|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Четвертая неделя после Пасхи – Понедельник.

69. Стремление к святости

1. Стремление к святости – это первое условие, чтобы никогда не сбиться с избранного пути. Искренность и плодотворность наших стремлений.

2. Своекорыстие и духовная леность способны убить стремление к святости. Необходимость бдительности.

3. Препоручить себя милости Божией. Учитывать фактор времени. Без устали вести духовную брань.

69.1 Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!1047 Так мы молимся во время литургического богослужения. Используемый псалмопевцем образ – лань, желающая утолить свою жажду у источника, – символизирует стремление к Богу, гнездящееся в сердце праведного человека, его тоску по Господу. Таковы сокровенные стремления человека, неудовлетворенного своими мирскими достижениями, разочарованного служением собственным амбициям. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?1048 Этот поставленный Иисусом вопрос приоткрывает нам куда более высокую цель. Путь, на который Иисус предлагает нам стать, в конце концов приведет нас к Богу. Жаждет душа моя к Богу! Святые были людьми, которые изо всех сил стремились к насыщению Богом, хотя, вместе с тем, они принимали во внимание и свои слабости. Каждому из нас следует спросить себя: действительно ли я хочу стать святым? Ответ, наверное, будет утвердительным. Но при этом необходимо позаботиться о том, чтобы этот ответ не был лишь теоретическим, поскольку для многих святость это не конкретная цель, не живая реальность, но некий недостижимый идеал, общее место аскетической литературы1049. Мы хотим, однако, чтобы с помощью благодати Божией святость стала для нас живой реальностью.

Желает душа моя к Тебе, Боже. Мы, прежде всего, должны пробудить в наших душах желание стать святыми. Каждый из нас должен сказать Господу: ”я хочу быть святым”. Если же мы ощущаем себя немощными и слабыми, нам, по крайней мере, следует иметь стремление к святости. Чтобы рассеять все сомнения и чтобы святость не оставалась для нас пустым словом, воззрим на пример Христа: Божественный Наставник и Образец всякого совершенства, Господь Иисус, всем и каждому из Своих учеников, в каких бы условиях они не жили, проповедовал святость жизни, которой Он и Начальник, и Совершитель: ”Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный” (Мф 5,48)1050.

Он – Совершитель. Если бы это было не так, мы никогда не ощутили бы желания обрести святость. Со Своей стороны, Иисус провозглашает идеал святости, как важнейшую из Своих заповедей: Будьте совершенны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Церковь раз за разом повторяет эти слова своим чадам: Итак, все верные Христу призваны и обязаны стремиться к достижению святости и совершенства в свойственном им состоянии.1051

Наше желание стать святыми должно получить свое внешнее выражение. В Священном Писании пророк Даниил был назван ”vir desideriorium” – мужем желаний1052. Как было бы прекрасно, если бы каждый из нас мог быть так назван. Желание стать святым, воля к святости – это необходимый первый шаг, связанный с решением вступить на путь, ведущий к совершенству, и пройти его до конца, хотя бы он причинял мне мучения, лишал сил, ввергал в изнеможение и приводил на грань смерти.1053

Позволь стремлениям возжечь твою душу, – обращается к нам Святой Хосемария Эскрива, – стремлениям к любви и самозабвению, к святости и Небу... Не теряй времени, гадая о том, увидишь ли ты когда-нибудь их осуществленными, хотя именно это подскажет тебе какой-нибудь советчик. – Оживляй их с каждым разом, ибо Святому Духу нравятся “мужи желаний”. Действенных желаний, которые надо осуществлять в ежедневных делах.1054

Нам следует задуматься: действительно ли наше стремление к святости является искренним и плодотворным; нам следует спросить себя: рассматриваем ли мы его в духе постановлений II Ватиканского Собора, как обязанность каждого верного христианина, чье задание – ответить на призыв Божий.

Мечтаешь о святости. Говоришь: “Хочу”. – Но хочешь ли так же страстно, как скупец любит свое золото, как мать – свое дитя, как честолюбец – свои почести, как сластолюбец – свои жалкие наслаждения? – Нет? Значит, не хочешь.1055

Пробудим же в себе желание святости, как и добродетель надежды. Ведь мы в действительности можем хотеть чего-либо, если у нас есть надежда получить то, к чему мы стремимся. Если же мы считаем нечто невозможным, если мы полагаем, что поставленная перед нами цель недостижима, то мы и не хотим этого по-настоящему. Вспомним, что надежда – это добродетель, источником которой является непосредственно Сам Бог.

69.2 Обращение сотника Корнилия, о котором повествует нам первое литургическое чтение сегодняшней Мессы, свидетельствует о том, что Бог не взирает на лица. Апостол Петр так рассказывает о происшедшем: Сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.1056

Для Духа Святого нет ни преград, ни границ. Это касается – как и в случае с Корнилием, который не принадлежал к Израильскому народу, – нашей личной жизни. Мы должны быть святыми, но в то же время мы прекрасно знаем, что если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его1057. Добродетель смирения повелевает нам во всем и всегда рассчитывать на Божественную благодать. Следующим шагом будет воспитание в себе других добродетелей и постоянное упражнение в них. Затем необходимо позаботиться о выработке апостольской ревности, поскольку личная святость немыслима без любви к ближним и желания спасти их. Наконец, обязательным является и стремление быть со Христом на Кресте, или, иначе говоря, малые, а если потребуется, и великие жертвы.

