|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

4.2
О ТАИНСТВАХ ХРИСТИАНСКОГО ПОСВЯЩЕНИЯcclvi

4.2.1 Значение таинств христианского посвящения

Под термином «посвящение» (инициация) в религиоведении понимают ритуальное включение человека в общину верующих или же перевод его в новый чинопорядок в структуре последней362.

«Христианское посвящение» - это включение человека в Мистическое Тело Христово посредством Крещения, Миропомазания и первого Причастияcclvii, когда он впервые соучаствует в служении Евхаристии. Только будучи включен в Мистическое Тело, человек способен воспринимать обóживающую благодать. Когда совершаются таинства христианского посвящения, Бог действует в человеке: Он устанавливает ведущую к обóжению синэргию363 между Собой и человеком, теперь снова могущим получать нетварную благодать364. Из этого вытекают все аналогичные именования Крещения - «новое рождение» или «новое творение».

Таинства посвящения состоят из Крещения, Помазания св. миром и Причастия. Будучи посредством Крещения включенным в Мистическое Тело, - тем самым преданным также домостроительству спасения Бога-Сына, - христианин воспринимает во Св. Духе - Подаятеле и Завершителе любого освящения - Божественную жизнь, которая от Бога-Отца исходит. Помазание св. миром как раз и подключает к домостроительству спасения Св. Духа. Посредством первого вкушения Евхаристических Даров верующий входит в таинство Церкви. Как носитель царственного священстваcclviii, он получает себе место за Евхаристической трапезой. Таинства посвящения, являясь сакраментами «тайноводственными»cclix (мистагогическими), представляют собой обобщение всего домостроительства спасения и вводят в него365.


4.2.2 Христианское посвящение в Древней Церкви

В Св. Писании засвидетельствован случай спонтанного Крещения человека, пришедшего к вере (Крещение евнуха-ефиоплянина [Деян 8, 26-40]).

Правомочность Крещения младенцев производится от «домашних формул» Нового Завета: женщина, именем Лидия, торговавшая багряницею, была крещена вместе со всеми «домашними ее» (Деян 16, 15). Тем не менее у нас нет полной уверенности в том, что в новозаветные времена крестили младенцев366.

Начиная с конца II в., можно обнаружить следы катехизацииcclx желающих креститься. Однако, более ясное представление о том, как она проводилась, и о заключительном обряде посвящения можно найти лишь в «Апостольском предании» св. Ипполита Римского.

Согласно источнику, когда некий человек заявлял о желании креститься, он сразу же свидетельствовал и о решимости вести жизнь христианина: ему задавали вопросы о личном образе жизни и профессии, а определенные профессии для христианина были закрыты. В TradAp. 15 намечена также какая-то «зачаточная» форма института восприемников367.

Продолжительность катехизации (оглашения), согласно Ипполиту, составляла примерно три года, но её можно было и уменьшить (TradAp. 17). Оглашаемые (катехумены) не имели права молиться совместно с верными и не обменивались с ними поцелуем мира. За агапой катехумены сидели отдельно от верных, а к участию в Евхаристическом богослужении их не допускали вовсе (TradAp. 18, 26-27). Непосредственное приготовление к Крещению начиналось с заслушивания свидетелей (поручителей). После этого желающих Крещения допускали к слушанию Евангелия.

Характерно, что на последней подготовительной фазе практиковались ежедневные экзорцизмыcclxi, причем самый последний проводился лично епископом. Крещению предшествовал пост в (Страстную) пятницу. Утром в Страстную субботу епископ совершал последнее возложение рук ради изгнания бесов, дул на кандидата и всякий раз налагал ему крестное знамение на лоб, уши и нос (TradAp. 20).

Само крещение начиналось после всенощного бдения «при возглашении петухов»: тогда произносилась молитва над крещальной водой. После этого епископ освящал елей, необходимый для помазания. Крещаемые произносили отречение от сатаны, их помазывали елеем катехуменовcclxii. Затем следовало само Крещение: диакон вместе с крещаемым сходил в крещальный бассейн, а служительcclxiii таинства оставался на краю бассейна. Он налагал руку на главу крещаемого и задавал ему вопросы о вере (по трехчленной формуле, напоминающей Апостольский символ веры). Всякий раз, когда крещаемый отвечал «Верую», служитель таинства рукой погружал его в крещальную воду. Крещение совершалось в особом помещении, и, одевшись, новокрещенные переходили в храм, где епископ возлагал на них руку и помазывал им главу «елеем благодарения». Он знаменовал лоб новокрещенных знаком креста и преподавал им поцелуй, означавший принятие их в члены Церкви. За крещальной Евхаристией им давали пить из чаши, содержащей молоко с медом, в знак того, что они достигли Земли Обетованной (ср. Исх 3, 8).

«Катехуменат как институция Церкви Римской Империи» пришел в упадок «задолго до того, как Амвросий был избран епископом Медиоланским»368. При св. Амвросии Медиоланском (в конце IV в.) прием в катехуменат сопровождался самостоятельным обрядом: желавшему Крещения на лоб возлагалось знамение креста. Другие обряды во время катехумената для Милана не засвидетельствованы, равно как и его продолжительность369.

Время «подготовленных» (компетентов) начиналось с записи кандидата (nomendatio) в начале предпасхального времени покаяния. В источниках упоминается об исповедании грехов, и оно, как кажется, заместило «ранее известное испытание образа жизни оглашаемого». Время «подготовленных» явно было - наряду с продолжением обучения - временем покаяния: желавшие Крещения постились всю неделю, за исключением субботних и воскресных дней, и предавались интенсивной молитве. Кроме того, проводились «проверки», т. е. испытания знаний и экзорцизмы.

