|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Четвертая неделя Великого Поста – Суббота.

32. Распространять учение Христа

1. Проповедь Иисуса. Каждый христианин призван возвещать учение Христа.

2. Подражание Христу. Быть примерным. Не упустить ни единого шанса.

3. Разнообразие форм, в которых может распространяться учение Христа. Принимать во внимание сложные ситуации.

32.1 Никогда еще человек не говорил так, как Этот Человек482. Господь говорил о глубочайших истинах очень просто, а, вместе с тем, ярко и убедительно. Его слова были понятны как книжникам, так и галилейским рыбакам.

Слово Иисуса отличается уместностью и меткостью. Господь нарочито повторяет одни и те же истины, приводя понятные конкретной аудитории сравнения. Он говорит о зерне пшеницы, которое должно умереть, прежде чем принесет плод, о радости по поводу обнаружения пропавшей драхмы или спрятанного клада… Посредством образов и притчей Он несравненным образом являет величие Бога Творца, и, вместе с тем, Его благость как милостивого Отца, с любовью относящегося ко всем Своим детям. Никто другой, кроме Иисуса, не мог так выразить основополагающую истину о человеке, его свободе и неземном достоинстве – этом следствии полученного свыше дара богосыновства.

Толпы людей следовали за Иисусом, чтобы услышать Его слово. Часто их нужно было уговаривать разойтись по домам. Христос имеет слова жизни вечной483 и поручает нам возвещать их всем поколениям вплоть до скончания века.

Теперь, как и прежде, люди жаждут услышать слово Иисуса, единственное слово, которое может принести мир душам, открыть путь в Рай. Все христиане участвуют в этой миссии возвещения Христа. Все верные начиная с Папы и кончая последним крещеным, являются участниками одного и того же призвания, той же самой веры, того же самого Духа, той же самой благодати… Все действенно и ответственно, в рамках необходимого разнообразия служений, участвуют в единой миссии Христа и Церкви484.

Возвещение учения Христа – это в высшей степени неотложное дело, поскольку неведение является могущественнейшим Божиим врагом в мире, причиной и как бы источником всякого зла, отравляющего народы485. Эта потребность имеет тем более настоятельный характер в странах Запада, как это подчеркивает папа Иоанн Павел II: Мы живем в Европе, в которой все сильнее ощущается угроза атеизма и скептицизма; в которой чувствуется мучительный недостаток нравственной уверенности, в которой происходит распад семьи и разложение нравов, в которой продолжается опасный конфликт идей и движений486. Трудно отделаться от мысли, что делается все возможное, чтобы то, что является ситуацией неправды, что противится правде и любви (…), что разрушает единство семей, невзирая на печальные последствия этого, включая страдания детей, показать как правильное и привлекательное, придать этому внешнюю видимость привлекательности.487

Каждый христианин должен стать свидетелем истинного учения, свидетелем Благой Вести не только своим примером, но и словом. Для этого мы должны использовать любую возможность, любую встречу с родственниками, друзьями, коллегами по работе, соседями, людьми, с которыми случай свел нас на короткое время, например, в дороге, в супермаркете, на собрании…

Жизнь человека, стремящегося к святости, не может быть цепью потерянных возможностей, ибо Господь хочет, чтобы наши слова были эхом Его учения и пробуждали сердца. Очевидно, Господь уважает свободу человека, и могут найтись такие люди, которые не захотят обратить свой взор к свету Господню. Однако несравненно более сильной, изобильной и щедрой является благодать, которую Иисус Христос жаждет излить на всю землю, пользуясь – и тогда, и теперь – сотрудничеством апостолов, избранных Им Самим, дабы они принесли Его свет во все концы вселенной488.

32.2 Трудясь на ниве “новой евангелизации” – апостольского свидетельства нашей эпохи, – мы должны научиться выражать одни и те же истины разными способами с тем, чтобы представить учение Господа как можно более понятным. Господь ожидает, когда к Нему придут толпы людей и в нашу эпоху блуждающих как овцы не имеющие пастыря, без поводыря и указателя пути, потерянные среди стольких ложных идеологий. Ни один христианин не может оставаться пассивным, уклоняться от исполнения задания евангелизации. Оно одно является по-настоящему важным в этом мире. Не может быть оправданий бездействию типа: это нецелесообразно, не хочется, не сумею, нет времени и т.д.… Призвание христианина – призвание к апостольству, и Бог дает нам необходимую благодать, чтобы исполнять его.

