|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Вторая неделя Великого Поста – Пятница.

17. Отвращение ко греху

1. Наши грехи и Искупление.

2. Даруемый Церковью Великий Пост – подходящая пора для борьбы с грехом. Вред повседневных грехов.

3. Борьба с добровольно совершаемыми повседневными грехами. Искренность. Испытание совести. Сокрушение.

17.1 Бог возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.255

В эти дни Литургия понемногу приоткрывает нам тайну Искупления. Нам представлены персонажи из Ветхого Завета, символизирующие нашего Господа. Первое чтение сегодняшней Мессы говорит нам об Иосифе, преданном братьями, но ставшем провиденциальным спасителем своей семьи и целой страны. Он является прообразом Христа-Спасителя.

Иосиф был возлюбленным сыном Иакова и по поручению отца пошел искать своих братьев. Он прошел долгий путь, прежде чем нашел их, принес им добрые вести от отца и необходимую провизию. Сначала братья, ненавидящие этого любимца отца и завидующие ему, намеревались его убить; но, в конце концов, продали его в рабство, благодаря чему он оказался в Египте. Бог воспользовался данным обстоятельством, чтобы спустя годы возвысить его в этой стране. Во время великого голода он станет спасителем своих братьев, о преступлении которых больше не будет вспоминать, а Египетская земля, где благодаря благосклонности Иосифа, стали жить израильские племена, превратится в колыбель избранного народа. Всех тех, кто обращался к фараону за помощью, отправляли к Иосифу. Идите к Иосифу, – говорил фараон.

Таким же образом посланный Отцом Господь принес свет миру: Пришел к своим, а свои Его не приняли… послал к ним своего сына, говоря: “постыдятся сына моего”. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: “это наследник; пойдем, убьем его, и завладеем наследством его” И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили256. Именно так поступили с Господом: Его вывели за пределы города и распяли.

Причиной смерти Иисуса Христа были человеческие грехи. Всякий грех тесным, хотя и таинственным образом, связан со Страстями Господа. Мы сумеем познать зло греха, лишь связывая его с тайной Искупления. Только таким образом мы сможем по-настоящему очистить душу и возбудить в себе сокрушение по поводу наших падений. Обращение, которого так настойчиво требует от нас Господь, особенно во время Великого Поста, должно начаться с решительного отвержения любого греха и любой ситуации, в которой возможно оскорбить Бога. Столь необходимое миру нравственное обновление начинается с убеждения, что в этом мире есть только одно зло, которого тебе должно бояться и избегать с помощью благодати Божией. Это – грех257. Зато утрата ощущения греха является формой или плодом отрицания Бога (…). Если грех представляет собой разрыв сыновнего отношения с Богом для того, чтобы вести собственную жизнь, пренебрегая послушанием Ему, то грехом является не только отрицание Бога; грехом является также желание жить так, как если бы Бог не существовал, вычеркнуть Его из повседневной жизни258. Мы же не хотим вычеркивать Бога из повседневной жизни, наоборот, хотим, чтобы Он еще более основательно вошел в нее.

С тем же основанием мы можем утверждать, что Страсти, которые Христос претерпел от иудеев, не идут ни в какое сравнение с теми страданиями, которые Ему причиняют христиане, оскорбляя Его смертными грехами.(…) Каким же будет наше изумление, когда Иисус Христос воочию продемонстрирует нам ради каких ничтожных вещей мы оставили Его259. Какие нелепости предпочли мы столь великому благу! По воле милосердия Божия и благодаря помощи благодати, мы не оставим Его; напротив, мы будем стараться приблизить к Нему многих из тех, кто от Него отдалился.

17.2 Господь постоянно требует от нас труда обращения, но в определенные периоды и в определенных ситуациях – как во время Великого Поста – нам дается для этого особая благодать, которую мы должны использовать. Данный литургический период – явный повод к тому, чтобы усилить борьбу с грехом и приумножить жизнь благодати.

Дабы полнее осознать сущность греха, мы должны вспомнить, что ради нас претерпел Иисус Христос. Смотрите, как несказанно страдает Он во время моления в Гефсиманском саду. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех260, – говорит апостол Павел. Господь взял на себя все наше зло и потому обливается кровавым потом. Иисус, покинутый и скорбящий, томился и кропил землю Своим кровавым потом. На коленях, на земле, надолго погруженный в молитву... Плачет из-за тебя... и из-за меня: давит Его бремя грехов людских261. Эту сцену мы должны вспоминать часто, ежедневно, но особенно – при умножении искушений.

