредством Pontificale Romano-Germanicum эти новые элементы попали также в Рим и стали со-определять дальнейшее развитие обряда. Влияние Майнцкого понтификала, - через понтификалы XII в., Pontificale Romanae Curiae, понтификал Вильгельма Дуранда и, наконец, «Римский Понтификал» 1596 г., - простиралось вплоть до эпохи реформ II Ватиканского Собора.

Правда, уже по суждению историка-литургиста кардинала Томмасия (Tommasius; † 1713), Pontificale Romano-Germanicum был скорее «farrago diversorum rituum»cccl, неупорядоченным собранием самых различных обрядов. Он вообще представлял собой скорее собрание материалов римского и вне-римского происхождения, чем книгу, пригодную для литургической практики, и это наблюдение, согласно Кляйнхойеру, относится также и к ординационным обрядам576.

Отмеченное (отнюдь не органичное) собрание обрядовых действий, за которыми к тому же не признавалось равноценности, привело в тому, что довольно простые основные действия возложения рук и посвятительной молитвы в их собственном значении перестали распознаваться и «потонули» в обилии ординационных действий.

В ординации епископа возложение рук имело сопровождающую формулу («Accipe Spiritum Sanctum»cccli), а посвятительная молитва прерывалась Троичным гимном и последующим помазанием главы577.

Также и в чинопоследовании священнического посвящения имелась сопровождающая формула к возложению рук «Accipe Spiritum Sanctum, quorum remiseris peccata, remittuntur eis, et quorum retinueris, retenta sunt» (Ин 20, 23)ccclii. Эти слова, однако, перестали говориться при (некогда единственном) возложении рук в высший момент чинопоследования, ибо они теперь стали сопровождать второе возложение рук во втором круге обрядов после причастия. Развязывание (до того момента связанного высоко на спине) литургического одеяния вместе с этим вторым возложением рук было перетолковано как «совершение» священнической ординации посредством вручения права отпускать грехи.

Лишь под конец этого второго круга ритуала новопосвященные давали обет послушания и совершали обряд «положения руки» (Handgang; обряд заимствован из германской правовой символики и феодальных отношений). При этом складывалось впечатление, будто только сейчас полученные полномочия (освящать свв. Дары и отпускать грехи) сопрягаются экклезиологически.

Насколько далеко зашло вытеснение основных действий возложения рук (совершаемого в молчании) и посвятительной молитвы, видно на примере ложного истолкования смысла вручения чаши и патеныcccliii с приготовленными Дарами (Traditio instrumenti) как сущностного элемента (forma sacramenti) таинства Посвящения. Эта ложная интерпретация, к которой подталкивала и сопровождающая формула578, была закреплена на Флорентийском Соборе в 1439 г. в Decretum pro Armenis (DH 1326) и продержалась вплоть до вмешательства Папы Пия XII. Он вновь объявил рукоположение и посвятительную молитву основными действиями, a Traditio instrumentorum отнес к дополнительным обрядам579. «Этим установлением была создана важнейшая руководящая установка для обновления ординационного чинопоследования в эпоху после II Ватиканского Собора»580.

В обновленном чинопоследовании Рукоположения «Римского Понтификала» 1968 г.581, подготовленном по поручению II Ватиканского Собора (SC 76), в центр обряда таинства поставлены (в посвящении во все три степени) возложение рук и посвятительная молитва582.