Задумаемся: являемся ли мы “светом миру”, сияющим во тьме, или же поддаемся лени либо страху перед тем, что подумают о нас люди? Наша апостольская ревность и решимость преодолевать препятствия приумножатся, если мы осознаем простую истину: окружающие нас люди имеют право, с нашей помощью, лучше узнать Иисуса. Исполняем ли мы эту нашу христианскую обязанность? Позаботимся, чтобы никто – ни в земной, ни в будущей жизни – не имел повода упрекать нас и сказать: hominem non habeo, “не нашлось человека”489, способного дать хоть толику света среди столь густой тьмы. Церковь напоминает нам: всем верующим, мирянам в силу крещения и миропомазания поручено Богом апостольство; поэтому они обязаны и имеют право, индивидуально или собравшись в объединения, работать ради того, чтобы Божия весть спасения была познана и принята всеми людьми и всею землею. Эта обязанность еще более насущна, когда ни от кого другого, кроме как от них, люди не могут услышать Благую Весть и узнать Христа.490

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого491. Оно достигает глубочайших недр души, первоисточника жизни и нравственности.

Однажды, – повествует нам сегодняшнее Евангелие, – иудеи послали в храм стражу, чтобы схватить Иисуса. Когда стражники возвратились ни с чем, на вопрос своих начальников: Для чего вы не привели Его?, они ответили: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек492. Следует допустить, что стражники – простые, необразованные люди – долгое время находились среди толпы, поджидая удобного момента, дабы схватить Господа. Будучи потрясены Его учением, они не выполнили приказ. Как изменилось бы душевное расположение людей, если бы мы сумели приблизить им Лик Иисуса, Его истинный образ, открываемый нам Матерью нашей Церковью! Как же велико – после двадцати веков христианства – неведение нашего мира, в том числе многих христиан!

Евангелист Лука рассказал о нашем Господе, что Он делал и учил493. II Ватиканский Собор учит нас, что Откровение совершилось gestis verbisque, действиями и словами, внутренне связанными друг с другом494. Дела Иисуса – дела Божии, дела, совершенные во имя Божие. Простой народ свидетельствовал о них: Чудные дела видели мы ныне.495

Как христиане мы должны, при содействии благодати, засвидетельствовать миру, что это значит – воистину идти за Иисусом. Кто имеет миссию возвещать великое (а все христиане имеют эту превосходнейшую обязанность: говорить о необходимости следования за Христом), тот также имеет обязанность практиковать его, – напоминает святой Григорий Великий496. Наши друзья, родственники, коллеги по работе и знакомые должны знать, что мы являемся доброжелательными, искренними, радостными, основательными в работе, сильными, порядочными, разумными людьми, что мы – оптимисты… Одновременно нам следует просто и естественно свидетельствовать о своей вере во Христа. Нужны, – говорит Иоанн Павел II, – проповедники Евангелия, которые в полной мере знали бы сердце современного человека, участвовали бы в его радостях и надеждах, в его тревогах и печалях, а, вместе с тем, были бы людьми созерцания, людьми, любящими Бога. Для этой цели нужны новые святые. Великими евангелизаторами Европы были святые. Следует просить Господа, чтобы Он приумножил дух святости в Церкви и послал нам новых святых для евангелизации современного мира.497

32.3 Есть люди, которые ничего не знают о Боге, ибо им не рассказали о Нем понятными словами498. Мы можем приблизить людям личность и учение Иисуса Христа и Его Церкви, используя разные методы: в семейной беседе, проводя катехезу, недвусмысленно, с любовью, но настойчиво защищая христианский догмат в разговоре, одобряя какую-либо хорошую книжку или статью… Иногда достаточно молчания, которое может быть оценено другими, или обыкновенного письма в средства массовой информации с благодарностью за удачную статью или радиопередачу… Такого рода действия всегда кому-то помогут, иногда совершенно неожиданным образом. Каждый из нас сегодня должен задуматься: могу ли я действовать более эффективно? Могу ли я стать более совершенным орудием Господа? Мешаю ли я действию благодати? Куда, в какую среду и к каким людям мог бы я придти, если бы меньше ценил свои удобства, а больше любил Бога и вдохновлялся духом самопожертвования?499

Мы должны отдавать себе отчет в том, что нам часто придется идти против течения, как это делали очень многие христиане на протяжении веков. С помощью Божией мы будем настолько сильны, что не позволим господствующим заблуждениям, распущенным нравам, духу вседозволенности, противоречащим принципам естественной и христианской морали, овладеть нами. Мы будем также свидетельствовать о Боге нашим братьям, не упуская ни одного удобного случая. Я понимаю все события в жизни каждого человека и в поворотных пунктах истории, как призывы, с которыми Бог обращается к людям, чтобы они встретили истину, и как повод для христиан возвещать – словом и делом, с помощью благодати, – Духа, Которому они принадлежат (ср. Лк 12,11-12). Каждое поколение христиан должно соискупать и освящать свою эпоху. Для этого надо понять и разделить стремление других людей, чтобы научить их посредством дара языков тому, как следует отвечать на действие Святого Духа, на благодатные сокровища, которые постоянно изливает на нас Сердце Божие. Нам, христианам, надлежит возвещать древнюю и всегда новую весть Евангелия тому миру, к которому мы принадлежим и в котором живем.500

О Святой Дух, просвещай нас всегда, а особенно – в трудных ситуациях. Тогда мы будем знать, что сказать и как поступить.501

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|