Издательство "Мысль"
Москва - 1979


ПРИМЕЧАНИЯ

3. А. Тажуризина. Николай из Кузы

1 Йозеф Кох, посвятивший специальное исследование этому трактату, относит его к 1444 г. (см. J. Koch. Die Ars ConiecturaliS des Nicolaus von Cues. Köln-Opladen, 1956).

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 361.

3 Tokarski M. F. Filozofia bytu u Mikolaja z Kuzy. Lublin, 1958, s. 261.

4 Meyer H. Abendländische Weltanschauungen. Bd 4. Würzburg, 1950, s. 43.

5 Haubst R. Die Christologie des Nicolaus von Cues. Freiburg, 1959.

6 Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. м., 1937, с. 3.

7 В. Ф. Асмус. Натурфилософские и научные идеи Николая Кузанского. - «Фронт науки и техники», 1938, № 2.

8 См., например. В. В. Соколов. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962; его же. Николай Кузанский. - Философская энциклопедия, т. 3; его же. Николай Кузанский. - «История диалектики XIV-XVIII вв.». М., 1974; Pal Sаndor. Nicolaus Cusanus. Berlin, Akademi-Verlag, 1971; Bahr M., Bartsch G. Nicolaus Cusanus. Deutsche Zeitshrift für Philosophie, 1964, N 10; Nicolaus von Kues. Wissenschaftliche Konferenz des Plenums der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin anlässlich der 500. Wiederkehr seines Todesjahres. Berlin, 1965; Wollgast S. Entwicklungsdenken von Nicolaus von Kues bis Giordano Bruno. - Stiehler G. (Hrsg.). Veräderung und Entwicklung. Berlin, 1974; Bergmann PL, Hedtke U., Ruben P., Warnke C. Dialektik und Systemdenken. Historische Aspekte. Berlin, 1977. P. Floss. Mikulаs Kusаnsky. Zivot a dilo. Praha, 1977.

9 Пал Шандор справедливо замечает, что Бог Николая в отличие от Бога традиционно-схоластического не имеет атрибутов, даже атрибута бесконечности, ибо Бог и бесконечность идентичны (Pal Sandor. Nicolaus Cusanus, S. 61).

10 В ссылках на сочинения Николая Кузанского дается общепринятая пагинация. Произведения, вошедшие в первый том настоящего издания, цитируются по настоящему изданию (Ред.).

11 Ссылаясь на Николая Кузанского, М. Э. Омельяновский Пишет: «Ныне физика на точном языке своих понятий ставит в конкретную плоскость естествознания вопрос о единстве предельно простого и предельно сложного, вопрос, который являлся когда-то предметом тех или иных философских спекуляций» («Вопросы философии», 1975, № 1, с. 96).

12 Дж. Бруно. Изгнание торжествующего зверя. Спб., 1914, с. 28.

13 Проблемы эстетики в философии Николая Кузанского специально рассмотрены u книге А. Ф. Лосева «Эстетика Возрождения» (М., 1978).

14 Haubst R. Die Christologie des Nicolaus von Cues, s. 306.

15 Tokarski M. F. Filozofia bytu u Mikolaja z Kuzy, s. 61.

16 Разумеется, Кузанец не избежал христианских оценок человека. См. III кн. «Об ученом незнании», малые произведения и др.

17 Блестящий анализ гносеологии Кузанца дает в своей книге «Мышление как творчество» (М., 1975) В.С.Библер.

18 B. Suchodolsky. Narodziny nowozytnei filozofii czlowieka. Warszawa, 1969, p. 148.

МАЛЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1445-1447 гг.

Точная дата возникновения диалога «О сокрытом Боге» не указана. Обращенный к неизвестному адресату трактат «Об искании Бога» составлен в Майнце на тему беседы, прочитанной там же 6.1.1445 г. Работа «О Богосыновстве», относящаяся к июлю 1445 г., имеет посвящение канонику мюнстерского монастыря, настоятелем которого был автор. После эссе «О даре Отца светов», написанного, по-видимому, там же для епископа Салонского Герарда, по времени следует небольшой историософский трактат «Предположение о последних днях» (30.8.1446, Майнц), который мы опускаем (§ 123 -140). Диалог «О становлении», или «О бытии» (genesis - латинское название Моисеевой книги Бытия), имеющий альтернативное заглавие «О тождестве», закончен 2 марта 1447 г. По форме (комментарий на определенный текст) и структуре примыкая к другим произведениям этого периода, по теме и приемам (философское осмысление обиходного понятия) диалог «О становлении» предвосхищает такие работы последних лет, как «О не-ином».

О СОКРЫТОМ БОГЕ (De deo abscondito)

1 Ср. Об уч. незн. II 2, 98 слл.; О предп. I 11, 56; О даре Отца светов 2, 98. Истина отождествляется с подлинным бытием, знать которое равносильно пребыванию в нем.

2 О единстве истины см. Об уч. незн. I.