Епископское посвящение

Священническое посвящение

Диаконское посвящение

После Евангелия: представление кандидата После Евангелия: представление кандидата После Евангелия: представление кандидата
чтение Папского послания избрание, совершаемое епископом избрание, совершаемое епископом
проповедь преподающего таинство проповедь преподающего таинство проповедь преподающего таинство
обеты кандидата обеты кандидата обеты кандидата
___ положение руки как обещание послушания положение руки как обещание послушания
приглашение к молитве приглашение к молитве приглашение к молитве
литания литания литания
возложение рук всеми епископами возложение рук епископом и священниками возложение рук епископом
возложение на главу Евангелия ___ ___
посвятительная молитва посвятительная молитва посвятительная молитва
___ облачения в одеяния сана: стола и казула облачения в одеяния сана: кверстола и далматик
помазание главы помазание рук ___
вручение Евангелия вручение хлеба и вина вручение Евангелия
вручение перстня ___ ___
вручение митры ___ ___
вручение жезла ___ ___
возведение на кафедру ___ ___

поцелуй мира

поцелуй мира

поцелуй мира

Ординационная Месса с подготавливающими обрядами нацелена на основные действия, следующие за прочтением Евангелия. После представления кандидата или кандидатов имеет место прочтение Папского поручения (mandatum apostolicum)583 в случае епископской хиротонии или же избрание кандидатов в случае рукоположения священников или диаконов. Избрание представляет собой: подтверждение прошения об ординации (в котором народ также участвует, поскольку ему задаются вопросы) и краткое напоминание о каноническом выборе клира, а также восклицание приходской общины «Благодарение Богу!»

Для каждой из трех ординации имеется своя модель устного обращения предстоятеля, насыщенная библейскими мотивами и суждениями II Ватиканского Собора. Отпал прежний призыв к приходской общине выразить отношение к отбору кандидатов.

За обращением следует обетование кандидата или кандидатов и (при посвящении диаконов и священников) обещание послушания с жестом положения руки.

При епископском посвящении в обетование интегрирована также «экзаменовка».

При диаконском посвящении обетование введено вновь, поскольку диаконат представляет собой самостоятельную степень посвящения в церковный сан. Обещание послушания присоединяется к обету, и это логично: исполнение священнического или диаконского служения возможно лишь в конкретной отдельной Церкви, представляемой рукополагающим епископом584.

В новейшем издании тетрадки-выпуска Понтификала органичнее изложены три прошения за кандидата или кандидатов. До реформы они выпевались самим епископом, одновременно благословлявшим избранных; теперь они вошли в литанию, подготавливающую основные священнодействия, с тем чтобы «еще определеннее противостоять искушению держаться старой практики и не дать епископу шанса самому пропеть три прошения»585.

Нигде более посвятительная молитва не прерывается другим действием, будь оно основным (как возложение рук в старом чине диаконского посвящения) или дополнительнымcccliv (как помазание главы при посвящении епископа). При возложении рук больше не произносятся сопроводительные слова, поскольку посвятительная молитва сама по себе уже есть «слово истолкования». Точно также при священническом рукоположении вместе со вторым кругом обряда после причастия отпало второе возложение рук. При епископском посвящении все присутствующие епископы возлагают руки, а не только трое как максимальное число. Как это было во времена св. Ипполита, разделение трех степеней ординации в аспекте возложения рук находит свое выражение в различии кругов со-совершителей. Сохраняется возложение напрестольного Евангелия при хиротонии епископа, но отныне оно возлагается именно на голову избранного (чем подчеркивается эпиклетический характер основного действия).

Кляйнхойер подвергает сомнению то обстоятельство, что в посвятительных молитвах всё еще особо подчеркиваются «verba essentialia»586.

Переработка чинопоследования священнического посвящения во втором издании тетрадки Понтификала «De Ordinatione» от 1990 г. оказалась более фундаментальной, чем диаконского587.

Дополнительные обряды прописаны в ней таким образом, чтобы основные действия были подчеркнуты, а не затушеваны.

Так, признано менее важным, чтобы одежды сана передавались епископом, по сравнению с тем, чтобы, облачившись в них, новопосвященные, ради зримого показа воспринятой степени посвящения, появлялись в них перед епископом и перед приходской общиной.