Господь призвал нас к святости, к любви, которая выражает себя в делах. При этом прогресс в духовной жизни прямо зависит от нашего отношения к повседневному или обыденному греху. Повседневные грехи, когда мы не стараемся их избегать, или, совершив их, не выказываем особенного сокрушения, наносят большой вред душе, делая ее нечувствительной и равнодушной к внушениям Святого Духа. Повседневный грех ослабляет любовь; он является проявлением неупорядоченной привязанности к сотворенным благам; он препятствует продвижению души к добродетельной жизни и к деланию нравственного добра; заслуживает временного наказания.(…) Мало-помалу толкает нас на грех смертный262.

Многие благочестивые люди находятся в состоянии почти постоянной неверности в “малом”; они нетерпеливы, им не достает любви в мыслях, суждениях и словах, они лицемерны в своих разговорах и образе действий, холодны в своем благочестии, не владеют собой и слишком фривольны в своих высказываниях, легкомысленно относятся к доброму имени ближнего. Они знают свои пороки и неверность и, может быть, даже обвиняют себя в них на исповеди, но не раскаиваются в них всерьез и не ищут средств, чтобы им противостоять. Они не размышляют о том, что любое несовершенство подобно оловянному грузилу, которое тянет вниз; не отдают себе отчет в том, что начинают думать чисто по-человечески и руководствоваться в своих действиях исключительно земными мотивами; не осознают и того, что обычно сопротивляются внушениям благодати и плохо используют их. Таким образом душа теряет сияние своей красоты, и Бог все более отдаляется от нее. Постепенно душа теряет точки соприкосновения с Богом, не видит в Нем любящего и возлюбленного Отца, которому готова отдаться с сыновней нежностью; что-то стало между нею и Богом263. Так начинается путь охлаждения.

Мы можем продемонстрировать нашу любовь к Богу и должным образом ответить на Его благодать, лишь объявив всякому греху войну до победного конца. Очень жаль, что ты не сокрушаешься о своих мелких грехах! – Значит, нет в тебе пока подлинной духовной жизни264.

Будем ныне просить Пресвятую Деву Марию даровать нам отвращение не только к смертному, но также и к повседневному греху.

17.3 Новое обретение должного ощущения греха является первым шагом на пути преодоления серьезного духовного кризиса, который преследует современного человека.265

Чтобы начать решительную борьбу с повседневным грехом, нужно признать его тем, чем он в действительности является, – оскорблением Бога, препятствием к единению с Ним. Необходимо назвать этот грех по имени, не уменьшая его духовного значения для души, действительно желающей идти к Богу. Импульсы гнева, зависти, чувственности, которые мы тут же не подавим, желание быть центром всего, обратить на себя внимание; сосредоточение только на себе самом, своих делах и интересах; утрата способности интересоваться другими людьми; рутинное и невнимательное участие в церковном богослужении; легкомысленные, лишенные любви и уважения суждения о других людях – все это является повседневным грехом, а не только недостатком или несовершенством.

Мы должны просить Духа Святого, чтобы Он помог нам искренне признаться в своих недостатках и грехах, сделать более чуткой совесть, которая слишком часто оправдывает свои ошибки. Тот, кто имеет здоровое душевное обоняние, – говорил Бл. Августин, – почувствует отвратительный дурман грехов266. Святые, просвещенные светом веры и любви, вполне понимали, что один только грех, прежде всего смертный, но также и повседневный, производит больший беспорядок, нежели самый большой катаклизм, который может уничтожить землю; зато и благо одного человека значит больше, нежели естественное благо всей вселенной267.

Возбудим в себе искреннее сокрушение о своих грехах и падениях. Ощущай настоящую боль по поводу твоих грехов, которые исповедуешь, хотя бы они были легкие, – советует св. Франциск Сальский, – и прими твердое решение исправиться в будущем. Многие люди теряют великие духовные дары и благословения оттого, что исповедуются в повседневных грехах по обычаю и “для порядка”, не помышляя об исправлении, а потому отягощены ими всю жизнь.268

Пресвятая Дева Мария, Прибежище грешников, да поможет нам иметь чуткую совесть, чтобы мы видели свои немощи и немедленно в них каялись. Чтобы мы были искренними по отношению к себе самим и Богу на исповеди. Чтобы мы любили Христа и всех людей.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|