3 Бог, ничто и нечто - см. Об уч. незн. II.

4 См. Об уч. незн. III; О предп. I; О богосын.

5 См. О предп.

6 Бытие как начало небытия - ср. Об уч. незн. I.

7 Об именовании Бога через совершенства см. Об уч. незн. I.

ОБ ИСКАНИИ БОГА (De quaerendo deum)

1 Восхищен на третье небо - см. 2 Кор. 3, 18; речь в Ареопаге - Деян. 17, 18-29.

2 В слове theos (бог) с античности усматривали корни theó - «бежать, течь» (от бога «проистекает благо», Климент Александрийский. Строматы IV 23), thesis - «уложение» (от бога порядок, там же I 29), theaomai - «видеть» (бог всевидящ, Ириней Лионский. Против ересей IV 38, 3), theoreó - «созерцать» (Евсевий Кесарийский. Евангельские приуготовления V 3, со ссылкой на «древних»), что в свою очередь разлагалось на theó - «бежать» -· и horao - «видеть» (Дионисий Ареопагит. О бож. именах 12, 2).

3 Ср. О предп. II 14, 141-142; Прост. об уме 8, 112 - 114.

4 Ср. начальную формулу платоновских «разысканий»: считаем ли мы, что N есть нечто? (ср. «Федон» 64с; «Гиппий больший» 287 сd).

5 Ср. Об уч. незн. II.

6 Общее чувство - см. Аристотель. О душe ΠΙ 2, 426b 12-20; О памяти и воспоминании 1, 450а 10-12; О частях животных IV 10, 686а 31 и др.

7 Несмешанность ума - см. Аристотель. О душе II.

8 Енгедский виноград, кипрское вино - см. Песнь песн. 1, 13. Аттический мед - Плиний. Естеств. история XXI 10, 31; Юсидий. Тристии V 4, 30.

9 Жизненный корень - ср. Об уч. незн. II и прим. 48.

10 Ср. О предп. I и прим. 36.

11 См. Пс. 47, 11: «Как имя Твое, так и хвала Твоя до концов земли» (земля толкуется как человеческая природа). cd. Охота за мудр. 18-20.

12 См. выше 1, 18: первая часть вопроса - где искать, вторая - как найти.

13 Августин. О Троице X 1, 1: «Совершенно неизвестную вещь любить никто никогда не может». Ср. Прост. о мудр. I.

14 Дух отца - см. Об уч. незн. II и прим. 60.

15 Аристотель. О душе II. См. О предп. II.

16 См. Экхарт. Толк. на Еванг. от Иоан. 192: «Всякая вещь познается в своем начале».

17 Ср. Деян. 17, 28. См. также выше и прим. 14.

18 См. О даре Отца светов и прим. 3.

19 Ср. выше; О предп. II.

20 См. Об уч. незн. II и прим. 73.

21 О вере как начале знания см. Об уч. незн. III.

О БОГОСЫНОВСТВЕ (De filiatione dei)

1 Иоан. 1, 12.

2 Достоверная способность... от бога - 2 Кор. 3, 4-5. Ср. О предп. II 16, 168; Прост. о мудр. II и прим. 3.

3 Путник - см. Об уч. незн. III и прим. 49.

4 Ср. 3, 64: обожение примиряет человека с его миром.

5 См. Рим. 8, 15; Гал. 4, 5; Ефес. 1, 5.

6 Ефес. 4, 11 -15 («придем... в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения»).

7 Гал. 4, 1; 2 Тим. 2, 12.

8 Матф. 13, 52.

9 Ср. Прост. о мудр. I: Игра в шар II; Охота за мудр.

10 Об истине как цели интеллекта см. О предп. II.

11 Т. е. познание бога есть достижение интеллектом своей самодовлеющей полноты. Ср. с концепцией причастности как воспроизведения, О предп. I 11, 58-59. См. также ниже.

12 Зеркала вмещают друг друга не непосредственно, а через истину своей зеркальности. Ср. Об уч. незн. II 5, 117-122.

13 Разрешение (ср. ниже 5, 81-82 и прим. 16; О предп. I Пролог, 4 и прим. 3) - сведение вещи к «простоте» ее первоначал (онтологическая редукция). См. Боэций. О разл. Предметах 1; Иоанн Скот Эриугена. О раздел. природы II 1.

14 Ср. О предп. II и прим. 1 и др.

15 Абсолютизацию здесь следует отличать от абстракции. Ср. Об уч. незн. II и прим. 37.

16 Первый шаг разрешения - проследить единство определенной сущности (например, силы) за множеством проявлений. Второй - понять, что среди проявлений вплоть до высшего нет ни одного совершенно простого, без того или иною «модуса». Третий - увидеть, что сама прослеживаема я нами сущность есть поэтому тоже лишь модус, за которым стоит никак не определимое единое универсума. Сходное разрешение см. О даре Отца светов 5, 115-118.

17 Матф. 13, Марк 4, Лук. 8.