Также и помазания (после устранения «неувязки в рубрицистике»ccclv, согласно которой вплоть до реформы предписывалось употреблять елей катехуменов, а теперь, естественно, вновь предусматривается употребление мира-харизмы [ведь помазания распространяются на всю личность, а не на особую «готовность рук совершать benedicere, sanctificare, consecrareccclvi»588]) и передача одежды и инсигний сегодня отчетливо показаны как дополнительные знаковые действия; ни текст, ни знаковые действия обновленного чинопоследования больше не создают впечатления, будто именно здесь в ординации совершается самое главное.

То, что Кляйнхойер называет «поцелуем мира», по сути более заслуживает наименования «поцелуя принятия в сан». Например, изменились действия, которые могут совершаться за диаконским посвящением: присутствующие диаконы теперь также вправе, вслед за епископом, давать поцелуй мира. Во втором издании обновленных чинопоследований посвящения от 1990 г. читается: «Подобным образом да делают все или по крайней мере некоторые из присутствующих диаконов»589. Тем самым этот поцелуй должен однозначно пониматься как поцелуй принятия в сан новых сослужителей590.

Кляйнхойер задаётся вопросом, правильно ли применять без модификаций обряд диаконской ординации как к тем лицам, относительно которых известно, что они станут отправлять диаконское служение на протяжении всей жизни или по крайней мере длительного времени (а чинопоследование как раз исходит из предпосылки постоянного диаконского служения)591, так и к тем кандидатам на священство, которые заведомо лишь недолго пробудут в диаконском состоянии592.


4.6.3 Чинопоследования преподания поручений церковнослужителям593

Собственно говоря, эти чинопоследования не принадлежат к числу ординационных обрядов, о чем свидетельствуется уже в древнейшем литургическом источнике, содержащем чин хиротесии церковнослужителей: у св. Ипполита преподание за богослужением поручений иподиаконам и чтецам строго отличается от рукоположении во епископа, пресвитера и диакона594. В первом случае не бывает возложения рук, и при преподании поручения чтецу ожидаемое служение описывается вручением характерного предмета, в данном случае книги595. И вообще в служении преподания поручения основным действием становится Traditio instrumentorum (богослужебной книги, текстов экзорцизмов для экзорцистов, светильников [употребляемых за процессиями] для аколитов, а также чаши и дискоса [патены] для иподиаконов).

Уже в Римско-Германском Понтификале середины X в. заметно возвышение иподиаконства на более «высокую» ступень; завершается процесс в Понтификале XII в. Некоторые обрядовые элементы из ординационного чина (например, молитва литании, обряды вручения одеяний) перекочевали также и в «посвящение во иподиакона»596, «но одно осталось неизменным: "non imponetur manus", нет возложения рук»597. Подобную тенденцию, отмечаемую также и в других «низших посвящениях»ccclvii, легко понять, поскольку эти последние считались первыми ступенями к таинству Рукоположения, стоящему в конце подготовки, его «предтечами»598.

В согласии с motu proprio Папы Павла VI «Ministeria quaedam» от 15 августа 1972 г.599, «низшие посвящения», а также тонзураccclviii / 600 как мета вступления в чин клириков отменены в пользу института служения чтеца и аколита.

К клиру принадлежат только три степени посвящения, получаемые в таинствах. Поручаемые служения, таким образом, распространяются на мирян, исполняющих их по праву царственного священства601.

В другом месте уже говорилось относительно внутренней противоречивости упомянутого motu proprio и вытекающей из него практики (фактическое возобновляется обязательность «низших посвящений» для кандидатов в священники; женщины исключаются из числа церковнослужителей)602.

По новому порядку, обряд поручения служений чтеца и аколита (совместно с принятием в кандидаты на священство и диаконство, равно как и обет целибата) образуют часть обновленного «Римского Понтификала»603. Преподание поручения совершается епископом, который указывает на служение передачей соответствующих предметов (Traditio instrumentorum: богослужебной книги или патены и чаши). Преподание поручения на длительное служение епископом лишний раз напоминает, что речь идёт именно о «посвящении», особенно если его чин сопоставить с поручением раздаятеля причастия604, находящемся в компетенции местного священника.