В субботу накануне Пасхи совершалась т. н. «преподание Символа веры» (traditio symboli): епископ говорил подобающее слово и неоднократно повторял Символ веры. «В заключение traditio symboli давалось предостережение никогда не записывать Символ веры, а помнить его наизусть и часто повторять, но исключительно про себя, чтобы сохранить в тайне от оглашаемых и от еретиков»370.

«Подготовленным»-компетентам давали несколько дней для точного заучивания Символа веры, после чего они произносили его наизусть в обряде т. н. Redditio Symboli («повторения Символа веры»). Согласно Шмитцу, это был последний литургический акт для «подготовленных»371; заучивания и воспроизведения молитвы «Отче наш», как оно было известно в Риме и в других местностях372, св. Амвросий не знает.

Обряд христианского посвящения совершался только в Пасхальную ночь. Он начинался в Страстную пятницу с «таинства отверзения слуха и уст», т. е. с обряда «еффафа»cclxiv, когда в подражание известному евангельскому эпизоду (Мк 7, 32-35) епископ прикасался к ушам и носамcclxv крещаемых373.

Затем совершались: освящение крещальной воды; предкрещальное помазание для укрепления в противостоянии злу; отречение от сатаны (abrenuntiatio), причем крещаемых обращали лицом на запад; сочетание со Христом, причем теперь они поворачивались лицом на восток, после чего и совершался сам акт Крещения374.

Согласно сообщению св. Амвросия, служитель таинства задавал три вопроса относительно веры в Пресв. Троицу, и всякий раз, когда звучало «Верую», стоявшие в крещальном бассейне диаконы погружали крещаемого в воду375. Затем совершался проход по крещальному бассейну, в воспоминание о проходе народа Израилева через Чермное море.

После Крещения совершалось Миропомазание, и оно было для св. Амвросия «завершительным действием, дополнявшим акт Крещения»376. Миропомазание, однако, отличалось от «запечатления Святым Духом». Этому последнему предшествовали чтение Евангелия (Ин 13, 4-14), умовение ног (которое отцы Церкви с опорой на Ин 13, 8 понимали как освобождение от первородного греха) и вручение белой крещальной одежды. Запечатление Святым Духом представляет собой «не что иное как знамение креста на лбу крещенного... В писаниях св. Амвросия нигде не говорится в явном виде и даже не намекается, что крестное знамение было сопряжено с "помазанием миром"»377.

После всего этого совершалась крещальная Евхаристия, за которой новокрещенные принимали причастие у алтаря.

Разрушение института катехумената и всё более становящееся нормой Крещение младенцев весьма повлияли на обряды посвящения. От Крещения отделились два других инициальных таинства - Миропомазание и Первое (по Крещении) Причастие; их теперь отнесли к более позднему времени и стали преподавать в иной очередности, тогда как элементы подготовки оглашаемых (катехуменов) и совершения таинства Крещения срослись в единое чинопоследование. Обряды, ранее предназначавшиеся для взрослых, теперь стали прилагаться к младенцам. Также и крещальная формула была затронута переходом к регулярному Крещению младенцев. Пока Крещение принимали взрослые, еще оставалось сочетание трехкратного исповедания веры (в форме вопросов и ответов) с троекратным погружением в воду. Когда же перешли к Крещению младенцев, утвердилась индикативнаяcclxvi (изъявительная) крещальная формула378. Кроме того, Крещение стали совершать по возможности как можно ближе ко дню рождения ребенка, так что старые церковные сроки для совершения таинства потеряли свое значение.

Сложился чин Крещения младенцев, содержавший крайне сокращенный, «скоростной бег» через обряды древнего христианского посвящения, и ему предстояло удержаться вплоть до литургической реформы II Ватиканского Собора.


4.2.3 Таинство Крещения младенцев: его развитие и современная форма

В Римском Требнике (Rituale Romanum) от 1614 г. Крещение младенцев (11, 2) считалось нормой. В нем не было вопроса об имени крещаемого, и обряд начинался сразу с «огласительного наставления», преподаваемого новорожденному. Затем следовали экзорцизмы (с дуновениями священника) и наложение крестного знамения на лоб и грудь. Совершалось благословение и преподание соли (этот обряд вошел в Требник из чинопоследований Северной Африки). Хранящая от тления соль была знаком закрепления решимости катехумена принять Крещение379. Штенцель (Stenzel), правда, усматривает в «sal sapientiae»cclxvii, - как и при вручении соли гостю, пришедшему на трапезу, - указание на ставшую доступной после принятия Крещения действительную пищу жизни, на Евхаристию380.

Были присоединены прочие обряды из подготовки катехуменов, дальнейшие экзорцизмы, знаменование чела знаком креста, преподание Символа веры и молитвы «Отче наш», а также совершение обряда «еффафа». Собственно таинству Крещения предшествовали отречение от сатаны, помазание елеем катехуменов, троекратные вопросы о вере. Заключительные обряды остались прежними: помазание миром, облачение в крещальные одежды и вручение горящей свечи.

