|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Иоганн ван Рейсбрук

Joannis Rusbrochii

(1293-1381)

 

Иоганн ван Рейсбрук, самый известный из фламандских мистиков, чаще именуемый как «Удивительный», родился в Рейсбруке, деревушке под Брюсселем. Его мать (об отце никаких сведений не осталось) отличалась особым благочестием, что сказывалось на всех сторонах семейной жизни, и, естественно, не могло не повлиять на формирование характера будущего мистика. Видимо Рейсбрук уже с ранних лет знал, что ему предстоит стать служителем Бога и принять священнический сан. Поэтому в семь лет он покидает свою семью и отправляется в Брюссель к своему дяде Иоганну Гинкарту, бывшему священником в одной из городских церквей, чтобы укрепить христианское мироощущение и получить образование-он изучает 1тшт(грамматику, риторику, диалектику) и quadrivium (мyзыку, арифметику, геометрию и астрономию). Но все же его более интересует теологические проблемы, в которые он погружается благодаря изучению трудов Платона, Плотина, Ареопагита и Августина; не исключено, что он был знаком и с трудами Альберта Великого и Экхарта. В 1317 г. происходит посвящение Рейсбрука в духовный сан, а незадолго до этого его мать приезжает в Брюссель, но не имея возможности жить в доме Гинкарта, вступает в монашеский орден в качестве сестры-бегинки487. На протяжении более двадцати лет Рейсбрук вместе с Иоганном Гинкартом и Фрэнсисом Коденбергом ведет очень строгую, уединенную и полную аскетизма жизнь. Но в 40-х годах XIV в. в религиозной жизни Нидерландов появляется ряд серьезных, можно сказать - конфликтных ситуаций, вызванных появлением союза так называемых «Братьев Свободного Духа». Среди них выделялась своей активностью некая Блюмердинна. Она утверждала, что «серафимическая любовь» должна заменить собой все ритуалы, традиции, догматы, распространяя мистический эротизм в качестве единственной добродетели; формой же выражения для нее служили доступные массовому восприятию стихотворные памфлеты. Рейсбрук вступает в полемику с ней, и пишет опровержения также в форме памфлетов, которые с интересом читались братьями. К сожалению, ни один из них не сохранился. Активной деятельности Рейсбрук все же предпочитает уединение и в 1343 г. Рейсбрук вместе с несколькими самыми близкими друзьями принимает отшельничество в лесу под Суаньи488. Но в подлинном уединении Рейсбрук находился недолго, так как к нему стало стягиваться большое количество людей, желающих стать его учениками. Такое положение приводит к тому, что 13 марта 1349 г. образуется августинский монастырь в Грюнендале. Его первым настоятелем становится Фрэнсис Коденберг, а приором - Рейсбрук. Именно этот период, с 1349 г. до смерти Рейсбрука 2 декабря 1381 г., был для него наиболее благоприятным для обретения мистического опыта и создания многих сочинений, описывающих этот опыт. Со временем известность Рейсбрука как «божьего человека» и «экстатического доктора» (doctor exstaticus) выходит далеко за пределы Брабантского герцогства и распространяется по всей Голландии, Германии и Франции. Так, например, известный рейнский мистик и проповедник Иоганн Таулер хорошо знал труды Рейсбрука, хотя вряд ли они встречались друг с другом.

