|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

§4040. ЧУЖЕЗЕМЦЫ В СОСТАВЕ МОНГОЛЬСКИХ АРМИЙ (НТ, § 27)

В шестой главе брат Иоанн сообщает: «Для лобового столкновения с врагами они посылают один отряд, составленный из пленных и [представителей] других народов, которые есть в их войске, и с ними могут пойти также несколько тартар. Другие отряды, [составленные] из людей покрепче, они посылают [издалека] слева и справа так, чтобы они не были видимы их противниками, и таким образом окружают противников и ударяют в середину и начинают сражаться со всех сторон» (LT, VI. 14). В письме венгерского епископа парижскому епископу от 10 апреля 1242 г. говорится о мордве в составе монгольского войска: «Услышать точные сведения о них мы не можем, ибо впереди них идут некие племена, именуемые мордванами, и они уничтожают всех людей без разбору» (Английские источники, с. 154). В главе «О свойствах татар» Фома Сплитский пишет: «У них имеется великое множество воинов из разных покоренных ими в войнах народов, прежде всего куманов, которых они насильно заставляют сражаться. Если же они видят, что кто-либо из них немного страшится и не бросается в исступлении навстречу гибели, они немедленно отрубают ему голову» (Фома Сплитский. XXXVII).

Включение иноплеменников в состав монгольских армий имело давнюю традицию. Например, основные силы каракиданей, сведенные монголами в отдельный корпус под командованием киданьского военачальника Хесымайли (Измаил), в западном походе прославились так, что их командир в 1226 г. был лично представлен Чингис-хану; после разгрома чжурчжэней Хесымайли получил звание «полководца, покорителя западных стран»430.

В 1235 г. «при дворе обсуждался [вопрос] о том, чтобы использовать мусульман для совершения карательных походов на Юг [Китая], а ханьцев - для карательных походов на Запад. Предполагали, что этим был бы найден удачный план. Его превосходительство [Елюй Чу-цай] неоднократно заявлял о том, что это невозможно. [Он] говорил: " Китайские земли и Западный край отстоят друг от друга на десятки тысяч ли. Люди и кони изнурятся, пока дойдут до границ неприятеля, и будут негодны. Более того, различен климат, и непременно возникнут повальные болезни. Лучше, если те и другие будут участвовать в карательных походах в своих странах. [Это], очевидно, будет к обоюдной выгоде!" Спор продолжался более десяти дней и затем прекратился» (Сун Цзы-чжэнь, с. 78). Как известно, Чингис-хан использовал этнические и религиозные противоречия между своими противниками и включал в состав своей армии многочисленные иноплеменные войска. При монгольском дворе в 1235 г., по-видимому, обсуждался вопрос о более широком привлечении войск, набранных среди населения покоренных стран. В этом году Бату с полководцем Субудаем выступил в поход в Восточную Европу и на Русь, Тангу - в Корею, а царевичи Ко-дуань и Ко-чу и племянник Чингис-хана Коу-вэнь Бухуа во главе трех армий пошли войной против Южных Сунов431. Рашид ад-Дин сообщает об использовании чужеземцев в качестве воинов в монгольских войсках. Так, войско Джучи-хана, полученное им в удел от отца, составляло 4 тысячи человек, «а что прибавилось [к ним] за последнее время, то - из войск русских, черкесских, кипчакских, маджарских и прочих, которые присоединились к ним» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 275)432.

Григор Акнерци пишет о военной повинности (калане), которую должны были нести грузинские князья, участвуя в военных походах монголов. «Великие и независимые князья грузинские, кто волей, кто неволей, сделались их данниками и каждый с известным числом всадников, смотря по состоянию, вступил с ними в халан. С их-то помощью татары брали непокоренные города и крепости, разоряли, брали в плен и беспощадно умерщвляли мужчин и женщин, священников и монахов, уводили в рабство диаконов, без всякого страха грабили христианские церкви и превосходные мощи святых мучеников; кресты же и святые книги, сняв с них дорогие украшения, бросали прочь, как нечто негодное. Как мне описать горе и бедствия времени?» (Григор Акнерци, с. 12). Во время похода на Малую Азию «народ стрелков снова стал собирать войска, к которым присоединились также князья армянские и грузинские. С несметными силами они пошли на румскую страну под предводительством Бачу-ноина, имевшего удачу в боях и постоянно поражавшего своих противников. Причиной этих побед были те же грузинские и армянские князья, которые, образуя передовые отряды с сильным натиском бросались на неприятеля; а за ними уже татары пускали вдело свои луки и стрелы» (Григор Акнерци, с. 14-15). Ср.: «Хитрое и коварное племя стрелков не раз посылало к грузинской царице Русудан [с предложением] явиться к ним или же отправить к ним сына своего, отрока Давида, с войском» (Киракос Гандзакеци. 38). Армянский ишхан Джалал покорился монголам, они же «воздав ему почести, вернули ему его владения и даже добавили кое-что, затем приказали ему выходить год за годом вслед за ними на войну и спокойно жить под их властью» (Киракос Гандзакеци. 30). Участие армянских князей при взятии монголами Багдада - известный факт.

«В рядах монгольской армии, начиная уже со времен создателя монгольского могущества Чингис-хана, мы находим представителей разных народностей. Не только отдельные искатели приключений или военнопленные, но целые племена, во главе с их правителями, иногда добровольно являвшихся к новым носителям власти, иногда принимавших подданство надвигавшихся врагов, действовали с монголами заодно. Уйгуры, тибетцы, тангуты, кидане, чжурчжени, китайцы, различные народности, исповедовавшие мусульманство, племена населявшие отдаленный Кавказ (асы, черкесы, лезгины и др.) и русские шли в рядах их войск на новые завоевания»433. Астрономический и медицинский приказы обслуживались мусульманами. Артиллерия находилась всецело в руках китайских мастеров огненного боя434.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|