После реформы обряда Крещения было отменено многое из того, что, невзирая на свой почтенный возраст, уже непонятно современному человеку. Так, упразднили преподание соли, сопровождающее экзорцизм дуновение священника (exsufflatiocclxviii), а также плюновение при совершении обряда отверзения слуха и уст («еффафа»). «Давно надлежало прекратить практику, когда с крещаемым младенцем обращались как со взрослым, которому к тому же в течение получаса предстояло пробежать путь от Ordo ad catechumenum faciendumcclxix через electiocclxx вплоть до обрядов Страстной субботы и Пасхальной ночи. На место подобной "униформы" теперь пришел чин, отвечающий природе обхождения с младенцами»381.

Обновление обряда Крещения закреплено в SC 67: «Необходимо пересмотреть обряд Крещения детей и согласовать его с действительным состоянием младенцев. В самом обряде следует отчетливее подчеркнуть также роли и обязанности родителей и восприемников» (Документы: 35)cclxxi.

На праздник Вознесения Господня 1969 г. было издано новое всецерковное чинопоследование Крещения младенцев (Ordo baptismi parvulorum), представляющее собой модель для ритуалов, приспособленных к запросам регионов382. Согласно SC 27 (здесь говорится о предпочтительности публичного богослужения перед частным), крещение нескольких младенцев предпочтительнее крещения одного.

Схема совершения обновленного Крещения младенцев такова:

1. приветствие, беседа с родителями, наставление восприемникам (совершается при входе в храм);

2. Литургия Слова и катехуменальные обряды (в помещении храма):

а) чтение/я из Св. Писания;

б) знаменание крестом;

в) молитвенные прошения;

г) призывание имен святых (особенно имен святых покровителей);

д) молитва об изгнании злых духов (экзорцизм);

е) помазание елеем катехуменов;

3. Крещение (совершается в баптистерии, в особом месте для крещений):

а) молитва над водой/освящение крещальной воды;

б) отречение от сатаны и Символ веры;

в) Крещение посредством троекратного погружения в купель или троекратного обливания;

4. Заключительные обряды:

а) помазание миром;

б) облачение в белую одежду;

в) вручение горящей крещальной свечи;

г) обряд отверзения слуха и уст («еффафа (еффата)»)\

5. Завершение таинства (у алтаря):

а) чтение молитвы «Отче наш»;

б) благословение родителей и отпуст.

Вопросы о вере, в которую совершается Крещение, теперь, вместо фиктивного обращения к младенцу, задаются родителям и восприемникам. Тем самым родители впервые стали играть в обряде Крещения значительную роль. Ранее мать ребенка по большей части вообще не допускалась к обряду, поскольку из-за высокой детской смертности срок Крещения назначался как можно ближе к дню рождения383. Также и отец, хотя по местам и наблюдались отличия, лишь в редких случаях принимал участие в обряде. Со времени Просвещения участие приходской общины в совершении таинства свелось к присутствию «необходимой троицы из повитухи, восприемника и восприемницы»384.

В обновленном обряде Крещения родителям отводится несравненно более важная роль, чем восприемникам, почему в предварительной регистрации (praenotanda) сроки Крещения и назначаются на первые недели после рождения ребенка385. Именно родителей священник вопрошает в диалоге при входе в храм, приняли ли они решение о том, что их ребенок будет христианином; родители исповедуют свою веру, и в эту веру крещается новорожденный.

Восприемникам отводится важная роль при посвящении взрослых, но при Крещении младенцев она, согласно естеству, выпадает на долю родителей, - ведь именно они в первую очередь ответственны за приобщение своего ребенка к вере и к практической жизни по ней386.

Литургия Слова представляет собой вновь возвращенное «новшество»387. После того, как в помещении храма прочтено Св. Писание и сказана проповедь, возносятся прошения и совершается литанияcclxxii, состоящая из призываний святых. Далее совершаются катехуменальные обряды - молитвы экзорцизма (среди них нет больше «похудения диавола», но всё же представлена просительная [депрекативнаяcclxxiii] молитваcclxxiv об освобождении от власти зла) и помазание оглашаемого елеем.

Когда переменилось место совершения обряда и все перешли в баптистерий (или на место Крещения)388, начинаются основные действия. Произносится похваление воде и освещение крещальной воды (только вне Пасхального периода). Согласно SC 67, родители занимают центральное место (впереди восприемников) также и при отречении от сатаны и при произнесении исповедания веры.

Старый Rituale Romanum (II, 2, 20) в принципе допускал возможность Крещения полным погружением младенца в воду, хотя уже давно стало нормой троекратное обливание. В современном Требнике, однако, Крещение погружением поставлено на первое место, т. е. впереди Крещения обливанием, и это изменение Фишер относит к числу элементов утраченного со временем, а ныне литургической реформой возвращенного в практику (SC 50)389 / cclxxv.

Погребению со Христом в Крещении (Рим 6, 3 и слл.), несомненно, больше соответствует полное погружение в воду, а не обливание. Тем не менее Крещение через обливание (infusio) или окропление (aspersio) было известно и в Древней Церкви, пусть и только для особых случаев, скажем, при Крещении больных (ср. «Крещение лежащих на одре болезни»). Как кажется, древнейшее свидетельство о Крещении обливанием содержится в Дидахеcclxxvi, хотя всё же в качестве нормы источник назначает Крещение погружением в «живую воду»: «Если у тебя, однако, нет воды живой, крести в другой; если нет возможности крестить в воде холодной, крести в тёплой! Если нет ни той, ни другой, возлей воду трижды на голову во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!»390

Археологические находки свидетельствуют, что древнехристианский крещальный бассейн (piscina) иногда не имел глубины, чтобы вода могла полностью покрыть взрослого. К тому же изображения, на которых запечатлен способ Крещения тех времён (например, икона Крещения Иисуса Христа во Иордане), заставляют думать, что применялась комбинация погружения и обливания. «Крещаемый стоит наполовину в воде, и его еще обливают сверху. Если льется много воды, то на мгновение крещаемый полностью облекается в водный покров, и тогда совершается его "погребение" и "погружение", о чём писали свв. Отцы»391.