Не является «посвящением» также и служения принятия в кандидаты на священство и диаконство. Вплоть до установления нового порядка605 человек становился клириком через тонзуру и тем самым включался в число кандидатов на получение посвящений через таинства. С введением нового порядка (института) служения «показалось полезным в дальнейшем вместо обряда "О приобщении к клиру" ввести чинопоследование "принятия в число кандидатов в священнослужители"»606.

Чинопоследование «Admissio», которое нельзя связывать ни с рукоположением, ни с преподанием поручения, проводит епископ, перед которым кандидаты публично свидетельствуют о своей решимости «послужить Богу и Церкви принятием рукоположении на священнослужение». Согласно второму изданию тетрадки Понтификала «De Ordinatione»ccclix от 1990 г., обет целибата для кандидатов в священники и для неженатых кандидатов в диаконы теперь стал частью обетовании при рукоположении во диакона607.


4.6.4 Византийские чинопоследования рукоположении

Согласно византийскому обряду, имеются «посвящения» с возложением рук в «свещеносца», певца, чтеца и иподиакона, но они, в отличие от таинства Рукоположения, называются не хиротониями, а хиротесиями608. Кроме того, «высшие посвящения», совершаемые при алтаре, именно местом совершения отличаются от «низших», совершаемых вне его. Кроме того, далее, за одним богослужением несколько кандидатов могут быть посвящены на церковное служение, тогда как таинство Рукоположения всегда проводится над одним кандидатом609.

Чинопоследования Рукоположения все имеют одну и ту же основную структуру и отличаются «крайней простотой»610, а именно: 1. Сначала возгласы «Повелите!» показывают, что началось собственно Рукоположение, и за ними следует представление кандидата на посвящение. 2. Затем совершается троекратное обхождение кандидатом престола. 3. Потом кандидат преклоняет колени перед престолом и прикасается к нему челом. 4. Епископ возлагает руки и произносит возглас ‘H θεία χάριςccclx. 5. Произносится епископом первая эпиклетическая тайная молитва, а клир воспевает «Господи, помилуй!». 6. Епископ говорит вторую эпиклетическую тайную молитву, а диакон в это время вместе с общиной возглашает мирную ектению. 7. Новопосвященного облачают в одежды его сана, епископ возглашает «Аксиос!» («Достоин!»), а клир и приходская община подхватывают.

Все три высших таинства посвящения (χειροτονίαι) совершаются внутри служения Евхаристии. Диаконское посвящение преподается после Евхаристической анафоры, священническое - после Великого входа, а епископское - после «Трисвятого»611. Новопосвященный за той же самой Литургией сам сразу начинает исполнять священнодействия своего сана612.

Пережиточную форму канонического выбора посвящаемого представляют собой возгласы «Повелите!», адресуемые диаконами клиру и собравшемуся народу; так их призывают к участию в посвящающих действиях613. Возложение епископских рук сопровождается возгласом ‘H θεία χάρις, с изменениями в зависимости от степени посвящения. В диаконском рукоположении возглас таков: «Божественная благодать, всякую немощь врачующая и недостающее восполняющая, да поставит (имярек), благочестивейшаго иподиакона, во диакона; помолимся о нем, да снизойдет на него благодать Всесвятаго Духа»614.

Некоторые полагают, что возглас ‘H θεία χάρις - это та же самая молитва для всех степеней посвящения. В других восточных Церквах она, однако, представляет собой лишь провозглашение архидиаконом предстоящего посвящении и легитимности выбора615.

Трембелас (Trembelas) считает недопустимой латинизацией даже само намерение установить в обряде Рукоположения «verba essentialia» («установительные слова»); «освящающий эпиклесис распространен по всему обряду и содержится прежде всего в молитвах»616.