Нам следует научиться исполнять волю Божию безоговорочно. Невозможно любить Бога, не отвергая в нашей жизни то, что Ему не нравится. Мы должны непрестанно обновлять и оживлять наше стремление к святости, а лучшим средством для этого служит молитва. Необходимо просить Бога о даровании сил для повседневной борьбы, об умении обнаруживать в ходе испытания совести “болевые точки”, угашающие любовь. Свое стремление к святости мы сможем воплотить в тщательном исполнении требований благочестивой жизни, не забывая о них и не откладывая их под разными предлогами на более позднее время. Мы не будем руководствоваться настроениями и чувствами, поскольку, по словам святого Иоанна Креста, тот, кто по-настоящему любит Бога, сделает все, что может, и не упустит ничего, чтобы найти Сына Божия, его Возлюбленного. И, если сделает все, что может, все равно этим не удовлетворится, он будет считать, что не сделал ничего.1058

Человек смиренный никогда не будет самодовольным, он никогда не будет гордиться своими достижениями. Он также не удовлетворится одним лишь желанием совершенства. Он всегда будет знать, что сделать можно было несравненно больше, чем сделано, что желание следовало еще более решительно воплотить в дела любви, но, вместе с тем, не потеряет надежды перед лицом грехов и упущений. Добродетель смирения не подсекает крыл стремлениям, как раз наоборот: она побуждает нас искать поддержки у Бога, дабы эти стремления воплотить в жизнь. С помощью благодати Божией сделаем все возможное, чтобы в нас расцвели добродетели, чтобы мы научились преодолевать препятствия, избегать поводов ко греху и мужественно противостоять искушениям.

69.3 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому. Можно ли совместить это стремление с нашими недостатками, о существовании которых мы знаем по опыту, и даже с падениями, которые время от времени с кем-то из нас могут случаться? Конечно, да, поскольку святые – это не те люди, которые никогда не грешили, но те, которые всегда умели подняться после очередного греха. Отказ от стремления к святости под предлогом того, что у нас много недостатков – это ничто иное, как проявление скрытой гордыни, которая отдаляет нас от Бога. Характерной чертой гордого человека, не имеющего твердого упования на обетования Божии – говорит Святитель Василий Великий, – является чрезмерная склонность к разочарованию и отступлению перед лицом трудностей.1059

Отказ от поисков путей приближения к Богу, прекращение борьбы по причине обнаружения в себе недостатков и при возникновении серьезных проблем – это серьезнейшая ошибка, весьма тонкое и грозное искушение, которое может стать причиной появления определенной формы гордыни, называемой малодушием, причиной разочарования и бессилия, причиной неспособности переносить испытания, причиной отказа от важных инициатив. Быть может, нам, прежде всего, следует расстаться с иллюзией, что мы станем святыми в течение одного дня. Этого не произойдет, если только Богу не угодно будет совершить чудо. Но было бы совершенно неправильно требовать чуда: ведь Бог дает нам достаточно благодати, не выходя при этом за пределы повседневной жизни. Плодотворное стремление к святости зиждется на последовательном и хорошо продуманном усилии, цель которого – совершенствование с помощью общедоступных средств. Поэтому необходимо иметь терпение и трезво осознавать, что за один день мы не истребим всех пороков, корни которых – во всей нашей предшествующей жизни.

Бог принимает во внимание фактор времени и проявляет терпение по отношению к каждому из нас. Если медленные темпы нашего духовного роста повергают нас в уныние, следует утешать себя мыслью, что это – еще не самое страшное. Куда хуже, если в нас исчезнет стремление к добру, если препятствия остановят нас, а недостатки и пороки – повергнут в отчаяние. Бог может даровать нам свет свыше, чтобы наша совесть стала более чуткой. Он может даровать нам мужество, необходимое для того, чтобы вести борьбу на новых фронтах. Вспомним, что святые всегда считали себя величайшими грешниками. Именно поэтому они изо всех сил стремились к большему единению с Богом посредством молитвы и самоотречения, и при этом уповали на милосердие Божие. Следует хранить надежду на собственное исправление и не отчаиваться. Вместо того, чтобы скорбеть о том, как мало мы сделали в прошлом, постараемся сделать больше в будущем.1060

Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже. Сохраним же это живое стремление к Богу, распалим в нашем сердце пламя веры и надежды, сделаем еще более жгучим огонь любви. Этот огонь вдохнет жизнь в наши добродетели и испепелит наши пороки, а наша жажда святости будет утолена из источника воды, текущей в жизнь вечную.1061

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|