Полное погружение в воду младенцев (с головой) соблюдалось вплоть до позднего средневековья; на рубеже XV-XVI вв. описания обряда всё чаще свидетельствуют о переходе к обливанию392. Хотя в современную практику возвращено погружательное Крещение, и его однозначно следовало бы предпочесть в силу символического характера, всё же погружение с головой, вероятно, едва ли выполнимо. Предпочтительнее сочетание погружения с обливанием или же Крещение в «живой воде», причем так, чтобы всё тело младенца было покрыто водной струёй.

Сохраняются заключительные обряды (помазание миром, передача белой одежды, вручение горящей свечи, которую отец возжигает от свечи пасхальной), а также и обряд разрешения («еффафа»), попавший на это место из катехуменальной литургии.

Завершение обряда еще раз предполагает перемену места в храме: приходская община отправляется к алтарю и у него совершает молитву «Отче наш». В торжественном заключительном благословении особо поминаются родители новокрещеного.


4.2.4 Современный обряд посвящения взрослых393

А. Христианское посвящение взрослых

Одним из наиболее ценных плодов литургического обновления является возвращение в Требник посвящения взрослых по образцу Древней Церкви.

Хотя в Rituale Romanum от 1614 г., наряду с чином Крещения младенцев (11, 2), и был представлен обряд посвящения взрослых с надлежащим совершением всех трех таинств христианского посвящения (II, 4), всё же он в значительной мере оставался на бумаге394. На основе опыта, накопленного в странах миссионерской деятельности395, в ходе литургической реформы было возобновлено посвящение взрослых по многоступенчатому катехуменату396.

В 1972 г. был издан Ordo initiationis christianae adultorum (сокращенно: OICA; «Чин христианского посвящения взрослых»)397, замысленный как основа для разнообразных ритуалов на родных языках верующих398.

Структурированное посвящение взрослых таково:

а) Обряд принятия совершается в самом начале, и после него открывается период оглашенияcclxxvii (катехумената). Он предполагает начальное введение в основы веры. В то же время должны быть рассмотрены мотивы, вызвавшие решение кандидата; в случае необходимости их следует исправить (OICA 68 и 69).

После представления кандидата и выражения им желания принять Крещение следует первое исповедание им Христа, причем совершающий обряд использует вопросно-ответную форму, а кандидат ясно подтверждает свою готовность держаться веры. Здесь впервые в обряд включаются поручители; они должны быть рядом с желающими Крещения на протяжении времени их подготовки, так что и им задаются вопросы, согласны ли они «помогать, чтобы наши кандидаты обрели Христа и последовали за Ним» (OICA 77).

Экзорцизм предусматривается как необязательная процедура, но в зависимости от ситуации может быть предпринято осмысленное отречение от языческих обрядов. После него священнослужитель знаменует крестом лоб кандидатов, причем обряд может быть развернут за счет знаменования органов чувств (ушей, очей, уст, груди и плеч). В обряде могут участвовать также поручители и катехизаторы, но подобающее слово всегда произносится священнослужителем.

В заключение кандидату может быть вручен крест (OICA 83-85). Если начальный этап совершения обряда имел место у входа в храм или в некотором другом месте, то для совершения Литургии Слова все переходят в храм. После того, как прочитано Св. Писание и сказана проповедь священнослужитель вручает кандидатам Евангелия (OICA 93).

Отпуст кандидатов на Крещение совершается, по древнехристианскому обычаю, перед служением Евхаристии (до приготовления свв. Даров).

б) Продолженная подготовка может растянуться на несколько лет. Она имеет свою литургическую форму: в начале или конце катехумената совершаются «малые экзорцизмы», с возложением протянутых рук.

Катехист-мирянин, имеющий поручение от епископа, также имеет право возлагать руки (OICA 109-110), о чем свидетельствует уже св. Ипполит Римский: «После молитвы учитель возлагает на катехуменов руки, молится и творит отпуст. Учитель всегда совершает обряд, неважно, клирик он или мирянин»399. Если имеются для того причины (краткость времени, зрелость кандидатов), то могут быть применены обряды ускоренной подготовки (например, вручения [одежд, свечи] и помазания елеем катехуменов).

в) Ускоренная подготовка начинается с «ритуала внесения в список». «Во время обряда восприемники и катехизаторы свидетельствуют о своем ручательстве за кандидатов, а эти последние подтверждают намерение принять Крещение. От имени Церкви священник, выяснив уровень их подготовки, устанавливает, готовы ли они приобщиться Пасхальным Тайнам» (OICA 133). Сердцевину обряда составляет внесение имен в список: после свидетельства восприемников (поручителей) и после того, как кандидаты выразили свою готовность, они «дают» свои имена. Иногда просто произносится имя, а иногда оно и действительно вносится в список. Так оглашаемые (катехумены) становятся «избранными» (electi), и в предстоящую Пасхальную ночь они уже принимают таинства христианского посвящения. Восприемники призываются к исполнению долга: подготовка краткая, и они должны проявить особое внимание. Этот период обычно совпадает со временем предпасхального покаяния (OICA 152), так что обряд внесения в список должен по возможности совершиться в первое воскресенье Великого Поста (OICA 140).

