|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

9. Ковчег Завета

В Лоретанской литании мы обращаемся к Марии: «Ковчег Завета, молись о нас». Каков смысл такого обращения? Каково значение этого имени Марии? Чтобы ответить на вопрос, надо поговорить о Ковчеге Ветхого Завета и потом задуматься - на каком основании мы называем так Марию?

Ковчег Ветхого Завета

Ковчег Завета (древнеевр. «арон») означает ящик, сделанный по приказанию Бога: "Сделайте ковчег из дерева ситтим... И обложи его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец... И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе. Сделай также крышку из чистого золота... И сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки... И положи крышку на ковчег сверху; в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе. Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх 25, 10-22).

Ковчег упоминается в Ветхом Завете 190 раз, в Новом - только 2 раза (Евр 9, 4; Откр 11, 19). В ковчеге находилось Свидетельство, т.е. две скрижали Закона (Исх 31, 18; 24, 12), которые были основой Завета, отсюда и название "Ковчег Завета". По закону богослужения (Исх 25, 10-22; 26, 33) он был сделан Моисеем по повелению Бога и поставлен в Скинии. "Сделай также крышку из чистого золота..." (Исх 25, 17). Крышка (евр. «kapporet», греч. «hilasterion») - золотая плита, прикрывавшая ковчег, также называвшаяся "очистилище". На крышке находились статуи двух херувимов. У очистилища было огромное богослужебное и богословское значение. Это было место, откуда Бог говорил Моисею (Исх 25, 22; Лев 16, 2; Числ 7, 89); это было также как бы орудие прощения грехов. В Великий День Очищения первосвященник окаждал и окроплял его кровью жертвы за грех (Лев 16, 13,15). Над ним являлся Бог и говорил к Моисею (Исх 25, 22; Лев 16, 2; Числ 7, 89). Ковчег Завета был для Израильтян знамением присутствия Бога (Лев 16, 2), местом присутствия Невидимого.

В истории избранного народа часто появляется ковчег. В исторических книгах он упоминается при переходе через Иордан (Ис Нав 3, 1-17) и при описании взятия Иерихона (6, 6-14). Он хранился в шатре в Силоме (1Цар 3, 3, 4, 4). Во время войны с Филистимлянами он был пленен ими и поставлен в храме Дагона (1Цар 5, 1-2); поскольку по их предположению, ковчег приносил им несчастья, то они отправили его в Вефсамис (1Цар 6, 1-12), где несчастья продолжались. Когда же Давид решил перенести ковчег в Иерусалим; то по пути за прикосновение к нему, Оза был поражен смертью, и поэтому царь оставил ковчег у Аведдара Гефянина, и Господь благословил его дом. Тогда по приказу царя ковчег был перенесен в священный город (2Цар 6, 12-17; 3Цар 3, 15). Ковчег Завета не раз спасал израильский народ от врагов (Числ 10, 35; 1Цар 4, 3-12).

Мария - Ковчег Нового Завета

На каком основании современная экзегетика видит в ковчеге Завета прообраз Матери Иисуса? В описании посещения Елисаветы, по мнению многих исследователей, Мария представлена, как в Мидраше10,   в образе Нового Ковчега, в котором обитает воплощенное Богоприсутствие. Таким образом, можно сказать, что Мария - это место присутствия Невидимого. В подтверждение этого тезиса приводится несколько аргументов.

В пользу отождествления Марии с ковчегом Завета говорит прежде всего описание посещения Елисаветы Матерью Иисуса; в этом отрывке Лука намеренно хочет изобразить Марию как Новый Ковчег, в котором обитает Святый Израилев. Он постоянно ссылается на описание перенесения ковчега в Иерусалим. Сходства потрясающие: в словах, в географии, в тематике. Мы приведем для примера только некоторые соответствия: "И встал и пошел Давид... в Ваал Иудин, чтобы перенести оттуда ковчег Божий" (2Цар 6, 2). Похоже начинается и посещение (Лк 1, 39): "Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну в город Иудин". Эти два начала описаний явно схожи между собой в словах (aneste, eporeuthe) и топографии (Иудея). Лука уподобляет путешествие в город Иудин Марии, несущей в Своем чреве Иисуса - потомка Давида (1, 32), путешествию ковчега Завета в Иерусалим. Мария Ковчег Нового Завета.

Другое явно параллельное место - слова Давида (2Цар 6, 9), которым соответствует возглас Елисаветы (Лк 1, 43). "Как войти ко мне, - говорит Давид, - ковчегу Господню?" Похожие слова произносит и Елисавета: "И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" Эти места сходны филологически (Kyrios, pros me) и тематически. Суть их одна и та же: чувство священного, благоговение и сознание недостойности пред лицом присутствия Господа. Mysterium tremendum! Страшная тайна! Для Давида место Присутствия - ковчег Господень, для Елисаветы же - Матерь Господа, живой Ковчег Нового Завета, Мария. По толкованию Луки, Господь ковчега, отождествлен с Господом, Который приходит и вселяется в Марию - с Иисусом, Сыном Божиим. Перенесению ковчега в Иерусалим радовался царь Давид и весь народ (2Цар 6, 5), посещению Марии радуется Иоанн Предтеча и весь дом Захарии (Лк 1, 44). Через ковчег действует поражающий гнев Божий (2Цар 6, 6-8), через Марию - Святой Дух (Лк 1, 41, 44).