Значимость Рейсбрука для своего времени некоторые исследователи видят и в том, что он был предтечей или даже основателем нового мистического движения в Нидерландах - так называемого devotio moderna489 (новое благочестие), которое выступало связующим звеном между рейнскими мистиками и голландским реформаторским движением, возглавляемым Герхардом Грооте490 (1340-1389). Последний уважал Рейсбрука как учителя и любил как друга, и именно его влияние было определяющим для формирования взглядов Г. Грооте, а также религиозно-мистического духа «Братства Совместной жизни», наиболее известным представителем которой в следующем поколении является Фома Кемпийский (1380-1471). Вообще в XV в. Рейсбрук был одним из самых влиятельных мистиков - его особый мистический дух можно в той или иной степени обнаружить у кардинала Николая Кузанского (1401-1464), Дени Картузианца491 (1402-1471). Последний, кстати, перевел все труды Рейсбрука на латынь (так как он писал только на своем родном языке) и назвал его «новым Дионисием», с той только разницей, что, по его мнению, Рейсбрук «ясен там, где был непонятен Ареопагит». В конце XIX-нач. XX в. интерес к мистике Рейсбрука был вызван изданием книги о нем492 известным французским писателем Морисом Метерлинком. А 1 декабря 1908 г. римско-католическая церковь приняла решение канонизировать Рейсбрука как блаженного.

Из написанных И. Рейсбруком трактатов до нас дошло 12, из них самыми значимыми являются «Царство возлюбленных божьих», «Книга о высшей истине» и, наконец, приводимое в нашем издании «Одеяние духовного брака». «Мистическое единение» с Богом для Рейсбрука это отнюдь не пантеистическое всепоглощение, в котором его позже обвиняли493. Так, например, в «Книге об истине» он пишет, что «ни одна тварь не может быть святой и не может обрести святость в такой мере, чтобы утратить при этом свою тварность и стать Богом». Но при этом он открыто признает, что человек еще при жизни, совершенствуя свой способ созерцания от чувственного до мистической интуиции посредством углубления в подлинные основания своей души, может достичь божественного единения. На этом пути Рейсбрук выделяет три этапа: уподобление, интроверсия и соединение. Основой уподобления является Троица, приобщаясь к которой и исходя из которой в человеческой душе, просвещенной божественной Троицей, по-новому раскрываются такие способности, как разум, память и воля. Свое единство душа человека осуществляет уже через интроверсию, возвращаясь в свою подлинную сущность в три этапа: через деятельную жизнь, основанную на добродетелях; через внутреннюю жизнь, обретаемую через благодать и подражание Христу; и через созерцательную жизнь, позволяющую приобщиться божественной жизни и вкусить опыт богообщения. И, наконец, предельное единение предполагает преодоление в себя какой-либо привязанности к тварному и вхождение в жизнь Бога Отца, хотя Рейсбрук подчеркивает, что здесь не идет речь о пантеистическом тождестве сущностей.

В основе концепции «духовного брака» Рейсбрук выделяет три разновидности соединения человека с Богом, выстроенных по иерархическому порядку: единение опосредованное; непосредственное; и вне каких-либо отличий и различий. В «Одеянии духовного брака» Рейсбрук также выделяет три рода единства человека, естественно присущих ему (см. кн. 2, гл.2 и далее): прежде всего, это верховное единство человека в Боге, от Которого все тварное берет свое бытие, изначально пребывая в Нем; далее, единство высших сил, которое проявляется духом в деятельности памяти, разума и воли; и, наконец, единство телесных сил в сосредоточении сердца как источника жизни. Также крайне важно для понимания мистического учения Рейсбрука его взгляд на троякое пришествие Христа во внутреннем человеке (см. кн. 2, гл. 5-8). Первое пришествие устремляет человека вглубь себя и вызывает в нем стремление к Богу; функция этого пришествия - обращение. Второе пришествие привносит в душу человека божественные дары, просвещающие и обогащающие дух человека. И последнее пришествие несет собой единение человека с Богом в любви.

Мистика Рейсбрука - это единение с Богом через веру, надежду и любовь, и становится это возможным только благодаря Христу, во Христе и со Христом. Еще священномученик Ириней Лионский говорил, что «Бог соделался человеком, чтобы человек смог стать Богом». Человек обретает божественное единение по безграничной милости Бога, но встать на путь, ведущий к этому единению, может только сам человек, отдающий себя полностью Богу и достигающий своего обожения в любви.

Д. Ю. Дорофеев

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|