г) Ближайшая подготовка как время благонравия и просвещения имеет свою литургическую структуру. Покаянное богослужение совершается в 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого Поста, и при этом чтения Св. Писания берутся из годового круга A (OICA 159). Говорится проповедь, и затем готовящиеся к Крещению, а с ними восприемники и восприемницы, выстраиваются перед священнослужителем. Община сначала молится за кандидатов про себя, а затем возглашает прошения и вслух. Они завершаются молитвой об освобождении, и тогда священнослужитель в молчании возлагает руки на каждого кандидата по отдельности. Для них возглашаются слова отпуста, и только после этого переходят к Евхаристической литургии.

На следующей неделе по первом совершении Покаянного богослужения, т. е. на третьей неделе Поста, имеет место «обряд передачи Символа веры»: совместно с общиной священник возглашает Символ веры, а кандидаты запоминают его наизусть. Им предстоит произнести его в Страстную пятницу.

На пятой неделе Поста (т. е. после совершения третьего Покаянного богослужения) совершается «передача молитвы "Отче наш"». За первой для них Евхаристической литургией новокрещенные произнесут эту молитву вместе с другими крещеными, став теперь равными им во всём.

д) В Страстную субботу, наконец, может быть совершен «обряд непосредственной подготовки». За ним желающие Крещения произносят Символ веры. Выполняется обряд разрешения слуха и языка («еффафа»), а в случае необходимости и выбор нового, христианского, имени (если смысл прежнего имени не согласуется с христианской верой). Совершается помазание елеем катехуменов: «Оно может быть, для укрепления в вере, проведено как в частном порядке, так и при публичной "передаче Символа веры", причем как перед началом подготовки, так и после неё» (OICA 206).

е) «Чин принятия в члены Церкви», представляя собой вершину и завершение подготовки, как правило совершается в Пасхальную ночь. «Свв. Дары при этом преподаются после освящения воды, как это и предусмотрено для совершения таинства Крещения в Пасхальную ночь» (OICA 208). Крещаемый отвергается от сатаны, произносит Символ веры. Затем совершается Крещение. Заключительные обряды состоят в передаче белой одежды и возженной свечи. Если сразу же совершается обряд Конфирмации, то, естественно, послекрещальное помазание миром опускается.

Новокрещенные поименно поминаются за Евхаристической литургией и принимают причастие под обоими видами вместе с восприемниками, катехистами и близкими.

ж) Пасхальное время - это для новокрещенных «время вхождения и углубления» (мистагогии)cclxxviii: «за воскресной Мессой новые христиане занимают среди верных особые места. Они стараются бывать за мессами совместно со своими восприемниками. Завершение углубленного вхождения в конце пасхального периода, т. е. около дня Св. Троицы, должно быть отмечено особым служением» (OICA 236-237). «Желательно, чтобы в годовщину принятия Крещения новые христиане были вновь собраны вместе, вознесли благодарение Богу и, чтобы набраться новых сил, обменялись духовным опытом» (OICA 238).

Б. Воцерковление детей школьного возраста

В пятой главе «Ordo Initiationis Christianae Adultorum» («Чина христианского посвящения взрослых») помещён особый чин посвящения детей, уже способных воспринять катехизацию-оглашение, - «Ordo inintiationis puerorum qui aetatem catecheticam adepti sunt» («Чин христианского посвящения детей, достигших возраста катехизации»).

Эта пятая глава ныне адаптирована к местным условиям: ради накопления пастырского опыта, в 1986 г. для региона распространения немецкого языка была издана брошюра с ритуалом «Воцерковление детей школьного возраста»400.

Сама подготовка и совершение чинопоследования воцерковления весьма варьируются в зависимости от различий в ситуации и возраста кандидатов. Соответственно богослужения имеют форму, аналогичную крещальным обрядам взрослых: обряд принятия в катехуменат, обряд допущения к Крещению и, наконец, сам чин воцерковления. Выделяются три группы: посвящение дошкольников, воцерковление в возрасте Первого Причастия и воцерковление 10-14-тилетних. При этом в принципе следует придерживаться единообразного служения всех трех таинств посвящения.

В. Попытка богословского осмысления

Согласно Каванагу (Kavanagh), обряд посвящения взрослых - это «самый существенный и самый ясный плод римских реформ»401. Между тем всего за пять лет до этого Фишер (Fischer) еще считал нужным защищать развитый обряд посвящения от упрека в его музейной обветшалости402.

По мнению Каванага, как раз возврат к древней церковной практике и делает обряд Крещения взрослых «самым зрелым документом литургической реформы II Ватиканского Собора». Он богат важнейшим материалом для предстоящей богословской рефлексии и пасторальной литургики403, а его значение выходит далеко за пределы совершения таинств посвящения404. Среди прочего, Каванаг, частности, не сомневается, что проблематичный разрыв во времени между Крещением младенцев и Конфирмацией, совершаемой лишь в юношеском возрасте, - это ложный (и, стало быть, нуждающийся в устранении) путь в истории Римского обряда405.


4.2.5 Миропомазание-конфирмация в истории и современности:
неудачное продолжение старой традиции?

Разделение по времени предполагающих друг друга (согласно свидетельству Древней Церкви и неизменной практике Восточных Церквей) таинств посвящения: Крещения и Миропомазания (Конфирмации)cclxxix - это следствие неудачного продолжения традиций града Рима. Отделение Конфирмации от таинства Крещения имело следствием отказ от весьма существенного классического порядка таинств посвящения (Крещение - Миропомазание - Евхаристия). Такое произошло из-за того, что данный частный обычай города Рима был точно, но неудачно скопирован по всему миру, в том числе и в общинах, в которых чин, засвидетельствованный св. Ипполитом, никогда не совершался406.