18 См. Об уч. незн. III; Прост. о мудр. II.

19 К понятию охоты см. О предп. II 10, 126; Охота за мудр. 1, 85; Об иск. бога 1. Venari часто переводится у нас как «улавливать», «искать».

20 Аристотель. Аналит. вторая Π 1, 89 b 23-24.

О ДАРЕ ОТЦА СВЕТОВ (De dato patris luminum)

1 Иак. 1, 17. Превосходную степень наилучшее Николай понимает в смысле максимума. Следующий ст. - 18 («...у Которого нет изменения и ни тени превратности») разбирается в гл. 1-3, а ст. 19 («По воле родил Он пас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его творения») - в гл. 4.

2 Ср. Аристотель. Мет. II 1, начало. См. также Прост. о мудр. II 28 слл.

3 Кн. Премудр. Соломона, откуда эти слова (6, 13), приписывается Филону Александрийскому. Ср. Апол. уч. незн. 4.

4 Как взор совы. - см. Об уч. незн. I и прим. 6.

5 Ср. О предп. I; О богосын.

6 О монотеизме язычников см. Об уч. незн. I.

7 Иак. 1, 5 (о прошении мудрости у бога).

8 Ср. ниже; Об уч. незн. II.

9 Изливающее себя - определение блага в традиционной метафизике.

10 См. Об уч. незн. II.

11 Ни для чего не другое - ср. Диал. о становл. 1.

12 Изречение Гермеса Трисмегиста - см. Об уч. незн. I 24, 75; мнение Платона - «Тимей» 92 с.

13 Об уч. незн. I; О предп. I; О богосын.

14 Ср. Об уч. незн. I и прим. 11; О предп. I и прим. 47.

15 См. выше прим. 1.

16 2, 97 слл. (о том, что в своем начатке творение есть творец).

17 Ср. Об уч. незн. I.

18 Аристотель. Meт. VII 9, 1034а 34; О душе II.

19 Премудр. 1, 7 в переводе Семидесяти толковников.

20 См. О богосын. 1, 52 слл.

21 Об интеллигенциях как простых числах см. О предп. I 4, 14; 6, 22. Почему и называется человеческой - II 6 101 и прим. 22а.

22 См. прим. 7.

23 Об Иисусе как восполнении всех недостатков людей см Об уч. незн. III 6, 218-219.

ДИАЛОГ О СТАНОВЛЕНИИ (Dialogus de Genesi)

1 Подразумевается: «и в силу этого общего свойства предел и начало совпадают». Потоки и озера - ср. Предп. II 5, 96.

2 Пс. 101, 26-28; Евр. 1, 10-12.

3 См. Аристотель. О возникн. и уничт. II 10, 336a 27.

4 См. 1 Кор. 12, 11.

5 См. примечание Николая к тому месту комментариев Прокла на «Парменид» (139 D и 140 В), где говорится об абсолютности единого и вторичности тождества: «Единое запредельно тождеству».

6 Фраза имеет два смысла: а) все возникает лишь в обращении к тому же; б) все, обращающееся к тому же в стремлении уподобиться ему, тем самым обнаруживает себя как не то же.

7 He-сущее в смысле пустого отсутствия, становясь тем же, приобретает определенную сущность. Ср. Об уч. незн. II 2, 100 слл.

8 Т. е. вещи подчеркивают свою множественность именно тем, что каждая стремится утвердиться в том же.

9 О предп. II и др.

10 Аристотель о вечности мира - Физ. VIII 1, 251b 28 - 252а 1; платоники - см. «Тимей» 28 bс (возможно, в передаче Августина, см. «О граде Божием» X 31; XI 4).

11 Задняя его - см. Ilex. 20, 4; 33, 23. Не имеют продолжительности - Быт. 1, 1.

12 См. Иероним Стридонский. Книга еврейских вопросов к Бытию (PL 23, 995 А).

13 Ср. Экхарт. Толк. на кн. Бытия II 1(«...буквальный смысл поверхности»).

14 Пс. 32, 6.

15 Т. е. пустое отсутствие слова превращается в выразительное молчание. Ср. выше и прим. 7.

16 См. Компендий 5.

17 Об имени Иегова как заключающем всякое звучание см. Иероним Стридонский. Толк. на кн. прор. Иезекииля II 6; IX 28; Маймонид. Путеводитель колеблющихся I 60 - 62.

18 См. Иезек. 28, 12.

19 См. О сокр. боге; Прост. об уме 2, 58 слл.

20 Быт. 2, 19-20.

21 Велик и высок - см. Пс. 98, 2; величию его нет конца - Пс. 144, 3.

22 О богосын.; ср. Об уч. незн. III.

23 Пророк говорит - см. выше, прим. 14. Имя Иегова - выше, 4, 168 и прим. 17.

24 Наилучшее даяние - см. О даре Отца светов, 91 слл.

25 Быт. 2, 7.

26 О предп. I; О даре Отца светов.

27 См. Пс, 148, 1-2.