Есть еще одно значимое соответствие между посещением Марии и перенесением ковчега Господня в Иерусалим. "И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца" (2Цар 6, 11), и Мария пребывала с Елисаветой около трех месяцев (Лк 1, 56). Это соответствие очевидно. Бог благословил Аведдара и весь дом его ради ковчега (2Цар 6, 11-12); дом Захарии, посещенный Ковчегом Нового Завета, ради Марии также получает благословение Божие (Лк 1, 41,44, 45). Мария заслуживает имени не только "благословенной" (Лк 1, 42, 45, 48; 11, 28), но также и "благословляющей". Она не только сущая Богородица (theotokos), но и Богоносица (theofora). В ковчеге Ветхого Завета находились скрижали с написанными на них словами Божиими. Ковчег Нового Завета носил Само Слово Божие - Христа.

Образ ковчега использован в новом сборнике богородичных богослужений. Мария именуется там "Ковчегом Завета". Через Марию дом Елисаветы был облагодатствован спасением и радостью. Во второй части молитвы мы просим, чтобы мы, внимательные к действию Духа, могли нести Христа братьям. Литургия Церкви в Марии, Богоносном Ковчеге Нового Завета, видит пример для Церкви нашего времени; таким образом, богослужение вводит нас в экзистенциальное осмысление образа ковчега.

Значение образа Ковчега Завета для современности

Этот образ очень глубок и имеет большое значение для богослоия и керигмы. В то же время он чрезвычайно важен для нас.

Мария Богоносица... Носительница Слова Божия. Она не только воистину рождает Бога, но также сознательно и с воодушевлением несет Бога людям. Сделавшись Ковчегом Господа, Она тотчас идет с поспешностью, чтобы принести Его людям (Лк 1, 39-45). В дом Захарии Она приносит Бога (Лк 1, 43), благословение Божие, Дух Божий и радость о Господе. Недостаточно только иметь в себе Бога... необходимо этим делиться с людьми, ищущими Бога. Но чтобы принести Его другим, нужно жить Им, радоваться с Ним и в Нем (Лк 1, 42).

Богоносица... Сколько насущного в этом названии! Через крещение "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" мы вступили в особые отношения с Пресвятой Троицей. Мы стали детьми Отца, наполнились Его присутствием. Эта сущностная реальность должна проявляться в нашем бытии. Мы, крещенные, исполненные Бога и Его Славы, как Мария, должны нести Его другим. Как? Во-первых, в слове: возвещать совершенства Призвавшего нас (1Петр 2, 9). Говорить о Боге, как говорил Его Сын, как говорила Мария. Несколько лет тому назад журнал Ecclesia опубликовал результаты опроса, касающегося важнейших задач священника в современном мире. Большинство опрошенных ответило: "Говорить людям о Боге". Это - обязанность всех крещенных. Не надо стыдиться говорить о Боге. Иоанн Павел II призвал Церковь к новой евангелизации: "Проповедовать Евангелие, прежде всего, значит непосредственно свидетельствовать о Боге, открытом Иисусом Христом во Святом Духе, о том, что Бог возлюбил этот мир в Сыне Своем, в Воплощенном Слове всему дал бытие, людей же призвал к жизни вечной" (EN 26). Далее - в жизни: просто показывать Его, как Мария явила Его Елисавете. Показать Его так, чтобы другие, встретив нас, говорили: откуда это мне, что человек Божий пришел ко мне?.. принес Дух и радость.

Ковчег Завета помогал народу в битве, приносил победу. Ковчег Нового Завета дан новому народу Божию - Церкви, для защиты, особенно в трудные времена. Раба Божия - также и Раба народа Божия. Возникает интересный вопрос: нельзя ли углубить богословие "паломничеств" различных икон и статуй Богородицы с помощью этого образа? Ковчег Завета, Новая Дщерь Сиона есть Богоносица. Она содержит в Себе Свидетельство, т.е. скрижали Закона Божия, приходит, чтобы поддержать в битве. "Паломничества" могли бы приобрести богословское измерение. Богоносица приносила бы народу Божию Господа, как Она принесла Его в дом Елисаветы. Это позволило бы преодолеть некий мариоцентризм, местами проникающий в проповеди. От этого смысл "паломничеств" только бы выиграл. Ковчег Нового Завета приносит Господа, а также скрижали Его Закона; они бы напоминали о Синае, о Завете, о Законе, о верности и об общении с Богом.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|