Совершение обряда Помазания миром при Конфирмации закрепилось строго за епископом (или его викарием), что и обусловило довольно продолжительное - в зависимости от величины диоцеза - временное отделение Крещения, совершаемого священником, от Конфирмации, совершаемой епископом. Поскольку такое противоречило более древней традиции, потребовалось соответствующее богословское обоснование.

В проповеди на Троицу южно-галликанского епископа и полу-пелагианцаcclxxx Фаустуса из Рица407 / cclxxxi как раз и представлено новое истолкование Конфирмации, принятой на Западеcclxxxii: крещенный - это «как бы солдат, уже внесенный в списки, но ещё не получивший оружия. В таинстве Крещения Св. Дух дарует благодать невинности, а в Конфирмации совершается приращение благодати, приобретается духовное оружие для нравственной борьбы. Следов подобного богословствования и поныне не удалось отыскать ни в Новом Завете, ни в литургических текстах совершения Конфирмации, а у свв. Отцов могут быть обнаружены лишь его редкие элементы, но они отнюдь не раздуты, как у Фаустуса»408.

Даже Фома Аквинский, считавший Конфирмацию полезным таинством укрепления, уже не включал ее в число спасительных элементов христианского посвящения409.

Подобная переоценка привела к тому, что Конфирмация со временем превратилась в таинство Сознательного Решения. Об этом говорит стремление отодвинуть возраст Конфирмации к завершению школьного обучения и увязать её с основательной катехетической подготовкой. Конфирмация превратилась в «некое подобие "аттестата зрелости юного христианина", но для этого никакой зацепки в Св. Предании нет»410.

В том же направлении ныне идут легкомысленные спекуляции о якобы совершаемом переходе от народной Церкви к Церкви решения411. Отсюда переоценка Конфирмации как таинства Решения, решения «ратифицировать Крещение», стать деятельным членом Церкви и местного прихода, избрать для себя и вести христианский образ жизни412. Конфирмация как якобы «таинство Решения»413 (по своей воле принять благодать Св. Духа для христианской жизни, понятой как духовная борьба) - это искажение таинства, восходящее к Фаустусу: «За последние десятилетия было предложено несколько богословии Конфирмации, и все они в принципе основываются на взглядах Фаустуса. Их сторонники, как и он, - и столь же неправомочно - приписывают одной лишь Конфирмации элементы, принадлежащие всей иницации целиком, а именно: таинства психической зрелости, совершеннолетия, апостолата, католического действия, вхождения в члены Вселенской Церкви и т. д.» (Ленгелинг [Lengeling])414.

Точно такова же позиция Кляйнхойера (Kleinheyer)415. В итоге из-за поздних сроков Конфирмации мы получили, согласно Рихтеру (Richter), немалое количество «полу-инициированных» верующих416.

Б. Богословие и практика Миропомазания Восточных Церквей:
путь к исправлению ситуации?

«Богословски идеальным решением проблемы, по моему мнению, явилось бы восстановление принятого на Востоке единства обряда посвящения: кто крещен, тот в тот же час помазуется миром, и совсем неважно, в каком возрасте» (Рихтер [Richter])417. Также и по Ленгелингу (Lengeling) нам «желательно перенять более последовательную практику Восточных Церквей»418.

Сохранность единства трех таинств посвящения на христианском Востоке - это нечто большее, чем простое сбережение древних церковных традиций; это выражение взгляда на посвящение, основанное на домостроительстве спасения. Соответственно западное богословие и практика Конфирмации предстают в весьма сомнительном свете419.

Лишь тот, кто прошел полное посвящение посредством Крещения, Миропомазания и Причастия (сразу же по Крещении), получает долю в искуплении. Оно представляет собой взаимодополняющие действия Сына и Св. Духа «как бы рук Бога-Отца», - таков образ, заимствованный св. Симеоном Солунским420 у св. Иринея Лионского421. Если разрушить единство таинств посвящения, это будет означать не что иное, как непонимание (тринитарного искупительного) порядка спасения и пренебрежение им.

Именно таково учение современных богословов Восточной Церкви, например, Мейендорфа (Meyendorf)422 и Зизиуласа (Zizioulas). Последний особо подчеркивает взаимодополнительность Крещения и Миропомазания как выражения взаимосвязи христологии и пнев-матологии. Их нерасторжимость ясно понималась в восточно-сирийском регионе, и здесь посредство Св. Духа усматривалось уже за пред-крещальным помазанием елеем. Впоследствии такой взгляд возобладал и во всей Вселенской Церкви423. Пневматология и христология - это два доступа к таинству искупления: стало быть, их взаимодополняющее единство нельзя разрывать, равно как и совокупность таинств христианского посвящения - Крещения и Миропомазания424.

В. Обновленный обряд Конфирмации

22 августа 1971 г. было опубликовано (в виде отдельного выпуска-тетрадки Римского Требника425) Чинопоследование Конфирмации, переработанное по поручению II Ватиканского Собора426. Этот чин имеет следующее построение:

1. представление принимающих Миропомазание и проповедь служителя таинства;

2. отречение от сатаны и исповедание веры, преподанной в Крещении;

3. приглашение приходской общины совершить тихую молитву;

4. молитва служителя таинства ко Св. Духу, с простиранием рук на помазываемых;

5. помазание лба святым миром;

6. прошения и дальнейший порядок богослужения.