Согласно Хансенсу (Hanssens), форму таинства посвящения образуют две последующие за возложением рук тайныеccclxi молитвы епископа (который, произнося их, не снимает рук). Молитвы сопровождаются диаконской ектенией, и в ней есть прошение: «О рабе Божием (имярек), посвящаемом во диакона, и о спасении его Господу помолимся»617.

Действительно, едва ли правильно усматривать единственно в возгласе ‘H θεία χάρις forma sacramenti, хотя для Униатскойccclxii Церкви Украины эта forma определена именно так. Предпочтительнее считать возглас неотделимым от двух тайных молитв: он образует лишь вступление к этим обеим депрекативным молитвам епископа618.

Выполняются дополнительные обряды: передача одеяний сана с возгласами епископа «Аксиос!», повторяемыми клиром и народом. Гейлер (Heiler) усматривает здесь активное участие всех присутствующих по праву их царственного священства619.

В согласии с греческой традицией затем бывает представление новопосвященного и лобзание его епископом в лоб как знак принятия в сан. У славян можно «обнаружить следы ложной теории латинских схоластиков, согласно которой материя таинства посвящения состоит в передаче предметов; так думают Гавриил Север (Gabriel Severus) и митрополит Пётр Могила»620. И действительно, новопосвященному диакону вручаются рипиды, новому священнику - служебник (сакраментарий) или даже литургические сосуды621.

Литература

I. H. Dalmais: Die Mysterien (Sakramente) im orthodoxen und altorientalischen Christentum. In: W. Nyssen / H. J. Schulz / P. Wiertz (Hgg.): Handbuch der Ostkirchenkunde II. Düsseldorf 2. Aufl. 1989, 141-181.

I. Doens: Der Weiheritus in der Ostkirche des byzantinischen Ritus. In: K. Rahner / H. Vorgrimler: Diakonia in Christo. Über die Erneuerung des Diakonates. Freiburg - Basel - Wien: 1962 (QD 15/16), 57-61.

P. Jounel: Les ordinations: Martimort III, Paris 1984, 154-196.

P. Jounel: Les institutions aux ministeVres: Martimort III, Paris 1984, 197-200.

B. Kleinheyer: Die Priesterweihe im römischen Ritus. Eine liturgiehistorische Studie. Trier 1962 (TThSt 12).

B. Kleinheyer: Weiheliturgie in neuer Gestalt. In: LJ 18 (1968) 210-229. B. Kleinheyer: Ordinationen und Beauftragungen: Sakramentliche Feiern II: GdK 8, Regensburg 1984, 6-65.

B. Kleinheyer: Ordinationsfeiern. Zur zweiten Auflage des Pontificale-Faszikels «De Ordinatione Episcopi, presbyterorum et diaconorum». In: LJ 41 (1991) 88-118.

E. J. Lengeling: Die Theologie des Weihesakramentes nach dem Zeugnis des neuen Ritus. In: LJ 19 (1969) 142-166.

Th. Maas-Ewerd: Nicht gelöste Fragen in der Reform der «Weiheliturgie». In: Ders. (Hg.): Lebt unser Gottesdienst? 151-173.

O. Nußbaum: Lektorat und Akolythat. Zur Neuordnung der liturgischen Laienämter. Köln 1974 (Kölner Beiträge 17).

O. Nußbaum: Theologie und Ritus der Diakonenweihe. In: J. G. Ploger / H. J.

Weber (Hgg.): Der Diakon. Wiederentdeckung und Erneuerung seines Dienstes. Freiburg - Basel - Wien 1980, 122-146.

M. Righetti: Manuale di storia liturgica IV: I sacramenti, i sacramentali. Milano 1953, 252-333: L'Ordine.

K. Ware: Man, Woman and the Priesthood of Christ. In: Th. Hopko (Hg.): Women and the priesthood. Crestwood - New York: 1983, 9-37.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|