Участники обряда Конфирмации представляются епископу (согласно кан. 882/CICcclxxxiii 1983, именно он является minister ordinariuscclxxxiv Конфирмации). Затем епископ говорит проповедь, а помазываемые произносят крещальное исповедание веры.

Главные священнодействия - это молитва помазующего, в которой испрашиваются семь благодатных даров Св. Духа, и простирание им рук над головами помазуемыхcclxxxv / 427. Смысл соотношения между простиранием рук и помазанием миром всё ещё до конца не выяснен. Начиная с XVIII в. появлялись издания «Римского Понтификала», которыми предусматривалось сочетание простертых рук (простирались четыре пальца правой руки) с помазанием лба миром. Согласно Ordo Confirmationis 9, Миропомазание подаётся «посредством намащения хрисмом на лбу, каковое да будет возложением руки, и посредством слов "прими знак Дара Духа Святого"»428. Согласно Кляйнхойеру (Kleinheyer), простертыми руками репрезентируется помазание миром: «Жест простертых рук вошёл в Миропомазание и сплавился с ним. Тем не менее можно понять и сомнения ряда авторов, в свете традиции и практики Вселенской Церкви считающих, что возложение рук (как раньше, так и ныне) имеет большое, даже центральное значение. Кроме того тезис, что простертые руки обусловлены помазанием, несомненно, вступил в непреодолимое противоречие с мнением, что (восходящее к библейской жестикуляции) возложение рук - это неотъемлемая составляющая обряда, имеющая большое значение для его цельности»429.

Старая формула миропомазания «Signo te signo crucis et confirmo te chrismate salutis in nomine Patris...»cclxxxvi была заменена (и поныне принятой в византийском обряде) формулой, впервые засвидетельствованной в конце IV в., а именно: «Σφραγίς δωρεάς Πνεύματος ’Αγίου, accipe signaculum Doni Spiritus Sancti»cclxxxvii. В этой формуле выражено, что «искупительные деяния Божий служения таинства Церкви в данный момент подошли к завершению и достигли полноты (о чем и говорится); формула, таким образом, сообщает: в искупительных знамениях Крещения и Конфирмации Господь Бог даровал тебе Своего Святого Духа»430.

Отпала алапаcclxxxviii, вид удара по щеке, которая следовала за помазанием миром. В числе возможных смыслов этого прикосновения Дуранд (Durandus) называет алапу памятным знаком, заимствованным из германской правовой символики. Помазанному внушается всегда помнить о Конфирмации.

Позднейшие истолкования алапы исходили из символики удара шпагой при посвящении в рыцари: если так думать, то Конфирмация, отделенная от общего посвящения, - это всего лишь символический акт подкрепления на служение в воинстве Христовом. Некоторые исследователи полагают, что Дуранд сам ввел алапу в обряд Конфирмации431.

Несмотря на прогресс, отложившийся в обновленном чине Конфирмации, всё же до сих пор нет ответа на принципиальные вопросы о месте Конфирмации как части христианского посвящения, а они в свою очередь зависят от того, как будут решены проблемы, кто может быть совершителемcclxxxix обряда таинства и в каком возрасте должен быть конфирмируемый.


4.2.6 От Крещального причастия до Первого: Евхаристия как составная часть посвящения

Все крещеные и миропомазанные имеют поручение совершать Евхаристию и тем самым со-участвовать в обóжении мира. По недвусмысленному суждению Зизиуласа, они для этого «рукоположены»: новокрещенный - это не «христианин» вообще, а христианин, «рукоположенный» в определенную Евхаристическую (приходскую) общину.

Стоит позабыть об «ординативной природе» посвящения, как «миряне» приравниваются к «не имеющим рукоположения», и тогда распахивается дверь как для клерикализма, так и для обратной реакции - отвержения особых посвящений. Зизиулас же, напротив, определенно сопрягает «ординативную природу» таинств посвящения с крещальным причастием432.

Именно в крещальном причастии «рукоположение» всех христиан в царственное священство достигает своей полноты, а новый христианин «получает свое место» за трапезой приходской общины, этой семьи Божией. Получив через Крещение и Конфирмацию право принимать Евхаристию, он располагается у алтаря (что есть логичное завершение посвящения) и берёт на себя поручение, со-служа Евхаристию, со-участвовать в обóжении мира.

На Западе причастие крещаемых малых детей окончательно прекратилось лишь во втором тысячелетии433; на Востоке у придерживающихся византийского обряда оно по регионам практикуется весьма различно. Только в Понтификале Дуранда впервые нет больше сопряженности Крещения и Причастия.

Сверх того, когда Миропомазание было выведено из обрядов посвящения, совершилось обращение классического (и для экуменического диалога с Востоком немаловажного) порядка следования: «Крещение - Миропомазание - Первая Евхаристия». Он теперь приобрёл вид: «Крещение - Первое Причастие - Миропомазание».

В XII в. маленьким детям крещальное причастие еще преподавалось под видом вина; в XIII в. от него совсем отказались. Согласно решению IV Латеранского Собора (1215) все обязаны ежегодно причащаться во время Пасхи «после того, как войдут в лета различения». «Этим косвенно было признано, что отныне для младенцев и малых детей подобного обязательства нет».

Предписания ок. 1200 г., запрещавшие в процессе обряда Крещения причащать младенцев, равно как и декрет Латеранского Собора - это выражение изменившейся богословской позиции. В XIII в. она привела к тому, что возраст для Конфирмации стали отодвигать всё дальше и дальше. Поскольку детей не допускали к Конфирмации до достижения ими возраста распознанияccxc и, с другой стороны, поскольку никто не мог причащаться, не будучи конфирмирован, вопрос крещального причастия малолетних отпал сам собой»434.

Из былого крещального причастия развился обычай Первого Причастия, а Первое Причастие обычно назначалось на 13-й или 14-й год жизни. Устойчивые формы обучения-катехизации появились только в XVII-XVIII вв. под влиянием иезуитов. Вместе с общей подготовкой Белое воскресеньеccxci закрепилось как день торжественного Первого Причастия. И только при Папе Пие Xccxcii возраст для Первого Причастия был вновь снижен до 7-ми лет435.

Но несмотря на снижение возраста, несмотря на присутствие в процессе катехизации и Первого Причастия элементов, отсылающих к Крещению, - например, отречения от сатаны и Символа веры, «ангельских одеяний», причастной свечи и др., - несмотря на всё это, тем не менее Первое Причастие, а также и Конфирмация ныне никем не сознаются как интегральные части христианского посвящения. Тем более Крещение отнюдь не сознаётся и не переживается как «рукоположение» (в смысле Зизиуласа).

Исправить ситуацию - как и в случае Конфирмации - мог бы только возврат к практике полного посвящения (как при воцерковлении взрослых).


4.2.7 Таинства христианского посвящения по византийскому обряду

В посвящении по византийскому обряду новорожденных и малых детей также действует практика: в богослужебное последование вошли обряды катехумената желающих креститься взрослых. К крещаемому младенцу священник обращается как ко взрослому, а роль восприемников столь же значительна, как та, которую они играли в служении таинства Крещения по римскому обряду до реформы.

Так, четыре экзорцизма-запрещения (άφορκισμοί)ccxciii напоминают экзорцизмы над оглашенными, а первая часть служения таинства Крещения - это (по смыслу) завершение катехуменатаccxciv. Затем имеет место отречение от сатаны (оглашенный произносит его, повернувшись лицом на запад). Отречение еще подкрепляется символическим плюновением в лукавого, после чего священник обращает крещаемого лицом на восток и сочетает его Христу. Возглашается Символ веры, повторяемый крещаемым три раза, что лишний раз напоминает нам о Redditio Symboli436.

Вплоть до сего дня в евхологиях и требниках перед началом основных священнодействий обряда Крещения предусмотрена вполне приметная цезура437. В книгах имеется собственный, новый заголовок, да к тому же предписывается мирная ектенияccxcv (обычно читаемая диаконом), что ясно указывает на начало нового священнодействия. Освящается крещальная вода и елей катехуменов, часть от которого священник опускает в крещальную воду. После этого крещаемого помазывают сим «елеем радования», причем помазание ушей («В слышание веры») напоминает латинский обряд «еффафа».

Троекратным погружением крещаемого в воду и произнесением пассивистской крещальной формулы совершается таинство, а затем крещеного облачают в светлую ризу438.

В евхологии внутри обряда посвящения неприметно меняются заголовки: тексты и обряды Миропомазания надписаны как ‘Aκολουτία τού χρίσματος («Чинопоследование Миропомазания»), тогда как заключительные обряды снова фигурируют под заголовком «Крещение»439.

После вступительной молитвы «священник помазывает крестившихся святым миром, творя образ креста - на лбу, глазах, ноздрях, устах, ушах, груди, руках-ладонях и ногах-ступнях, говоря каждому: Печать дара Духа Святого. Аминь»440.

Затем совершается троекратное, напоминающее хоровод обхождение купели (крещального бассейна), причем подобные обхождения имеют место также при совершении Браковенчания и Рукоположения. Читается Апостол (Рим 6, 36-12); поется «аллилуйя»; прочитывается Евангелие (Мф 28, 16-20), после чего диакон возглашает ектению441. «Крещеному младенцу как правило преподается также причастие (Initiatio christiana)»442. Согласно богослужебным книгам, на восьмой день должно совершаться ритуальное «измовение» помазания и пострижение волос, но на практике они входят в то же самое чинопоследование.

Литература

A. Adam, Erwägungen zum Patenamt bei Taufe und Firmung. In: H. Auf der Maur / B. Kleinheyer (Hgg.): Zeichen des Glaubens. Studien zu Taufe und Firmung (FS Fischer). Freiburg - Basel - Wien 1972, 415- 428.

R. Cabié: L'initiation chrétienne: Marrimort III, Paris 1984, 21-114.

B. Fischer: Redemptionis Mysterium. Studien zur Osrerfeier und zur christlichen Initiation. Hg. von A. Gerhards und A. Heinz. Paderbom - München - Wien -Zürich 1992.

P. M. Gy: Histoire liturgique du sacrement de confirmation. In: MD 58 (1959) 135-145.

A. Kavanagh: The shape of baptism. The rite of Christian initiation. New York 1978.

Â. Kleinheyer: Die Feiern der Eingliederung in die Kirche: GdK 7,1. Regensburg 1989.

M. Probst / H. Plock / K. Richter (Hgg.): Katechumenat heute. Werkbuch zur Eingliederung von Kindern und Erwachsenen in die Kirche. Einsiedeln - Zürich -Freiburg - Wien 1976.

M. Righetti: Manuale di storia liturgica IV: I sacramenti, i sacramentali. Milano 1953, 1-87: Il Battesimo - 88-104: La Confermazione.

A. Stenzel: Die Taufe. Eine genetische Erklärung der Taufliturgie. Innsbruck 1958.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|